Описание, повествование, рассуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:37, реферат

Описание работы

Выбор того или иного типа речи для представления информации подчинён коммуникативным намерениям автора. Для создания текстов (высказываний) констатирующего характера, представляющих информацию о предметах или явлениях действительности, в качестве способа изложения автор обычно избирает описание или повествование, для создания текстов аргументирующего (поясняющего) характера – рассуждение. Некоторые лингвисты дополнительно выделяют такие типы текста, как определение (объяснение), целью которого является представление, сравнение и обобщение фактов (речевые жанры научной, научно-популярной, энциклопедической, словарной статей и др.), инструктирование, которое призвано побудить к выполнению определенных действий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..……………3
Функциональные типы речи.
Описание……………………………………………………...……….6
Повествование…………………………………………….…..………9
Рассуждение………………………………………………..…………11
Памятка…………………………………………………….……........15
Заключение……………………………………………………………17
Литература……………………………………………………….…...18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.46 Кб (Скачать файл)

На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста - порядок протекания действия.  Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в  движении сюжета. Большую роль играет временная соотнесенность сказуемых, которая может проявляться и  как их временная однотипность, и  как временная разнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. д.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для  повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад). Ход событий акцентируется  посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в  праздник, после приема больных).

        По использованию  синтаксических построений и  типов связи предложений повествование  противопоставлено описанию, что  проявляется, в частности, в  следующем: 1) в различии видо-временных  форм глаголов - описание строится  в основном на использовании  форм несовершенного вида, повествование  - совершенного; 2) в преобладании  цепной связи предложений в  повествовании - для описания  более характерна параллельная  связь; 3) в употреблении односоставных  предложений - для повествования  нетипичны номинативные предложения,  безличные предложения, широко  представленные в описательных  контекстах.

Повествование - тип речи, функционирующий, прежде всего, в художественных текстах  и оформляющий рассказ о событиях, система которыҳ составляет сюжет  произведения. В художественно-изобразительной  речи (художественных произведениях, текстах  некоторыҳ жанров публицистики - репортажа, очерка, информативно-экспрессивных  заметок, текстах-рассказах в разговорном  стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в повествование  для наглядно-образного представления  героев, места действия.                                                     Можно выделить конкретное, обобщенное и информационное повествование. Конкретное— это повествование о расчлененных, хронологически последовательных конкретных действиях одного или нескольких действующих лиц.

       Повествование  в речах может быть построено  по схеме традиционного трехчастного  членения, т. е. в нем есть  своя завязка, вводящая в сущность  дела и предопределяющая движение  сюжета, развертывание действия  и развязка, содержащая явную  или скрытую эмоциональную оценку  события оратором.

Обычно выделяют развернутое и  неразвернутое повествование. Развернутое  повествование представляет собой  речь, отражающую последовательные, иногда одновременные, но развивающиеся действия или состояния. Неразвернутое повествование или выражается отдельной репликой в диалоге, или, будучи использовано в микротематическом контексте, выполняет роль введения к описанию или рассуждению.

Рассуждение

Рассуждение - функциональный тип  речи, соответствующий форме абстрактного мышления - умозаключению, выполняющий  особое коммуникативное задание - придать  речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное  ранее) и оформляемый с помощью  лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики.

Основной сферой употребления рассуждения  является наука, в которой актуален логический, рациональный тип мышления. Рассуждение функционирует в  текстах в виде нескольких коммуникативно-композиционных вариантов, типология которых представляет собой полевую структуру.

