Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:37, реферат
Выбор того или иного типа речи для представления информации подчинён коммуникативным намерениям автора. Для создания текстов (высказываний) констатирующего характера, представляющих информацию о предметах или явлениях действительности, в качестве способа изложения автор обычно избирает описание или повествование, для создания текстов аргументирующего (поясняющего) характера – рассуждение. Некоторые лингвисты дополнительно выделяют такие типы текста, как определение (объяснение), целью которого является представление, сравнение и обобщение фактов (речевые жанры научной, научно-популярной, энциклопедической, словарной статей и др.), инструктирование, которое призвано побудить к выполнению определенных действий.
Введение…………………………………………………..……………3
Функциональные типы речи.
Описание……………………………………………………...……….6
Повествование…………………………………………….…..………9
Рассуждение………………………………………………..…………11
Памятка…………………………………………………….……........15
Заключение……………………………………………………………17
Литература……………………………………………………….…...18
На первом плане в содержании
повествовательных фрагментов текста
- порядок протекания действия. Каждое
предложение обычно выражает какой-либо
этап, стадию в развитии действия, в
движении сюжета. Большую роль играет
временная соотнесенность сказуемых,
которая может проявляться и
как их временная однотипность, и
как временная разнотипность. Основную
смысловую нагрузку выполняют обычно
глаголы совершенного вида, приставочные
и бесприставочные (поселился, представили,
поговорили, отправился, пообедал, погулял,
решил и т. д.), которые обозначают
действия предельные, сменяющиеся. Для
повествования характерна конкретная
лексика (доктор, больные, лошади, город,
сад). Ход событий акцентируется
посредством обстоятельств
По использованию
синтаксических построений и
типов связи предложений
Повествование - тип речи, функционирующий,
прежде всего, в художественных текстах
и оформляющий рассказ о
Повествование
в речах может быть построено
по схеме традиционного
Обычно выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествование представляет собой речь, отражающую последовательные, иногда одновременные, но развивающиеся действия или состояния. Неразвернутое повествование или выражается отдельной репликой в диалоге, или, будучи использовано в микротематическом контексте, выполняет роль введения к описанию или рассуждению.
Рассуждение
Рассуждение - функциональный тип
речи, соответствующий форме
Основной сферой употребления рассуждения является наука, в которой актуален логический, рациональный тип мышления. Рассуждение функционирует в текстах в виде нескольких коммуникативно-композиционных вариантов, типология которых представляет собой полевую структуру.
Центральной разновидностью является
собственно рассуждение (рассуждение
в узком смысле слова) - тип речи,
наиболее последовательно выражающий
причинно-следственные отношения между
суждениями: от причины к следствию.
Рассуждение занимает большую роль
в коммуникативно-
"Под действием
Особое место занимают подтипы
рассуждения, которые служат для
того, чтобы придать высказанным
суждениям более
доказательство - коммуникативно-познавательная функция - установление истинности тезиса,
опровержение - разновидность доказательства, которая служит для установления ложности тезиса,
подтверждение - или эмпирическое доказательство, функция - установление достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами,
обоснование - установление целесообразности действия, мотивировка.
В отличие от
доказательства, которое соответствует
вопросу "Действительно ли
это так?", обоснование дает
ответ на вопрос "Действительно
ли это нужно, целесообразно?".
Эти подтипы рассуждения
Приведем пример
доказательства: "Тепловое движение
излучающих атомов приводит к
так называемому доплеровскому
расширению спектральных линий.
Доказательство,
как правило, завершается
Еще одним подтипом
рассуждения является
"Интересно отметить, что резкие
грани фасонных профилей
Памятка
Повествование
Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени.
Способ связи предложений в тексте обычно цепной (1-2-3-4…)
Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы и т.п. В нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.
Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие друг друга во времени. Единичные формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или повторяемость действий.
Как средства связи предложений используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце концов, в заключение и т.п., нередко, заключающие текст.
Повествование может быть представлено серией назывных предложений.
Описание
Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов или явлений.
Способ связи предложений в тексте - параллельная связь ( 2 3 4 ).
Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно.
Используются глаголы
Описание может быть представлено серией назывных предложений.
Рассуждение
Тип речи, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение требует логически стройной системы доказательств, так как цель его - убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение строится по схеме: тезис (положение, которое необходимо доказывать), аргументы (доказательства, доводы), вывод (общий итог). Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением.
После тезиса, сформулированного
В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни и жизни окружающих, промежуточные умозаключения, основанные на причинно-следственных связях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова с разным значением (конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, в связи с этим, вследствие того что и т.п.
Заключение
Актуальность
проблемы, которая была затронута
в данной работе, имеет большое
значение. Ведь процесс развития
личности, развитие умения общаться
с другими людьми невозможен
без знания функционально-
В качестве
базового определения типов
Исследование
литературного языка тесно