Общая культурология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:17, реферат

Описание работы

Культура начинает занимать все большее место в жизни человечества. Не только культура в широком смысле слова как результат творения ума и души человека. Но и культура, как она понимается на уровне обыденного сознания – культурность, т. е. порядочность, образованность, тактичность, интеллигентность. Отсутствие этих качеств или недостаточность их остро ощущается в обществе, внося в нашу жизнь постоянную напряженность, нервозность, дискомфорт. Обретение их возможно только на основе приобщения к культуре, усвоения того лучшего, что выработано человечеством на протяжении веков и сохранено многими поколениями людей.

Содержание работы

Введение 3
Место культурологии в системе гуманитарного знания 3
1.1. Культурология и психология 6
1.2. Культурология и антропология 6
1.3. Культурология и археология 7
1.4. Культурология и этнография 7
1.5. Культурология и философия 7
Культурология как совокупность знаний о культуре. Предмет и состав культурологии 9
Методы исследования культурологии 12
Сущность культуры 15
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Общая культуралогия.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

Главное назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно  содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию талантов, дарований и способностей.

Создавая многообразный  мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует  свой духовный облик. В известном  смысле человек есть мера культуры. Какую бы сферу культуры мы ни рассматривали - научные открытия или технические  изобретения, произведения литературы и искусства, нормы морали и права - их значение определяется в зависимости  от того, какое влияние они оказывают  на духовный мир личности: способствуют ли они развитию гуманности и благородства или распространяют человеконенавистничество и зло.

В духовной деятельности осуществляется процесс самореализации человека, когда  на основе овладения историческим наследием  мировой и отечественной культуры, воспитания и образования создаются  духовные ценности, развиваются способности  к труду, познанию, творчеству и общению.

Таким образом, культура - многогранное, сложное, исторически развивающееся  общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого  потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.

Развитие культуры приобретает  особое значение в современном мире. Сохранение культурного наследия, бережное отношение к природным богатствам, поддержание самобытных культур  разных народов, установление контактов  в целях взаимопонимания и  обогащения культур, развитие духовных интересов личности - все это становится всемирными и глобальными проблемами, требующими объединения усилий и  энергии политиков, деятелей культуры, каждого человека. От уровня культуры существенно зависит успешная реализация социальных проектов и реформ обновления общества, мир и согласие в межнациональных  отношениях, совершенствование качества жизни людей.

Реалистический анализ состояния  культуры в нашем обществе позволяет  утверждать, что из множества проблем  самой сложной является проблема дефицита культуры. Дефицит этот вызывает особую тревогу и всеобщее беспокойство, ибо свидетельствует о глубоком духовном кризисе, утрате ценностных ориентиров, о моральной разобщенности, о  распространении пороков и жестоких межнациональных конфликтов, об эскалации  агрессивности и враждебности, пошлости и безнравственности, о духовной деградации человека. Дефицит культуры обнаруживает себя в серости и  ограниченности духовных потребностей, примитивности и душевной невоспитанности, утилитаризме и социальной апатии, отсутствии подлинной интеллигентности, в националистических предрассудках  и анархической вседозволенности.

Для преодоления психологической  инерции, для борьбы с косностью, догматизмом, идеологическим тоталитаризмом необходим подъем духовных сил, способствующих гуманному оздоровлению общества, изменению  духовной атмосферы; поощрение талантов, развитие индивидуальности.

Как справедливо отметил  академик Д.С. Лихачев, XXI век - это век  гуманитарной культуры, и уже сейчас необходимо готовить к нему молодое  поколение. В конечном счете, всякая культура гуманитарна, ибо она идет от человека и служит человеку. Культуpa человека любой профессии определяется гуманитарной культурой: его пониманием музыки, поэзии, живописи, архитектуры и т.д. Без общей культуры зачахнут и точные науки, и сама техника. Только гуманитарная культура может стать фундаментом этики, нравственности.

Низкая культура отрицательно сказывается на всех явлениях общественной жизни, проявляется в политической безответственности, экономической  бесхозяйственности, отсутствии душевного  такта, в разжигании межнациональных  конфликтов, в губительном отношении  к природе, в деградации духовного  облика личности. Выход из экономического, политического и духовного кризиса  состоит в подъеме культуры всего  народа и каждого человека, в придании развитию культуры приоритетного значения.

Гуманитарная культура опирается  на демократизацию общества, гласность  и свободу творчества, плюрализм  мнений и уважение друг к другу, всемерное  поощрение культурных контактов  и взаимопонимание национальных культур, сохранение исторических памятников и расширение объеме культурного наследия. В каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости

Растущий процесс взаимовлияния  культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур в обществе, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ориентации и ценностей  человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии  как науки и отрасли гуманитарного  знания.

В массовом сознании утвердилось  представление о культуре как  об особой сфере общества, которая  как бы отделена от повседневной жизни  и фактически тождественна искусству  и литературе. Этот взгляд закреплен  в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются  поэты и писатели, музыканты и  артисты.

На деле же культура - явление  масштабное, не сводимое к одному только искусству, явление соразмерное  обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана  со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.

 

 

 

 

Заключение.

 
В настоящее время существует множество  представлений о культурологии. Можно выделить три основных подхода:

Культурология рассматривается  как комплекс дисциплин, изучающих  культуру. Образующим моментом здесь  является цель изучения культуры и  в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система  знаний о культуре.  
Культурология представляется как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она и есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени. 

Этот подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию  как самостоятельную научную  дисциплину. Это предполагает определение  предмета и метода исследования, места  культурологии в системе социально-гуманитарного  знания.  
Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер, автор одной из самых интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии 20 века связаны также с именами Фрейда, Юнга, Бердяева, Фромма, Вебера, Тойнби, Ясперса, Хайдеггера, Сартра, Ортегара, Леви-Брюля, Леви-Стратоса, Бубера и др. 

В нашей стране культурология  представлена работами Данилевского, Бердяева, Лосева, Лихачева, Бахтина, А. Меня, Аверинцева, Лотмана, Соловьева, Баткина, Васильева, Гуревича, Григорьевой, Гачева, Померанца и др. 

Вообще культурология  может изучать любой предмет, любое явление при условии, что  она обнаруживает в нем смысловое  содержание, реализацию творческого  человеческого духа. Проблемы современной  культурологии прежде всего связаны с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру драму и трагедию собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл.

 

 

Список используемой литературы:

 

 

 Аванесова Г.А., Бабаков В.Г. и др. Морфология культуры. Структура и динамика. — М.,1994. 
 
 Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М., 1994. 
 
Введение в культурологию / Под рук. Е.В. Попова. — М., 1996. 
 
Гуревич П.С. Культурология. — М., 1996. 
 
Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2-х ч. — М., 1994. 
 
Мамонтов С.П. Основы культурологии. — М., 1996.

 


Информация о работе Общая культурология