Центральной разновидностью является собственно рассуждение (рассуждение  в узком смысле слова) - тип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственные отношения между  суждениями: от причины к следствию. Рассуждение занимает большую роль в коммуникативно-познавательном процессе. Именно данный тип речи оформляет  выведение нового знания, демонстрирует  ход авторской мысли, путь решения  проблемы. Структурно собственно рассуждение  представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического  следования. Например:

"Под действием электромагнитной  волны атом с равной вероятностью  может перейти как в более  высокое, так и в более низкое  энергетическое состояние... В первом случае волна будет ослабляться, во втором - усиливаться. Если парамагнетик находится в тепловом равновесии, атомы распределяются по подуровням в соответствии с законом Больцмана... Следовательно, число атомов, находящихся в состоянии с меньшей энергией, превышает число атомов, находящихся в состоянии с большей энергией. В связи с этим переходы, происходящие с увеличением энергии атомов, будут преобладать над переходами, происходящими с уменьшением энергии. В итоге интенсивность волны будет уменьшаться - парамагнетик поглощает электромагнитное излучение, в результате чего он нагревается. Из сказанного вытекает, что электронный парамагнитный резонанс представляет собой избирательное поглощение энергии радиочастотного поля в парамагнитных веществах, находящихся в постоянном магнитном поле" (И.В. Савельев. Курс общей физики).

Особое место занимают подтипы  рассуждения, которые служат для  того, чтобы придать высказанным  суждениям более аргументированный  характер:

доказательство - коммуникативно-познавательная функция - установление истинности тезиса,

опровержение - разновидность доказательства, которая служит для установления ложности тезиса,

подтверждение - или эмпирическое доказательство, функция - установление достоверности высказанного положения  посредством подкрепления его фактами,

обоснование - установление целесообразности действия, мотивировка.

       В отличие от  доказательства, которое соответствует  вопросу "Действительно ли  это так?", обоснование дает  ответ на вопрос "Действительно  ли это нужно, целесообразно?". Эти подтипы рассуждения объединяются  между собой на основе структурного  сходства: все они включают тезис, образующий ключевую часть построения, и аргументы - комментирующую часть, которая призвана снять сомнения (полностью или частично) относительного выдвинутого в качестве тезиса положения.

       Приведем пример  доказательства: "Тепловое движение  излучающих атомов приводит к  так называемому доплеровскому  расширению спектральных линий.  Пусть в момент испускания  фотона атом обладает импульсом…  В связи с этим импульс атома  изменяется… Следовательно, изменяется  и энергия поступательного движения  атома… Заменим… Обозначим…  Значение этой частоты получается  из условия… В результате получим,  что… Из формул … вытекает, что… Подставив сюда выражение.., придем к формуле… Следовательно,  выражение … дает доплеровскую  ширину у спектральной линии" (И.В. Савельев. Курс общей физики).

        Доказательство, как правило, завершается вариативным  повтором тезиса - выводом, т. е.  уже известным читателю суждением,  новый момент которого заключается  в том, что доказана его истинность. Между начальным и заключительным  предложениями устанавливается  дистантная лексико-семантическая  связь, которая является сигналом  начала и конца высказывания, выполняет особую композиционную  роль, организуя текст. Доказательство  характеризуется использованием  типического набора средств. К  стереотипным способам его оформления  относится обозначение последовательности  операций с помощью глаголов 1-го  лица множественного числа: найдем, умножим, приравняем, определим и  т. п. Результат этих операций  вводится словами будет, будем  иметь, получим, откуда получается, отсюда вытекает, тогда и др. Для  выражения причинно-следственных  связей используются союзы и  союзные аналоги соответствующей  семантики: так как, так что,  потому, в связи с этим, следовательно,  таким образом, итак. В доказательстве, осуществляемом с помощью дополнительных  допущений, используется частица  «пусть», слова «предположим»,  «допустим», условные конструкции.

     Еще одним подтипом  рассуждения является объяснение. В отличие от названных подтипов  рассуждения, объяснение служит, прежде всего, не целям подтверждения  справедливости тезиса (или установления  его ложности), а раскрытию причин  реальных явлений. Например:

"Интересно отметить, что резкие  грани фасонных профилей отверстий  становятся в волокне сглаженными,  а если размер деталей профилированного  отверстия не очень велик, то  волокно получается круглого  сечения, т. е. таким, как  при круглом отверстии. Это  происходит потому, что на жидкую  струю действуют силы поверхностного  натяжения…" (С.П. Папков. Полимерные  волокʜᴎϲтые материалы).

