Одесский художественный музей в контексте исторической застройки г. Одессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 02:17, реферат

Описание работы

Дворец возведен в стиле классицизма из камня-ракушечника, оштукатурено. Центральная двухэтажная часть – прямоугольная в плане, с ризалитами по сторонам северного фасада. С западного фасада – прямоугольная пристройка, с восточного – Г-образная (бывшего зимнего сада). Под цоколем размещены подвал и катакомбы. Примыкающие к центральной части здания боковые закругленные крылья одноэтажные, с мансардой и цокольным этажом. Планировка анфиладная; перекрытия плоские, в подвалах – лучковые и полуциркульные своды. Центральную часть главного фасада на всю высоту занимает шестиколонный портик коринфского ордера с треугольным фронтоном.

Содержание работы

Описание одесского художественного музея………………………3 ст.
История ………………..……………………………………………...5 ст.
Коллекция……………………………………………………………..6 ст.
Экспозиция……………………………………………………………8 ст.
История улицы Софиевской…………………………………….…...9 ст.
Дополнительные места экспозиции………………………………...14 ст.
Карта – схема памяти жителей Софиевской улицы……………….16 ст.
Список использованной литературы……………………………….17 ст.

Файлы: 1 файл

рав.docx

— 806.02 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Украины

Одесская государственная академия строительства и архитектуры

Кафедра городского строительства и хозяйства

 

 

 

 

 

 

Реферат:

По дисциплине: « Реконструкция исторической застройки городов»

По теме: «Одесский художественный музей в контексте исторической        застройки  г. Одессы »

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

зач. кн. №11037

ст. гр. ГСХ-430

Середенко Т.В.

Приняла:

пр. Гаврилюк В.П.

 

 

 

 

Одесса – 2015 г.

 

Содержание:

  1. Описание одесского художественного музея………………………3 ст.
  2. История ………………..……………………………………………...5 ст.
  3. Коллекция……………………………………………………………..6 ст.
  4. Экспозиция……………………………………………………………8 ст.
  5. История улицы  Софиевской…………………………………….…...9 ст.
  6. Дополнительные места экспозиции………………………………...14 ст.
  7. Карта – схема памяти жителей Софиевской улицы……………….16 ст.
  8. Список использованной литературы……………………………….17 ст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание одесского художественного музея:

 

 Дворец возведен в стиле классицизма из камня-ракушечника, оштукатурено. Центральная двухэтажная часть – прямоугольная в плане, с ризалитами по сторонам северного фасада. С западного фасада – прямоугольная пристройка, с восточного – Г-образная (бывшего зимнего сада). Под цоколем размещены подвал и катакомбы. Примыкающие к центральной части здания боковые закругленные крылья одноэтажные, с мансардой и цокольным этажом. Планировка анфиладная; перекрытия плоские, в подвалах – лучковые и полуциркульные своды. Центральную часть главного фасада на всю высоту занимает шестиколонный портик коринфского ордера с треугольным фронтоном. Фриз портика украшен лепным орнаментом. Широкие закругленные пандусы ведут под портик к главному входу. Над окнами по бокам главного входа – лепные орнаменты, над ними протянут пояс с барельефным изображением. Плафон портика расчленен крупными глубокими кессонами.  
      В интерьере дворца сохранилась художественная отделка потолков, частично – стен и полов. Наибольший интерес представляют вестибюль и парадный зал на первом этаже. В вестибюле мраморный пол, потолок поднят на высоких падугах и украшен лепкой, у стены – мраморный камин с зеркалом над ним.  В парадном зале паркетные полы с инкрустацией из редких пород дерева, расписной плафон, стены украшены широким барельефным фризом. Под центральной частью здания – искусственная пещера из рваного камня с гротом посредине, на дно которой по периметру стен ведет пологий пандус. Катакомбы представляют собой невысокие сводчатые каменные коридоры. Дворец – одно из самых ранних сооружений архитектуры классицизма в Одессе. В нем размещается Одесский художественный музей.  
      Западное искусство сосредоточено в Музее западного и восточного искусства, Одесский художественный музей специализированный на показе искусства Российской империи и Украины в ее составе, а также в искусстве эпохи СССР. 

