Обычаи и традиции шотландии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Я хочу коснуться обычаев и традиций народа Шотландии. В этой связи очень важно ознакомиться, хотя бы кратко, с историей и географией данного народа и его страны, так как исторический подход даёт возможность вскрыть напластования в сложном комплексе народных обычаев, найти в них первичное ядро, определить его материальные корни и его первоначальные функции. Именно благодаря историческому подходу можно определить настоящее место религиозных верований и церковных обрядов, место магии и суеверий в народных обычаях и традициях. Вообще, говоря только под историческим углом зрения может быть понята сущность любого праздника как такового.

Содержание работы

Введение
1.Географическое положение

2.Шотландский костюм и его связь с понятием клановости

3. Древние обычаи шотландцев, имеющие в своих корнях языческие обряды

4. Современные обычаи и традиции в Шотландии

5.Заключение

6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат культурология.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

устраивалась и коллективная трапеза.

   С особой радостью  шотландцы встречали праздник  начала уборки урожая, который  приходился на 1 августа. Как я  уже упоминала, год у древних  кельтов делился на две половины, и каждое полугодие начиналось  большим праздником (Самхейн-1 ноября и Белтан-1 мая) . Меньшие праздники открывали и четверти года - 1 февраля и 1 августа, так что 1 августа по кельтскому календарю, приспособленному к нуждам скотоводов, был днём начала нового сезона.

   День 1 августа  имеет много названий, но наиболее распространённое среди них Л у г н а с а (Lughnasa) , которое переводится как” сборище Луга” или “свадьба Луга” . Луг- один из богов кельтского пантеона, покровитель земледелия и многих ремёсел. Кельты называли его “длиннорукий” и “многоискусный” . Сохранилась древняя легенда о происхождении этого

праздника: его будто  бы установил Луг в честь своей  приёмной матери богини Таилтине после  её смерти. Образ этой богини связывают  с землёй, плодородием, ведь её имя Tailtin от слова talam -земля. Праздник Лугнаса был не только скотоводческим, но и земледельческим: он отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнаса толковался как “время начала жатвы” , период,

когда “земля страдает под тяжестью своих плодов” .

   1 августа вся семья выходила в поле в праздничных нарядах, и глава семьи с соответствующими церемониями срезал первые колосья хлеба.  На Гебридских островах жнец поднимал первый сноп над собой и трижды обводил им вокруг своей головы, а все стоявшие около него члены семьи пели в это время специальную песню, в которой просили бога благословить новый урожай и предохранить его от всякого зла. Зерно первого снопа быстро обмолачивали, перемалывали в муку на ручной мельнице, из муки

на овечьей шкуре  замешивали тесто и пекли лепешки  для каждого члена семьи.

   Смысл обычая  поедать первые плоды, состоял  в том, чтобы заручиться благосклонностью  духа или божества растительности, чтобы получить возможность без  всякого вреда для себя есть плоды нового урожая. Первому вкушению хлеба из нового урожая придавалось большое значение: участие в такой трапезе должна была принимать вся семья, и этот ритуал, по поверью, предотвращал голод, недостаток в пище в течение всего года.

   Важное значение имел день 1 августа для скотоводов. В Хайленде женщины обычно раздавали всем, кто был на летних пастбищах, небольшие сыры из творога - на счастье. Такие сыры и масло специально приготовлялись для празднования этого дня. Накануне 1 августа совершались магические действия над скотом, чтобы уберечь его от всяких напастей. Особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные и синие нитки, произносили магические

заклинания над выменем. По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот в море или реке.

   Самая характерная  черта праздника 1 августа у  шотландцев - сборища на вершинах  гор всей или даже нескольких  сельских общин. Высоко в горах  приносились жертвы, а затем устраивались  игры, различные состязания, танцы. В качестве подношения какому-то божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушанья. Собранные колосья зарывались не возле земельных участков с созревшим урожаем, а на вершине горы, на которую иногда приходилось взбираться несколько часов. Возможно, этот обычай древних кельтов был связан с легендой о том, что приёмная мать Луга, богиня Таилтине, была погребена на высоком холме и Луг повелел устраивать на вершине его ежегодный праздник.

   Служители церкви  старались искоренить обычай  собираться на вершинах гор;преследование  лиц, исполнявших этот обычай, особенно усилилось после Реформации  в Шотландии. Но шотландцы упорно  продолжали соблюдать свои старые обычаи. Когда же за их исполнение церковь стала угрожать суровой карой, люди начали подниматься в горы тайно, выходя на их склоны якобы для сбора черники (whortle-berry) , ягоды которой как раз поспевали с этому дню. Так возник новый обычай -обязательный сбор черники в день Лугнаса, её ягоды стали рассматриваться как символ плодородия. Как и плоды первого урожая, в этот день каждый должен был съесть несколько черничных ягод. Больным и старикам их приносили домой. По

чернике предстказывали будущий урожай ;по поверьям, приготовленные из неё вино, торт укрепляли любовь.

