Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:16, реферат
История свидетельствует, что важным условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Отсюда название ораторского искусства как «духовного детища демократии». Неудивительно, что сегодня в связи с демократическими процессами, происходящими в стране, наблюдается новый всплеск интереса к риторике.
Введение _______________________________________________________3
Основная часть__________________________________________________ 5
1. Ораторское искусство в эпоху Возрождения________________________5 2. Литература эпохи Возрождения__________________________________ 6
2.1 Эразм Роттердамский__________________________________________9
2.2 Франческо Петрарка___________________________________________13
2.3 Мишель Монтень _____________________________________________15
2.4 Данте Алигьери_______________________________________________19
Заключение_____________________________________________________21
Список использованной литературы ________________________________22
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение ______________________________
Основная часть_________________________
1. Ораторское искусство в эпоху
Возрождения___________________
2.1 Эразм Роттердамский_________________
2.2 Франческо Петрарка______________________
2.3 Мишель Монтень ______________________________
2.4 Данте Алигьери______________________
Заключение____________________
Список использованной литературы ______________________________
Введение
Ораторское искусство – явление историческое.
Каждая эпоха предъявляет свои требования
к ораторам, возлагает определенные обязанности,
имеет свой риторический идеал.
История свидетельствует, что важным
условием появления и развития ораторского
искусства, свободного обмена мнениями
по жизненно важным проблемам являются
демократические формы управления, активное
участие граждан в политической жизни
страны. Отсюда название ораторского искусства
как «духовного детища демократии». Неудивительно,
что сегодня в связи с демократическими
процессами, происходящими в стране, наблюдается
новый всплеск интереса к риторике.
В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а
именно – в Италии, начала формироваться
раннебуржуазная культура, получившая
название культуры Возрождения (Ренессанс).
Культура Возрождения и Реформации относится
к культуре так называемого переходного
периода. Феномен переходной эпохи как
независимой фазы культурного процесса
– это общая историческая закономерность,
которую переживают многие народы в разные
исторические периоды. Термин «Возрождение»
указывал на связь новой культуры с античностью.
В это время итальянское общество начинает
активно интересоваться культурой Древней
Греции и Рима, разыскиваются рукописи
античных писателей, так были найдены
сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха
Ренессанса являлась, прежде всего, как
возрождение Цицерона, а после него и уже
благодаря ему - остальной классической
древности. Для многих деятелей этой эпохи
- Цицерон - писатель, мыслитель, оратор
- непревзойденный образец, идеал, достойный
восхищения и подражания.
Эпоха Возрождения характеризовалась
многими очень значительными переменами
в умонастроениях людей по сравнению с
периодом Средневековья. Усиливаются
светские мотивы в европейской культуре,
все более самостоятельными и независимыми
от церкви становятся различные сферы
жизни общества – искусство, философия,
литература, образование, наука.
Искусство Возрождения было порождено
волшебной, животворящей силой образцов
античной культуры. Но вместе с тем, у культуры
Возрождения были и средневековые корни
- светские традиции городской , народной
, рыцарской культуры .Ренессанс поставил
в центр человеческую личность, энергичную,
устремленную на преобразование
мира, с ярко выраженным волевым
началом.
В эпоху Возрождения опять, как и в поздней
античности, возрастает значение эстетической
составляющей ораторского искусства.
Типичная фигура эпохи — придворный оратор,
сочининитель панегириков (как разновидность
придворного литератора).
Большое влияние на развитие искусства
оратории и осмысление его значения в
социальной жизни оказали мыслители и
философы эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения
дала миру бессмертную драматургию Шекспира
и Лопе де Вега, романы Рабле и Сервантеса,
сатиру Эразма Роттердамского, лирику
Петрарки и Данте. Эти шедевры прозы и
поэзии способствовали повышению культуры
речи, развитию эстетического вкуса и
стимулировали развитие ораторского стиля.
Основная часть
1.Ораторское искусство в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения
(Ренессанса) ораторское искусство
получает новый импульс.
Набирают силу
бунтарские проповеди в лоне
церкви. Итальянский монах Савонарола
(1452-1498) гневно обличает богатство
и роскошь католической церкви,
критикует Ватикан. Его
2. Литература эпохи Возрождения
Конечно же, происходит
переворот в духовной жизни
человека. Это обусловлено тем,
что идет ослабление влияния
церкви, появление некой свободы.
Распространяется
В то время, когда в средневековье брали
из античной литературы в основном ораторскую
прозу, избегали лирических жанров, то
в Ренессанс античную культуру заново
переводили, давали оценку философским,
историческим сочинениям, признавались
творения поэтов, таких как Гомера, Овидия
и других.
