Описание, повествование, рассуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:37, реферат

Описание работы

Выбор того или иного типа речи для представления информации подчинён коммуникативным намерениям автора. Для создания текстов (высказываний) констатирующего характера, представляющих информацию о предметах или явлениях действительности, в качестве способа изложения автор обычно избирает описание или повествование, для создания текстов аргументирующего (поясняющего) характера – рассуждение. Некоторые лингвисты дополнительно выделяют такие типы текста, как определение (объяснение), целью которого является представление, сравнение и обобщение фактов (речевые жанры научной, научно-популярной, энциклопедической, словарной статей и др.), инструктирование, которое призвано побудить к выполнению определенных действий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………3
Функциональные типы речи.
Описание……………………………………………………...……….6
Повествование…………………………………………….…..………9
Рассуждение………………………………………………..…………11
Памятка…………………………………………………….……........15
Заключение……………………………………………………………17
Литература……………………………………………………….…...18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………..……………3

Функциональные типы речи.

Описание……………………………………………………...……….6

Повествование…………………………………………….…..………9

Рассуждение………………………………………………..…………11

Памятка…………………………………………………….……........15

Заключение……………………………………………………………17

Литература……………………………………………………….…...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Введение

      Текст –  это произведение речи, состоящее  из ряда предложений, расположенных  в определенной последовательности  и объединенных общим смыслом  и структурой. Одно предложение,  даже очень распространенное, сложное,  которое, безусловно, является произведением  речи, текстом не является. Текст  как результат речевой деятельности  имеет мотив и цель. Является  высказыванием на определенную  тему, в нем реализуется замысел  говорящего.

     Текст может  иметь заголовок, передающий тему  и основную мысль высказывания. В тексте большого объема ведущая  тема распадается на ряд подтем, вплоть до микротем. Микротема  считается минимальной единицей  речевого смысла. В тексте ей  обычно соответствует абзац. Предельное  количество предложений в тексте  не ограничено. Общее их количество  определяется задачами сообщения  и задачами информации. Объем  текста определяет пишущий, говорящий.  Правильно оформленный текст  обычно имеет начало и конец.

    По строению  и содержанию тексты неодинаковы.  Основные типами организации  речи  (устной и письменной) являются  повествование, описание, рассуждение.

    Тип речи- способ  изложения, избираемый автором  и ориентированный 

(в зависимости от содержания  высказывания и характера текстовой  информации) на одну из задач:  статически изобразить действительность, описать ее; динамически отразить  действительность, рассказать о  ней; отразить причинно-следственные  связи явлений действительности. В соответствии с этими целями  коммуникации выделяются три  основных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Выбор того или иного типа речи для представления информации подчинён коммуникативным намерениям автора. Для создания текстов (высказываний) констатирующего характера, представляющих информацию о предметах или явлениях действительности, в качестве способа изложения автор обычно избирает описание или повествование, для создания текстов аргументирующего (поясняющего) характера – рассуждение. Некоторые лингвисты дополнительно выделяют такие типы текста, как определение (объяснение), целью которого является представление, сравнение и обобщение фактов (речевые жанры научной, научно-популярной, энциклопедической, словарной статей и др.), инструктирование, которое призвано побудить к выполнению определенных действий (речевые жанры инструкции, приказа, постановления, закона и др.).

Тип речи связан с функционально-смысловым  стилем речи. В научном стиле используются преимущественно рассуждение и  описание; в публицистическом - повествование  и рассуждение; в официально-деловом  и разговорном – повествование; в художественном – все типы речи в различных сочетаниях. Однако по отношению к тем или иным функциональным стилям можно говорить лишь о преобладающем  типе речи. Так, в текстах научного стиля преобладание того или иного  типа речи или их комбинация зависит  от конкретной научной дисциплины: для текстов математической тематики более характерно рассуждение, биологической - описание, исторической – повествование, физической – описание и рассуждение.

