Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Алгоритм выступления: определить цель и перечень аргументов, ведущих к цели; продумать метод подачи своих доводов (самые веские - в начало и в конец выступления, более слабые - в середину); с самого начала своей речи расположить к себе слушателей; кратко сформулировать спорную проблему; подкрепить свою позицию четкими доводами и опровергнуть мнение противника; эффектно завершить выступление, доказав абсурдность или слабость позиции противника.
Особое место в речевом общении занимает терапия слова, т. е. способность снять психологические барьеры, преодолеть скованность, уменьшить агрессивность, расслабить оппонента.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………...3
Краткая история ораторского искусства……………………………………..5
Принципы и законы риторики………………………………………………10
Этапы подготовки к публичному выступлению…………………………...12
Требования, предъявляемые к оратору……………………………………..14
6. Практическое задание. Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной…………………………………………..16

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Следующий принцип, выработанный современной риторикой и особенно актуальный для делового общения, – принцип Поллианы. Этот принцип требует, чтобы содержание речевого общения удовлетворяло критериям оптимистического настроения участников.

Принцип Удовольствия –  это универсальный принцип общения. Мы стараемся больше общаться с теми, кто нам интересен, с кем приятно разговаривать. Для того чтобы расположить к себе собеседника, используют широкий набор средств, с помощью которых создается Аттракция. К ним относятся:

Использование комплиментов;

Прием, условно называемый «зеркалом отношений»: добрая улыбка, приятное выражение лица. В ходе диалога учитываются не только вербальные средства общения (слова), но и невербальные (мимика, взгляд, поза, дистанция и т. д.), которые дают косвенные данные о настроении, чувствах партнера, его расположении к собеседнику.

К Законам речевого поведения, или к законам современной  риторики, относятся следующие:

1 Концептуальный закон.  Предполагает систематизацию материала  обсуждения, всесторонний анализ  предмета речи и выстраивание знаний о нем.

2 Закон моделирования  аудитории. Предусматривает знание  аудитории (собеседника). Портрет  любой аудитории определяется, во-первых, социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, национальность, уровень  образования, профессия), во-вторых, социально-психологическими характеристиками (уровень понимания обсуждаемых проблем, отношения к предмету речи) и в-третьих, индивидуально личностными признаками (тип нервной системы, темперамент, склад ума и т. п.)

3 Стратегический закон. Исходя из характеристик аудитории (собеседника) и на основе концепции, замысла выстраивается стратегия, конкретная программа действий.

4 Тактический закон.  Предусматривает на основе выработанной  стратегии в процессе общения  использовать те или иные тактические приемы для того, чтобы заинтересовать собеседника, вызвать его на размышление и общение.

5 Закон словесно-речевого  выражения. Предусматривает умение  облекать мысль в действенную  речевую форму, логично, красочно  доказывать свои «тезисы». Формула  Цицерона гласит: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием своего дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

6 Закон эффективного  общения. Предусматривает умение  устанавливать, сохранять и закреплять  контакт с аудиторией (собеседником), завоевывать ее симпатии и внимание, интерес. Для этого необходимо управлять собственным поведением, управлять поведением аудитории, корректировать, если необходимо, план встречи.

7 Системно-аналитический  закон. Предполагает умение анализировать  полученный результата.

3 ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ  К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

 

Этап I. Подготовка содержательной стороны речи

При подготовке выступления (как и при выполнении любой другой важной задачи) необходимо задать себе три самых важных вопроса: 1. Что я делаю? 2. Зачем я это делаю? 3. Как я это делаю? Ответы на них помогут определить соответственно тему выступления, цель выступления, а также непосредственно заняться подготовкой содержательной стороны речи (составлением плана, сбором материала, обдумыванием структуры речи).

На первом этапе подготовки речи нужно выбрать и уточнить тему выступления, т.е. четко и ясно сформулировать, о каком предмете пойдет речь. Необходимо подчеркнуть, что успех выступления  во многом зависит от отношения и интереса автора к теме. Опыт показывает, что самое лучшее прочтение лекции – это, как правило, ее первое прочтение: изложение материала, в котором лектор сам недавно разобрался; передача фактов, которые автор еще недавно сам узнал; восторг от новизны, которым он "заражает" слушателей.

