Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:50, контрольная работа
Для любого современного государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Подобное триединство сложилось в мировой практике и законодательно оформилось в XIX веке (однако это не означает, что государственных гербов или флагов ранее не существовало). Данная работа рассматривает государственные символы России (герб, флаг, гимн), их становление, изменение, связь с аналогичными символами других государств. В России период утверждения государственной символики был весьма длительным.
Введение
История появления символики России
Герб
Флаг
Гимн
Заключение
Список источников и литературы
Содержание
Введение |
3 |
|
4 4 12 20 |
Заключение |
25 |
Список источников и литературы |
26 |
Введение
Российская государственная символика относится к числу тех проблем, которые еще не так давно казались малозначащими и не вызывали особого интереса у историков. Теперь же, с официальным восстановлением национальных символов России, новые поколения профессионалов и просто любознательных людей все чаще обращаются к истории давно забытых, низвергнутых эмблем и символов.
Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюции помогает не только всесторонне представить ход исторического процесса, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, вплотную подойти к изучению социальной психологии русского общества, его менталитета - вопросам недостаточно изученным и актуальным.
Для любого современного
государства его главные
В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. При великом князе Иване III средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Петр Великий закрепил за Россией трехцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая I. Все эти символы российской государственности выражали основные идеи и устремления не только самодержцев и высшего сословия, но и широких слоев российского общества.
Выдающийся русский философ А.Ф. Лосев писал, что символ есть "концентрированное зримое выражение основной идеи явления или понятия, основанное на структурном сходстве символа и этого явления или понятия". Эмблема - это тот же символ, но специального значения, точно фиксированный знак, условно принятый, но общепризнанный. К эмблемам Лосев относит и государственную символику.
1. История появления российской символики
1.1 Герб
Герб - (польск. herb, от нем. еrbe - наследство),
эмблема, наследственный отличительный
знак, сочетание фигур и предметов, которым
придаётся символическое значение, выражающее
исторические традиции владельца. Гербы
подразделяются на следующие основные
группы: герб государственный, герб земельный
(городов, областей, губерний, провинций
и др. территорий, входящих в состав государства),
герб корпоративный (средневековых цехов),
герб родовой (дворянских и буржуазных
родов). Герб - специфический исторический
источник, изучается вспомогательной
исторической дисциплиной геральдикой. Герб
изображается на знаменах, печатях, монетах
и пр., помещается в качестве знака собственности
на архитектурных сооружениях, домашней
утвари, предметах вооружения, произведениях
искусства, рукописях, книгах и т.п.
Древнейшим прообразом гербов были тотемические
изображения животных, покровителей племени
или рода в первобытном обществе. Зачатки
гербов видят в многочисленных символических
изображениях, существовавших у народов
древнего мира. Непосредственными предшественниками
гербов были родовые и семейные знаки
собственности ("знамена", "рубежи",
"метки" у славян, "тамги" у тюрков
и монголов и т.п.). Первыми гербами были
эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах,
медалях и печатях древнего мира. На Руси
гербы многих городов имели древние исторические
корни. Лев - герб Владимира - был гербом
владимирских князей с 12 в. Герб Новгорода
с 15 в. символизировал вечевой строй (вечевая
степень, т.е. трибуна, и посаднический
жезл на ней); в 16 в. республиканская эмблема
была заменена монархической: вместо степени
стал воспроизводиться трон, вместо жезла
- скипетр. Герб Пскова - рысь - изображен
ещё в 15 в. на республиканских печатях
и монетах этого города. Герб Москвы - всадник,
т.е. "ездец", известен с 14 в. Герб Ярославля
- медведь на задних лапах, и герб Перми
- медведь на четвереньках - связаны с древним
культом медведя, в течение многих веков
характерным для этих областей, судя по
множеству археологических находок. Подобным
же образом герб Н. Новгорода - лось - связан
с древним местным культом лося: в 18 в.
лось был заменен оленем.
История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла в качестве государственной эмблемы Руси.
