Определяющие принципы формирования и развития древнеримской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:04, контрольная работа

Описание работы

Проблематика самобытной идентичности восходит к концепциям культурного плюрализма, утверждавшимся в рамках, как культурной антропологии, так и теории цивилизаций. Однако вопрос о соотношении универсалий и локальных культур был существенной антитезой философии культуры и теории культурологи на протяжении XIX – XX вв.
В самобытности совмещается преемственность и способность к переменам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1 Самобытность древнеримской культуры…………….…………………………..…4
2 Определяющие принципы формирования и развития древнеримской культуры……………………………………………...……………………………....…8
2.1 Религия………………………………………………………………………….......8
2.2 Право…………………………………………………………………......……..….9
2.3 Наука………………………………………………………………………..……...11
2.4 Искусство………………………………………………………………………….13
2.5 Мораль…………………………………………………………………..….……..16
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………….……….18

Файлы: 1 файл

Samobytnost_referat.docx

— 43.73 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………...3

1 Самобытность древнеримской культуры…………….…………………………..…4

2 Определяющие принципы формирования и развития древнеримской культуры……………………………………………...……………………………....…8

2.1 Религия………………………………………………………………………….......8

2.2 Право…………………………………………………………………......……..….9

2.3 Наука………………………………………………………………………..……...11

2.4 Искусство………………………………………………………………………….13

2.5 Мораль…………………………………………………………………..….……..16

Заключение…………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы……………………………………….……….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Самобытность – существенное и  постоянное проявление тех компонентов  культурного достояния данного  общества, которые оказываются функционально  необходимыми на новых этапах его  существования, обеспечивая его  самосохранение и идентичность при  всех изменениях в нормативно ценностной и смысловой сферах. Самобытность можно определить и как способность поддержания присущих данному обществу принципов социокультурной регуляции в различных ситуациях.

Проблематика самобытной идентичности восходит к концепциям культурного  плюрализма, утверждавшимся в рамках, как культурной антропологии, так  и теории цивилизаций. Однако вопрос о соотношении универсалий и  локальных культур был существенной антитезой философии культуры и  теории культурологи на протяжении XIX – XX вв.

 В самобытности совмещается преемственность и способность к переменам.

 

1 Самобытность  древнеримской культуры

 

Римская культура является составной частью античной. Во многом опираясь на греческую культуру, римская  культура смогла развить некоторые  ее достижения, внести нечто новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все  Средиземноморье, включая Грецию, его  влияние, его культура распространялись на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток и др. Сердцем  этого огромного государства  была Италия, расположенная в самом  центре Средиземноморского мира.

Весь  строй гражданской общины римлян предопределял шкалу основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе. Такое восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Историю возникновения своего города сами римляне рассказывали так. После разрушения греками-ахейцами Трои — города на северо-западном побережье Малой Азии — некоторым ее защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, но, наконец, прибыли в Лаций, царь которого принял их и отдал Энею в жены свою дочь. Сын Энея - Асканий Юл, бежавший с отцом из Трои, впоследствии основал в Лаций новый город, Получивший название Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея - Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. через некоторое время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвии родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Однако близнецы не погибли: волны выбросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух, давший им имена Ромул и Рем. Когда мальчики выросли и узнали тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой Лонгой, а сами решили основать новый город на том месте, где были когда-то выброшены водами Тибра, — на Палатинском холме. Однако вскоре братья поссорились из-за того, чьим именем назвать город, кому в нем править, и Ромул убил Рема. Новый город стал называться Римом по имени Ромула, который стал его первым-царем.

Временем основания Рима традиционно  считается 753 г. до н. э. С этого момента начинается первый, царский, период римской истории, к концу которого Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, устроена канализация, возведен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, форма дома с атрием - внутренним двориком и т. д.

На протяжении нескольких веков  Древний Рим совершил эволюцию от полиса к империи, а римлянин –  от гражданина к подданному с его  сильным чувством порядка. Для гражданина характерны были непосредственные связи  в системе община – гражданин, т.е. связи соучастия. Весьма большое  значение имело то обстоятельство, что в Риме имело место равенство  граждан в смысле юридической  ответственности перед законом, но не было равенства в политической и социальной сфере. Определяющую роль здесь играл ценз – размер имущества  и происхождение, что и определяло место гражданина в социальной иерархии, его права и обязанности. Так, народное собрание было высшим избирательным  и законодательным органом, но простые  люди не могли рассчитывать занять высокие должности, это было доступно только лицам с высоким цензом.

