Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Алгоритм выступления: определить цель и перечень аргументов, ведущих к цели; продумать метод подачи своих доводов (самые веские - в начало и в конец выступления, более слабые - в середину); с самого начала своей речи расположить к себе слушателей; кратко сформулировать спорную проблему; подкрепить свою позицию четкими доводами и опровергнуть мнение противника; эффектно завершить выступление, доказав абсурдность или слабость позиции противника.
Особое место в речевом общении занимает терапия слова, т. е. способность снять психологические барьеры, преодолеть скованность, уменьшить агрессивность, расслабить оппонента.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………...3
Краткая история ораторского искусства……………………………………..5
Принципы и законы риторики………………………………………………10
Этапы подготовки к публичному выступлению…………………………...12
Требования, предъявляемые к оратору……………………………………..14
6. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной…………………………………………..16

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Уральский государственный  экономический университет

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

 

ТЕМА: ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО 

Наименование  направления подготовки

080100 Экономика

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ЭП-13

Галимзянова Анастасия  Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание :

 

1. Введение………………………………………………………………………...3

  1. Краткая история ораторского искусства……………………………………..5
  2. Принципы и законы риторики………………………………………………10
  3. Этапы подготовки к публичному выступлению…………………………...12
  4. Требования, предъявляемые к оратору……………………………………..14

6. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной…………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

"Поэтом рождаются,  а оратором становятся" - эти  слова Цицерона должны вдохновлять  молодых менеджеров, слушающих с понятной завистью гладкую, логичную, хорошо аргументированную речь своего старшего коллеги. Владение правилами устной речи, законами логики, умение говорить коротко и четко совершенно необходимы руководителю. Даже самый опытный оратор всегда готовится к публичному выступлению, продумывает его начало целевое содержание речи и ее окончание. Самые остроумные экспромты, оригинальные речевые находки, как правило, обдумываются в тиши кабинета. В основе ораторского искусства лежат принципы риторики: подбор аргументов, их распределение в ходе логических доказательств, стиль и структура построения речи. Искусство красноречия, как и труд менеджера, обязано иметь в своей основе объективную и систематизированную информацию, одним из критериев красноречия является информационный аспект речи. Однако только информативность публичного выступления не дает желаемого эффекта, необходима еще и ее эмоциональная содержательность, что сближает позиции оратора и актера.

Руководитель, владеющий  ораторским искусством, умеет пользоваться не только активной (моторной) речью, что составляет основу труда оратора в узкопрофессиональном понимании этого вида деятельности, но и пассивной (сенсорной) речью, т. е. обладает способностью воспринимать и оценивать аргументы своего оппонента. Докладчик, оратор также ощущают реакцию аудитории, но их речь, как правило, монолог, единое целое, редко прерываемое репликами. Руководитель же обычно ведет диалог, т. е. работает в интерактивном режиме, в постоянном общении с аудиторией. Речевой процесс в диалоге в психологическом отношении - единое целое: когда человек говорит, он одновременно слышит, понимает и реагирует на реплики и мимику собеседника.

Алгоритм выступления: определить цель и перечень аргументов, ведущих к цели; продумать метод подачи своих доводов (самые веские - в начало и в конец выступления, более слабые - в середину); с самого начала своей речи расположить к себе слушателей; кратко сформулировать спорную проблему; подкрепить свою позицию четкими доводами и опровергнуть мнение противника; эффектно завершить выступление, доказав абсурдность или слабость позиции противника.

Особое место в речевом  общении занимает терапия слова, т. е. способность снять психологические  барьеры, преодолеть скованность, уменьшить агрессивность, расслабить оппонента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

 

 

Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.).

Древние греки трактовали риторику как "искусство убеждения".

Начиная с Древней Греции ораторское искусство было неразрывно связано с политикой. Все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями (Перикл, Демосфен). Во времена римской  цивилизации под риторикой стали  понимать "искусство говорить хорошо". Искусство здесь означало совершенствование  речи со стороны ее воздействия на слушателя и с точки зрения ее эстетической характеристики. Во II в. до н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и ораторы Древней Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон).

