Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:56, реферат
Пензенское художественное училище (ПХУ) (Н.Д.Селиверстова до 1918г.) одно из старейших художественных учебных заведений страны, основано в 1890 году на средства, завещанные генерал-лейтенантом Н.Д.Селиверстовым: «..В память моей бытности Пензенским губернатором, завещаю г.Пензе триста тысяч рублей и всю мою коллекцию кит и картин на предмет учреждения рисовальной школы наподобие Штиглицевской...
«5 июня 1897 последовало Высочайшее соизволение на открытие училища. 26 марта 1898года положение о Пензенском художественном училище было Высочайше утверждено
Пензенский
Государственный Университет
им. В. Г. Белинского
РЕФЕРАТ
На тему «Они учились в Пензенском художественном училище»
Подготовила: Студентка ФППиСН
Группы ДП-22
Сучилина Ирина
Пенза 2013г
Введение
Пензенское художественное училище (ПХУ) (Н.Д.Селиверстова до 1918г.) одно из старейших художественных учебных заведений страны, основано в 1890 году на средства, завещанные генерал-лейтенантом Н.Д.Селиверстовым: «..В память моей бытности Пензенским губернатором, завещаю г.Пензе триста тысяч рублей и всю мою коллекцию кит и картин на предмет учреждения рисовальной школы наподобие Штиглицевской...
«5 июня 1897 последовало Высочайшее соизволение на открытие училища. 26 марта 1898года положение о Пензенском художественном училище было Высочайше утверждено. Согласно этому положению, училище поступило в ведение Императорском Академии Художеств и Министерства Императорского Двора и «имело целью образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков для надобностей художественных и художественно-промышленных производств и вообще содействия художественном) развитию в местном населении.» (ст. 163). Училище состоит в ближайшем ведении Императорской Академии Художеств, (ст. 164).Почетным Попечителем Училища состоит Пензенский Губернатор» (ст. 165). Императорская Санкт-Петербургская Академия Художеств 1764-1914».
Первым директором, по назначению Императорской Академии художеств, стал академик живописи К.А.Савицкий. Савицкий пригласил из Москвы живописцев П.И.Коровина и К.Грандковского, скульптора барона К.А.Клодта, прикладников К.П.Жукова и О.М. Кайзера, учителей местной гимназии для преподавания общеобразовательных предметов. За сто лет училище окончили свыше пяти тысяч человек; художники, архитекторы, педагоги, деятели культуры и искусства. среди них: В.Е.Татлин, А.В.Лентулов, В.Д.Фалилеев, Г.К.Савицкий, А.Е.Карев. В.В.Волков, Г.М.Гюрджан, И.В.Космин, У.Таксынбаев, Ю.И.Нехорошев, Г.Д.Епишин.
Владимир Татлин
Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года. В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище. Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).
Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.
Татлин всегда был сторонником независимого от властей искусства, что не совпадало с официальной политикой в области культуры, поэтому ни один свой проект художник не имел возможности довести до конца. Отношения с искусством социалистического реализма у него также не сложились. В начале 1930-х Татлин вернулся к занятиям живописью. Это были подчеркнуто простые и интимные пейзажи («ТОПОЛЯ. ПЛЕС», ок. 1946) и натюрморты («САДОВЫЕ ЦВЕТЫ», 1938; «ВЕТКИ», 1946; «ВЕТКИ РЯБИНЫ В ГЛИНЯНОМ КУВШИНЕ», 1948-1951; «ЛУК», 1949). Внутренняя значимость незатейливых мотивов этих натюрмортов роднит их с голландскими натюрмортами XVII в., а в некоторых произведениях художник приблизился к символической насыщенности сюжетов «Суета сует», которые отражали тщетность всего земного («ЧЕРЕП НА РАСКРЫТОЙ КНИГЕ», 1948-1953; «МЯСО», 1947). Характерно, что многие из этих работ художник писал па старых досках тончайшей живописной техникой лессировок, которой славилось голландское искусство. Владимир Татлин — один из крупнейших деятелей русского искусства авангарда. Он выбрал основами своего творчества материал, объем и конструкцию и стал одним из зачинателей особого течения абстрактного искусства, которое впоследствии получило название «конструктивизма».