Если же приходится говорить на давно известную тему, то хороший оратор обязательно каждый раз будет вносить в нее что-то новое. И опять-таки не столько для других, сколько для себя. Всякий раз необходимо посмотреть на предмет выступления по-новому. Итак, новизна темы и  ваш интерес к ней – залог будущего успеха.

Следующий очень важный шаг подготовки – определение цели речи. Возможных целей (и соответственно типов речи) достаточно много, например речи воспитательные, речи развлекательные. Выделим две главные: информационная речь и агитационная. У информационной речи главная задача – поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься. Агитационная же речь всегда содержит в себе призыв к действию.

Важно также отдавать себе отчет в том, какова цель вашего выступления. Выступление можно готовить для того, чтобы получить отличную оценку на экзамене, можно – для того, чтобы понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно – чтобы выиграть спор, например, в суде. Например, при подготовке курсовой работы задача должна быть сформулирована так: "Защитить курсовую работу". А сверхзадача может быть следующей: "Написать работу, которая может стать основой диплома; написать работу, которая убедит преподавателя пригласить меня писать дипломную работу именно у него; написать работу, которая покажет, что в будущем автор достоин обучения в аспирантуре".

Третий шаг подготовки к выступлению – составление предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Рабочий план подчинен собственной логике, он  прямолинеен, в нем еще нет интриги, завязки, деталей. План состоит из 5–6 главных вопросов, которые вы хотели бы осветить в своем выступлении.

Следующий, четвертый, шаг  работы над речью – сбор материала.

На этапе  сбора материала необходимо стараться  думать о своей теме не только садясь за рабочий стол, а везде: в транспорте, на прогулке – где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли записывать. Структура речи

После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой: тщательно продумать  структуру речи, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части: вступление, основную часть и заключение.

Этап II. Словесное оформление выступления

На этапе словесного оформления выступления объектами  внимания оратора должны стать 1) изобразительные  возможности, или богатство языка, а также 2) явления, "засоряющие" речь. Первые необходимо развивать, а вторых – избегать в своей речи.

Количество слов (активный словарь). Так что активный словарный запас человека, выступающего перед публикой, должен быть достаточно богатым.

Многозначность. Богатая  речь характеризуется также правильным использованием многозначных слов. Синонимы. Ничто так не обогащает речь оратора, как синонимы родного языка. Распространены синонимы, имеющие различные смысловые и стилистические оттенки. Сравнения. Пополнение словарного запаса оратора происходит также за счет сравнений. Сравнения создают неповторимые образы. Фразеологизмы. Особые образы в языке оратора создают фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.

Этап III. Окончательная подготовка выступления

Начинающему оратору  написать целиком текст выступления очень полезно. Даже психологически, когда вы знаете, что перед вами лежит полный текст, это придает уверенность. На завершающем этапе удобно пользоваться маркерами, выделяя цветом ключевые  фразы текста. И, конечно, поменьше зачеркиваний и надписываний. Текст выступления должен зрительно легко восприниматься. При одном взгляде на него выступающий должен тут же видеть интересующие его фрагменты. (Что касается ораторов более опытных, то они вполне могут ограничиться подготовкой развернутого плана-конспекта.) 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОРАТОРУ

 

 

По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и  способным  вызвать уважение аудитории. Оратор также должен быть физически развит, проявлять умеренность в еде, чтобы выглядеть пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне.

Эти требования особенно важны , когда оратор выступает перед аудиторией впервые  и только один раз. Слушатели его  еще  не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе. Никто не станет слушать лектора, если он лицемерит, т.е. сам не верит в идею своей  речи. Для аудитории личность говорящего является ключом к содержанию речи.

