Общий анализ испанского этноса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – исследование этнографических групп испанского этноса.
Задачи работы:
- исследование общих истоков этнографических групп испанского этноса;
- изучение особенностей отдельных групп испанского этноса

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Общий анализ испанского этноса………………………………………4
2. Характеристика отдельных этнических групп испанского этноса
2.1 Каталонцы……………………………………………………………..10
2.2 Андалусийцы………………………………………………………….11
2.3 Кастильцы……………………………………………………………..13
2.4 Валенсийцы……………………………………………………………15
2.5 Галисийцы……………………………………………………………..17
2.6 Баски…………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………….……….21
Список литературы…………………………………………….…………23

Файлы: 1 файл

Испанский этнос.decryptedKLR.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

 Андалусия всегда была своеобразной переводной картинкой «настоящей Испании»: цыгане, танцующие фламенко, красавицы с пламенным взором, веером и мантильей, гордые мачос с напомаженными волосами. Однако привлекательнее любого клише здешняя действительность. В то время как столица Андалусии Севилья и экстравагантная Коста-дель-Соль давно нашли путь в высшее общество, белые села остальной Андалусии как будто пребывают в состоянии летаргического сна. Крайности существуют здесь и в природе: снег высоко над Гранадой, раскаленная каменистая пустыня под Альмерией, естественный ландшафт дельты в устье Гвадалквивира.

В Андалусии говорят  в основном на андалусском диалекте испанского языка, появившемся после кастильского завоевания мусульманской Андалусии. Эта лингвистическая модальность, обогащенная сильным влиянием арабского субстрата и местного романского языка (бетского мосарабского), а также собственной эволюцией в первые века своего существования, оказала наибольшее влияние на диалекты и лингвистические вариации испанского языка в Америке.

 

2.3 Кастильцы

Кастильцы являются по существу представителями романских народов  и действительно в течение  многих столетий были хранителями латинского наследия, оберегая его языковые и литературные памятники, а также его традиции в эпоху римских завоеваний и Римской империи. У кастильцев наблюдаются черты, характерные для романских народов, — многословие и красноречие (кастильское слово hablar — «разговаривать» происходит от слова fabulare, означающего «выдумывать, сочинять, наслаждаться беседой»). Северяне едва ли чувствуют себя уютно, сталкиваясь с таким многословием испанцев, а также с испанцами в их излюбленной роли «великих романтиков». Гордые за свою историю и чистоту кровей, кастильцы в душе своей крестоносцы, мистики и непрактичные индивидуалисты, которые когда-то были великими завоевателями-конкистадорами, но так и не смогли создать собственной империи. Англичане и американцы могут восхищаться кастильским индивидуализмом, так как эту черту они особенно ценят в себе, но индивидуализм в Испании перерос в непокорность власти и организациям, и даже в презрение к правительству. В северной части страны «горячий» климат еще более способствует проявлению апатии и инерции там, где дело касается законов и постановлений. Бедняк в Испании считается таким же благородным человеком, как и богач. К нищим относятся с пониманием, бедным и нуждающимся оказывают уважение, а врожденный аристократизм проглядывает в самых бедных людях. Личное достоинство человек, по представлению кастильцев, не должен терять даже в тех случаях, когда ему уже нечего больше терять. Время, деньги и даже благоразумие имеют второстепенное значение. Если прагматичным северянам трудно принять даже это, то еще больше их сбивает с толку кастильский фатализм. «К чему так сильно заботиться о своей судьбе? — говорит кастилец. — Все, что происходит сейчас, происходило раньше и обязательно повторится в будущем». Полные неуемной энергии в периоды лихорадочной деятельности или в моменты великого прозрения, испанцы мало пристрастия питают к рутинным и банальным задачам консолидации и координации действий. «И завтра будет день; если такова наша судьба, то так тому и быть». Северяне, у которых мало времени остается на фатализм и которые считают себя хозяевами собственной судьбы, испытывают мало симпатии к такой позиции. Мы можем утверждать, что факты — упрямая вещь, а испанец заявляет, что вещи совсем не такие, какими они кажутся. «Существуют две истины, — говорит он, —истина каждой бренной частицы и истина поэтического целого». Вторая истина более важна для кастильца, поскольку она дает ему веру или видение жизни. Человек должен осознавать тщетность своих материальных амбиций. Из этих испанских концепций и убеждений совершенно ясно, что испанец и житель севера обладают совершенно различным восприятием действительности. Диалог между этими людьми никогда не бывает легким. Высокопарный, многословный оратор и «великий романтик» обращается к пассивному слушателю и молчаливому прагматику. Между 'ними может возникнуть языковой барьер, но диалог все же должен состояться — в мире бизнеса. Существуют некоторые мосты между испанской культурой и культурой северных народов. Кастилия — это бесплодная земля с огромными перепадами холода и жары. Суровость климата и ландшафта приучила кастильцев к аскетизму — явлению, небезызвестному для северян, трудные времена во многих странах развивали бережливость. Хотя Испания — это земля богачей и бедняков, эгалитарные британцы, скандинавы и американцы могут рассмотреть в стремлении испанцев защищать слабых характерный для этой страны вариант истинной демократичности.