Классическая дворянская усадьба, построенная для графини О.Нарышкиной — младшей дочери Станислава и Софии Потоцких. Семья польских магнатов Потоцких владела дворцом до 1888 г. Не следует путать этот дворец с Нарышкинским, расположенным на Приморском бульваре.

Сохранилось художественное оформление потолка, мраморные и паркетные полы с инкрустацией. В подвале здания устроена искусственная пещера с гротом, которые соединяются подземными ходами с одесскими катакомбами. Причём в подземном ходе устроена ловушка для непрошеных гостей.

Следует отметить, что в Одессе есть другой художественный музей, который называется музеем западного и восточного искусства. Как можно догадаться из названия, в его коллекции — произведения иностранных художников и скульпторов, в то время как в бывшем дворце Потоцких экспонируются исключительно картины русских и украинских живописцев.

 

 

 

История

Здание, в котором расположен Одесский художественный музей было построено в период между 1824 и 1828 годами. Автор проекта не установлен. По окончании строительства сооружение было освидетельствовано известным одесским архитектором Ф. К. Боффо. Первой владелицей дворца была графиня Ольга Станиславовна Нарышкина (урожденная Потоцкая).

В 1888 году дворец был приобретен Одесским городским головой Г. Г. Маразли — видным общественным деятелем, коллекционером и меценатом. В 1892 году Г. Г. Маразли передает дворец городу, с целью устройства в нём музея изящных искусств. Открытие музея состоялось 24 октября (6 ноября) 1899 года.

Архитектура дворца воплощает в себе лучшие традиции русского классицизма начала XIX века. Центрическая композиция постройки, состоящая из двухэтажного корпуса с портиком из шести колонн коринфского ордера, поддерживающих фронтон, двух симметрично расположенных одноэтажных флигелей, соединённых округлыми галереями, отличается строгим и гармоничным изяществом.

Дань эпохи романтизма — обустроенный под центральной частью основного корпуса — обширный грот со сводчатым перекрытием имитирующий природную пещеру и искусственным водопадом. От него в сторону идут подземные галереи имевшие выход в обширный сад, спускавшийся по склону к морскому берегу. В небольшой экспозиции перед спуском в грот можно ознакомиться с историей дворца и создания в нём музея. Со стороны моря под основным зданием, в цокольном помещении находится обширная галерея. На сводчатых перекрытиях и стенах, которой сохранились настенные росписи, выполненные вовремя проведения во дворце и прилегающем к нему саду «Выставки Домоустройства», проходившей в 1895 году. В настоящее время в этой части дворца располагается экспериментальная галерея «Желтые Великаны».

Коллекция:

Коллекция Одесского художественного музея охватывает все виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, насчитывая более 10 тысяч работ. В экспозиции размещенной в 26 залах, представлены творения иконописцев XVI-XVІІІ веков и светские портреты XVІІ века, многочисленные работы И. К. Айвазовского, художников демократического направления в отечественном искусстве второй половины XIX века, прежде всего, членов Товарищества передвижных художественных выставок. Это работы художников И. Крамского, А. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, И. Репина, В. Сурикова и многих других. Искусство рубежа XIX и XX веков представлено произведениями В. Серова, М. Врубеля, Н. Рериха, Б. Кустодиева, А. Бенуа, К. Сомова, В. Кандинского и живописью мастеров Товарищества южнорусских художников, - К. Костанди, Г. Ладыженского, Герасима Головкова, П. Нилуса, Н. Кузнецова. Отдел современного искусства представляет художественную жизнь Одессы с 1920-х годов до наших дней. Собрание музея - одна из наиболее значительных и многоплановых коллекций отечественного изобразительного искусства в Украине. Она охватывает все виды изобразительного искусства (живопись, графику, скульптуру, декоративно - прикладное искусство) и включает в себя произведения украинских и русских мастеров от иконописи XVI века до современности, насчитывая более 10 тысяч оригинальных работ.