По определенному виду речевой деятельности мы различаем  индивидуальное разнообразие людей. Образ  оратора индивидуален, но представляет собой социальный тип личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, интеллектом и образованностью. Все это развивается в человеке с умением слушать, понимать и говорить. Для создания ораторского  образа необходима богатая практика. Наблюдения показывают, что воспитание красноречия сильно изменяет не только нервную конституцию говорящего, но и его внешность, формирует  разные типы личности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ораторскому искусству можно обучиться! Научиться произносить речь перед публикой, обрести уверенность в себе могут  практически все желающие.

Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл:

1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант;

2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления. 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Практическое задание

Составьте текст выступления  на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?»  Сформулируйте свою позицию и  изложите основные аргументы в форме  публицистической речи.

Если предположить , что бессмертие всего лишь иллюзия, то, что будет из этого следовать? Какое значение имеет - или должно иметь -- знание этого обстоятельства для того, как именно мы проживем нашу жизнь? Весь нравственный мир сводится к некой точке. Добро и зло, правда и неправда становятся бесконечно малыми. Привязанности умирают -- умирают от осознания своей собственной слабости и ненужности. Однако все мы знаем очень многих живущих людей, которые, отвергая веру в бессмертие или относясь к ней скептически, тем не менее, не проявляют никаких признаков нравственного паралича, исчезновения привязанностей, утраты счастья или ощущения ничтожности жизни. И действительно, может быть, самый лучший способ отвечать на подобные утверждения состоит не в том, чтобы спорить, а в том, чтобы просто указать на факты, говорящие о противоположном.   Каким бы важным и незаменимым ни казался человек самому себе или другим, мир обойдется без него, как обходился без него до его рождения. Вполне можно себе представить, что наука в один прекрасный день будет способна продлить на бесконечное время жизнеспособность человеческих организмов и тем самым создать своего рода бессмертие для человеческих личностей. Разумеется, какие бы большие шаги ни были сделаны медициной и связанными с ней науками, люди всегда будут подвержены роковым случайностям. Но с этой оговоркой можно себе представить, что люди, в конечном счете, научатся не умирать. Какой бы романтической и привлекательной ни казалась эта возможность на первый взгляд, она не будет лишена своих недостатков. Если практически никто не будет покидать эту землю в результате смерти, возникнет проблема народонаселения, гораздо более трудная, чем любая другая проблема, с которой мир сталкивался до этого.

Жизнь и умирание, рождение и смерть -- это существенные и связанные друг с другом аспекты одних и тех же биологических и эволюционных процессов. Жизнь утверждает себя через смерть, которая в течение раннего периода эволюции вызывалась к существованию через жизнь и получает свое полное значение от жизни. В динамичном и творческом процессе развития природы одни и те же живые организмы не живут вечно -- на определенном этапе они уходят со сцены и таким образом уступают место новорожденным, более энергичным и жизнеспособным организмам.      Наконец, знание того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого рода озабоченности по поводу смерти. Это знание делает смерть в каком-то смысле неважной, оно освобождает всю нашу энергию и время для осуществления и расширения счастливых возможностей на этой доброй земле. Оно порождает сердечное и благодарное принятие богатого опыта, доступного для человеческой жизни среди изобильной природы. Это знание приносит человеку силу, глубину и зрелость, оно делает возможной простую, понятную и вдохновляющую философию жизни. Мы не просим, чтобы нас родили, -- мы не просим и смерти. Но мы рождаемся и должны умереть. Ни в том, ни в другом случае гордая судьба не ждет, пока мы утвердим ее решение. У каждого свое бессмертие. Думаю, что это право каждого - выбирать то, что ему удобно и комфортно, на земле ли, на небесах…

 

Список литературы

1. Баева, О.А. Ораторское  искусство и деловое общение:  Учеб. пособие / О.А.Баева. - Мн.: Новое  знание, 2005. - 368 с.

2. Александров, Д. Н. Риторика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. Н. Александров. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

 

3. Андреев, В. И. Деловая риторика [Текст] / В. И. Андреев. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1993.

4. Колтунова, М.В. Язык делового общения / М.В.Колтунова. - М.: Изд-во Экономическая литература, 2003.

5. Основы культуры речи: Учебное пособие / Под ред. Б. Н.Головина. - М.: Высшая школа, 2008. - 319 с.

6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.




Информация о работе Ораторское искусство