 

2.4 Валенсийцы

Валенсия - город торговцев  и биржевых маклеров. В 1408 году в  здании Биржи был выдан первый в мире долговой вексель. Его выдал первый банк на территории нынешней Испании - Tabula de Canvis i Deposits, в буквальном переводе «Стол обмена и депозитов». Одна из самых старых в мире торговых бирж находится напротив Центрального рынка в здании, похожем на католический храм и дворец одновременно. Готическое здание было специально построено для Биржи, и первоначально здесь торговали шелком. Но лет через пятьдесят после постройки Биржи турки перерезали торговые пути на Восток, торговля шелком и пряностями на время прекратилась, и на Бирже стали торговать любыми товарами - например, апельсинами, мандаринами и лимонами. Самое удивительное, что и через шестьсот лет цены на цитрусовые в Европе устанавливаются именно на валенсийской Бирже - вот так серьезный бизнес чтит свои традиции. В главном зале Биржи сохранились старинные столы, на каждом из которых - таблички с фамилиями владельцев. Купцы, судовладельцы и банкиры не могли так легко поменять адрес и название фирмы, как сейчас, а обязаны были проводить сделки в строго определенном месте и под своим именем, чтобы в случае чего их можно было легко найти.

Иберийское  поселение, основанное на берегах реки Тириуса (теперь - Турия), населяли позже греки, финикийцы и карфагеняне. Официальная история города восходит к 137 году до н.э., когда римский консул Деций Юний Брут дал ему нынешнее название (Valentia означает по латыни "Смелая"), укрепив крепость на берегу Турий мощными крепостными стенами. Раскопки древнего римского города можно увидеть в центральной части Валенсии - они специально сохраняются для любопытных. Римляне успели создать разветленную систему ирригации, которую позже усовершенствовали арабы, которые жили здесь несколько столетий.

При маврах Валенсия стала одним из крупных европейских центров по производству бумаги, шелка, кожи, керамики, стекла, ювелирных изделий.

Характер валенсийцев, которые в Испании считаются  людьми сдержанными, жестковатыми и крутыми, закалился в многочисленных исторических невзгодах - в разные эпохи город из-за нескончаемых войн, эпидемий чумы .и холеры, фанатичных гонений на евреев и потомков арабов, резких изменений в торговой конъюнктуре то почти вымирал, то снова расцветал, находя в себе силы и предприимчивость для очередного рывка вперед. Лишь в XIX веке начался период стабильного развития Валенсии, основанного на производстве цитрусовых, риса и вина, на развитии металлургической, текстильной, обувной и других видов промышленности.

