Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:45, курсовая работа
В данной работе будет рассмотрено общество как система, подверженная постоянному движению и видоизменению в процессе времени, будет дана попытка изучить каждый из подходов к развитию общества и проследить взаимосвязь между существующими подходами.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Общество как особая система……………………………………….………4
2. Подходы к развитию общества…………………………………..………….7
2.1. Формационный подход…………………….…………………………………9
2.2. Цивилизационный подход………………………………………….……….13
2.3. Культурологический подход………………………………………….…….15
3. Взаимосвязь методологических подходов…………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………………21
Основные пункты критики формационной теории, выдвигаемые представителями первого направления, наиболее концентрированно изложены в статьях историков А.Я. Гуревича и М.А. Барга на рубеже 80-90-х гг.2 Аргументы А.Я. Гуревича сводятся к следующему.
1. Формационная теория,
разработанная на материале
2. Формационная теория
в качестве основной
3. Теория формаций
зиждется на признании
4. Формационная теория
нацелена на
5. Формационная теория
предписывает истории
Близкую, хотя и менее радикальную, позицию занимает М.А. Барг. В его аргументации есть несколько дополнительных моментов.
1. При формационном
подходе картина социальной
2. При анализе духовной
культуры формационный подход
ориентирует на сведение всего
ее богатства к отражению
3. Формационный анализ сводит государство к роли инструмента политического господства эксплуататорского класса, что далеко не исчерпывает его сути. Совокупность неформационных функций государства (олицетворение народности, правосудия и справедливости, хранитель целостности общества, арбитр в споре между общими и частными интересами и т.д.) превращает его в огромной силы социально-творческий фактор, который в рамках формационного подхода не может быть адекватно осмыслен.
4. При формационном
подходе функционально
Общий вывод М. Барга состоит в следующем.
Если сущность
формационного подхода к
Цивилизационный подход представляет собой некий набор сходных методологических установок, принципов. Отсюда проистекают слабые моменты цивилизационного подхода. Главный среди них - аморфность, расплывчатость критериев, по которым выделяются цивилизации, их типы; слабая определенность причинно-следственных связей между этими критериями.
Исходным
в цивилизационном подходе
С учетом эволюции этого понятия можно сказать, что цивилизации - это большие, длительно существующие самодостаточные сообщества стран и народов, выделенных по социокультурному основанию, своеобразие которых обусловлено в конечном счете естественными, объективными условиями жизни, в том числе способом производства. Эти сообщества в процессе своей эволюции проходят (тут можно согласиться с А. Тойнби) стадии возникновения, становления, расцвета, надлома и разложения (гибели). Единство мировой истории выступает как сосуществование этих сообществ в пространстве и во времени, их взаимодействие и взаимосвязь. Выделение этих сообществ составляет, следовательно, первую предпосылку цивилизационного подхода к истории в его современном понимании. Вторая предпосылка - расшифровка социокультурного кода, обеспечивающего существование и воспроизводство сообществ, их своеобразие и отличие друг от друга. Ключевым понятием здесь является культура во всем ее многообразии. И тут уже многое зависит от того, какие ее аспекты оказываются в центре внимания. Чаще всего у современного сторонника цивилизационного подхода на первый план выступает духовная культура, укорененная в народе, или ментальность (менталитет), понимаемая в узком смысле слова, т.е. как потаенные пласты общественного сознания. Но никуда не уйти от вопроса: как и откуда возник этот социокультурный код? Тут уж без обращения к объективным условиям существования сообщества не обойтись. Объективные условия - это и естественные (природная среда), и антропологические, уходящие корнями в доисторическую эпоху, и социальные (способ, каким люди обеспечивали себя жизненными средствами, межобщинные влияния и проч.) факторы. Таким образом, социокультурный код есть результат взаимодействия разнообразных факторов.
Суть цивилизационного подхода к развитию общества - раскрытие сущности исторического процесса через призму становления цивилизации людей в рамках того или иного сообщества или всего человечества, в какой-то конкретный период времени или на протяжении истории людей в целом.
Использование понятий «социокультурное
развитие», «социокультурное пространство»
– форма философской дедукции,
необходимая предпосылка и
Культурологический подход - совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психологической жизни через призму системообразующих культурологических понятий, таких как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы.
В рамках комплексного использования
культурологического подхода
В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Она характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура). В культуре может фиксироваться и способ жизнедеятельности отдельного индивида и социальной группы или всего общества в целом. Можно рассматривать историю как целесообразную деятельность людей по созданию условий своего существования, тогда культура выступает как «социокультурная среда» - овеществленная усилиями всего общества, включаемая в жизнь каждого индивидуума совокупность материальных и духовных ценностей (стереотипы, традиции, общепринятые нормы), обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека и человеческих общностей.
Совокупность точек зрения позволяет трактовать общество как результат субъективной деятельности самого общества, как результат «возделывания» окружающей среды и создание искусственной, объективно существующей социокультурной среды - мира человека.
Для нормального развития
и самоосуществления человек
нуждается в двух мирах, составляющих
среду его культурного
а) предметном мире культуры, объективирующем человеческое стремление к идеалу и совершенству;
б) идеальном мире духовных сущностей и образов культуры, освобожденном и очищенном от предметности.
Смысл культурной деятельности
заключается в “
Деятельность человека направлена на познание окружающего его мира и на создание так называемой «второй природы» или социокультурного пространства. Человек формируется этим же окружающим его природным и социальным миром. Это обстоятельство создает проблему соотношения антропологического и социологического подходов в познании социокультурного пространства.
Гуманитарное знание как знание о человеке отличается от социального, в котором отражаются законы, структуры, функционирование социальных систем. Это позволяет выделить функции культуры, которые являются наиболее важными при рассмотрении социокультурного пространства как культурного процесса:
Таким образом, применение культурологического подхода направлено на понимание содержания социальной действительности, механизмов ее структурирования, управления процессами общественного развития, способствует целостному представлению об основных координатах изучения явлений социокультурной деятельности, а также качественных характеристиках социокультурного пространства.
3. Взаимосвязь методолических подходов
Вопрос о соотношении общественного бытия людей как реального процесса их общественной жизни и их общественного сознания - один из основополагающих методологических вопросов социальной философии. Ответ на него предполагает, в частности, выяснение того, насколько полно и глубоко общественное сознание людей отражает их общественное бытие. В этом обнаруживается степень понимания людьми происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособительной и творчески-преобразующей деятельности в собственных интересах. Понятия "общественное бытие" и "общественное сознание" играют немаловажную методологическую роль в исследовании общества и в понимании отдельных социальных явлений. В них выражены предельно общие стороны существования и развития общества. Правильно понять взаимодействие этих сторон - значит встать на путь научного познания общества как сложной социальной системы, а также отдельных явлений, будь то в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.