Определение и зарождение постмодерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Споры о постмодернизме, как выяснилось в ходе исследования, начались с момента его возникновения и продолжаются до сих пор. Сложность и неоднозначность этого феномена порождает весьма широкий спектр его оценок – от признания постмодерна самой актуальной и «продвинутой» частью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разлагающего современную культуру.
Да и вообще, некоторые, видят в постмодерне просто некое литературное направление, другие – нечто более глобальное, целый культурный процесс неизбежно влияющий на нашу эпоху. Постмодерн вынуждает задуматься большое количество философов, именно поэтому в работе используется толкование постмодерна с помощью философского словаря.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. Определение и зарождение постмодерна…………………………….4
2. Постмодерн в различных видах искусства…………………………..6
3. Постмодерн в рекламе………………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..16

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 42.92 Кб (Скачать файл)

культура постмодерна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

1. Определение и зарождение постмодерна…………………………….4

2. Постмодерн в различных видах искусства…………………………..6

3. Постмодерн в рекламе………………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Начиная исследования постмодерна, в первую очередь, необходимо найти чёткое определение этому слову. Но, как и ожидалось, по данному вопросу ведутся споры между критиками, при чем, не только о самом термине, но и его.

Стоит отметить, что в наше время о постмодерне пишут гораздо меньше. Но актуальность работы не теряется в силу того, что в ходе исследования предстоит выяснить, устарело ли данное направление или просто не смогло найти своей ниши. Так или иначе, любое, в том числе и историческое явление, оставляет свой отпечаток на нашем будущем.

Споры о постмодернизме, как выяснилось в ходе исследования, начались с момента его возникновения и продолжаются до сих пор. Сложность и неоднозначность этого феномена порождает весьма широкий спектр его оценок – от признания постмодерна самой актуальной и «продвинутой» частью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разлагающего современную культуру.

Да и вообще, некоторые, видят в постмодерне просто некое литературное направление, другие – нечто более глобальное, целый культурный процесс неизбежно влияющий на нашу эпоху. Постмодерн вынуждает задуматься большое количество философов, именно поэтому в работе используется толкование постмодерна с помощью философского словаря.

Тема весьма обширная и  спорная во многих моментах, а соответственно на ее счет ведутся споры, что обуславливает ее объем. В своем исследовании я попыталась расставить акценты на более интересные детали, не охватив всю сложность данного вопроса.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗАРОЖДЕНИЕ ПОСТМОДЕРНА

Вопрос о сущности и  времени возникновения постмодернизма до сих пор остается спорным. Бесспорно  лишь то, что постмодернизм возник как художественное явление. Появление  новых постмодернистских форм было впервые отмечено в середине 50-х  годов ХХ века в США в таких  областях культуры, как архитектура, скульптура, живопись. Затем он стремительно распространился в литературе и  музыке.

В обществе сформировалось сложная социологическая структура, которую практически невозможно было четко разделить на средние, низшие и высшие сословия. Вкус и стиль в различных слоях населения был также многогранен. Этот плюрализм эстетических взглядов и мнений стал общественным феноменом того времени, который в итоге привел к возникновению нового стиля, оппозиционного современному движению, получившего название постмодерн. Постмодерн разрушил постулат «форма следует за функцией» и перестал делить культуру на «высокую» и «обыденную». В отличие от радикальных течений, постмодерн был менее политичным направлением, а тем самым более успешным, и получил достаточно скоро международное признание.

Термин «Постмодерн» встречается  во многих направлениях, включая социологию, кинематограф музыку, сферы общения, литературу и культурную теорию, основателями которой стали Жан Бодрияр и Жан-Франсуа Лиотар. В своей книге «Влияние Постмодерна», 1984, Лайотард рассматривал Постмодернизм как отказ от абсолютной уверенности мира модернистского в пользу места и времени. Другие писатели, такие как марксист Фредерик Джеймсон, рассматривали Постмодернизм как форму американского культурного империализма или выражение многонационального и потребительского капитализма. Возможно, в соответствии с многообразным миром Постмодернизма этот термин применим ко многим областям.

Постмодерн и постмодернизм  определяются по разному не только между собой, но также и внутри каждого термина. Выделяют несколько подходов к определению, начать стоит, на мой взгляд, с определения постмодерна.

Постмодерн в философcком словаре определяется как, культурологический, политологический и социологический термин для описания современной цивилизации, завершившей путь развития по логике «модерна», Нового времени, когда все основные тенденции, заложенные на заре этого цикла, полностью реализовались1.

