Одесский художественный музей в контексте исторической застройки г. Одессы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 02:17, реферат
Описание работы
Дворец возведен в стиле классицизма из камня-ракушечника, оштукатурено. Центральная двухэтажная часть – прямоугольная в плане, с ризалитами по сторонам северного фасада. С западного фасада – прямоугольная пристройка, с восточного – Г-образная (бывшего зимнего сада). Под цоколем размещены подвал и катакомбы. Примыкающие к центральной части здания боковые закругленные крылья одноэтажные, с мансардой и цокольным этажом. Планировка анфиладная; перекрытия плоские, в подвалах – лучковые и полуциркульные своды. Центральную часть главного фасада на всю высоту занимает шестиколонный портик коринфского ордера с треугольным фронтоном.
Содержание работы
Описание одесского художественного музея………………………3 ст. История ………………..……………………………………………...5 ст. Коллекция……………………………………………………………..6 ст. Экспозиция……………………………………………………………8 ст. История улицы Софиевской…………………………………….…...9 ст. Дополнительные места экспозиции………………………………...14 ст. Карта – схема памяти жителей Софиевской улицы……………….16 ст. Список использованной литературы……………………………….17 ст.
Рядом же, в 1920-1930-х годах жил
Александр Маринеско - подводник, баловень
ратной удачи, но не властей, когда-то потаенная
легенда Одессы, а теперь единственный,
кто удостоился в городе двух мемориальных
досок: на мореходном училище, что на Канатной
улице, и на Софиевской, 11.
А по соседству, на четвертом
этаже дома N13, была последняя родительская
квартира Ильи Ильфа: тесная треугольная
прихожая, комната четырех братьев, выходящая
окнами в глубокий узкий "фонарь",
спальня и гостиная с отцовским книжным
шкафом, где стояли тома Достоевского,
Пушкина, Толстого, Шекспира... Отсюда,
в 1923 году, прихватив несколько еще никем
не читанных рукописей да полюбившийся
роман Л.Стерна "Жизнь и мнения Тристрама
Шенди", полный радужных надежд, он укатил
вслед за друзьями в Москву. А много лет
спустя мне рассказывал об этом его младший
брат Вениамин, которого увлекавшийся
западной литературой Ильф называл не
иначе, как Бенджамен: "Бенджамен, не
будете ли так добры принести ведро воды
из дома номер семнадцать на Софиевской
улице?"
В то время голода и разрухи
одесситы обходили дворы с вопросом: "Воды
есть?", на что чаще всего слышали ответ:
"Вода нет". Но в подвале дома N17 помещалось
"прачечное заведение" и, благодаря
низкому расположению кранов, вода бывала
чаще. Позже тут выстроили новый дом, где
жил поэт Юрий Михайлик, который, согрешив
прозой, честно и храбро написал роман
об обороне Одессы и поимел за него массу
неприятностей, о чем, наверное, теперь
с ностальгической улыбкой вспоминает
в своем австралийском далеке.
Много раньше случился тут "прокол"
с бабелевским героем Беней Криком. "Мосье
Эйхенбаум, положите, прошу вас, завтра
утром под ворота на Софиевскую, 17, двадцать
тысяч рублей...", - предлагал он, но "клиент"
попался строптивый, и люди Бени "сделали
налет" на его заведение, а стреляли
в воздух, "потому что, если не стрелять
в воздух, то можно убить человека" -
сердобольная публика, сегодня бы ей место
в каком-нибудь фонде милосердия. А "король
Молдаванки" был озорным парнем: додумался
рэкетирствовать под боком у военно-окружного
суда, который испокон веку помещался
в доме N19.
Власть, финансы и политика
соседствовали на этом квартале Софиевской.
Рядом с судом был особняк С.М.Гутника,
директора Сибирского торгового банка,
где служил отец Ильфа, и дом поныне хранит
следы былой роскоши: траченные временем
скульптуры, запущенный палисадник, заброшенный
фонтан... А следующий за ним дом N23 на углу
Преображенской принадлежал присяжному
поверенному В.А.Ираклиди, редактору "Революционного
дела" - газеты эсеров, игравших не последнюю
роль в политической ситуации в Одессе
1917 года, о которой нам раньше толковали
лишь то, что "плохие дяди" - кадеты,
меньшевики, те же эсеры, украинские да
еврейские националисты только и делали,
что мешали большевикам крутить колесо
истории в известную им одним сторону...
Что же до генеалогии, то Ираклиди состоял
в родстве с журналистом Н.П.Цакни, тестем
И.А.Бунина. А напрямую с памятью о Бунине
связан Художественный музей.
Это здание, доныне полное тайн,
архитектор Ф.К. Боффо построил в 1828 году
для дочери Софьи Потоцкой, пленительной
Ольги Нарышкиной, "у ног" которой,
как говорили, был сам граф М.С.Воронцов.
"Цепочка" последующих хозяев дома
не прослежена, но последним стал некто
Юрьевич, у которого вездесущий в благотворительности
Г.Г.Маразли в 1889 году откупил его для городского
Художественного музея.
Экспозицией, интерьерами, таинственным
подземным ходом он изначально привлекал
горожан. У одного из хранителей, В.П.Куровского,
что жил при музее, перебывали, кажется,
все художники и литераторы, а друживший
с ним И. А. Бунин и вовсе останавливался
в 1901 году.