Римский гражданин ориентировался на следующую систему ценностей: мужество, храбрость, выносливость, трудолюбие, суровое достоинство, непреклонная честность, справедливость, свобода. Характерной и специфически римской была неразрывная связь свободы и экономической независимости: «жалованье делает человека рабом». Человек экономически зависимый не смел высказывать мнение, не угодное тому, кому он был чем-то обязан.

Представляет интерес римский  идеал республики, к которому был  близок Рим в эпоху от окончательной  победы плебса до середины I в. до н.э. Наиболее полную, хотя и приукрашенную, его характеристику дал историк Полибий. Он подчеркивает совершенство политического строя Рима, его «смешанное устройство», соединяющее элементы монархии (власть консулов), аристократии (авторитет сената) и демократии (право народного собрания принимать законы, решать вопросы войны и мира, выбирать магистраты, карать или даровать почести в награду за доблесть). В итоге возникла мировая Римская империя. 
Эта мировая держава впитала в себя многие культурные и технические достижения покоренных народов, ассимилировала, сохранила их и придала им статус универсальности. Хотя Рим требовал от индивида в духе древних традиций абсолютной социальной дисциплины, он не старался уничтожить индивидуальную оригинальность, а наоборот, стимулировал и одобрял любую инициативу в интересах империи. Все подданные империи зависели только от императора, ставшего верховным собственником земли, источником права и верховной апелляционной инстанцией, и заменившем в этом смысле римский народ.

Благодаря службе в армии и бюрократическом  аппарате имелись некоторые возможности  продвижения по социальной лестнице, но они ограничивались сохранением  сословного принципа и во многом зависели не только и не столько от реальных заслуг и способностей, сколько от покровительства императора и влиятельных  людей, т.е. от умения льстить, интриговать, приспосабливаться. Таким образом, в отличие от гражданина для подданного определяющими стали связи в  системе империя – подданный, т.е. связи подчинения. Этот переход от гражданина к подданному обусловил и соответствующую эволюцию системы ценностей, в которой произошло своеобразное смешение исконно римских ценностей с новыми ценностями, ориентированными на психологию подданного.

 

2 Определяющие принципы формирования  и развития древнеримской культуры

2.1 Религия

 

Ранняя римская религия была анимистической, т. е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм — храм Юпитера на Капитолийском холме — был построен этрусскими мастерами.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались маны — души умерших, гении — духи — покровители мужчин, лары — хранители домашнего очага и семьи, пенаты — покровители дома и всего города. Злыми духами считались ларвы — души непогребенных покойников, лемуры — призраки мертвецов, преследующие людей, и др.

Уже в царскую эпоху можно  заметить некоторый формализм в  отношении римлян к религии. Все  культовые функции были распределены между различными жрецами, объединенными  в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых от-мечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов-предсказателей: авгуры гадали по полету птиц, гаруспики — по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламины обслуживали культы определенных богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме — не особая каста, а выборные должностные лица.

По преданию, этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н. э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого (534/533— 510/509 до н. э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой.

 Все исследователи римской  религии отмечают, что введение  культа Капитолийской троицы (Юпитера,  Марса и Квирина, уже обладавших  индивидуальностью и присущими  им функциями) и сооружение  Капитолийского храма были обусловлены  консолидацией Рима как города  и политикой царей этрусской  династии, так же как сооружение  храма Дианы на Авентине и  Юпитера Латиариса было продиктовано  переходом к Риму гегемонии  в Латинском союзе; что триада  Либора, Либоры и Цереры была  плебейской, а культ Диоскуров  всадническим; что в эпоху Республики  и при Империи, несмотря на  реформы Августа и императорский  культ, римская религия, чем далее, тем более перестает действовать на умы и души людей, и они в поисках новых форм общения с божеством, бессмертия души обращаются к восточным культам, мистериям, откровениям, астрологии, магии, к философии, сблизившейся с религией; что императоры, стараясь воздействовать на своих подданных, стремились сделать свою власть теократической.