Двуглавый орел - один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Он был известен уже в странах Древнего Востока (VII-VI вв. до н. э). Оттуда он благодаря крестоносцам (по мнению ряда исследователей) попал в Европу (Священная Римская империя), где правители небольших политических образований помешали двуглавого орла на своих печатях (XII-XIV вв), чтобы всеми возможными внешними формами поднять свой престиж. Это сделать было тем более легко, что в сознании средневековых европейцев мир людей был подобен миру животных и птиц: среди зверей царствовал лев, среди птиц - орел, на вершине мира людей стоял король, император или князь. И если формы символов и эмблем императоров, королей уже давно были найдены (по античному образцу они помешали на своих печатях либо тронное изображение, либо свой профиль), то правителям более низкого ранга предстояло еще только отыскать адекватные формы для выражения идеи своей независимости, могущества и причастности к миру избранных. Одной из таких форм и послужил двуглавый орел.
Знакомство Руси с двуглавым орлом восходит к XII-XIII векам (он встречается на
декоративной плитке этого времени). Затем его
изображение исчезает почти на три столетия
и вновь возникает уже на государственной
печати Ивана III, великого князя владимирского
и московского, государя всея Руси. Печать
двусторонняя, датируется 1497 годом. На
одной стороне ее изображен всадник, поражающий
копьем дракона, на другой - знаменитый
двуглавый орел.
Как оказались эти эмблемы на великокняжеской
печати Ивана III? Конные печати (печати
с изображением всадника) получили большое
распространение на Руси еще в домонгольский
период в удельных княжествах (начало
XIII в). Удельные князья считали необходимым
иметь на своих печатях хранителя, святого
патрона. Поиски точного прообраза русских
конных княжеских печатей пока безрезультатны.
Ряд исследователей склонны считать, что
они заимствованы из Европы. Там конные
печати широко распространились с середины
XI века. Но европейский всадник был светским
и олицетворял на печати конкретного главу
государства. На Руси же, как уже отмечалось,
изображение всадника представляло собой
святого воина, патрона князя. В литературе
и искусстве средневековой эпохи всадник
("ездец"), поражающий копьем дракона,
предстает в образе Георгия-змееборца.
В народном творчестве - как храбрый Егорий-воин,
защитник от сил зла. Московские князья
присваивали собственным персонам не
только деяния святого воина, но и его
внешний вид: на монетах удельного периода
рядом с всадником, поражающим дракона,
стоят буквы "К", "К-Н" - "князь".
Таким образом, выбор Иваном III эмблемы
всадника для своей печати не был случаен,
а напротив, вполне естественным и логичным.
Тем самым подчеркивалась древность происхождения
великокняжеской московской власти.
Еще более дискуссионным
является вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? В течение
очень долгого времени считалось непреложным
мнение известного русского историка,
автора "Истории государства Российского"
Н.М. Карамзина о заимствовании двуглавого
орла из Византии (где он якобы считался
государственным символом). Произошло
это в результате женитьбы в 1472 году Ивана
III на племяннице последнего византийского
императора Софье. Этой традиционной версии
сегодня придерживаются многие представители
научных кругов, российских официальных
правительственных структур, а также любители-краеведы,
занимающиеся историей геральдики России.
В то же время целый ряд авторов современных
публикаций (В. Артамонов, Н. Соболева,
А. Хорошкевич) подвергают аргументированной
критике эту популярную точку зрения.
При этом выдвигается другое мнение: наш,
"русский", двуглавый орел был принят
в качестве герба по образцу не Византийской,
а Священной Римской империи. Тем самым
Иван III хотел как бы уподобить свое могущество
величию императора этой державы. Русь
заимствовала имперский дипломатический
протокол. Сам государь всея Руси имел
контакты с императорским двором. Примечательно
и то, что изображение орла на печати Ивана
III обнаруживает наибольшее стилистическое
сходство с габсбургским орлом, ставшим
имперским государственным гербом в 40-е
годы XV века. Однако и у этой точки зрения
есть уязвимые места.
Существует также так называемая "южнославянская
теория", согласно которой знакомство
с двуглавым орлом на Руси могло происходить и при
посредничестве южнославянских государств
(как известно, облик орла был положен
в основу их национальных гербов). Однако
реальных следов подобного воздействия
пока не обнаружено.
Говоря о предыстории происхождения изображения двуглавого орла на государственной печати Руси в конце XV века, нельзя забывать и о более ранней русской традиции - одноглавом орле владимиро-суздальских соборов, одноглавом орле - эмблеме московской власти на печатях Великого Новгорода XV века. Однако и эта традиция, названная нами выше "русской", возможно, тоже является общеевропейской, так как указанные орлы имели много сходства с современными им европейскими.