Что касается постмодернизма, он определяется как философская, мировоззренческая, научная и художественная практика, основанная на ключевых принципах постмодерна, и представляет собой своеобразную идеологию последнего2.

Таким образом, я делаю  вывод о том, что постмодерн –  это само направление, а постмодернизм  – это его движение. А так  как культура является динамичным явлением, целесообразнее проводить дальнейшее исследование в аспекте процесса, нежели просто теории. Важно понять не только происхождение, но и сам процесс интеграции и возможных рецептивных связей.

 

 

ПОСТМОДЕРН В РАЗЛИЧНЫХ  ВИДАХ ИСККУССТВА

Перед тем как перейти  к непосредственному описанию проявлений постмодерна в различных отраслях искусства, необходимо обозначить его  основные направления. Постмодернизм как самостоятельное течение в культуре и искусстве имеет свои основные начала и принципы, такие как3:

1) отрицание метафизики;

2) плюрализм (т.е. многообразие мнений);

3) антисистематичность (т.е. отрицание иерархии);

4) адогматичность (т.е. отрицание Законов);

5) отсутствие первосмысла;

6) утрата ценностных ориентиров.

Глядя на данный список, не остается вопросов по поводу противоречивости мнений данного культурного направления. Далее, в ходе рассмотрения, конкретных культурных веяний постмодерна, я постараюсь дать собственную оценку этому явлению.

Постмодернизм в  архитектуре

Французский архитектор и исследователь Ж. Бельмон связывает кончину авангарда и появление постмодернистского течения с начавшимся в 1973 г. энергетическим и затем экономическим кризисом.

Рассматривая особенности  постмодернизма в архитектуре, Ч. Дженкс выделяет семь основных его черт4. Первая из них связана с отношением к истории и прошлому, а также к настоящему и будущему.

Авангард, как известно, выступил с решительным отрицанием предшествующей истории и всего прошлого. Постмодернизм занимает совершенно иные позиции по отношению к прошлому и будущему. Он полностью реабилитирует историю и прошлое, часто выражает чувство острой ностальгии по прошлому.

Вторая черта архитектуры  постмодернизма продолжает и конкретизирует первую. Постмодернизм не только реабилитирует традицию и старые стили, но и широко их использует в своей практике, включая то, что обычно относится к академизму.

 Третья особенность  постмодернизма касается отношений  архитектуры с окружающей средой. Речь, прежде всего, идет об отношении к природе. Постмодернизм и здесь идет в противоположном направлении. Он отказывается от принципа автономии и настаивает на учете многих условий, придает большую важность чувству конкретного места. Архитектурное сооружение должно органически вписываться в окружающий ландшафт. Для этих целей некоторые участники постмодернистского движения прибегают даже к использованию оттенков цвета земли, на которой строится дом.

Следующая - четвертая черта - постмодернизма является прямым продолжением и развитием предыдущей. Определяется она как контекстуализм, включающий в себя ад-хокизм («ад хок» - применительно к этому) и градостроительный подход.

Пятая черта - постмодернизм  отвергает принцип автономии, восстанавливая принцип барочной связности и целостности. Вместо изолированных построек на свободных пространствах он как бы заново открывает городскую ткань, а вместе с ней и сам город, который объединяется вокруг своих памятников и имеет некоторые границы в пространстве. Орнамент становится средством новой архитектурной композиции.

Шестая черта - в постмодернизме проблемы пространства чаще всего решаются в духе барокко и маньеризма. Оно  имеет глубокие корни в традиции, исторически окрашено. В нем нет четкой разграниченности, простоты и прозрачности. Оно предстает извилистым и замысловатым, плотный, богатым и наполненным, таинственным и иррациональным. Постмодернисты придают пространству гораздо большее значение, нежели их непосредственные предшественники.

Наконец, последняя важная особенность постмодернизма в архитектуре касается его эклектизма. Данная черта выступает своеобразным итогом и логическим следствием предыдущих. Она обусловлена прежде всего стремлением поставангарда соединить вкусы и ценности простых людей с профессиональным языком архитектора.

В постмодернизме, как отмечает Ч. Дженкс, сосуществуют два кода: «во-первых, популярный, традиционный, медленно меняющийся, подобно разговорному языку, изобилующий клише и имеющий корни в обыденной жизни, и, во-вторых, современный, полный неологизмов и откликающийся на быстрые изменения в технологии, искусстве и моде, так же как и авангард архитектуры»5.