 

2.5 Галисийцы

Галисийцы , галегос (самоназвание), народ в Испании, основное население исторической области Галисия. Численность в Испании 3,15 млн. человек, в Америке - свыше 1,0 млн. человек (Аргентина 550 тыс., Бразилия 230 тыс., Венесуэла 140 тыс., Уругвай 60 тыс., Мексика 30 тыс., Куба 30 тыс., США 20 тыс. человек). Общая численность 4,2 млн. человек. Говорят на галисийском языке романской группы индоевропейской семьи. Распространён также испанский язык. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие - католики. Предки Галисийцев - племена галаиков (отсюда название) сформировались в 1-м тысячелетии до нашей эры в результате смешения пришлых кельтов с местными племенами эстримниев; галаики были близки лузитанам, предкам португальцев; подверглись романизации в период римского господства (1-е века нашей эры). В средние века присоединение Галисии к Кастилии привело к началу кастилизации Галисийцев, низведению галисийского языка на уровень простонародного языка (15 век). Лишь с середины 19 века началось возрождение культуры Галисийцев. В 1981 Галисии предоставлена автономия. Основное традиционное занятие - сельское хозяйство, зачастую на крохотных участках земли. Часть населения (на побережье Атлантического океана) занята в рыболовстве. Земельный голод породил уже в 16 веке миграцию Галисийцев, как сезонную - на полевые работы в Центральную Испанию и Португалию, так и постоянную - в страны Америки, с 1960-х годов - в промышленные центры Испании и Западной Европы. Мужская, по преимуществу, эмиграция увеличила и без того немалую роль женщины в местном обществе. В некоторых районах счёт родства и наследование велись по женской линии. В этнографическом облике Галисийев много черт, общих для населения всего полуострова, особенно его северной части. Характерны небольшие, близко расположенные селения с разбросанными домами; немало и хуторов. Типичен так называемый астуро-галисийский дом. Специфическое сельское жилище - так называемое пальясо: каменная, обычно однокамерная постройка с конической соломенной крышей, круглая в плане. В одежде Галисийцы предпочитают тёмные тона и плотные ткани из шерсти, сукна и фланели. Женщины носят длинные юбки и кофты с корсажем, перекрещивающийся на груди и закрепляющийся на спине платок (денге) - украшен лентами и янтарём. На голове - платок и своеобразный батистовый или кружевной чехол для косы. У мужчин - узкие или широкие (для полевых работ) штаны до колен, рубашка, жилет и куртка. В дождь надевают соломенный плащ (короса), а поверх кожаной обуви - деревянные башмаки. Национальное блюдо - поте гальего готовится из картофеля, брюквы и свиного сала с добавлением различных приправ; важный продукт питания - кукуруза. Галисия - одно из немногих мест в Испании, где едят чёрный (ржаной) хлеб. В фольклоре Галисийцев, особенно в музыкальном, ощутимо кельтское наследие. Народные песни, чаще всего хоровые, исполняются под музыку волынок, рогов и бубнов.

 

2.6 Баски

 

 Некоторое число басков-переселенцев живут в странах Латинской  Америки. Численность басков в Европе невелика. В Испании примерно до 1200 тыс. человек.

Баски — один из самых  загадочных народов Европы. Никто не знает, равно как и они сами, их происхождение, исторические и этнические корни. Нет у них и этнических «родственников». Поэтому в научном мире баскам «приписывают» родство с атлантами и кроманьонцами, урало-алтайцами, но особенно с грузинами. Акад Н. Я. Марр посвятил поискам связей басков и грузин много времени и сил, а в одном из описаний своего пребывания у басков Франции, увидел себя как в родной ему Гурии (регион Грузии). Вплоть до сходства языка, этнонимов, деталей быта, блюд, песен и музыки. Взгляды Н. Я. Марра не получили всеобщее признание, но у них и сегодня есть сторонники, в частности, в Грузии.

Баски изолированы как  этнос, но за долгие века совместного  проживания с другими этносами Испании, они приобрели общий «испанский» субстрат, чему не в малой степени способствовала и католическая религия.

