Они учились в Пензенском художественном училище

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:56, реферат

Описание работы

Пензенское художественное училище (ПХУ) (Н.Д.Селиверстова до 1918г.) одно из старейших художественных учебных заведений страны, основано в 1890 году на средства, завещанные генерал-лейтенантом Н.Д.Селиверстовым: «..В память моей бытности Пензенским губернатором, завещаю г.Пензе триста тысяч рублей и всю мою коллекцию кит и картин на предмет учреждения рисовальной школы наподобие Штиглицевской...
«5 июня 1897 последовало Высочайшее соизволение на открытие училища. 26 марта 1898года положение о Пензенском художественном училище было Высочайше утверждено

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 27.37 Кб (Скачать файл)

Пензенский  Государственный Университет Педагогический Институт

им. В. Г. Белинского

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему «Они учились в Пензенском художественном училище»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Студентка  ФППиСН

Группы ДП-22

Сучилина  Ирина

 

 

Пенза 2013г

 

Введение

Пензенское художественное училище (ПХУ) (Н.Д.Селиверстова до 1918г.) одно из старейших художественных учебных заведений страны, основано в 1890 году на средства, завещанные генерал-лейтенантом Н.Д.Селиверстовым: «..В память моей бытности Пензенским губернатором, завещаю г.Пензе триста тысяч рублей и всю мою коллекцию кит и картин на предмет учреждения рисовальной школы наподобие Штиглицевской...

«5 июня 1897 последовало Высочайшее соизволение на открытие училища. 26 марта 1898года положение о Пензенском художественном училище было Высочайше утверждено. Согласно этому положению, училище поступило в ведение Императорском Академии Художеств и Министерства Императорского Двора и «имело целью образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков для надобностей художественных и художественно-промышленных производств и вообще содействия художественном) развитию в местном населении.» (ст. 163). Училище состоит в ближайшем ведении Императорской Академии Художеств, (ст. 164).Почетным Попечителем Училища состоит Пензенский Губернатор» (ст. 165). Императорская Санкт-Петербургская Академия Художеств 1764-1914».

Первым директором, по назначению Императорской Академии художеств, стал академик живописи К.А.Савицкий. Савицкий пригласил из Москвы живописцев П.И.Коровина и К.Грандковского, скульптора барона К.А.Клодта, прикладников К.П.Жукова и О.М. Кайзера, учителей местной гимназии для преподавания общеобразовательных предметов. За сто лет училище окончили свыше пяти тысяч человек; художники, архитекторы, педагоги, деятели культуры и искусства. среди них: В.Е.Татлин, А.В.Лентулов, В.Д.Фалилеев, Г.К.Савицкий, А.Е.Карев. В.В.Волков, Г.М.Гюрджан, И.В.Космин, У.Таксынбаев, Ю.И.Нехорошев, Г.Д.Епишин.

Владимир Татлин

Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года. В 13 лет убежал из дома, жил  случайными заработками, плавал юнгой  в Турцию, помогал иконописцам  и театральным декораторам. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через  год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». Затем  с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище. Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Известно противостояние Владимира  Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал  «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под  Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Татлин всегда был сторонником  независимого от властей искусства, что не совпадало с официальной  политикой в области культуры, поэтому ни один свой проект художник не имел возможности довести до конца. Отношения с искусством социалистического  реализма у него также не сложились. В начале 1930-х Татлин вернулся к занятиям живописью. Это были подчеркнуто простые и интимные пейзажи («ТОПОЛЯ. ПЛЕС», ок. 1946) и натюрморты («САДОВЫЕ ЦВЕТЫ», 1938; «ВЕТКИ», 1946; «ВЕТКИ РЯБИНЫ В ГЛИНЯНОМ КУВШИНЕ», 1948-1951; «ЛУК», 1949). Внутренняя значимость незатейливых мотивов этих натюрмортов роднит их с голландскими натюрмортами   XVII   в., а в некоторых произведениях художник приблизился к символической насыщенности сюжетов «Суета сует», которые отражали тщетность всего земного («ЧЕРЕП НА РАСКРЫТОЙ КНИГЕ», 1948-1953; «МЯСО», 1947). Характерно, что многие из этих работ художник писал па старых досках тончайшей живописной техникой лессировок, которой славилось голландское искусство. Владимир Татлин — один из крупнейших деятелей русского искусства авангарда. Он выбрал основами своего творчества материал, объем и конструкцию и стал одним из зачинателей особого течения абстрактного искусства, которое впоследствии получило название «конструктивизма».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аристарх Лентулов

Аристарх Лентулов родился 16 января 1882 года в селе Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии (ныне Пензенской области), в семье сельского священника. Учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д. Н. Кардовского в Петербурге. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». Его картины этих лет составлены из динамически сталкивающихся, звучно окрашенных плоскостей - пространство тяготеет к плоскости, а плоскость декорируется узорами и украшается аппликативными наклейками; город в московских пейзажах ("Василий Блаженный", 1913; "Звон", 1915; "У Иверской", "Москва", оба 1916) выглядит нерукотворно-цветущим "архитектурным чудом".

