Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:16, контрольная работа
Алгоритм выступления: определить цель и перечень аргументов, ведущих к цели; продумать метод подачи своих доводов (самые веские - в начало и в конец выступления, более слабые - в середину); с самого начала своей речи расположить к себе слушателей; кратко сформулировать спорную проблему; подкрепить свою позицию четкими доводами и опровергнуть мнение противника; эффектно завершить выступление, доказав абсурдность или слабость позиции противника.
Особое место в речевом общении занимает терапия слова, т. е. способность снять психологические барьеры, преодолеть скованность, уменьшить агрессивность, расслабить оппонента.
1. Введение………………………………………………………………………...3
Краткая история ораторского искусства……………………………………..5
Принципы и законы риторики………………………………………………10
Этапы подготовки к публичному выступлению…………………………...12
Требования, предъявляемые к оратору……………………………………..14
6. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной…………………………………………..16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ТЕМА: ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
Наименование направления подготовки
080100 Экономика
Выполнила:
студентка группы ЭП-13
Галимзянова Анастасия Валерьевна
Екатеринбург 2013
Содержание :
1. Введение…………………………………………………………
6. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной…………………………………………..16
Введение
"Поэтом рождаются,
а оратором становятся" - эти
слова Цицерона должны
Руководитель, владеющий ораторским искусством, умеет пользоваться не только активной (моторной) речью, что составляет основу труда оратора в узкопрофессиональном понимании этого вида деятельности, но и пассивной (сенсорной) речью, т. е. обладает способностью воспринимать и оценивать аргументы своего оппонента. Докладчик, оратор также ощущают реакцию аудитории, но их речь, как правило, монолог, единое целое, редко прерываемое репликами. Руководитель же обычно ведет диалог, т. е. работает в интерактивном режиме, в постоянном общении с аудиторией. Речевой процесс в диалоге в психологическом отношении - единое целое: когда человек говорит, он одновременно слышит, понимает и реагирует на реплики и мимику собеседника.
Алгоритм выступления: определить цель и перечень аргументов, ведущих к цели; продумать метод подачи своих доводов (самые веские - в начало и в конец выступления, более слабые - в середину); с самого начала своей речи расположить к себе слушателей; кратко сформулировать спорную проблему; подкрепить свою позицию четкими доводами и опровергнуть мнение противника; эффектно завершить выступление, доказав абсурдность или слабость позиции противника.
Особое место в речевом
общении занимает терапия слова,
т. е. способность снять
Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.).
Древние греки трактовали риторику как "искусство убеждения".
Начиная с Древней Греции
ораторское искусство было неразрывно
связано с политикой. Все знаменитые ораторы
Древней Греции были крупными политическими
деятелями (Перикл, Демосфен). Во времена римской цивилизации под риторикой
Уровни ораторского мастерства:
Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления):
Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка , словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Словарный запас бывает активным (слова, активно используются в речи) и пассивным.
Задача оратора – увеличивать активный словарный запас. Это достигается, когда регулярно используется внешний источник информации: при прослушивании лекций, прочтении книг , просмотре теле- и радиопередач. Пополнение словарного запаса происходит в основном за счет синонимов. Активный словарь оратора формируют также многозначные слова, заимствования, фразеологизмы, антонимы.
Речь состоит из трех частей:
- Вступление;
- Основная часть;
- Заключение.
Следует соблюдать пропорции речи. Вступление плюс заключение должны составлять не более 1/3 всего выступления. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более конструктивным. Вот некоторые речевые приемы, которые обычно используются ораторами во вступительной части:
- изложение плана предстоящей речи;
- актуальность темы с позиции сегодняшнего дня;
- история вопроса.
При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него "нанизывались" все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные аспекты.
В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное выступление на полуслове придает речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение воспринимается как новая (основная) часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания.
Публичная речь – это владение информацией, которую мы должны сообщить окружающим. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория.
К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией.
Естественность поведения оратора – это доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать текст с листка, не говорить официальным, заученным тоном; естественные позы и жесты.
Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это, скованность, неуверенность в произношении текста, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории; угрюмый вид оратора.
Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека – техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.
1 Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее. Чтобы улучшить свою дикцию нужно проделать некие упражнение такие как( произнесение скороговорок в различном темпе, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.
2 Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. Могут наблюдаться две крайности темпа речи: слишком быстрый темп или замедленная речь. Обе крайности темпа утомляют и нервируют аудиторию.
Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.
3 Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.
С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.
Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в русском языке.
Оратор должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.
Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками.
4 Голос имеет для оратора большое значение. Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" – "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).
Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки.
Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей. Два оратора могут говорить одно и то же, но слушать одного интересно, а другого – скучно, даже невозможно.
Контакт с аудиторией необходим
а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом,
б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).
Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.
Распространенные ораторы не должны 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.
Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла, это: 1) вопросы к аудитории, 2) интригование, 3) зацепки (интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы.
Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.
Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.
Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора.
1 Одежда. Она не должна
бросаться в глаза, а должна
соответствовать ожиданиям
2 Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть.
3 Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.)
4 Жесты. Все люди используют жесты в целях
подкрепления идеи и помощи в описании.
Оратору следует обратить внимание на
жесты, которые он применяет, поскольку
они придают значимость фрагментам речи,
делая ее более выразительной. Да, очень трудно
быть действительно хорошим
Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию. К правилам организации и оптимизации диалога, представляющего информационный обмен, относится также принцип Интереса.
Этот принцип означает, что диалогическое общение