Два с половиной столетия Возрождения
– от Петрарки до Галилея – знаменуют
собой разрыв со средневековой традицией
и переход к новому времени. Этот этап
явился закономерным и необходимым в истории
философской мысли. Не было непосредственного
перехода от “Сводов” Фомы Аквинского
к “Рассуждению о методе” Декарта, от
поисков парижских и оксфордских номиналистов
XIV в. к новой физике и механике Галилея.
Однако было бы неверно сводить роль философии
Возрождения только к разрушению или изживанию
схоластической традиции. Мыслителями
XIV–XVI вв. была разработана картина мира
и человека, глубоко отличная от средневековой.
Философия эпохи Возрождения представляет
собой достаточно пеструю картину, набор
разнообразных философских школ, часто
несовместимых друг с другом, и не является
чем-то целым, хотя и объединена многими
общими идеями. Эта философия представляется
тем более сложным явлением, если мы обратимся
в глубь веков и увидим, что многие идеи
Возрождения зародились гораздо раньше,
чем начался отсчет эпохи, — в XIII в., когда
еще бурлили споры в средневековых университетах,
основными были идеи Фомы Аквинского и
только еще появлялись идеи поздних номиналистов.
Но тогда же в Италии зародились идеи,
оппозиционные господствовавшему в то
время схоластическому мировоззрению.
Решающими чертами философии Возрождения
являются стремление выйти из монашеской
кельи на простор природы, материалистические
тенденции, связанные с опорой на чувственный
опыт, индивидуализм и религиозный
скептицизм. Воскресает интерес
к материалистам древности - ионийцам.
Философия эпохи Возрождения
тесно связана с
В философии эпохи Возрождения можно
выделить два основных периода. В 15 веке
новый класс - буржуазия - еще не могла
и не успела создать своей собственной
философии. Поэтому она реставрировала
и приспосабливала к своим нуждам античную
философию. Однако эта философия существенным
образом отличалась от схоластики, также
использовавшей творения Платона и Аристотеля.
Философы Возрождения использовали
античных авторов принципиально в иных
целях, чем схоласты. Гуманисты обладали
богатством греческих подлинников (а не
арабских переводов и пересказов), о которых
не могли и мечтать философы 13-14 веков.
Авторитет Аристотеля "падал", т.к.
отождествлялся со схоластикой. Наступившее
разочарование дало другую реакцию - появление
скептицизма, эпикурейства и стоицизма.
Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались
у некоторых авторитетов, не имели широкого
хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля
Монтеня создал совершенно особенный
специфический культурный климат во Франции.
Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым
идеям, новому знанию. Этим был подготовлен
второй период философии Возрождения
- натурофилософский.
Интенсивный расцвет литературы связан
в этот период с особым отношением к античному
наследию. Отсюда и само название эпохи.
Подъем западноевропейской культуры возникает
не на фоне упадка. Прошлое кажется человеку
забытое замечательное достижение античности,
и он начинает браться за их восстановление.
Это выражается в творчестве писателей
данной эпохи. Античное наследие восстанавливается,
и поэтому деятели Возрождения придают
большое значение открытию, публикации
древних рукописей.
В Западной Европе этого времени появляется
гуманистическая интеллигенция — круг
людей, общение которых друг с другом основано
не на общности их происхождения, имущественного
положения или профессиональных интересов,
а на близости духовных и нравственных
исканий.
Ренессанс знаменателен такими великими
сынами литературы как Шекспир, Петрарка,
Ронсар, Дю Белле, Фацио, Лоренцо Вала и
др. Ведь именно в Эпоху Возрождения поэты
показали триумф человечества над своими
пороками и ошибками прошлых времен.
Самыми знаменательными была
такая литература, как французская, английская,
немецкая, испанская, итальянская.
Писатели, начиная от Виргилия, Овида,
Хорака, Ливия и Цицерона, а заканчивая
Данте, Петраркой, Бокаччо, Фичино, Мирандоло
и Васари, все были итальянцами и все родились
на этой благословенной земле. Современная
литература Италии появилась в 13-ом и 14-м
столетиях, развивалась из ее латинского
наследия, написанного на многих диалектах
страны и работ Данте. Одно из его произведений
“Божественная комедия” состоит из трех
частей : “Ад”, “Чистилище”, и “Рай”.
Данте представляет себе путешествие
по этим трем сферам загробного мира и
описывает их столь ярко, убедительно,
что читатель верит вымыслу, как реальности.
Петрарка в своей “Исповеди” писал, то
аскетическая мораль христианства очищает
душу, но не менее важно и осознание ценности
земного бытия, унаследованного от греков
и римлян. Таким образом устранялось средневековое
противопоставление плоти и духа. Реабилитация
земного проявлялась в ту эпоху прежде
всего в возвеличивании красоты мира и
человеческого тела, плотской любви.