С начала 1920-х гг. Лентулов переходит от огромных картин-панно к произведениям менее масштабным и более натурным. Став председателем Общества московских художников (объединившего в 1928 г. большинство "валетов"), он переходит к тональной живописи, слегка сохраняющей оттенки былой форсированности цвета; создает пейзажи, портреты, натюрморты, пронизанные ощущением полноты бытия ("Закат на Волге", 1928; "Солнце над крышами. Восход", 1928; "Овощи", 1933, и др.). Его творческая активность реализуется главным образом в работе в театре, вообще соответствовавшей бравурно-оптимистическому складу характера художника.

 

 

 

 

Вадим Дмитриевич Фалилеев

1/13 января 1879 (с. Маис, ныне Никольский  район Пензенской обл.) – 5 августа  1950 (Рим). График, живописец.

Из купеческой семьи. Окончил Мариинское земледельческое училище в Пензе. В 1899–1901 учился в Пензенском художественном училище, в 1902–1903 – в Киевской художественной школе, в 1903 – в школе кн. М. К. Тенишевой и в подготовительных рисовальных классах Я. С. Гольдблата в С.-Петербурге. В 1903 поступил в ИАХ, учился у Я. Ф. Ционглинского, И. И. Творожникова, Г. Р. Залемана и П. Е. Мясоедова. В 1905 начал изучать гравюру под руководством В. В. Матэ, в декабре 1907 перешел в его мастерскую.

Занимался офортом, ксилографией, линогравюрой, искусством силуэта. Первые гравюры  показал в 1906 на выставках «Мир искусства» в С.-Петербурге и СРХ в Москве. В 1907 получил 1-ю премию на выставке «Blanc et Noir» в залах ИАХ; на эти деньги побывал в Мюнхене, Берлине, Вене и Париже. В 1909–1910 участвовал в выставках СРХ в С.-Петербурге и Киеве. В ноябре 1910 получил звание художника и заграничное пенсионерство за офорты с картин Пуссена, Рембрандта и Веронезе.

В 1911 с женой Е. Н. Качура-Фалилеевой работал в Италии, участвовал в Международной выставке в Риме. На Капри встречался с М. Горьким, исполнил его портреты в офорте и линогравюре. Создал серию линогравюр «Русские народные игрушки»; некоторые из них были воспроизведены в журнале «Аполлон» (1912. № 2). Получил повторную заграничную командировку за офорты с картин Рафаэля и Тинторетто и виды итальянских городов. Осенью 1912 уехал с женой в Париж, где провел персональную выставку, затем в Италию.

В 1913 вернулся в С.-Петербург. Работал  для журналов и издательств, оформил  книги Саши Черного: «Живая азбука», «Тук-тук», «Вербочки» и др. В 1913–1916 жил на Волге в селе у родных. Создал много офортов и цветных линогравюр с видами Волги и картинами деревенской жизни. Осенью 1916 поселился в Москве. В 1916–1917 исполнил по заказу А. В. Щусева серию эстампов о строительстве Казанского вокзала, создал офорты с видами Рима, графические портреты родных и друзей.

В 1910-е участвовал в выставках  «Мир искусства» (М., 1912; Киев, 1913; Пг., 1917), СРХ (Киев, 1910), рисунков и эстампов в залах АХ (1912, 1915), Международной выставке печатного дела и графики в Лейпциге (1914) и др. В январе 1917 провел персональную выставку в Гравюрном кабинете Румянцевского музея в Москве.

После революции некоторое время  был деканом графического факультета и профессором литографии в московских ГСХМ (ВХУТЕМАС), читал лекции по технике гравюры и фотомеханической репродукции, истории и эстетике книги, работал в Пролеткульте. Среди его учеников – В. Д. Бубнова, И. А. Соколов и др. Написал в помощь начинающим художникам книгу «Офорт и гравюра резцом» (М.; Л., 1925). Возглавлял технический отдел Госиздата. Создал графические циклы «Дожди» (сухая игла), «Италия» (линогравюры), «Осень» (лино-гравюры), много литографических портретов (Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, Н. А. Бердяев, художники В. Д. Бубнова, И. Н. Павлов, В. А. Ватагин, К. Ф. Юон и др.). Исполнил гравюры для монографии В. Л. Волькенштейна «Паганини» (1920) и для книги М. Морозова «О-Тао» (1921), обложку к сборнику стихов Е. Я. Стырской «Мутное вино» (1922). Участвовал в московских выставках: Профессионального союза художников-живописцев (1918), IV Государственной выставке (1921), «Мир искусства» (1921), общества «Жар-цвет» (1924), 4-й выставке АХРР (1924), в выставке «Русская литография за 25 лет» в Петрограде (1923).

В мае 1924 эмигрировал с женой  в Швецию. Около двух лет рисовал плакаты и портреты. Провел в Стокгольме три выставки, участвовал в Выставке русского искусства в Америке (1924/1925), Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925; серебряная медаль за книжную графику) и международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге (1927). В 1926–1938 жил в Берлине. Занимался в основном живописью: писал маслом и акварелью жанровые сцены из жизни русской деревни, портреты. В берлинском доме Фалилеевых бывали русские художники, как эмигранты, так и приезжающие из СССР (К. И. Горбатов, И. Г. Мясоедов, Ф. С. Богородский и др.). Работы продолжали появляться на выставках графики в СССР.

