Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:17, реферат
Культура начинает занимать все большее место в жизни человечества. Не только культура в широком смысле слова как результат творения ума и души человека. Но и культура, как она понимается на уровне обыденного сознания – культурность, т. е. порядочность, образованность, тактичность, интеллигентность. Отсутствие этих качеств или недостаточность их остро ощущается в обществе, внося в нашу жизнь постоянную напряженность, нервозность, дискомфорт. Обретение их возможно только на основе приобщения к культуре, усвоения того лучшего, что выработано человечеством на протяжении веков и сохранено многими поколениями людей.
Введение 3
Место культурологии в системе гуманитарного знания 3
1.1. Культурология и психология 6
1.2. Культурология и антропология 6
1.3. Культурология и археология 7
1.4. Культурология и этнография 7
1.5. Культурология и философия 7
Культурология как совокупность знаний о культуре. Предмет и состав культурологии 9
Методы исследования культурологии 12
Сущность культуры 15
Заключение 18
Список используемой литературы 19
Главное назначение культуры
состоит в том, чтобы постоянно
содействовать духовному
Создавая многообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик. В известном смысле человек есть мера культуры. Какую бы сферу культуры мы ни рассматривали - научные открытия или технические изобретения, произведения литературы и искусства, нормы морали и права - их значение определяется в зависимости от того, какое влияние они оказывают на духовный мир личности: способствуют ли они развитию гуманности и благородства или распространяют человеконенавистничество и зло.
В духовной деятельности осуществляется
процесс самореализации человека, когда
на основе овладения историческим наследием
мировой и отечественной
Таким образом, культура - многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
Развитие культуры приобретает
особое значение в современном мире.
Сохранение культурного наследия, бережное
отношение к природным
Реалистический анализ состояния
культуры в нашем обществе позволяет
утверждать, что из множества проблем
самой сложной является проблема
дефицита культуры. Дефицит этот вызывает
особую тревогу и всеобщее беспокойство,
ибо свидетельствует о глубоком
духовном кризисе, утрате ценностных ориентиров,
о моральной разобщенности, о
распространении пороков и
Для преодоления психологической инерции, для борьбы с косностью, догматизмом, идеологическим тоталитаризмом необходим подъем духовных сил, способствующих гуманному оздоровлению общества, изменению духовной атмосферы; поощрение талантов, развитие индивидуальности.
Как справедливо отметил академик Д.С. Лихачев, XXI век - это век гуманитарной культуры, и уже сейчас необходимо готовить к нему молодое поколение. В конечном счете, всякая культура гуманитарна, ибо она идет от человека и служит человеку. Культуpa человека любой профессии определяется гуманитарной культурой: его пониманием музыки, поэзии, живописи, архитектуры и т.д. Без общей культуры зачахнут и точные науки, и сама техника. Только гуманитарная культура может стать фундаментом этики, нравственности.
Низкая культура отрицательно
сказывается на всех явлениях общественной
жизни, проявляется в политической
безответственности, экономической
бесхозяйственности, отсутствии душевного
такта, в разжигании межнациональных
конфликтов, в губительном отношении
к природе, в деградации духовного
облика личности. Выход из экономического,
политического и духовного
Гуманитарная культура опирается на демократизацию общества, гласность и свободу творчества, плюрализм мнений и уважение друг к другу, всемерное поощрение культурных контактов и взаимопонимание национальных культур, сохранение исторических памятников и расширение объеме культурного наследия. В каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости
Растущий процесс
В массовом сознании утвердилось представление о культуре как об особой сфере общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически тождественна искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются поэты и писатели, музыканты и артисты.
На деле же культура - явление масштабное, не сводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.
Заключение.
В настоящее время существует множество
представлений о культурологии.
Можно выделить три основных подхода:
Культурология рассматривается
как комплекс дисциплин, изучающих
культуру. Образующим моментом здесь
является цель изучения культуры и
в ее историческом развитии и социальном
функционировании, а результатом - система
знаний о культуре.
Культурология представляется как комплекс
дисциплин, изучающих культуру. Например,
культурология как философия культуры
претендует на ее понимание в целом, в
общем. Существует и обратная позиция,
согласно которой она и есть раздел философии
культуры, изучающий проблему многообразия
культур (типологизация, систематизация
знания о культуре без учета фактора культурного
самосознания). В данном случае возможно
отождествление с культурологией культурантропологии,
социологии культуры, а также выделение
философской культурологии как науки
о смыслах, значениях, взятых в их целостности
по отношению к определенному региону
или периоду времени.
Этот подход обнаруживает
стремление рассматривать культурологию
как самостоятельную научную
дисциплину. Это предполагает определение
предмета и метода исследования, места
культурологии в системе
Основополагающее влияние на становление
и развитие культурологии оказали В. Дильтей,
Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер, автор
одной из самых интересных концепций,
вызвавшей взлет широкого общественного
интереса к культурологии. Основные идеи
и концепции культурологии 20 века связаны
также с именами Фрейда, Юнга, Бердяева,
Фромма, Вебера, Тойнби, Ясперса, Хайдеггера,
Сартра, Ортегара, Леви-Брюля, Леви-Стратоса,
Бубера и др.
В нашей стране культурология представлена работами Данилевского, Бердяева, Лосева, Лихачева, Бахтина, А. Меня, Аверинцева, Лотмана, Соловьева, Баткина, Васильева, Гуревича, Григорьевой, Гачева, Померанца и др.
Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа. Проблемы современной культурологии прежде всего связаны с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру драму и трагедию собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл.
Список используемой литературы:
Аванесова Г.А., Бабаков В.Г.
и др. Морфология культуры. Структура и
динамика. — М.,1994.
Арнольдов А.И. Введение в культурологию. —
М., 1994.
Введение в культурологию / Под рук. Е.В.
Попова. — М., 1996.
Гуревич П.С. Культурология. — М., 1996.
Ерасов Б.С. Социальная культурология:
В 2-х ч. — М., 1994.
Мамонтов С.П. Основы культурологии. —
М., 1996.