Музей расположен в центре Одессы, над морем, во дворце, являющимся памятником архитектуры начала XIX века и имеющем искусственный подземный грот, также открытый для посещений.Экспозиция музея расположена в 26 залах на двух этажах. Она построена в историко-хронологической последовательности с соблюдением монографического принципа показа работ каждого автора.Экспозиция открывается замечательными творениями иконописцев XVI-XVIII веков и полными своеобразия ранними светскими портретами XVII века.

С живописью XVIII - начала XIX века знакомят произведения лучших мастеров той эпохи, таких как Д.Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский, В. Тропинин и других. Характерными и значительными произведениями представлена академическая живопись этого периода. Музей располагает большим и представительным собранием произведений художников демократического направления в отечественном искусстве второй половины XIX века (прежде всего членов Товарищества передвижных художественных выставок). Это работы таких известных художников как И. Крамской, А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин, А. Куинджи, И.Репин, В. Суриков и многих других.

Интересна и многочисленна коллекция полотен прославленного мариниста И.Айвазовского. Творчество великого украинского поэта Т.Шевченко представлено серией его офортов. Один из лучших разделов коллекции - искусство рубежа XIX и XX веков - отражает разносторонность, и напряженность творческих поисков этого сложного времени. В. Серов, Н. Врубель, И. Рерих, Б. Кустодиев, А. Бенуа, К. Сомов, В. Кандинский, П. Левченко, А. Мурашко славные имена достойно представлены в собрании музея. Здесь экспонируется уникальная коллекция живописи мастеров Товарищества южнорусских художников, оcнованного в Одессе в 1890 году. Неповторимая самобытность работ К. Костанди, Г. Ладыженского, Г. Головкова, П. Нилуса сформировала основы одесской живописной школы. Отдел современного искусства представляет художественную жизнь Одессы с 20-х годов до наших дней. В экспозиции представлены лучшие работы художников нашего города и других регионов Украины.

Большая интересная коллекция икон в Одесском художественном музее дает возможность в полном объеме познакомиться с уникальными памятниками русской и украинской иконописи ХVI-ХIХ столетий. 
Иконы ХVI века – Богоматерь, Иоанн Креститель, Спас на престоле, Никола Зарайский - отличаются мастерством в передаче большой духовности образов, в изысканности цвета, легкости жестов. 
Памятники украинской иконописи также очень разнообразны по манере письма. В ХIХ в. на юге Украины часто встречаются иконы, написанные на холсте, в западных областях – на стекле: Покров, Распятие с Георгием Змееборцем, Никола, Святая Варвара. Выразительные силуэтные линии, звонкие краски создавали праздничность декоративного образа.

 

Экспозиция

Экспозиция открывается творениями иконописцев XVI-XVII веков и полными своеобразного духа ранними светскими портретами.

Академическая живопись приобрела характерную ей значимость. Своеобразна живопись талантливого мариниста И.К. Айвазовского.

В музее находятся полные собрания произведений живописцев демократического направления в искусстве России второй половины XIX века, а прежде всего, членов Товарищества передвижных художественных выставок. Это работы таких художников, как А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин, А. Куинджи, И. Репин, В. Суриков.

В экспозиции представлены работы рубежа XIX и XX веков, отображающие все разнообразие, и напряженность поисков творческого идеала этого непростого времени. В этом разделе вы найдете картины таких известных мастеров кисти как В. Серов, М. Врубель, Н. Рерих, Б. Кустодиев, А.Бенуа, К.Сомов, В. Кандинский. Здесь выставлена уникальное собрание произведений живописи мастеров Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ), которое было основано в Одессе в 1890 году. Это работы К. Костанди, Г. Ладыженского, Г. Головкова, П. Нилуса, Н. Кузнецова, Т. Дворникова.

В зале декоративно-прикладного искусства более двухсот экспонатов, отображают украинское народное творчество. Это – керамика и стекло, вышивка и ткачество, резьба по дереву, предметы из металла и кожи, писанки.