   На Оркнейских  островах существовал обычай, согласно  которому молодые парни и девушки  из простонародья образовывали  пары на время, пока длилась  ярмарка, и в течение этого  времени назывались братьями и сёстрами Lammas (урожая) . Этот обычай продолжал бытовать и позднее. В 1900 г. один местный краевед сообщал о нём с Оркнейских островов:” Титул брат и сестра Лэммеса не совсем ещё вышел из употребления, точно так же как и обычай соглашения двух молодых людей быть возлюбленными во время всей ярмарки Лэммеса” .

   Подобные обычаи  выполнялись с целью магической  помощи плодородию земли, истощённой  созревшим урожаем. Среди шотландцев  был также распространён интересный  обычай заключения временных, испытательных браков. Так, на открываемой в день праздника сбора урожая ярмарке на рыночной площади заключались временные браки путём простого “скрепления рук” (hand fasting) . Такой брак продолжался 1 год и 1 день. Парни выстраивались в ряд на одной стороне насыпи, девушки на другой,

и их отцы и матери, собравшись посредине, договаривались о союзах между ними, и брак скреплялся пожатием рук молодых людей. Если же по истечении  указанного срока молодые люди решали расторгнуть свой брак, то они вновь  приходили на эту же площадь, становились спиной друг к другу (парень лицом к северу, девушка к югу) и расходились в разные стороны уже

разведёнными, свободными вступать в новые союзы.

   В пограничной  области между Шотландией и  Англией (Border) на подобных ярмарках настолько часто заключались временные браки, что из окрестных монастырей сюда стали специально направлять монахов, чтобы они давали церковное благословение таким союзам. Иногда и зажиточные шотландцы следовали этому обычаю, чтобы быть уверенными в прочности

и счастье предстоящего союза.

   После того  как церкви не удалось искоренить  древние обычаи кельтов в день  праздника начала жатвы, она  попыталась придать им религиозный  характер, набросив свой церковный  покров на старые народные  обряды: перенесение праздников на воскресенье, благословение временных браков, освящение первых плодов и т.д.

   Со временем  сборища на холмах стали переплетаться  с христианскими обрядами, а восхождение  на горы сочеталось с паломничеством  к святым местам. Обычно в наиболее популярных местах сборищ строились часовни, открывались мощи святых, святые источники. Однако неоднократные попытки перенести место празднования с вершины гор к их подножию

успеха не имели.

   Август и сентябрь  являлись основными месяцами  уборки зерновых на Британских островах. Тяжёлая, многочасовая работа почти не оставляла времени для отдыха. Всё благополучие семьи во многом зависело от того, насколько быстро удавалось собрать и заложить в хранилище хлеб до наступления дождливых осенних дней. Поэтому в эти месяцы особенно

следили за приметами, предсказывающими погоду во время жатвы. Так, считалось, что сухой и тёплый август не принесёт вреда  урожаю.

   Большое значение  придавали шотландцы и времени  окончания сельскохозяйственных  работ, окончания жатвы. Популярен обычай срезания последних колосьев и связывания последнего снопа.

   У кельтов(в  основном жителей Хайленда и  островов) бытовали обычаи, в основе  которых лежал страх перед  божеством и духом растительности: ему якобы наносили какой-то  урон во время жатвы или даже умерщвляли его, и поэтому боялись его мести и гнева и всячески старались от него отделаться.

   Согласно народным  верованиям, срезание последних  колосьев было нежелательным  делом для жнецов, и они старались  всячески этого избежать.

   Хайлендерские  жнецы и островитяне боялись  нанести какой-то ущерб скрывавшемуся  в последних колосьях духу  растительности и этим вызвать  его нерасположение. Так, на Гебридских  островах во время жатвы жнецы  старались работать так, чтобы  не остаться в хвосте. Когда работали вместе, то часто были случаи, что последний ряд оставался не срезанным, так

как никто не хотел  за него браться. Каждая женщина боялась  заполучить” обжору” (cailleach) в виде воображаемой старухи, которую пришлось бы кормить до будущей жатвы. Страх, внушаемый этой старухой вызывал много суеты и забавных недоразумений. Поэтому, последние колосья связывали, и жнецы должны были по очереди пытаться их срезать с завязанными

глазами. Шотландцы устраивали соревнование: последний пучок колосьев связывали сверху и жнецы по очереди бросали в него свои серпы. Иногда же за срезание последних колосьев жнецу выплачивали определённую сумму денег.

