Одесский художественный музей в контексте исторической застройки г. Одессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 02:17, реферат

Описание работы

Дворец возведен в стиле классицизма из камня-ракушечника, оштукатурено. Центральная двухэтажная часть – прямоугольная в плане, с ризалитами по сторонам северного фасада. С западного фасада – прямоугольная пристройка, с восточного – Г-образная (бывшего зимнего сада). Под цоколем размещены подвал и катакомбы. Примыкающие к центральной части здания боковые закругленные крылья одноэтажные, с мансардой и цокольным этажом. Планировка анфиладная; перекрытия плоские, в подвалах – лучковые и полуциркульные своды. Центральную часть главного фасада на всю высоту занимает шестиколонный портик коринфского ордера с треугольным фронтоном.

Содержание работы

Описание одесского художественного музея………………………3 ст.
История ………………..……………………………………………...5 ст.
Коллекция……………………………………………………………..6 ст.
Экспозиция……………………………………………………………8 ст.
История улицы Софиевской…………………………………….…...9 ст.
Дополнительные места экспозиции………………………………...14 ст.
Карта – схема памяти жителей Софиевской улицы……………….16 ст.
Список использованной литературы……………………………….17 ст.

Файлы: 1 файл

рав.docx

— 806.02 Кб (Скачать файл)

Рядом же, в 1920-1930-х годах жил Александр Маринеско - подводник, баловень ратной удачи, но не властей, когда-то потаенная легенда Одессы, а теперь единственный, кто удостоился в городе двух мемориальных досок: на мореходном училище, что на Канатной улице, и на Софиевской, 11.

А по соседству, на четвертом этаже дома N13, была последняя родительская квартира Ильи Ильфа: тесная треугольная прихожая, комната четырех братьев, выходящая окнами в глубокий узкий "фонарь", спальня и гостиная с отцовским книжным шкафом, где стояли тома Достоевского, Пушкина,  Толстого, Шекспира... Отсюда, в 1923 году, прихватив несколько еще никем не читанных рукописей да полюбившийся роман Л.Стерна "Жизнь и мнения Тристрама Шенди", полный радужных надежд, он укатил вслед за друзьями в Москву. А много лет спустя мне рассказывал об этом его младший брат Вениамин, которого увлекавшийся западной литературой Ильф называл не иначе, как Бенджамен: "Бенджамен, не будете ли так добры принести ведро воды из дома номер семнадцать на Софиевской улице?"

В то время голода и разрухи одесситы обходили дворы с вопросом: "Воды есть?", на что чаще всего слышали ответ: "Вода нет". Но в подвале дома N17 помещалось "прачечное заведение" и, благодаря низкому расположению кранов, вода бывала чаще. Позже тут выстроили новый дом, где жил поэт Юрий Михайлик, который, согрешив прозой, честно и храбро написал роман об обороне Одессы и поимел за него массу неприятностей, о чем, наверное, теперь с ностальгической улыбкой вспоминает в своем австралийском далеке.

Много раньше случился тут "прокол" с бабелевским героем Беней Криком. "Мосье Эйхенбаум, положите, прошу вас, завтра утром под ворота на Софиевскую, 17, двадцать тысяч рублей...", - предлагал он, но "клиент" попался строптивый, и люди Бени "сделали налет" на его заведение, а стреляли в воздух, "потому что, если не стрелять в воздух, то можно убить человека" - сердобольная публика, сегодня бы ей место в каком-нибудь фонде милосердия. А "король Молдаванки" был озорным парнем: додумался рэкетирствовать под боком у военно-окружного суда, который испокон веку помещался в доме N19.

Власть, финансы и политика соседствовали на этом квартале Софиевской. Рядом с судом был особняк С.М.Гутника, директора Сибирского торгового банка, где служил отец Ильфа, и дом поныне хранит следы былой роскоши: траченные временем скульптуры, запущенный палисадник, заброшенный фонтан... А следующий за ним дом N23 на углу Преображенской принадлежал присяжному поверенному В.А.Ираклиди, редактору "Революционного дела" - газеты эсеров, игравших не последнюю роль в политической ситуации в Одессе 1917 года, о которой нам раньше толковали лишь то, что "плохие дяди" - кадеты, меньшевики, те же эсеры, украинские да еврейские националисты только и делали, что мешали большевикам крутить колесо истории в известную им одним сторону... Что же до генеалогии, то Ираклиди состоял в родстве с журналистом Н.П.Цакни, тестем И.А.Бунина. А напрямую с памятью о Бунине связан Художественный музей.

Это здание, доныне полное тайн, архитектор Ф.К. Боффо построил в 1828 году для дочери Софьи Потоцкой, пленительной Ольги Нарышкиной, "у ног" которой, как говорили, был сам граф М.С.Воронцов. "Цепочка" последующих хозяев дома не прослежена, но последним стал некто Юрьевич, у которого вездесущий в благотворительности Г.Г.Маразли в 1889 году откупил его для городского Художественного музея.

Экспозицией, интерьерами, таинственным подземным ходом он изначально привлекал горожан. У одного из хранителей, В.П.Куровского, что жил при музее, перебывали, кажется, все художники и литераторы, а друживший с ним И. А. Бунин и вовсе останавливался в 1901 году.

