Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 23:33, курсовая работа
В современном мире, в происходящей на данной момент в нем военной напряженной атмосферой, тема культурных ценностей и их охраны является очень актуальной и злободневной. Как и прежде, конфликтная ситуация, развернувшаяся на Украине, требует более острого внимания на проблему сохранения о охраны культурных ценностей нашей страны и всего мира.
Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса.
Введение
Глава 1. Культурные ценности в мировом значении
Понятие и значение культурных ценностей
Классификация культурных ценностей
Глава 2. Охрана и защита культурных ценностей
Охрана и защита культурных ценностей на международном уровне.
Проблема охраны и защиты культурных ценностей в современном мире.
Охрана и защита культурных ценностей в Росии
Вывод
Список литературы.
Наиболее важные культурные ценности берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей, который ведется Генеральным директором ЮНЕСКО; копия реестра хранится у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в военном конфликте. С момента включения в Международный реестр ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них.
Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженных конфликтов, должны быть обозначены отличительным знаком. Принятая в 1970 г. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, включает в перечень действия, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой. Гаагская конвенция 1954 года, как было упомянуто выше, предусматривает два вида защиты ценностей культуры. При общем режиме защиты специальный список ценностей культуры не составляется, и защита их может быть снята в случае «настоятельной военной необходимости». Специальная защита, задуманная для сохранения таких ценностей культуры, как Версаль, Тадж-Махал или Эрмитаж, требует внесения соответствующих культурных ценностей в Международный Реестр культурных ценностей, и их защита может быть снята лишь в «исключительных случаях неизбежной военной необходимости». Однако эта система специальной защиты в целом не имела успеха и оказалась не жизненной. За 50 лет существования Гаагской конвенции в Международный Реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, внесено только 6 объектов - Ватикан и пять центров хранения культурных ценностей (в Австрии, Голландии и Германии).
Пакт охраняет персонал вышеназванных культурных, научных и образовательных учреждений.
Пакт впервые ввел и установил в международном праве следующие принципы и правила:
- ценности культуры независимо
от их принадлежности являются
культурным наследием всего
- они безоговорочно подлежат защите и уважению во время вооруженного конфликта;
- культурные ценности теряют иммунитет только в случае их использования в военных целях;
- ценности культуры подлежат защите в равной мере как в международном вооруженном конфликте, так и в конфликте, не имеющем международного характера;
- культурные ценности
подлежат защите в мирное
- ценности культуры должны
быть зарегистрированы и
- устанавливается общеизвестный
и обязательный знак для
- в отношении иностранных
культурных ценностей
В 1972 году в Париже была принята Конвенция о сохранении мирового культурного и природного наследия.
2.2. Проблема охраны и защиты культурных ценностей в современном мире.
Положение с защитой культурных ценностей находится в тяжелом положении. Это вызвано многими факторами, прежде всего крайне низким финансированием этой сферы в течение длительного времени. Зачастую средств для обеспечения безопасности катастрофически не хватает и приходится изыскивать их из разных источников. При постоянно возрастающей стоимости услуг государственных и частных охранных предприятий, имея общую систему финансирования, одни руководители в целях обеспечения безопасности вверенных им учреждений культуры закрывают выставочные, культурно-просветительские, реставрационные проекты, другие из-за отсутствия средств снимают милицейскую и пожарную охрану, в том числе централизованную, оставляя музеи и библиотеки совершенно незащищенными.
Организация эффективной системы безопасности должна включать в себя не только регулярное совершенствование средств и способов защиты объектов культуры от пожаров, преступных посягательств, других факторов опасности, угрожающих сохранности фондов, но и управление потоками посетителей, скопление которых в отдельных залах может привести как к несчастному случаю, так и к умышленной порче произведений искусства.
В 1977 году был принят Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 года, относящийся к защите жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол І 1977 года). С его принятием было покончено с подходом, установленным Гаагской конвенцией 1954 года. Этот протокол предусматривает, что только военные объекты могут быть подвержены военной атаке, а граждане и гражданские объекты не могут быть предметом такой атаки. Ценности культуры являются гражданскими объектами и в качестве таковых не могут быть объектом враждебного военного акта, направленного на них. Гражданские объекты, а следовательно, и ценности культуры могут стать объектом враждебных актов, только если они превращены в военные объекты. Это правило не предусматривает исключений.
Определение военного объекта содержит два критерия, которые должны быть выполнены одновременно (кумулятивно) для того, чтобы объект был признан военным: во-первых, это местонахождение, предназначение или использование объекта, которые должны быть такими, чтобы они «приводили к эффективному вкладу в военные действия», и, во-вторых, военное преимущество, которое уничтожение, захват или нейтрализация этого объекта дает, при этом военное преимущество должно быть «определенным, при данных обстоятельствах».
Благодаря большим усилиям профессора Бойлана, голландского правительства и ЮНЕСКО была созвана Дипломатическая конференция, в рамках которой 17 мая 1999 года был подписан Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (в настоящее время его ратифицировали 33 государства), который вошел в силу в 2004 году.
Этот Протокол воспринял положение Протокола І 1977 года о том, что против ценностей культуры не могут быть направлены враждебные действия, за исключением случаев, когда они становятся военными объектами. Второй протокол, в отличие от Протокола І 1977 года, ограничил случаи, которые дают основание считать, что объект культуры стал военным. Это ограничение было достигнуто с большим трудом на Дипломатической конференции в Гааге в 1999 году.
