Общая культурология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:17, реферат

Описание работы

Культура начинает занимать все большее место в жизни человечества. Не только культура в широком смысле слова как результат творения ума и души человека. Но и культура, как она понимается на уровне обыденного сознания – культурность, т. е. порядочность, образованность, тактичность, интеллигентность. Отсутствие этих качеств или недостаточность их остро ощущается в обществе, внося в нашу жизнь постоянную напряженность, нервозность, дискомфорт. Обретение их возможно только на основе приобщения к культуре, усвоения того лучшего, что выработано человечеством на протяжении веков и сохранено многими поколениями людей.

Содержание работы

Введение 3
Место культурологии в системе гуманитарного знания 3
1.1. Культурология и психология 6
1.2. Культурология и антропология 6
1.3. Культурология и археология 7
1.4. Культурология и этнография 7
1.5. Культурология и философия 7
Культурология как совокупность знаний о культуре. Предмет и состав культурологии 9
Методы исследования культурологии 12
Сущность культуры 15
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Общая культуралогия.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН  

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «»

 

на тему:

«Общая культурология»

 

 

   

 

 

 

 

     Выполнил студент 2 курса Ю 301 группы

     очно-заочной формы  обучения

г.р. «выходного дня»

        Фикачев Игорь Владимирович,

     Специальность «Юриспруденция»

 

     Проверил  

 

 

 

 

 

 

Москва  2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение           3

  1. Место культурологии в системе гуманитарного знания    3

1.1. Культурология и психология        6

1.2. Культурология и антропология       6

1.3. Культурология и археология        7

1.4. Культурология и этнография         7

1.5. Культурология и философия         7

  1. Культурология как совокупность знаний о культуре. Предмет и состав культурологии           9
  2. Методы исследования культурологии       12
  3. Сущность культуры          15

Заключение                       18

     Список используемой литературы                          19 

 

Введение.

 
Культура начинает занимать все  большее место в жизни человечества. Не только культура в широком смысле слова как результат творения ума и души человека. Но и культура, как она понимается на уровне обыденного сознания – культурность, т. е. порядочность, образованность, тактичность, интеллигентность. Отсутствие этих качеств или недостаточность их остро ощущается в обществе, внося в нашу жизнь постоянную напряженность, нервозность, дискомфорт. Обретение их возможно только на основе приобщения к культуре, усвоения того лучшего, что выработано человечеством на протяжении веков и сохранено многими поколениями людей.

Культурология  начинается с проблемы, которая пока еще не считается важной: человек, его самочувствие, его ощущение себя среди других людей, а в сознании общества начинает утверждаться понимание самоценности человеческой личности. Осознание этого всеми людьми тем более важно, что реалии современного общества находятся в противоречии с этим утверждением. Войны, отсутствие порядка, бездействие законов, ощущение вседозволенности у людей, наделенных властью или обладающих большими финансовыми возможностями, обессмысливают жизнь многих людей, ставят ее в зависимость от создаваемых обстоятельств, воли случая или чьих-то непродуманных решений.

Одним из важнейших условий  преодоления этих негативных сторон жизни общества является повышение  общей культуры, культуры в самом  широком понимании этого уникального  феномена.

Однако роль и значение культуры оцениваются недостаточно. Культура считается чем-то второстепенным, чем можно будет заняться после  того, как будут решены другие, более  важные задачи: экономические, политические, производственные.

Культура – это определенный уровень любой человеческой деятельности. Без культуры труда не может быть создано высокоразвитое производство. Без политической культуры невозможно решение жизненно важных проблем  государства и общества. Без культуры человеческих отношений, в основе которых  лежит понимание самоценности каждого человека, не будут решены социальные проблемы. И вообще нормальное функционирование как общества в целом, так и любого его подразделения невозможно, если не будет достигнут определенный уровень культуры, не сформируется понимание того, что высокоразвитая культура является фундаментом цивилизованного общества. Понимание этого – один из показателей культуры общества и культуры личности.

 

  1. Место культурологии в системе гуманитарного знания.