В отделе современного искусства представлены работами художников, написанными начиная с 20-х годов ХХ века. С живописью XVІІІ – начала XIX века знакомят портреты, созданные лучшими мастерами той эпохи, такими как Д.Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский, В. Тропинин и другими.  Характерными и значительными произведениями представлена академическая живопись.  Интересна и многочисленна коллекция полотен прославленного мариниста И. Айвазовского.  
Музей располагает большим и представительным собранием произведений художников демократического направления в отечественном искусстве второй половины XIX века, прежде всего, членов Товарищества передвижных художественных выставок. Это работы известных художников И.Крамского, А. Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, И. Репина, В. Сурикова и многих других.  Один из лучших разделов коллекции – искусство рубежа XIX и XX веков – отражает разнообразие и напряженность творческих поисков этого сложного времени. В. Серов, М. Врубель, Н. Рерих, Б. Кустодиев, А. Бенуа, К. Сомов, В. Кандинский достойно представлены в собрании музея. Здесь экспонируется уникальная коллекция живописи мастеров Товарищества южнорусских художников, основанного в Одессе в 1890 году.  Неповторимая самобытность работ К. Костанди, Г. Ладыженского, Г. Головкова, П. Нилуса сформировала основы одесской живописной школы.  Отдел современного искусства представляет художественную жизнь Одессы с 20-х годов до наших дней. В экспозиции представлены лучшие работы художников нашего города и других регионов Украины.

 

История Софиевской улицы:

Задолго до возведения 8-го марта в ранг праздника бытовало в Одессе почтительное "мадам", нежное "иду до мами", любезности, полный набор которых, по словам И. Ильфа и Е. Петрова, "имелся у каждого черноморца в возрасте до двадцати пяти лет". Улицы, поименованные в честь представителей сильного пола, обретали тут женственное звучание: Дерибасовская, Ришельевская, Пушкинская, а если таковой почести удостаивали женщину, то название образовывали не от фамилии, но от имени: Елисаветинская, Надеждинская, Ольгиевская, Софиевская...

Семь городов оспаривали славу родины Гомера. У нас получилось совсем наоборот - две прекрасные женщины могли притязать на то, что в их честь назвали улицу - Софиевской... Году в 1803 бывший киевский митрополит построил тут дом, которым с 1805-го владела жена графа Потоцкого, красавица Софья. Она соорудила новый или так перестроила старый дом, что в 1811 году Ришелье счел возможным временно поселить в нем всемогущую фаворитку Александра I княгиню М.А. Нарышкину с дочерью Софьей, коей приписывали августейшее происхождение. Для нее-то и дали тут первый, как считается, новогодний бал в Одессе, освященный присутствием тех, чьи имена обернулись названиями улиц: Ришелье, Ланжерона, Кобле, Разумовского... От Софьи Потоцкой дом отошел к ее сыну Александру, у которого в 1831 году за участие в мятежных польских делах был конфискован и передан военному, а вскоре духовному ведомству под резиденцию архиепископа.

Многократно перестроенный дом N7, который называли Архиерейским, уже нельзя считать подлинным домом Софьи, но все же... Зато сохранившееся за ним, ближе к обрыву, давнее строение, по мнению краеведа В.А.Чарнецкого, похоже, дом писательницы А.А.Турчаниновой, у которой в 1810 году поселился и потом описал все это поэт князь И.М.Долгорукий.

От Архиерейского дома до угла Торговой простирались владения А.П. Руссова, почетного гражданина города, коллекционера, известного не элитарному кругу собратьев по увлечению, но всем художникам и любителям искусства, так как собирал живопись не тщеславия или украшения квартиры ради, что, впрочем, не грех, а открыл картинную галерею, где были сотни полотен: Айвазовский, Брюллов, Левитан, Репин, Серов... Последний, наезжая в 1880-х годах в Одессу, останавливался на Софиевской, 18.

На Софиевской, как и на многих улицах, такая напряженность "мемориального поля", что, к примеру, каждый из трех домов Руссова впору отметить в летописи города. Так, в 1900-х годах внучатый племянник основателя Одессы подполковник И.М. Дерибас квартировал в доме N9, где порой являлась ему несговорчивая Клио - муза истории, поскольку помимо службы по интендантскому ведомству состоял он в петербургском военно-историческом Обществе.

Информация о работе Одесский художественный музей в контексте исторической застройки г. Одессы