Аристарх Лентулов
Аристарх Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии (ныне Пензенской области), в семье сельского священника. Учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д. Н. Кардовского в Петербурге. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». Его картины этих лет составлены из динамически сталкивающихся, звучно окрашенных плоскостей - пространство тяготеет к плоскости, а плоскость декорируется узорами и украшается аппликативными наклейками; город в московских пейзажах ("Василий Блаженный", 1913; "Звон", 1915; "У Иверской", "Москва", оба 1916) выглядит нерукотворно-цветущим "архитектурным чудом".
С начала 1920-х гг. Лентулов переходит от огромных картин-панно к произведениям менее масштабным и более натурным. Став председателем Общества московских художников (объединившего в 1928 г. большинство "валетов"), он переходит к тональной живописи, слегка сохраняющей оттенки былой форсированности цвета; создает пейзажи, портреты, натюрморты, пронизанные ощущением полноты бытия ("Закат на Волге", 1928; "Солнце над крышами. Восход", 1928; "Овощи", 1933, и др.). Его творческая активность реализуется главным образом в работе в театре, вообще соответствовавшей бравурно-оптимистическому складу характера художника.
Вадим Дмитриевич Фалилеев
1/13 января 1879 (с. Маис, ныне Никольский район Пензенской обл.) – 5 августа 1950 (Рим). График, живописец.
Из купеческой семьи. Окончил Мариинское
земледельческое училище в
Занимался офортом, ксилографией, линогравюрой, искусством силуэта. Первые гравюры показал в 1906 на выставках «Мир искусства» в С.-Петербурге и СРХ в Москве. В 1907 получил 1-ю премию на выставке «Blanc et Noir» в залах ИАХ; на эти деньги побывал в Мюнхене, Берлине, Вене и Париже. В 1909–1910 участвовал в выставках СРХ в С.-Петербурге и Киеве. В ноябре 1910 получил звание художника и заграничное пенсионерство за офорты с картин Пуссена, Рембрандта и Веронезе.
В 1911 с женой Е. Н. Качура-Фалилеевой работал в Италии, участвовал в Международной выставке в Риме. На Капри встречался с М. Горьким, исполнил его портреты в офорте и линогравюре. Создал серию линогравюр «Русские народные игрушки»; некоторые из них были воспроизведены в журнале «Аполлон» (1912. № 2). Получил повторную заграничную командировку за офорты с картин Рафаэля и Тинторетто и виды итальянских городов. Осенью 1912 уехал с женой в Париж, где провел персональную выставку, затем в Италию.
В 1913 вернулся в С.-Петербург. Работал для журналов и издательств, оформил книги Саши Черного: «Живая азбука», «Тук-тук», «Вербочки» и др. В 1913–1916 жил на Волге в селе у родных. Создал много офортов и цветных линогравюр с видами Волги и картинами деревенской жизни. Осенью 1916 поселился в Москве. В 1916–1917 исполнил по заказу А. В. Щусева серию эстампов о строительстве Казанского вокзала, создал офорты с видами Рима, графические портреты родных и друзей.
В 1910-е участвовал в выставках «Мир искусства» (М., 1912; Киев, 1913; Пг., 1917), СРХ (Киев, 1910), рисунков и эстампов в залах АХ (1912, 1915), Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914) и др. В январе 1917 провел персональную выставку в Гравюрном кабинете Румянцевского музея в Москве.
После революции некоторое время был деканом графического факультета и профессором литографии в московских ГСХМ (ВХУТЕМАС), читал лекции по технике гравюры и фотомеханической репродукции, истории и эстетике книги, работал в Пролеткульте. Среди его учеников – В. Д. Бубнова, И. А. Соколов и др. Написал в помощь начинающим художникам книгу «Офорт и гравюра резцом» (М.; Л., 1925). Возглавлял технический отдел Госиздата. Создал графические циклы «Дожди» (сухая игла), «Италия» (линогравюры), «Осень» (лино-гравюры), много литографических портретов (Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, Н. А. Бердяев, художники В. Д. Бубнова, И. Н. Павлов, В. А. Ватагин, К. Ф. Юон и др.). Исполнил гравюры для монографии В. Л. Волькенштейна «Паганини» (1920) и для книги М. Морозова «О-Тао» (1921), обложку к сборнику стихов Е. Я. Стырской «Мутное вино» (1922). Участвовал в московских выставках: Профессионального союза художников-живописцев (1918), IV Государственной выставке (1921), «Мир искусства» (1921), общества «Жар-цвет» (1924), 4-й выставке АХРР (1924), в выставке «Русская литография за 25 лет» в Петрограде (1923).