В свою очередь баски  внесли немалый вклад в испанскую  культуру. Они были среди спутников  Колумба и Магеллана, среди миссионеров  в странах Азии басками были знаменитый композитор Сырасате, поэт Унамуно и многие другие.

 

 Особняком стоит и язык басков. Для него не найдено ни предков, ни родственников, а сам язык состоит  из восьми диалектов, довольно далеких  друг от друга.

Обособленность баскевого  языка стала источником многих легенд и гипотез. Среди них утверждение, будто от этого языка произошли все языки мира. Будто каждая буква их алфавита (на латинской основе) содержит некую мистическую тайну. Испанская пословица утверждает, будто даже черт, прожив в Басконии семь лет, не выучил язык басков. В научной литературе можно встретить и вовсе сенсационное замечание. Баскский язык «единственный, уцелевший от доисторических времен, чудо, дарованное Испании неолитом, а может быть и палеомелитом...

Ничто в Европе не может  перенести человека на 5 или 10 тыс. лет  назад, вернуть ему ощущение реальности тех времен. Нам же в Испании достаточно для этого послушать баскских крестьян...»3.

Трудность состоит еще  и в том, что история басков не сохранила источников, а первые литературные произведения (на латинском  алфавите) появились не ранее 16 века. Поэтому все усилия остаются напрасными.

У басков не было своего государства, но не было и завоевателей, которые смогли бы их покорить. Национальное самосознание проснулось и заявило о себе с конца 50-ых годов 20 века. Сегодня они добились много. У басков свои органы самоуправления, вплоть до парламента. В школе и вузах обучение ведется на баскском языке.

 

Заключение

 

Существует только одна Англия и только одна Франция, но Испании  — несколько. Испания, по мнению римлян, состояла из многих стран, что до сих пор отражается в многообразии четко отличающихся друг от друга регионов внутри страны. Национальная проблема в Испании была и остается одной из самых острых. Наличие в стране национальных меньшинств (почти 6 млн. каталонцев, около 2 млн. басков), сложное историческое развитие со времен Реконкисты, когда по мере освобождения отдельных провинций от арабов на территории нынешней Испании образовалось несколько самостоятельных государств, и, наконец, географические условия — все это предопределило стремление некоторых областей, в особенности населенных басками и каталонцами, к самостоятельности.

Независимость Страны Басков была впервые узаконена в 1425 г., хотя впоследствии баски лишились этого  права. В период Второй Республики (1931—1939) автономия Страны Басков была восстановлена — у нее было собственное правительство и парламент. Однако в 1937 г. франкистским декретом вновь была ликвидирована автономия этой области. Почти четыре десятилетия баски вели борьбу за восстановление своих прав.

 Кастильцы составляют в Испании большинство населения и до сих пор там преобладают, но вам, перед тем как иметь дело с испанцем, неплохо было бы выяснить его происхождение. Жители Галисии практичны и меланхоличны и в чем-то схожи с некоторыми северными народами.

Упорство арагонцев  перекликается с финской стойкостью. Баски талантливы в промышленной и коммерческой деятельности и наряду с финнами, венграми и эстонцами  не имеют индоевропейской родословной. С одной стороны, северные народы со своим культом работоспособности сходны с каталонцами, которые в большей степени ориентируются на Францию, чем на Испанию. С другой стороны, у них мало общего с двумя другими областями — Астурией, где люди чрезвычайно высокомерны, и Андалузией, где каждый житель — оратор, а распорядок дня существует только для кошек и собак.

 

Список  литературы

    1. Аксянова Г.А. Теоретические аспекты расоведения и особенности психологического восприятия внешности человека // IV конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик, 20-23 сентября 2001 г. Тезисы докладов. М., 2001.
    1. Белозеров В.С. Этнодемографические процессы в диаспорах на Северном Кавказе//Этнические проблемы современности. Вып. 4. Ставрополь, 1999.
    1. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М., 1981.

Информация о работе Общий анализ испанского этноса