Не ведаю, хаживал ли сюда А.И.Куприн, но осенью 1909 года с располагавшейся рядом площадки он полетел вместе с С.И.Уточкиным на воздушном шаре, первым из писателей увидев с птичьего полета Одессу, Софиевскую улицу, музей... Это было давно, но и сегодня здесь в любое время года цветет сирень на полотне К.К.Костанди, Пушкин прощается с морем, написанным И.К.Айвазовским, и все так же гостеприимно "распахнуты" полукруглые крылья музейного дома. Но на правом из них теперь мемориальная доска в честь Натальи Касько - директора, доброго ангела музея.

И еще одна женщина, чья судьба прикоснулась к Софиевской улице... По цифрам в решетке балкона, дом N30 построен в 1847 году. А в 1900-х годах тут было украинское общество "Просвета", созданное, в частности, М. Е. Слабченко, человеком яркого таланта и горькой участи: знаток экономической истории Украины, профессор, академик и... узник ГУЛАГа. А рефераты об украинских писателях читала в "Просвете" Л. В. Мациевская. Она училась в консерватории и на Высших женских курсах, преподавала в гимназии, а стала великолепной актрисой. И привередливые одесситы "на Мациевскую" ходили в "Держдраму" - театр, руководимый выдающимся режиссером В. С. Василько, который жил на Софиевской, 10. Его имя теперь носит Украинский театр, оно осталось в театральной истории Одессы, монографиях, статьях.

Немало добрых слов о нем и в мемуарах режиссера В.Галицкого, который учился в гимназии Л.П.Ковальчука на Софиевской, 22 вместе с будущим ведущим танцовщиком киевского балета Н.Иващенко... Как не сказать, что Мельпомене и Талии была любезна Софиевская улица?

В 1920 годах на Софиевкой, 8 размещался давно забытый ныне  радиотелеграфный завод, о нем писал краевед и коллекционер Виктор Корченов. А неподалеку, в доме N2, жил когда-то городской землемер М. М. Дидрекс, чей план Одессы 1894 года стал подспорьем в разысканьях краеведов. И на нем отчетливо видно, как протянулась Софиевская по краю морского обрыва. Но в истории города она отнюдь не "с краю"

 

                                Дополнительные места экспозиции:

 

 Посещая с экскурсионной программой Одесский художественный музей, помимо знакомства с живописью, олицетворяющей различные эпохи и направления в искусстве, посетители могут узнать удивительную историю уникального здания, в котором расположен музей, а так же истории из жизни его владельцев. Но благодаря увлекательной истории  возникновения Софиевской  улицы можно увеличить экспозицию музея уличными монументами.

 Под дворцом Нарышкиных существует несколько пустот-подвалов и галерей. В одной из таких галерей, под центральной частью дворца расположен подземный грот, единственный доступный для посещения в Одессе в своём роде. Сегодня в гроте проводится экскурсия, в ходе которой можно узнать об истории дворца и его хозяев, устройстве во дворце музея изящных искусств.

В подвале Одесского художественного музея нашли загадочную фреску. Сотрудники Одесского художественного музея во время подготовки выставки, которая откроется в подвале музея 21 декабря, обнаружили на стене помещения уникальную фреску конца ХIX века.

Собранная из камня-ракушечника стена подвала во всю высоту украшена росписью с изображениями сказочных персонажей.

Как рассказал директор Художественного музея Виталий Абрамов, фреска была сделана в 1890-1895 годах.

Занятые обустройством подвала, музейные сотрудники наотрез отказываются открывать тайны и делиться подробностями о старинной фреске.

Вместе с тем есть и другая версия происхождения рисунка. По мнению ряда экспертов, авторы фрески – солдаты-оккупанты, ведь в подвале музея тогда располагалась пивная для солдат вермахта и СС. Учитывая, что в центре фрески изображён бог Бахус, сидящий на бочке с пивом, а вокруг немецкие надписи готическим шрифтом, такая версия кажется вполне реалистичной.

         В других подвалах расположен зал украинского декоративно-прикладного искусства и галерея "Желтые великаны".

         Из за, что эта пивная протягивалась далеко за пределы музея, роботы по поискам были остановлены и музей лишился еще одной выставочной площадки на свежем воздухе. Возможно там поставили бы открытый саркофаг, что дало бы возможность просматривать достопримечательности музея под открытым небом в ненапряженной обстановке парков и алей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта – схема памяти жителей Софиевской улицы

 

 

№ п/п

Номер дома

Знаменитый житель

Год проживания

1

2

М. Дидрекс

1894

2

7

А.А. Турчанова

1810

3

9

И.М. Дерибас

1900

4

10

В.С. Василько

1912

5

11

А. Маринеско

1920-1930

6

13

И. Ильф

1923

7

17

Ю. Михайлик

1928

8

23

В.А. Ираклиди

1917

9

30

М.Е. Слобченко

1900


 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Численность населения Одессы на 1 декабря 2010.
  2. В Одессе самая высокая плотность населения по Украине Данные Всеукраинской переписи населения 2001 года в Одесской области.
  3. Ассоциация портов Украины Том №1( История)  86 с.
  4. Статистика порта за первые 3 квартала 2006 г.
  5. Одесский художественный музей. / Авт.-сост. Я.А. Галкер. — Киев: Мистецтво, 1986. — 24 с. 
  6. Экспозиция, Официальный сайт Одесского художественного музея.
  7. Одесский художественный музей. Грот Одесского художественного музея.

 

 

 

 

 


Информация о работе Одесский художественный музей в контексте исторической застройки г. Одессы