 

 

 

 

Памятка

Повествование

Тип речи, в котором обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих  друг друга во времени.

Способ связи предложений в  тексте обычно цепной (1-2-3-4…)

Первое предложение содержит тему: указание на деятеля, явление природы  и т.п. В  нем могут быть слова как-то раз, однажды и др., обозначающие время и место события.

Используются формы глаголов совершенного вида, обозначающие действия, сменяющие  друг друга во времени. Единичные  формы глаголов несовершенного вида обозначают продолжительность или  повторяемость действий.

Как средства связи предложений  используются слова сначала, прежде всего, в первую очередь и т.п., обозначающие начало текста; затем, потом, после этого и др., обозначающие течение событий; наконец, в конце  концов, в заключение и т.п., нередко, заключающие текст.

Повествование может быть представлено серией назывных предложений.

Описание

Тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов  или явлений.

Способ связи предложений в  тексте - параллельная связь ( 2  3  4 ).

Первое предложение содержит тему, следующие обозначают признак, свойство предмета речи, характеризуют какую-либо деталь общей картины. Описание чаще всего статично, неподвижно.

Используются глаголы несовершенного вида, составные именные сказуемые. Средства создания цельности и связности  текста - однокоренные слова  и лексический повтор. Преимущественно используются прилагательные и существительные с оценочным значением. Изобразительно-выразительные средства используются чаще, чем в других типах текстов.

Описание может быть представлено серией назывных предложений.

Рассуждение

Тип речи, в котором устанавливается  причинная взаимосвязь событий  и явлений. Рассуждение требует  логически стройной системы доказательств, так как цель его - убедить адресата в чем-либо. Типичное рассуждение  строится по схеме: тезис (положение, которое  необходимо доказывать), аргументы     (доказательства, доводы), вывод (общий  итог). Последовательность аргументов может быть выражена словами во-первых, во-вторых и т.п., может быть обозначена абзацным членением.

После тезиса, сформулированного повествовательным  предложением, могут стоять вопросы: почему? зачем? что это значит? переход  ко 2 части может начинаться со следующих  предложений: И вот почему…, Это  значит…, Это можно доказать (объяснить) так…

В качестве аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их произведений, пословицы и  поговорки, выражающие народную мудрость, факты, события, примеры из личной жизни  и жизни окружающих, промежуточные  умозаключения, основанные на причинно-следственных  связях. При перечислении аргументов употребляются вводные слова  с разным значением (конечно, разумеется, возможно, самое главное, итак, следовательно, подводя итоги  и т.п.) Во второй части рассуждения употребляются сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, ибо, в связи с этим, вследствие того что и т.п.

Заключение

        Актуальность  проблемы, которая была затронута  в данной работе, имеет большое  значение. Ведь процесс развития  личности, развитие умения общаться  с другими людьми невозможен  без знания функционально-смысловой  типологии речи, без выработки  умения анализировать текст с  точки зрения его принадлежности  к определенному типу, умения  создавать тексты в соответствии  с определенным типом речи.

         В качестве  базового определения типов речи  мы приняли следующее: функциональные  типы речи - это коммуникативно  обусловленные типизированные разновидности  монологической речи, которые выражаются  определенными языковыми средствами.

        Исследование  литературного языка тесно связано  и с изучением литературы, истории  языка, истории культуры данного  народа. При некоторой исторической  неопределенности понимания существа  литературного языка он является  одним из самых действенных  орудий просвещения и соприкасается  с задачами образования, школы.  Все это свидетельствует о  первостепенном научном и практическом  значении проблемы литературного  языка.

Информация о работе Описание, повествование, рассуждение