 

В XX в. стремительно развивались  все отрасли науки. Срастаясь  с различными сферами материального  и духовного производства, политической и идеологической жизни общества, наука превратилась в непосредственную производительную силу, в важнейший  компонент научно-технического прогресса. О масштабах научной сферы  жизни современного общества свидетельствуют  следующие данные: численность современных  ученых (свыше пяти миллионов человек) - это около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле; система современного научного знания включает около пятнадцати тысяч направлений. Поэтому становление  в XX веке новой науки - культурологии - процесс объективный, отражающий расширение и углубление познавательных интересов и возможностей человечества, это адекватный ответ разума и когнитивной интуиции человека на вызов стремительно меняющейся вследствие постоянно увеличивающегося объема информационной картины мира.

Одной из особенностей современного познавательного процесса выступает  его синтетичность, интегративность, формирование новых направлений научного исследования на пересечении наук, чьи предмет, объект, методология и проблематика прошли этап определения, поиска и разработки.

Среди новых, формировавшихся  в XX в. наук - культурология (от лат. cultura - возделывание и греч. logos - учение) - гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостный феномен, многообразие культур, их взаимодействие, типы культурного творчества, структуру и функции культуры, закономерности социальной жизни и формы выражения в культуре человеческого бытия.

Культурология формируется  на стыке социального и гуманитарного  знания, использует присущие им методы исследования: социология культуры и  антропология предполагают использование  количественных методов анализа  и оценки соответствующей информации, искусствознание и философия  культуры строятся на качественных методах  исследования, включают аксиологический  компонент. Культуролог чаще всего обращается к гносеологическим методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики, историческим методам, а также аналитическим процедурам общенаучного познания - структурно-функциональному подходу, методу моделирования, но главный принцип культуролога - холистический подход.

Несмотря на то, что культурология  находится в состоянии становления, можно говорить о ее достаточно длительной предыстории: исторические корни уходят в античность - философия первых греческих софистов (V - IV вв. до н.э., - именно тогда возникают представления  о «второй природе», о культуре как об особом виде реальности), а  в мышлении представителей архаических  цивилизаций культура не становилась  предметом исследования потому, что  в своих «высоких» версиях она полностью включалась в религиозный культ, в «низких» же, фольклорных версиях, существовала как данность в традиции.

О предмете и месте культурологии  в системе научного знания не сложилось  единого мнения. Прямую аналогию отечественной  культурологии в принятых за рубежом  классификациях наук выявить сложно, поскольку различается интерпретация  культуры в нашей и зарубежной научной традиции: соотнесение понятия  культуры прежде всего с художественной и просветительской практикой и трактовка понятия культуры в социально-этнографическом смысле соответственно.

Впервые использование самого термина «культурология» в научном  обороте, согласно Оксфордскому словарю, отмечено в 1913 году, когда его употребил  немецкий ученый В. Оствальд; в последующем его поддержал американский антрополог Л.А. Уайт в 1949 г. Именно с его именем в словаре Вебстера культурология определяется в специальном смысле как некая методология, в которой культура рассматривается в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, институции, идеологии и технологии) - в качестве независимых от некультуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей).

Следует отметить, что однозначного общепринятого определения культуры на сегодняшний день не выработано, проблема определения культуры - одна из наиболее сложных проблем современной  гуманитарной науки. Существующие около  пятисот определений культуры позволяют  выделить несколько подходов к пониманию  и определению этой организации  жизнедеятельности homo sapiens: содержательный, функциональный, системный и знаковый. Поэтому культурологическое исследование становится совокупной интерпретацией, которая с доминирующего числа точек зрения, предоставляемых различными исследователями, истолковывает свой объект.

Культурология носит интегративный  характер, то есть представляет собой  особое структурно-системное пространство, вовлекающее в свою орбиту достижения других наук: философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры, семиотики, филологии. Полное знание о  культуре возникает на пересечении  антропологического, гуманитарного  и социологического знания. И линия  этого пересечения - человек, его  потребности и деятельность. Принципиально, что интеграционистский подход имеет те преимущества, что интегрируя разные науки, он способен создать условия для появления новых знаний, что особенно важно для статуса культурологии как самостоятельной науки.