Таким образом, вопрос о происхождении двуглавого орла на государевой печати Ивана III пока остается открытым. К сожалению, остается пока гадать и о том, какой именно смысл вкладывали наши далекие предки в изображение двуглавого орла, представленного в фас. На этот счет также существует ряд предположений. Это двуглавие было символом соправления в канун венчания на великое княжение преемника Ивана III Дмитрия-внука (как это бывало в византийской практике). Или двуглавие обозначало претензию Ивана III на земли всей Руси (то есть Руси Северо-Восточной и Северо-Западной, к тому времени уже объединенной под его властью, и Руси Западной и Юго-Западной, входившей в состав Великого княжества Литовского). Возможно также, что двуглавие орла закрепляло свершившееся в 70-е годы XV века объединение Московского княжества и Новгородской феодальной республики, после чего Иван III мог с полным правом именоваться государем всея Руси.
Так или иначе, но общегосударственная печать 1497 года свидетельствует о том, что к этому времени сформировалась в основных чертах концепция власти московского великого князя. Изображенные на ней эмблемы подчеркивали, с одной стороны, древность происхождения власти Ивана III, а с другой - знатность русского государя. Они отвечали политическим устремлениям великого князя (внутригосударственным - объединение русских земель вокруг Москвы, упрочение государственного единства, и внешним - выдвижение Московского государства на международную политическую арену). Эти две эмблемы использовали все последующие государи для своих печатей, они же вошли и в российский государственный герб.
В течение XVI-XVII веков происходил
динамичный процесс формирования государственного герба, утверждения важнейших его
элементов. С 1583 год на большой государственной
печати изображается двуглавый орел, на
груди которого - всадник, поражающий копьем
дракона. В 1625 году на печати впервые появился
двуглавый орел, коронованный не двумя,
а тремя коронами. Это изображение с 1645
года переходит на большую государственную
печать. Толкование смысла орла под тремя
коронами содержится в тексте "Славянской
библии", изданной в 1663 году: "... Тремя
венцами орел восточный сияет, Веру, Надежду,
Любовь к Богу являет, криле простер, объемлет
все мира конца, север, юг, аж до запада
солнца, простертыми крылами добре покрывает...
". В 1654 году впервые двуглавый орел
под тремя коронами изображен с символами
власти - скипетром и державой в лапах.
В 1667 году для скрепления Андрусовского
договора с Польшей была сделана печать
с изображением на ней государственного
герба. Таким образом, в XVII веке после эпохи
смутного времени окончательно утверждается
тип российского герба - двуглавый орел
с тремя коронами, скипетром и державой
в лапах, на груди которого расположена
фигура всадника, поражающего копьем дракона.
Как свидетельствуют многочисленные памятники
культуры XVII века, двуглавого орла того
времени изображали, как правило, золотым
на красном или белом поле. Это цветовое
сочетаний приобретает государственный
характер: красный (пурпурный) цвет считался
царским, и его использование строго регламентировалось;
золотой цвет - неизменный символ вечности,
постоянства.
В эпоху Петра I (первая четверть XVIII в) государственный
герб страны дополняется новыми символами.
Меняется и раскраска герба: орел изначально
становится черным, а фон - желтым. Это
были характерные имперские цвета. Такое
их сочетание существовало на гербах бывшей
Римской империи и присутствовало на гербе
Австрийской империи. Появление же их
на российском гербе было непосредственно
связано с введением Петром титула императора
и провозглашением им России империей.
Изменяется в это время и трактовка всадника,
поражающего змея. Он перевоплощается
в образ святого Георгия Победоносца -
один из древнейших символов борьбы добра
со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Вокруг щита с этим символом устанавливается
цепь со знаком ордена св. Андрея Первозванного
(первый военный орден, учрежденный в 1699
г). В довершение к этому двуглавый орел
теперь увенчан императорскими коронами.
До середины XIX века существенных изменений
в российском гербе не было сделано. В 1856
году по инициативе управляющею Гербовым
отделением Департамента герольдии Бернгарда
Кене (выходца из Германии) произошла настоящая
"гербовая" реформа: российский герб
подвергся коренной переработке. Как же
он выглядел после "модернизации"?