Таким образом, имеется зависимость  между развитием социальных структур Древнего Рима и изменениями в  религиозной сфере, статус которой  был весьма высоким. Повышению социального  статуса религии способствовали и поиски средств обретения духовной свободы, которые вели древнеримские  философы, противопоставляя тело душе, материю – духу, мир – богу.

Существенно то, что с частичным  разложением сельских общин и  постепенным растворением городских  гражданских общин в империи, с установлением обязательного  императорского культа и углублением  социального неравенства различные  общественные слои в поисках ответов  на стоявшие перед ними вопросы различными путями приходят к поискам единого, верховного, общего для всего человечества бога.

 

2.2 Право

 

В течение многих столетий римские  юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни; римское право стало образцом для последующих законотворцев, легло в основу Кодекса Наполеона и ряда других нормативных документов Нового и Новейшего времени.

О древнейшем римском праве практически  нам ничего не известно. От «царских законов» до нас дошли лишь скудные  отрывки, трактующие сакральное право. Основой всего дальнейшего развития права признавались Законы XII таблиц, составленных в 451 – 450 гг. до н.э. Уважение римлян к этим законам отчасти обусловливалось их общим консерватизмом, культом «нравов предков», отчасти тем обстоятельством, что некие основы римской гражданской общины, на базе которых они сложились, при всех модификациях продолжали жить до полного разложения античного мира и его культуры. Законы XII таблиц содержали и ряд элементов обычного права, присущих другим стадиально-близким народам.

Вместе с тем Законы XII таблиц уже отличались рядом специфических  для римской гражданской общины черт, сохранявших свое значение на всех стадиях эволюции римского права. Прежде всего, это положения, касающиеся аграрных отношений, согласно которым гражданская община продолжала оставаться верховным собственником земли и контролировала распоряжение ею. Показательно также право приобретения земли в результате двухлетнего пользования ею; оно продолжало действовать на всем протяжении римской истории. Владеть землей на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула «мое по квиритскому праву», и неразрывная связь гражданства и землевладения.

Забота общины о хорошей обработке  земли сказывалась и на особом строе римской фамилии, по словам самих римлян, не имевшей аналогии ни у каких других народов. Ее особенность, как известно, состояла в исключительном праве отца на все принадлежавшие фамилии ресурсы: недвижимое и движимое имущество и находящихся под  его властью людей – жену, сыновей с их женами и детьми, рабов. Он произвольно мог распоряжаться их рабочей силой, мог их сдать в наем, продать, покарать вплоть до предания смерти, хотя обычай требовал в таких случаях семейного суда. Обычно полагают, что такая власть отца над всеми ресурсами фамилии обеспечивала наиболее эффективную обработку земли в трудных для земледелия условиях Древнего Рима.

Ряд положений Законов XII таблиц касается прав римских граждан. В первую очередь  это статья, согласно которой последнее  постановление народа является обязательным законом; затем закон, запрещавший  казнить римского гражданина без  санкций высшей законодательной  и судебной инстанции. Сюда же относится  запрещение наделять какими-либо привилегиями отдельных лиц.

Таким образом, утверждалось равенство  граждан перед законом, и исключалась столь распространенная в других ранних обществах возможность предоставлять не принадлежавшему к числу избранных магистров лицу управление какой-либо территорией, сбор налогов с населения и т.п. Контроль над всей территорией Рима и его населением принадлежал только коллективу граждан. Возможно, с этим связан и закон, каравший смертной казнью за сочинение и опубликование позорившей кого-либо песни.

По Законам XII таблиц карались смертной казнью и другие преступления: ночная кража чужого урожая, за что виновный распинался на дереве и обрекался  Церере, поджог здания или сжатого  и лежащего возле дома зерна, за что  виновный заковывался, избивался и  сжигался. Сюда же относится дозволение безнаказанно убить вора, пойманного ночью на месте преступления, а  днем – вора, защищавшегося оружием. С Тарпейской скалы сбрасывали лжесвидетелей; казни предавался судья или арбитр, уличенный в подкупе, человек, поднявший против Рима врагов или предавший врагам гражданина. По свидетельству Августина, Законы XII таблиц предусматривали, кроме казни и штрафов, также оковы, порку, бесчестие, изгнание и рабство.

Информация о работе Определяющие принципы формирования и развития древнеримской культуры