2.3. Охрана и защита культурных ценностей в России.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия РФ является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры).
Росохранкультуры осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
К полномочиям Росохранкультуры, в частности, относятся:
- осуществление государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей;
- принятие решений о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей, выдача юридическим и физическим лицам свидетельства на право их вывоза и временного вывоза;
- регистрация культурных ценностей, ввозимые и временно ввозимые на территорию РФ;
- заключение договоров о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими об их временном вывозе;
- обеспечение экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза;
Возложенные на него функции Росохранкультуры осуществляет совместно с:
1)Государственной архивной службой России
2)Таможенными органами
3)Органами внутренних дел
4) Федеральными органами государственной безопасности РФ
5) Иными правоохранительными органами
В качестве коллегиального органа по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей образуется Межведомственный совет по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей.
Министерство культуры РФ составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона о ввозе и вывозе культурных ценностей.
ФТС РФ силами специализированной службы осуществляет в таможенных пунктах контроль за порядком вывоза и ввоза культурных ценностей, установленным Законом.
Экспертизу заявленных к вывозу, временному вывозу, а также возвращенных после временного вывоза культурных ценностей осуществляют уполномоченные Министерством культуры РФ и Государственной архивной службой России на осуществление этой деятельности специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иные специалисты.
Одним из направлений деятельности Департамента культуры и культурного наследия является обеспечение сохранности и защиты культурных ценностей в повседневных условиях и в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. С этой целью на базе Департамента создана служба защиты культурных ценностей. Управление культурного наследия Департамента осуществляет защиту недвижимых культурных ценностей (памятники архитектуры, истории и т. д.).
Вопрос защиты культурных ценностей очень актуален и сложен по выполнению, он требует систематического подхода и соответствующих финансовых вложений.
К числу основных мероприятий по защите культурных ценностей относятся:
- Мероприятия, проводимые заблаговременно;
- классификация культурных ценностей по группам;
- составление и утверждение списка ценностей;
- маркировка ценностей;
- разработка планирующих документов;
- накопление тары, упаковочного материала, инструментов;
- обучение и тренировка персонала;
- обеспечение защиты ценностей
в местах постоянного
Мероприятия, проводимые при угрозе чрезвычайной ситуации:
- затребование рабочей
силы, погрузочных средств и
- приведение в готовность
хранилищ для укрытия
- упаковка ценностей 1 и 2 групп в тару;
- погрузка и эвакуация ценностей в загородную зону или в другие определенные места;
- подготовка укрытий для
малотранспортабельных
- «захоронение» и укрытие
малотранспортабельных
- защита нетранспортабельных ценностей 1 и 2 групп;
- организация охраны и
обеспечения сохранности
Заключение.
Рассмотрев все выбранные аспекты выбранной проблемы исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время в современном мире необходимо и важно уделять пристальное внимание к вопросу об охране и защите культурных ценностей и принимать самые оптимальные и результативные методы к решению всех существующих проблем, которые, непосредственно, касаются данной темы.
Главную роль в защите и охране культурных ценностей играет политика, право, мораль и решимость сохранить поистине бесценное культурное наследие, доставшееся нам, а так же освоить его и передать нашим детям в преумноженном, обновленном, облагороженном виде.
Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране ценностей, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны - сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.
Но, помимо государственных нововведений, которые являются главенствующим звеном в решении вопроса охраны и защиты культурных ценностей, само общество, каждый его член, должен воспитывать в себе те нравственные этические качества, которые не позволили бы создать проблему разрушения и уничтожения всех культурных наследий и ценностей, а которые бы, наоборот, преумножали и облагораживали окружающий мир, свое государство и его достояния.
Поэтому крайне важно уделять большое внимание в изучение, анализе и практической реализации в решении поставленных задач, целей и проблем по охране и защите культурных ценностей. Ведь защита культурных ценностей каждого государства, каждой нации – является долгом каждого человека в этой огромной системе мирового единого общества.
Список литературы
1. Беда А.М. Охрана культурного наследия. М., 1999.
2. Веденин Ю.А. Культурное и природное наследие России. М., 1995.
3. Великанов Ю.С. Сохранение наследия России. СПб., 2001.
4. Войтович А.Н. Правовая база сохранения культурных ценностей. Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственного совещания в г.Иркутске (3-7 декабря 2001).
5. Гуревич П.С. Человек и культура М.: «Дрофа», 1998г.
6. Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2-х ч. Ч.1 - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 384 с.
7. Каулен М.Е. Роль музея в сохранении и актуализации нематериальных форм наследия // Культура памяти: Сб. науч. статей - М.: Древлехранилище, 2007. - С. 124-125.
8. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.:Прогресс, 1990. - С.86-97
9. Михайлова Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине XX века. М., 2001.6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарики», 1997.-344 с.
10. Михайлова Н.В. Историко-культурное наследие России: проблемы охраны. М., 1999.
11. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. М., 2005.
12. Углева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М., 1987.
Дополнительная литература:
1. В соответствии с федеральным законом от 26.05.1996 «О музейном фонде РФ и музеях РФ» №54 - ФЗ.