Не ведаю, хаживал ли сюда А.И.Куприн,
но осенью 1909 года с располагавшейся рядом
площадки он полетел вместе с С.И.Уточкиным
на воздушном шаре, первым из писателей
увидев с птичьего полета Одессу, Софиевскую
улицу, музей... Это было давно, но и сегодня
здесь в любое время года цветет сирень
на полотне К.К.Костанди, Пушкин прощается
с морем, написанным И.К.Айвазовским, и
все так же гостеприимно "распахнуты"
полукруглые крылья музейного дома. Но
на правом из них теперь мемориальная
доска в честь Натальи Касько - директора,
доброго ангела музея.
И еще одна женщина, чья судьба
прикоснулась к Софиевской улице... По
цифрам в решетке балкона, дом N30 построен
в 1847 году. А в 1900-х годах тут было украинское
общество "Просвета", созданное, в
частности, М. Е. Слабченко, человеком яркого
таланта и горькой участи: знаток экономической
истории Украины, профессор, академик
и... узник ГУЛАГа. А рефераты об украинских
писателях читала в "Просвете" Л.
В. Мациевская. Она училась в консерватории
и на Высших женских курсах, преподавала
в гимназии, а стала великолепной актрисой.
И привередливые одесситы "на Мациевскую"
ходили в "Держдраму" - театр, руководимый
выдающимся режиссером В. С. Василько,
который жил на Софиевской, 10. Его имя теперь
носит Украинский театр, оно осталось
в театральной истории Одессы, монографиях,
статьях.
Немало добрых слов о нем и в
мемуарах режиссера В.Галицкого, который
учился в гимназии Л.П.Ковальчука на Софиевской,
22 вместе с будущим ведущим танцовщиком
киевского балета Н.Иващенко... Как не сказать,
что Мельпомене и Талии была любезна Софиевская
улица?
В 1920 годах на Софиевкой, 8 размещался
давно забытый ныне радиотелеграфный
завод, о нем писал краевед и коллекционер
Виктор Корченов. А неподалеку, в доме
N2, жил когда-то городской землемер М. М.
Дидрекс, чей план Одессы 1894 года стал
подспорьем в разысканьях краеведов. И
на нем отчетливо видно, как протянулась
Софиевская по краю морского обрыва. Но
в истории города она отнюдь не "с краю"
Дополнительные
места экспозиции:
Посещая с экскурсионной программой Одесский
художественный музей, помимо знакомства
с живописью, олицетворяющей различные
эпохи и направления в искусстве, посетители
могут узнать удивительную историю уникального
здания, в котором расположен музей, а
так же истории из жизни его владельцев.
Но благодаря увлекательной истории
возникновения Софиевской улицы можно
увеличить экспозицию музея уличными
монументами.
Под дворцом Нарышкиных
существует несколько пустот-подвалов
и галерей. В одной из таких галерей, под
центральной частью дворца расположен
подземный грот, единственный доступный
для посещения в Одессе в своём роде. Сегодня
в гроте проводится экскурсия, в ходе которой
можно узнать об истории дворца и его хозяев,
устройстве во дворце музея изящных искусств.
В подвале Одесского художественного
музея нашли загадочную фреску. Сотрудники
Одесского художественного музея во время
подготовки выставки, которая откроется
в подвале музея 21 декабря, обнаружили
на стене помещения уникальную фреску
конца ХIX века.
Собранная из камня-ракушечника
стена подвала во всю высоту украшена
росписью с изображениями сказочных персонажей.
Как рассказал директор Художественного
музея Виталий Абрамов, фреска была сделана
в 1890-1895 годах.
Занятые обустройством подвала,
музейные сотрудники наотрез отказываются
открывать тайны и делиться подробностями
о старинной фреске.
Вместе с тем есть и другая версия
происхождения рисунка. По мнению ряда
экспертов, авторы фрески – солдаты-оккупанты,
ведь в подвале музея тогда располагалась
пивная для солдат вермахта и СС. Учитывая,
что в центре фрески изображён бог Бахус,
сидящий на бочке с пивом, а вокруг немецкие
надписи готическим шрифтом, такая версия
кажется вполне реалистичной.
В других подвалах расположен зал украинского
декоративно-прикладного искусства и
галерея "Желтые великаны".
Из за, что эта пивная протягивалась далеко
за пределы музея, роботы по поискам были
остановлены и музей лишился еще одной
выставочной площадки на свежем воздухе.
Возможно там поставили бы открытый саркофаг,
что дало бы возможность просматривать
достопримечательности музея под открытым
небом в ненапряженной обстановке парков
и алей.
Карта
– схема памяти жителей Софиевской улицы
№ п/п
Номер дома
Знаменитый житель
Год проживания
1
2
М. Дидрекс
1894
2
7
А.А. Турчанова
1810
3
9
И.М. Дерибас
1900
4
10
В.С. Василько
1912
5
11
А. Маринеско
1920-1930
6
13
И. Ильф
1923
7
17
Ю. Михайлик
1928
8
23
В.А. Ираклиди
1917
9
30
М.Е. Слобченко
1900
Список использованной
литературы:
Численность населения Одессы
на 1 декабря 2010.
В Одессе самая высокая плотность
населения по Украине Данные Всеукраинской переписи
населения 2001 года в Одесской области.
Ассоциация портов Украины Том №1( История) 86 с.
Статистика порта за первые
3 квартала 2006 г.
Одесский художественный музей.
/ Авт.-сост. Я.А. Галкер. — Киев: Мистецтво, 1986.
— 24 с.
Экспозиция, Официальный сайт Одесского художественного музея.
Одесский художественный музей. Грот Одесского
художественного музея.