Культурология учит распознавать мысль эпох и поколений, запечатленную  в артефактах, символических и  знаковых системах, социально-экономическом  устройстве каждой культурно-исторической эпохи, созданных совокупным человеческим опытом, любым проявлением творческой активности человека.

В основе каждого культурного  явления, каждого произведения искусства  лежат воззрения человека на мир, уникальные, неповторимые в каждой культуре. Комплекс мировоззренческих  понятий составляет как называемую модель мира или картину мира. Только понимая структуру этой модели, а  также сходства и различия в разных моделях, можно глубоко осмыслить  содержание и особенности различных  традиций и произведений искусства.

Изучение картины мира является предметом исследования культурологии. Картина мира - это полуосознанное представление об окружающем мире, способах, целях и смысле взаимодействия человека и мира, зафиксированное в конкретных произведениях культуры. Картина мира включает в себя представления о личности и ее отношении к обществу, о свободе и равенстве, о чести, о добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе. Картина мира передается из поколения в поколение, изменяется в ходе эволюции общества, неисчерпаема по содержанию; она служит основой поведения человека.

Картину мира можно представить  в виде следующей культурологической модели:

Представления, понятия и  отношения на предметно-символическом  уровне изучаются культуроведением, историей культуры. Изучение ценностей  и смыслов - это предмет теории культуры и семиотики. Философская  проблематика трансцендентного составляет сферу интересов культурософии. Разделение по уровням составляющих картину мира представлений в известной степени условно, так как в организации, устройстве жизненного уклада, в быту, в самоидентификации человек и существует в предметно-символическом мире, и присваивает особые значения ценностям и наполняет их смыслом, и трансцендирует, что связано с имманентно присущей интенцией преодолеть собственную ограниченность и несовершенство, осознавая расширяющиеся с переходом на каждый качественно новый виток развития общества возможности и растущую с активированием этих возможностей ответственность.

При рассмотрении соотношения  культурологии с другими науками  о человеке и обществе следует  акцентировать внимание на том, что  линией их пересечения является деятельность человека, а также результаты этой деяте-льности. Рассмотрим вкратце, каким образом состыковываются культурология и психология, культурология и антропология, культурология и археология, культурология и этнография, культурология и философия.

 

1.1. Культурология и психология. 

У них общий объект исследования - предметы и явления, зависящие от способности человека символизовать. Но контекст изучения разный. Психология рассматривает символаты во взаимосвязи с организмом человека - в соматическом контексте: как, кого и почему привлекают определенные идеи, увлекают и затягивают отношения, с какими символами связывает себя человек, по собственному представлению, выбранным стилем поведения. То есть, каким образом объективирует человек символаты в своей повседневной жизни и как это сказывается на его здоровье.

Для культурологии важна  взаимосвязь символатов друг с другом, их взаимодействие между собой важнее, чем взаимосвязь с организмом человека. Естественно, человек выступает активатором взаимодействия символатов, поэтому следует особо выделить, что направление культурологического исследования - заложенный в символатах творческий потенциал и возможности и варианты его реализации в разных обстоятельствах в каждую культурно-историческую эпоху, а также возможные последствия. В этом заключается провидческий, футуристический аспект культурологии: знать, чтобы предвидеть.

 

1.2. Культурология и антропология. С точки зрения антропологии, культура - научаемое поведение, свойственное человеческому виду и передающиеся от одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма социальной наследственности. С точки зрения культурологии, культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Совпадает философская основа культурологического исследования и культурной антропологии - смежной  отрасли знания. Заключается это совпадение в критическом отношении к эволюционизму (к эволюционизму относятся такие философские системы, в которых признается существование единого закона развития всего человечества, существует убеждение в поступательном движении прогресса, в развитии общества по определенным фазам: дикость - варварство - цивилизация, или язычество - монотеизм, или родоплеменное - рабовладельческое - феодальное - капиталистическое - коммунистическое общество), ярко выраженном культурном релятивизме, в заострении внимания на символическом смысле культурного поведения и в подходе к изучению культуры как целостного феномена.

Информация о работе Общая культурология