Уровни ораторского  мастерства:

Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия  успеха оратора, его мастерства публичного выступления):

    1. Владение материалом («что говорить»);
    2. Владение собой («как говорить»);
    3. Образ оратора («кто говорит»).

Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка , словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Словарный запас бывает активным (слова, активно используются в речи) и пассивным.

Задача оратора –  увеличивать активный словарный  запас. Это достигается, когда регулярно используется внешний источник информации: при прослушивании лекций, прочтении книг , просмотре теле- и радиопередач. Пополнение словарного запаса происходит в основном за счет синонимов. Активный словарь оратора формируют также многозначные слова, заимствования, фразеологизмы, антонимы.

Речь состоит из трех частей:

- Вступление;

- Основная часть;

- Заключение.

Следует соблюдать пропорции речи. Вступление плюс заключение должны составлять не более 1/3 всего выступления. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более конструктивным. Вот некоторые речевые приемы, которые обычно используются ораторами во вступительной части:

- изложение плана предстоящей  речи;

- актуальность темы  с позиции сегодняшнего дня;

- история вопроса.

При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет  речи оставался неизменным, чтобы  на него "нанизывались" все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или  иные аспекты.

В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен  регламент. Прерванное выступление  на полуслове придает речи в целом  незавершенность, недосказанность. С  другой стороны, излишне затянутое  заключение воспринимается как  новая (основная) часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания.

Публичная речь – это владение информацией, которую мы должны сообщить окружающим. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория.

К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией.

Естественность поведения оратора – это доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать текст с листка, не говорить официальным, заученным тоном; естественные позы и жесты.

Неестественное поведение  оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это, скованность, неуверенность в произношении текста, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории; угрюмый вид оратора.

Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека – техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.

1  Дикция (от лат. dictio – "произнесение") – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее. Чтобы улучшить свою дикцию нужно проделать некие упражнение такие как( произнесение скороговорок в различном темпе, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить  закон: "Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции.

2  Темп (от лат. tempus – "время") – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. Могут наблюдаться две  крайности темпа речи: слишком  быстрый темп или замедленная речь. Обе крайности темпа утомляют и нервируют аудиторию.

Говорящему  важно уметь менять темп: если требуется  что-то подчеркнуть, выделить, сделать  акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

3  Интонация (от лат. intonare – "громко произносить") – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.

С помощью интонации  выражаются основные коммуникативные  значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Часто интонации, с которой  произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в  русском языке.

Оратор должен владеть  интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.

Интонация тесно связана  с собственно голосовыми характеристиками.

4 Голос имеет для оратора большое значение. Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь  владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко" – "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).

Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки.

Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского  искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение  оратора и его слушателей. Два оратора могут говорить одно и то же, но слушать  одного интересно, а другого – скучно, даже невозможно.

Контакт с аудиторией необходим 

а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом,

б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

Распространенные ораторы не должны 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.

Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью  мастерства изложения материла, это: 1) вопросы к аудитории, 2) интригование, 3)  зацепки (интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы.

Настраивают аудиторию  против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.

Образ оратора (то, как  он выглядит и каким его видят  слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.

Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора.

1 Одежда. Она не должна  бросаться в глаза, а должна  соответствовать ожиданиям аудитории  и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой.

2 Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть.

3   Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.)

4 Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной. Да, очень трудно быть действительно хорошим оратором. Необходимо много работать над собой, своей речью, даже жестами. Ведь в     любой профессии человеку придется общаться с людьми, а для этого необходимо глубокое понимание принципов общения, особенно речевого.  

 

  1. ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ РИТОРИКИ

 

 

Принцип кооперации и  коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию. К правилам организации и оптимизации  диалога, представляющего информационный обмен, относится также принцип  Интереса.

Этот принцип означает, что диалогическое общение развивается  более динамично, если передаваемая информация представляет интерес для  всех участников. При этом каждый из участников переговоров преследует и удовлетворяет двойной интерес: относительно существа дела и взаимоотношений между партнерами. Отношения, основанные на доверии, уважении и дружелюбии, позволяют каждые последующие переговоры превращать в более спокойный и эффективный процесс.

Информация о работе Ораторское искусство