    Иногда разграничение  типов речи представляет определённые  трудности: внутри текстового  фрагмента легко принять один  тип за другой. Например: В редакцию журнала пришло письмо. Автор – семидесятидвухлетний  москвич – пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин. Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери – моей дочери – по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я иногда чувствую привязанность… Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, - всё это делает его инопланетянином в нашей семье (Е. Кореневская).

На первый взгляд, в тесте  сочетаются повествование (пришло письмо, автор пишет) и описание (свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе), однако очевидно, что описание в данном случае подчинено задачам рассуждения: оно не выполняет самостоятельной функции, а служит аргументами в рассуждении, выстраиваемом автором письма. Поэтому тип речи этого фрагмента текста следует определить как сочетающий повествование и описание. Опознавательным знаком типа речи служит и порядок слов. Сравнив предложения Поезд остановился на станции и На станции остановился поезд, можно заметить, что в первом действие активное (поезд ехал и остановился), что говорит о принадлежности фразы к повествовательному контексту, во втором факт представляется как наблюдаемый со стороны, как деталь нарисованной картины, следовательно, предложение может быть отнесёно к описанию.

Термин функционально-смысловой тип речи подчеркивает зависимость формы устного или письменного высказывания от назначения (функции) речи и её смысла и потому, по мнению лингвистов, наиболее точно характеризует формы словесного выражения, которые ранее именовались типами изложения, разновидностями монологической речи, способами изложения и др.

   Типы речи не  привязаны к определенным стилям  и жанрам, однако можно отметить  предпочтительные связи. Так,  для разных жанров художественной  литературы характерны повествование  и описание, для произведений  науки-рассуждение. В публицистике  употребляются все три типа  речи. В разговорной речи чаще  других встречается повествовательный   тип речи.

      Проблема знания  человеком функциональных типов  речи очень актуальна. Мы много  общаемся с разными людьми: дома, на работе, в различных общественных  местах, и умение грамотно строить  свою речь имеет огромное значение. Также важно умение понимать других людей. Все это нам нужно, чтобы нас правильно понимали, чтобы человек, читая какое-либо произведение, слушая кого-либо, имел наиболее полное и четкое представление, о чем идет речь, смог лучше вникнуть в проблему. Знание функциональных типов речи необходимо для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой.Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, композиционно-структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного функционального типа речи.

В данной работе пойдет речь об функциональных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Будут рассмотрены  характерные особенности каждого  типа речи, даны определения этих типов, приведены примеры использования.

Задачи, которые стоят перед  данной работой: дать базовое определение  на основе нескольких источников, дать характеристику типам речи, пояснить актуальность данной темы, показать на примерах применение типов речи.

Функциональные типы речи

Рассмотрим основные функциональные типы речи.

Описание.

Описание - это функциональный тип  речи, сущность которого сводится к  выражению факта сосуществования  предметов, их признаков в одно и  то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности.

     В содержании описательных  текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. В связи  с этим основную смысловую  нагрузку несут имена существительные  и прилагательные. Существительные  относятся к конкретной лексике  (речка, деревня, дом, ворота, флигель,  окно и др.). Широко используются  слова с пространственным значением  - обстоятельства места (на речке,  против деревни и т. п.). Глагольные  сказуемые в смысловом отношении  либо ослаблены, стерты (усадьба  стоит на речке; окно выходит  на речку), либо имеют качественно-изобразительное  значение (жесткий малинник подпирает  флигель). Часто используется глагольная  форма настоящего времени, выражающая  длительное состояние предмета  или "вневременное" состояние  (стоит, соединяют, подпирает).

Глаголы несовершенного вида прошедшего времени указывают на состояние  описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела). Даже глаголы совершенного вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие (еле  заметная тропка ответвилась от нее, по петляла меж сосен и умерла на полянке).

Для описания характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее часты описания с единым планом настоящего времени или с  единым планом прошедшего времени. Степень  статичности в описаниях с  планом прошедшего времени ниже, чем  в описаниях с планом настоящего времени.