По оценке современных специалистов, это
было огромное, весьма сложное и громоздкое,
нелепое сооружение. В центре располагался
двуглавый орел, каждая голова его несла
по короне, а третья большая корона возвышалась
над первыми двумя. На груди орла находилось
изображение св. Георгия Победоносца,
поражающего копьем дракона. Орел помещался
на фоне геральдического щита, который
держали главы небесного воинства - архангелы
Михаил и Гавриил с крестом и мечом. Фоном
для щита, увенчанного императорской короной,
служила "сень" мантия, соединенная
со шлемом св. Александра Невского. Над
ним громоздилась еще одна корона, а над
нею - хоругвь (знамя) с полным повторением
всех описанных ранее изображений: и короны,
и мантии, и архангелов, и щита, и орла,
и всадника. Венчал хоругвь восьмиконечный
крест - символ православия. Идею государства,
эмблемой которого должен был служить
герб, передавала надпись: "С нами Богъ".
Этот же девиз повторялся и на шлеме Александра
Невского, и на хоругви.
После февральской революции
В таком виде он просуществовал
до октябрьских событий 1917 года, некоторое время сохранялся при новой власти,
а в апреле 1918 года упразднен.
Государственный герб СССР, официальная
эмблема Советского государства установлен
Конституцией СССР (ст.143). Представлял
собой серп и молот на земном шаре, изображенном
в лучах солнца и обрамленном колосьями,
с надписью на языках союзных республик:
"Пролетарии всех стран, соединяйтесь!",
наверху герба - пятиконечная звезда. ГЕРБ
СССР символизировал основу общенародного
государства - союз рабочих и крестьян,
добровольное объединение равноправных
союзных республик в едином союзном государстве,
равноправие социалистических наций,
и выражал идею интернациональной солидарности
народов СССР с трудящимися всех стран.
Первый герб СССР был утвержден ЦИК СССР 6 июля 1923, описание его было закреплено в Конституции СССР 1924. В 1923-36 надпись "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" делалась на 6 языках (по числу союзных республик, образовавших в 1922 Союз ССР); с изменением числа союзных республик надпись давалась в 1937-46 на 11 языках, в 1946-56 - на 16, с 1956 - на 15 языках. Государственные гербы имели все союзные республики, описание гербов содержалось в Конституциях соответствующих республик. Основными элементами республиканских гербов являлись символ трудового союза рабочих и крестьян - скрещивающиеся серп и молот, и надпись на языке союзной республики: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Кроме того, в государственных гербах союзных республик были отражены национальные особенности (природы, хозяйства и т.д.) соответствующих республик.
После распада СССР возникла
необходимость создания новой государственной символики, отражающей
идею нового государственного строя.30
ноября 1993 года президентским Указом был
утвержден государственный герб Российской
Федерации. В специальном Положении содержится
его описание: "Государственный герб
Российской Федерации представляет собой
изображение золотого двуглавого орла,
помещенного на красном геральдическом
щите; над орлом - три исторические короны
Петра Великого (над головами две малые
и над ними - одна большого размера); в лапах
орла - скипетр и держава; на груди орла
на красном щите - всадник, поражающий
копьем дракона".
Так с утратой прежних символов в стране
начала официально устанавливаться историческая
символика Российского государства. В
современном российском гербе воспроизведены
основные элементы государственного герба
дореволюционной России: двуглавый орел,
короны, скипетр, держава, всадник. Вместе
с тем он не является копией герба Российской
империи.
При выборе современного российского герба
за основу был взят не последний герб Российской
империи образца 1856 года, в котором слишком
много "имперской" символики, не российский
герб, утвержденный Временным правительством
(с изображением двуглавого орла эпохи
Ивана III), а тип герба, окончательно утвердившегося
в XVII веке, после Смутного времени.
Постараемся дать толкование государственного
герба Российской Федерации с поправкой
на нашу эпоху, современность. Как мы уже
знаем, полностью соответствует исторической
традиции использование на гербе золотого
и красного цветов. Красный цвет традиционно
толковался на Руси как энергия, сила,
кровь, пролитая за Отечество. Слово "красный"
при этом тесно связывалось по своему
смыслу со словами "красивый", "торжественный"
(именно с этими значениями родственно
название и Красной площади). Сочетание
указанных цветов позволяет аргументировано
возразить тем, кто голословно обвиняет
российские власти в механическом "восстановлении
имперской символики" (хотя, как известно,
имперские цвета иные).