В мае 1924 эмигрировал с женой в Швецию. Около двух лет рисовал плакаты и портреты. Провел в Стокгольме три выставки, участвовал в Выставке русского искусства в Америке (1924/1925), Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925; серебряная медаль за книжную графику) и международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927). В 1926–1938 жил в Берлине. Занимался в основном живописью: писал маслом и акварелью жанровые сцены из жизни русской деревни, портреты. В берлинском доме Фалилеевых бывали русские художники, как эмигранты, так и приезжающие из СССР (К. И. Горбатов, И. Г. Мясоедов, Ф. С. Богородский и др.). Работы продолжали появляться на выставках графики в СССР.
В 1938 поселился в Риме. Участвовал в групповых выставках в Риме и Милане. В апреле 1940 с женой в числе других русских (А. Я. Белобородов, супруги Браиловские) участвовал в XXXII Международной выставке в Galleria di Roma, посвященной художникам-иностранцам, проживающим в итальянской столице. В октябре 1942 провел в галерее La Barcaccia совместную выставку с женой и дочерью Екатериной (Фалилеева-Сантопиетро, скульптор). В октябре-ноябре 1942 их выставка состоялась в галерее Buchetti.. Лейтмотивом его работ итальянского периода оставалась Волга; создавал также пейзажи итальянских городов (Рим, Венеция. Неаполь). Незадолго до смерти по приглашению режиссера А. Санина оформил оперу «Кощей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова для Оперного театра в Неаполе.
Похоронен на кладбище Верано в Риме. Дочь, Екатерина Фалилеева-Сантопиетро, передала несколько поздних гравюр в ГРМ; в 1971 в ГРМ состоялась мемориальная выставка. Представлен в отделе графики Британского музея в Лондоне и в музее Мозерн в Гааге.
Савицкий Георгий
Савицкий Георгий
Далее последовало обучение в Академии (1908-1915), где его преподавателями были В.Е. Маковский и Ф.А. Рубо - автор знаменитых панорам «Оборона Севастополя», «Бородино». За конкурсную дипломную работу "Смерть Приама" выпускнику в 1915 году присудили звание художника и командировочную поездку за границу.
Самостоятельная творческая работа Г.К.
Савицкого началась в первые годы
советской власти. Превалирует историко-
В 1935–38 годах руководил бригадой художников по созданию панорамы и диорам «Штурм Перекопа».
С первых дней Великой Отечественной войны художник работает в "Окнах ТАСС". За эту работу уже в конце 1941 года Г.К. Савицкому присудили Государственную премию.
Алексей Еремеевич Карев
Карев Алексей Еремеевич родился 12 марта 1879 года в деревне Шиловка Саратовской губернии.
Живопись Карева относится к ленинградской школе. В его творческой жизни не было особых «событий», метаний в поисках собственного пути. Он не оставался в стороне от острых проблем эпохи.
В первые годы революции Карев среди тех, кто строит новую культуру. Он работает в Коллегии ИЗО Наркомпроса, некоторое время руководит Свободными художественными мастерскими (Петросвомасом), делает эскизы декоративного оформления города и эскизы для изделий фарфорового завода. Одним словом, Карев был человеком дела, действия.
Его мало затрагивали захватившие большинство его современников внутрихудожественные споры о путях развития современного искусства. Он работал неспешно, основательно, не подлаживаясь ни под прошлое, ни под моду. Его живопись, выражающая очень цельное, самостоятельное восприятие мира, оказалась сродни эпохе.
Карев появился в среде петербургской художественнной молодежи в первые годы нашего века. За его плечами уже была учеба в нескольких провинциальных школах — в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, в Пензе, Киеве. В Петербурге он общался с кружком молодежи, связанной с училищем княгини Тенишевой, но был несколько в тени. А потом, в самом конце 1907 года, Карев участвовал на выставке «Венок», где вновь как бы воссоединился с бывшими саратовцами П. Кузнецовым, П. Уткиным.
Потом работы Карева появлялись на выставках, устраиваемых журналом «Золотое руно». Карев писал пейзажи, интересовался проблемами света. В ряде его композиций («Конфирмация», «Пастушка») заметно было влияние изысканных красочных гармоний французского художника Мориса Дени.
Информация о работе Они учились в Пензенском художественном училище