2.1. Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский (1469-1536) родился в
Голландии, в г. Роттердаме. Происхождения
он был незнатного, более того — был незаконным
сыном священника. Поэтому начинать ему
приходилось, что называется, с нуля. Он
поступил в школу братьев общей жизни
в городе Девентере. Учеба дается ему легко,
и в 1487 г. Эразм постригается в монахи,
ибо для того, чтобы продолжить обучение,
у него не было денег. В монастыре он пользуется
богатой библиотекой, читает отцов Церкви
и античных авторов. Его замечает местный
епископ и берет к себе на службу. Через
несколько лет епископ отправляет его
в Париж, и Эразм учится в Сорбонне. Там
он получает степень доктора теологии,
а после этого преподает в одном из итальянских
университетов. Часто ездит по Европе,
в Англии знакомится со знаменитым философом
и писателем Томасом Мором, автором «Утопии».
Они становятся друзьями. Впоследствии
Эразм будет сильно переживать казнь Томаса
Мора.
К тому времени влияние Эразма Роттердамского
становится достаточно сильным. Многие
пытаются привлечь его на свою сторону.
Ему уготована блестящая карьера, согласись
он служить на пользу государства или
Церкви, но Эразм избирает другой путь
— он остается свободным литератором.
Когда разражаются события Реформации,
Эразм уезжает в веротерпимый Базель,
где и живет до самой смерти.
Эразм Роттердамский был одним из наиболее
плодовитых писателей эпохи Возрождения.
Он много переводил, занимался издательской
деятельностью. В частности, он первым
обратил внимание на тот факт, что к XVI
веку уже были изданы печатным способом
различные варианты Библии, в том числе
и ее латинский перевод, и переводы на
современные языки, и только греческий
текст оставался неизданным. Эразм спешит
восполнить этот пробел и в течение года
готовит и выпускает греческое издание
Нового Завета. Текст этот получил впоследствии
название «Textus receptus», до XIX в. он был основным,
по которому читали Новый Завет в подлиннике.
Правда, позднее усилиями многих ученых
были проведены научные изыскания, в результате
которых появились новые новозаветные
тексты. Ошибки перевода обнаружить было
несложно, поскольку Эразм очень спешил
и даже, не имея последних строк Книги
Откровения Иоанна Богослова, перевел
их с латыни на греческий. Но хотя издание
это и было несовершенным, до сих пор многие
пользуются именно им.
Издал он и «Утопию» Томаса
Мора, переводил античных авторов (одна
из первых книг — «Пословицы», где
он собрал высказывания из многих античных
книг и из Библии), в частности
Лукиана — язвительного римского
писателя II века («Вольтера древности»).
Кроме того, у него было множество
и своих произведений, среди которых
выделяется знаменитая «Похвала Глупости»,
где он в язвительной форме
воздает хвалу госпоже
Выделяются и его книги «Антиварвары»,
«Цицеронианец», «Юлий, не допущенный
на небеса» (памфлет против римских пап),
«Разговоры запросто». Однако нас, конечно,
интересуют прежде всего философско-богословские
произведения Эразма.
Стоит отметить так называемый «Энхиридион,
или Оружие христианского воина» и «Диатрибу,
или Рассуждение о свободе воли». Первая
работа посвящена, как говорил Эразм, философии
Христа. Сам Эразм считал себя истинным
христианином и защищал идеалы католической
Церкви, хотя многое, конечно, ему не нравилось
— распущенность нравов, беззаконие, злоупотребление
разного рода католическими догматами,
в частности — догматом об индульгенциях,
и т.д.
Однако Эразм не разделял и многих положений,
которые были само собою разумеющимися
в эпоху средневековья. Так, он был по духу
своему просветителем, считая, что все
люди созданы Богом равными и одинаковыми,
и благородство их зависит не от их принадлежности
по рождению к дворянскому или царскому
роду, а от их воспитания, нравственности,
образования. Благородство может быть
только духовным и нравственным, но никак
не унаследованным. Поэтому главное для
Эразма состоит в воспитании и образовании
человека; невоспитанного и необразованного
человека он ставит даже ниже животного,
поскольку оно живет в согласии со своей
природой, а необразованный человек живет
хуже животного, не понимая, что он должен
делать.
Выступает Эразм и против особенно распространенных
в эпоху Возрождения суеверий и псевдонаучных
увлечений — алхимических, астрологических
и т.п., причем иногда он даже перегибает
палку, выступая против чудес, говоря,
что чудеса возможны и необходимы, поскольку
Бог существует, но они были во времена
пророков, Иисуса Христа, апостолов, а
сейчас тех людей, которые могли бы творить
чудеса, уже нет, а потому и незачем их
искать.
Информация о работе Ораторское искусство в эпоху Возрождения