Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:50, контрольная работа
Для любого современного государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Подобное триединство сложилось в мировой практике и законодательно оформилось в XIX веке (однако это не означает, что государственных гербов или флагов ранее не существовало). Данная работа рассматривает государственные символы России (герб, флаг, гимн), их становление, изменение, связь с аналогичными символами других государств. В России период утверждения государственной символики был весьма длительным.
Введение
История появления символики России
Герб
Флаг
Гимн
Заключение
Список источников и литературы
1.3 Гимн
В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово "гимн" трактуется как:
1. Торжественная песня,
принятая как символ
2. Вообще - хвалебная песня, музыкальное произведение.
Гимн (греч. hymnos), торжественная песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий, героев и т.д. Истоки гимна - в глубинах истории.
В России впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе появилась при Петре I.
Во времена Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) музыка стала составной и непременной частью жизни двора и петербургского дворянства. Все торжества и праздники сопровождались вокальной и инструментальной музыкой.
В период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) большое распространение получают ритуалы по случаю побед русского оружия. Они приобретают форму церемониалов - балов. Об одном из таких празднеств мы узнаем из "Описания торжества, бывшего по случаю взятия города Измаила в доме генерал-фельдмаршала князя Потемкина Таврического". Оно примечательно тем, что выдающийся русский композитор И.А. Козловский написал по этому случаю специальную музыку гимнического характера, в форме полонеза для оркестра и хора на слова крупнейшего поэта екатерининской эпохи Г.Р. Державина. Называлось произведение "Русский победный гимн времен Екатерины Великой". Полонез приобрел исключительную популярность, став на некоторое время русским национальным гимном. Этой музыке была суждена и более продолжительная жизнь. П.И. Чайковский использовал полонез в сцене бала в опере "Пиковая дама".
С 1816 года официальным в России стал английский гимн "Боже, храни короля". Русский текст его был написан в 1833 году известным русским поэтом В.Л. Жуковским. Однако такая держава как Россия, безусловно, нуждалась в собственном национальном гимне, музыкальная основа которого угрожала бы истинную душу и характер российского народа. Поэтому в том же 1833 году царствовавшим тогда императором Николаем I было дано указание близкому к придворным кругам композитору А.Ф. Львову сочинить музыку национального гимна на слова В. А, Жуковского.
Композитор справился с этой задачей. Написанный им Национальный гимн впервые прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре. А по Указу Николая I от 31 декабря 1833 года гимн, получивший название "Боже, царя храни!", был объявлен государственным.
Этот гимн звучал в России до 1917 года. В армии он исполнялся при проведении строевых и церковных парадов, почетных караулов, строевых смотров, вручении знамен и наград, при встречах государя и лиц царской фамилии. Гимн своей патетикой усиливал эмоциональное воздействие воинских ритуалов.
После февральской революции 1917 года Временное правительство отказалось от старого гимна. В период от февраля до октября 1917 года в России звучало вместо старого гимна произведение композитора В. Березовского под названием "Гимн свободной России" на слова Д. Ратгауза.
После октябрьской революции большевики утвердили в качестве своего гимна музыку известного "Интернационала". Но в годы Великой Отечественной войны было принято решение о создании нового государственного гимна, что, несомненно, отвечало объективным требованиям времени. Новый государственный гимн СССР (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана) впервые был исполнен в ночь на 1 января 1944 года по Всесоюзному радио.
После войны сложилась парадоксальная ситуация. Существовал государственный гимн СССР. В каждой союзной республике звучал также свой собственный национальный гимн. И только РСФСР - единственная республика в составе СССР, не имела своего гимна. Поэтому в послевоенные годы началась работа над созданием гимна России. Нескольким ведущим композиторам было предложено попробовать это сделать, но все попытки оказались безуспешными. Гимн Российской федерации так и не был утвержден.
Идея создания российского гимна возникла вновь в 1990 году, что было естественным и закономерным в условиях начавшегося развала СССР, краха коммунистической идеологии, борьбы демократических сил за российский суверенитет, возрождения национальных традиций и государственных символов России. За день до открытия I съезда народных депутатов РСФСР была опубликована информация о создании комиссии из ведущих деятелей литературы и искусства, на которую была возложена обязанность провести организационную работу по созданию государственного гимна России. На одном из заседаний комиссии с предложением взять за основу гимна "Патриотическую песнь" М. Глинки выступил известный композитор Родион Щедрин. В свое время (в послевоенный период) это предложение не раз высказывали известные советские композиторы Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян.
После прослушивания на комиссии полной оркестровой записи сочинение Глинки "Патриотическая песнь" было утверждено в качестве музыкальной основы будущего гимна России. Специалисты так аргументировали свои доводы: мелодии присущи величавость и лаконизм; она легко запоминается, изначально не связана словом, что дает свободу для создателей текста гимна, на который тогда же был объявлен профессиональный конкурс.
"Патриотическая песнь" выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки, дошедшая до нас в виде небольшой (всего 16 тактов) мелодии для фортепиано, представляет собой, вне сомнения, замысел отечественного гимна.
Свидетельством тому являются следующие документальные сведения. Известный музыкальный критик В. Стасов на основе сопоставительных исследований отнес датировку этого музыкального произведения к 1833 году (глинкинская запись датировки не имела). Отсюда следует, что замысел создания русского национального гимна возник у композитора вскоре после императорского обращения к А.Ф. Львову с просьбой написать музыкальную основу российского гимна. Вскоре замысел был воплощен в нотном наброске, который сам композитор назвал "Мелодия национального гимна". Когда же официально была принята музыка композитора Львова в качестве национального гимна, М.И. Глинка забыл о своем наброске, и он более полувека оставался в неразобранном архиве композитора.
В 1895 году музыковед Н.Ф.
Финдейзен впервые сообщил о
незавершенном глинковском замы
11 декабря 1993 года Указом
Президента Российской
С избранием в России нового президента, В.В. Путина, вопрос о гимне сдвинулся с мертвой точки. В обществе были сторонники, как музыки Глинки, так и вообще возвращения старого гимна СССР. В результате компромиссного решения новый гимн РФ должен исполняться на знакомую уже нам музыку А.В. Александрова. Текст гимна снова написал С.В. Михалков, слова стали иными. Гимн был утвержден 30 декабря 2000 года.
Согласно закону, гимн
должен исполняться точно в
Россияне должны петь свой гимн, как поют свои национальные гимны народы многих стран, с воодушевлением, подъемом и гордостью за свою страну, народ, Отчизну.
Заключение
Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это - главные символы каждого государства, отражающие исторический процесс становления страны, национальные особенности, определяющие то, к чему в своей политике стремится государство, отличающие этого государство от всех остальных. В данной работе были рассмотрены основные этапы становления государственной символики России от начала образования единого русского государства до наших дней.
Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Изучение возникновения государственной символики, её эволюции помогает всесторонне представить ход исторического процесса, приблизиться к пониманию мировоззрения людей прошедших веков, подойти к изучению социальной психологии русского общества. Особенно важным рассмотрение данного вопроса становится в свете того, что практически все современные символы РФ были признаны официально сравнительно недавно - в течение последнего десятилетия. До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна, он имел собственные государственные символы, свою отличающуюся от теперешней идеологию. Новой России потребовались новые символы, которые бы в полной мере отразили изменения, произошедшие в стране.
Список источников и литературы