Постмодернизм в  живописи

Постмодернизм в живописи возник несколько позже, чем в  архитектуре. Однако, начавшись позднее, он довольно быстро пришел к своему завершению. Об этом свидетельствовал целый ряд выставок, состоявшихся в европейских странах в самом начале 80-х гг. В Лондоне имела место выставка «Новый дух в живописи» (1980), в Берлине - «Дух времени» (1981), в Париже - «Барокко-81» (1981) и т.п.

Особого выделения в постмодернистской  живописи заслуживает творчество французского художника Ж. Гаруста. На его примере наиболее ярко видны не только характерные для всего постмодернизма черты и особенности, но и те глубокие изменения, которые произошли в положении искусства за послевоенное время. Его внешний вид соответствует моде и отмечен дендизмом: он носит шляпу, строгий костюм, карманчик которого украшен платочком, и галстук.

Ж. Гаруст довольно быстро добился значительного успеха. В 42 года он получил возможность устроить персональную выставку в Центре Помпиду, что свидетельствовало о высшем признании его творчества. В настоящее время он является одним из тех французских художников, кто достиг наибольшей международной известности.

Именно Гаруст дал одному из своих полотен название «Дежа-вю» («Уже виденное»), ставшее своеобразным знаком или символом всего искусства постмодернизма. Применительно к другим видам искусства оно выступает как «уже читанное», «уже слышанное»: в творчестве постмодернистов, большое место занимают пародии, подражания, имитации, цитирования и заимствования. Необходимо отметить и еще одну черту постмодернизма – чрезмерность. Страсть к использованию множества стилей и манер из самых разных эпох не знает границ.

В целом постмодернизм  в живописи демонстрирует уже  знакомый эклектизм, смешение стилей и манер, увлечение цитированием и заимствованиями, иронией и пародией, отказ от прогнозов на будущее, обращение к мифологии и прошлому и вместе с тем их растворение в настоящем.

Постмодернизм в  литературе

Постмодернизм в литературе и литературной критике первоначально возник в США в конце 50-х гг. О его появлении первым возвестил критик И. Хау, сделав это в 1959 г. в статье «Массовое общество и постмодерная литература» и положив начало острой дискуссии о постмодернизме, продолжающейся и в наши дни. Реакция Хау на новую литературу в целом была отрицательной и пессимистической. Он отмечает, что в отличие от великой модернистской литературы Элиста, Паунда и Джойса для постмодерной литературы характерны вялость, истощение новаторского потенциала и ударной силы. Эта литература дает меньше шансов для проявления творческой индивидуальности. В то же время Хау указывает на вполне естественный и необходимый характер появления постмодерной литературы, признавая, что в ее нивелирующих образах массовое общество находит более адекватное отображение, чем это было в литературе модернизма.

Заслуги постмодерной литературы в том, что она отменяет прежнее деление на искусство для «образованных» и «недоискусство» для «необразованных», которое имело место в классовом обществе. Новая литература также ликвидирует разрыв между профессионализмом и дилетантизмом в сфере искусства, между художником и публикой. Она объединяет в себе самые различные мотивы и художественные установки, перестает быть только интеллектуальной и элитарной и становится одновременно романтичной, сентиментальной и популярной. Постмодерная литература снимает прежние границы между высоким и низким, достоверным и невероятным, обыденным и чудесным, реальным и фантастическим. Она поучает и развлекает, доставляет удовольствие.

Главной фигурой всего  литературного постмодернизма является итальянский писатель У. Эко. Он стал таковым благодаря своему роману «Имя розы» (1980), который принес ему всемирную известность и славу. Перед ним не устояла даже Америка, где иностранному автору добиться признания крайне трудно.

«Имя розы» имеет все  характерные для постмодернистского произведения черты6. Книга начинается на манер полицейского детектива - с убийства. Заявленная интрига поддерживается все новыми преступлениями. За семь дней, в течение которых развертывается действие романа, происходит семь убийств. Причем каждое последующее становится все более жестоким и изощренным, что позволяет удерживать внимание читателя и держать его в постоянном напряжении. По своему жанру «Имя розы» является не только детективом, но и историческим романом, который также пользуется большой любовью у читающей публики.

Информация о работе Определение и зарождение постмодерна