Описание может включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, что создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в  ремарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневникового характера. Например:

"Большая комната, угол дома; здесь Васса прожила лет десять  и проводит бoльшую часть дня.  Большой рабочий стол, перед ним  легкое кресло с жестким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего  и среднего течения Волги - от Рыбинска до Казани; под  картой - широкая тахта покрыта  ковром, на ней груда подушек;  среди комнаты небольшой овальный  стол, стулья с высокими спинками; двойные стеклянные двери на  террасу в сад, два окна - тоже  в сад. Большое кожаное кресло, на подоконниках - герань, в простенке  между окнами на полу в кадке  - лавровое дерево. Маленькая полка,  на ней - серебряный жбан, такие  же позолоченные ковшички. Около  тахты дверь в спальную, перед  столом - дверь в другие комнаты" (М. Горький. Васса Железнова).В  таких описаниях объекты как  будто фиксируются видеокамерой. Предложения равноправны относительно  друг друга. Их можно сгруппировать  и иначе, все зависит от "точки  отсчета".

      Перечислительный  смысл описательного текста часто  передается параллельной связью  предложений. Это наглядно демонстрируют  тексты описательных наук (биологии, геологии и др.), включающие в  виде целых абзацев логические  единства, которые состоят из  предложений, выражающих параллельно  связанные суждения с единым  субъектом и разными предикатами.

Например:"Обыкновенный уж хорошо отличим по темной, почти черной окраске… Распространен в европейской  части страны, в Сибири на восток до Забайкалья и местами в Средней  Азии. Держится по берегам болот, рек, прудов. Питается лягушками, ящерицами, грызунами, реже насекомыми. Рыбу ест  редко" (С.П. Наумов. Зоология позвоночных).

     Для художественного  текста характерна контаминация  описания с повествованием. Элементы  описательности присутствуют практически  в любом повествовательном тексте.

       Иногда смысловая  нагрузка в описании падает  на действие, в этом случае  говорят о "динамическом описании" – тип речи переходном, граничащем  с повествованием. Динамическое  описание передает протекание  действий с маленькими временными  интервалами в ограниченном пространстве. Структурное содержание описания  сводится к временному отношению  простого следования. В связи  с тем, что все внимание сосредоточено  на фиксации динамики, на ряде  моментов действия, их "шаговом"  характере, такое содержание определяет  отбор предложений, имеющих самостоятельный  характер. Динамическое описание  используется часто для показа  внешних событий, являясь средством  натуралистического отражения действительности (существует специальный термин  для обозначения натуралистического  метода очень подробного описания  действия с большой точностью  передачи деталей - "секундный  стиль").

      Кроме того, динамическое  описание может служить средством  острых, тонких психологических  зарисовок - при изображении переживания,  динамики внутреннего состояния  героя.

      Динамическое описание  широко представлено и в научных  текстах (наряду с описанием  статическим и рассуждением), где  используется для подробного, точного  изображения действий, совершаемых  в ходе проведения опыта, эксперимента.

     Задача автора при  этом состоит не в рассказе  о разворачивающихся в определенном  времени событиях (что характерно  для повествования), а в описании  процесса, этапов этого процесса, обычно вне зависимости от  конкретного времени. 

 

Повествование

Повествование - функциональный тип  речи, предназначенный для изображения  последовательного ряда событий  или перехода предмета из одного состояния  в другое. Например:

"И доктору Старцеву, Дмитрию  Ионычу, когда он был только  что назначен земским врачом  и поселился в Дялиже, в девяти  верстах от С., тоже говорили, что  ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными.  Как-то зимой на улице его  представили Ивану Петровичу;  поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение.  Весной, в праздник - это было вознесение, - после приема больных, Старцев  отправился в город, чтобы развлечься  немножко и кстати купить себе  кое-что. Он шел пешком, не спеша  (своих лошадей у него еще  не было), и все время напевал…  В городе он пообедал, погулял  в саду, потом как-то само собой  пришло ему на память приглашение  Ивана Петровича, и он решил  сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди…" (А.П. Чехов.  Ионыч);

Информация о работе Описание, повествование, рассуждение