В 1938 поселился в Риме. Участвовал в групповых выставках в Риме и Милане. В апреле 1940 с женой  в числе других русских (А. Я. Белобородов, супруги Браиловские) участвовал в XXXII Международной выставке в Galleria di Roma, посвященной художникам-иностранцам, проживающим в итальянской столице. В октябре 1942 провел в галерее La Barcaccia совместную выставку с женой и дочерью Екатериной (Фалилеева-Сантопиетро, скульптор). В октябре-ноябре 1942 их выставка состоялась в галерее Buchetti.. Лейтмотивом его работ итальянского периода оставалась Волга; создавал также пейзажи итальянских городов (Рим, Венеция. Неаполь). Незадолго до смерти по приглашению режиссера А. Санина оформил оперу «Кощей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова для Оперного театра в Неаполе.

Похоронен на кладбище Верано в Риме. Дочь, Екатерина Фалилеева-Сантопиетро, передала несколько поздних гравюр в ГРМ; в 1971 в ГРМ состоялась мемориальная выставка. Представлен в отделе графики Британского музея в Лондоне и в музее Мозерн в Гааге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Савицкий Георгий Константинович

Савицкий Георгий Константинович (23 октября 1887, Санкт-Петербург – 13 августа 1949, Москва) — советский живописец, график. Действительный член Академии художеств СССР (1949), Заслуженный  деятель искусств РСФСР и лауреат  Сталинской премии (1942). Сын К.А. Савицкого, русского художника-передвижника, академика  живописи, директора Пензенской художественной школы. Именно в этой школе Георгий  Савицкий получил первые знания и  навыки по рисунку, живописи и композиции. Учился у К.А. Савицкого, Н.К. Грандковского, А.Ф. Афанасьева. Лучшие ученики школы без экзаменов принимались в Академию художеств. Одним из лучших в 1908 году был Г. Савицкий.

Далее последовало обучение в Академии (1908-1915), где его преподавателями  были В.Е. Маковский и Ф.А. Рубо - автор знаменитых панорам «Оборона Севастополя», «Бородино». За конкурсную дипломную работу "Смерть Приама" выпускнику в 1915 году присудили звание художника и командировочную поездку за границу.

Самостоятельная творческая работа Г.К. Савицкого началась в первые годы советской власти. Превалирует историко-революционный  жанр, множество этюдов посвящено  животным, некоторые этюды лошадей  находятся в Государственном  коневодческом музее. Г.К. Савицкий один из организаторов Ассоциации художников революционной России (1922). Член АХРР – АХР (1922–29), член ССХ с 1929. Принимает  участие в праздничном оформлении улиц и площадей Пензенской губернии (1918–22). Участник художественных выставок: «Товарищества независимых» (1913), ТПХВ, общества Куинджи (1916–17), АХРР, АХР, (1922–29), всесоюзных, всероссийских и других.

В 1935–38 годах руководил бригадой художников по созданию панорамы и  диорам «Штурм Перекопа».

С первых дней Великой Отечественной  войны художник работает в "Окнах  ТАСС". За эту работу уже в конце 1941 года Г.К. Савицкому присудили  Государственную премию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Еремеевич Карев

Карев Алексей Еремеевич родился 12 марта 1879 года в деревне Шиловка Саратовской губернии.

Живопись Карева относится к  ленинградской школе. В его творческой жизни не было особых «событий», метаний  в поисках собственного пути. Он не оставался в стороне от острых проблем эпохи.

В первые годы революции Карев среди  тех, кто строит новую культуру. Он работает в Коллегии ИЗО Наркомпроса, некоторое время руководит Свободными художественными мастерскими (Петросвомасом), делает эскизы декоративного оформления города и эскизы для изделий фарфорового завода. Одним словом, Карев был человеком дела, действия.

Его мало затрагивали захватившие  большинство его современников  внутрихудожественные споры о путях развития современного искусства. Он работал неспешно, основательно, не подлаживаясь ни под прошлое, ни под моду. Его живопись, выражающая очень цельное, самостоятельное восприятие мира, оказалась сродни эпохе.

Карев появился в среде петербургской  художественнной молодежи в первые годы нашего века. За его плечами уже была учеба в нескольких провинциальных школах — в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, в Пензе, Киеве. В Петербурге он общался с кружком молодежи, связанной с училищем княгини Тенишевой, но был несколько в тени. А потом, в самом конце 1907 года, Карев участвовал на выставке «Венок», где вновь как бы воссоединился с бывшими саратовцами П. Кузнецовым, П. Уткиным.

Потом работы Карева появлялись на выставках, устраиваемых журналом «Золотое руно». Карев писал пейзажи, интересовался  проблемами света. В ряде его композиций («Конфирмация», «Пастушка») заметно  было влияние изысканных красочных  гармоний французского художника Мориса Дени.

Информация о работе Они учились в Пензенском художественном училище