   В некоторых  обрядах в Шотландии имеются  мотивы оплакивания духа растительности. Одним из них являлся “Крик шеи” (“The cry of neck” ) . Сноп, сплетённый из последних колосьев, называли “горлом” или “шеей” ,   представляя себе этот сноп как шею духа хлеба, обезглавленного во время жатвы. По окончании жатвы все участники ее становились в круг, посредине

которого стоял человек с “шеей” в руках. Он приседал на корточки и, держа сноп у самой земли, начинал протяжно и жалобно выкрикивать:” Шея, шея, шея!” Его крик повторяли все. Так повторялось трижды. В некоторых областях Шотландии этот обычай носил название “крик жеребёнка” или “крик кобылы” . Был также несколько изменённый обычай, когда жнец, которому удавалось срезать последние колосья, подбирал их, поднимал высоко в воздух и трижды громко кричал:” Она у меня!” Другие

жнецы также три раза его спрашивали:” Что у тебя?” -” Шея! Шея! Шея!” (или в других вариантах” кобыла” ) .” Чья шея?” - спрашивали его. В ответ он называл имя владельца поля.” Куда ты пошлёшь её?” -” Такому-то” (он называл имя одного из соседей, ещё не окончивших жатву) . Крестьяне, таким образом, старались отделаться от духа хлеба, передав его другому

фермеру. Шотландцы называли последний сноп “старой женщиной” ,” старухой” (cailleach, carline) . Часто  встречались также олицетворения  последнего снопа в образе какого-нибудь животного- “зайца” ,” кобылы” ,” хромой козы” ,” собаки” . По существовавшим поверьям последнее обиталище духа растительности - сноп мог принести несчастье в дом и поэтому от него старались отделаться, подбросить его фермеру, который ещё не закончил жатвы.

   На Шетландских и Оркнейских островах снопу придавали сходство со старой женщиной надевали на него женское платье, чепец и потихоньку подбрасывали на соседний участок. Или же парень садился на лошадь и на полном скаку бросал сноп под ноги жнецов. Это вызывало ярость, его преследовали и, если догоняли, жестоко наказывали. На Гебридских островах

фермер вместо того, чтобы  посылать сноп со своего поля, тайно  делал на участке соседа из стоявших ещё колосьев причудливую копну, которую здесь называли “хромая  коза” .

   На Оркнейских и Шетландских островах изготовляли часто специальную соломенную собаку (Strae bikko) , художественно сплетённую из соломы в натуральную величину, с поднятыми ушами и загнутым хвостом. Её привязывали к повозке “Driltie” (так называли фермера, последним закончившего жатву) , на которой он вёз последние снопы. Все плохие

свойства последних  колосьев, по поверьям, переходили к  окончательному их владельцу. Поэтому  ему часто давали то же название, что и снопу, обращались с ним  безжалостно. На Северо-востоке Шотландии жители по пути следования такого фермера обливали его грязной водой, бросали в него тухлые яйца. Когда же он входил в сарай, соседи схватывали его,завёртывали в парусину, надевали на него старое женское платье (олицетворение снопа-старухи) и сажали на мусорное ведро.

   У жителей же  Лоуленда были распространены  обычаи, связанные с жатвой, в  основе которых, наоборот, была  вера в живительную, благотворную  силу, заключавшуюся в последнем  снопе и в последних несжатых  колосьях. Эта сила якобы приносила благополучие семье и имела особенно плодотворное влияние на урожай будущего года. Срезание последних колосьев считалось почётной обязанностью, оно приносило счастье- на последнего жнеца или жницу переходила, по народным представлениям, благотворная, плодотворящая сила духа растительности. Поэтому во многих местах Шотландии между крестьянами происходила борьба за возможность срезать последние колосья. Прибегали жнецы к разным хитростям, например, горсть 19 колосьев покрывали землёй, чтобы спрятать их до момента, когда вся полоса будет сжата. Но чаще поручали эту работу самой молодой и красивой девушке- жнице. Верили, что она должна после этого в течение года выйти замуж. Или ещё, в последний день жатвы все жнецы выходили на поле и начинали жать оставшуюся полосу со всех сторон кругом, в центре

оставляя горстку несрезанных  колосьев, которая стояла в поле в течение лунного месяца, для  того, как объясняли местные жители, чтобы дух зерна мог иметь  время покинуть копны зерна и  перейти в несрезанные колосья. По истечении месяца жнецы выходили в поле и, взявшись за руки, семь раз обходили по кругу эти колосья, кланялись им. Затем самый искусный из жнецов срезал колосья, из них связывали “зерновую куклу” (corn’s dolly) , завёртывали её в тонкое полотно, украшали цветами и лентами и несли к дому фермера, распевая жатвенные песни. Иногда последний сноп делали в форме женской фигуры, надевали на него нарядное белое платье. Такой сноп называли “девушкой” (maiden) , “невестой” (bride) ,” девой жатвы” (harvest maiden) . Затем украшенный таким образом последний сноп жнецы приносили в дом хозяина. По дороге жители селения старались облить

Информация о работе Обычаи и традиции шотландии