Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:13, контрольная работа
Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. “Царицей искусств” называли античные греки риторику, настолько сильным было ее влияние на решение государственных дел, на формирование общественного мнения. Еще в III в. до н. э. в Греции, а немного позже и в Риме стали формироваться риторские школы, в которых молодёжь, готовясь к государственной службе и общественной дёятельности, изучала риторику, логику, правоведение, философию, историю и литературу.
1. Краткая история ораторского искусства.
2. Принципы и законы риторики.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
4. Требования, предъявляемые к оратору.
5. Практическое задание.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Культуре речи
Тема: Ораторское искусство
Исполнитель: студент гр. ЮР-13 КП
Екатеринбург
2013
Содержание
1. Краткая история ораторского искусства.
2. Принципы и законы риторики.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
4. Требования, предъявляемые к оратору.
5. Практическое задание.
Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. “Царицей искусств” называли античные греки риторику, настолько сильным было ее влияние на решение государственных дел, на формирование общественного мнения. Еще в III в. до н. э. в Греции, а немного позже и в Риме стали формироваться риторские школы, в которых молодёжь, готовясь к государственной службе и общественной дёятельности, изучала риторику, логику, правоведение, философию, историю и литературу.
Античные риторы владели не только искусством убеждения, но и умели своей речью доставлять слушателям удовольствие смелой и оригинальной мыслью, призывали их к добру, справедливости, выполнению гражданского, патриотического долга.
Античная риторика была не только школой красноречия, высокого ораторского искусства, но и сложной системой, состоящей из основ философии, лингвистики, логики и поэтики. Высокое совершенство красноречия было достигнуто благодаря усилиям софистов, профессиональных ораторов и учителей философии и риторики. Софисты блестяще владели мастерством логических доказательств, искусством спора, исследовали философские проблемы познания и старались сблизить философию с риторикой.
Вступив в новую эру, человечество стало постепенно забывать традиции античной риторики, но в V - VI вв. появилась новая духовная и общественная сила — христианство, а еще через столетие распространилась еще одна мировая религия - ислам. Христианские и исламские проповедники дали новый импульс возрождению искусства красноречия и наполнили его новым содержанием. Монастыри, духовные семинарии и медресе (мусульманские высшие и средние школы) в Европе и Азии длительное время были практически единственными культурными центрами, хранителями древних рукописей, просветительскими и учебными организациями. Религиозно-нравственная риторика способствовала укреплению и соблюдению моральных норм, проповедовала с амвонов необходимость соблюдения основных догматов Церкви.
На Руси первое
теоретическое сочинение
И только в 17 веке с появлением анонимной "Риторики" 1620 года, красноречие появляется как наука. В следующем веке были написаны труды Михаила Ломоносова, которые стали подспорьем для уже окрепшей риторики как науки. Именно Ломоносов разделил значений терминов "красноречие" и "риторика" и сформулировал определения крайне похожие на современные.
К середине XIX века общеевропейский кризис риторики захлестнул и Россию, где о ней отрицательно высказался великий русский критик В.Г. Белинский, сам в совершенстве владевший всеми приемами красноречия. Те речевые средства, которые некогда исследовались теоретиками риторики, стали изучаться в рамках новых дисциплин, главным образом в связи с художественным творчеством.
Но, уже в 1918 г. в Петрограде стараниями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора. Затем, до 30-х годов, плотное изучение искусства красноречия. Так начинался расцвет риторики.
2. Принципы и законы риторики.
Законы риторики способствуют
эффективности речи и успеху речевого
общения в различных ситуациях:
и в процессе непосредственного
взаимодействия с тем, кому речь адресована;
и в ситуации публичного выступления.
Поэтому в этой главе речь пойдет
о самых общих, классических законах риторики,
законах монологической и диалогической
речи. Большее внимание будет уделено
тому, как эти законы работают при непосредственном
взаимодействии с тем (или с теми), кому
эта речь адресована. а вот отношения "говорящий
- аудитория" и управление вниманием
аудитории будут рассмотрены в главе,
посвященной ораторскому мастерству.
Итак, риторика говорит: "Речь должна
быть сшита по мерке слушателя, как платье
по мерке заказчика". Это значит, что
говорящий должен учитывать фактор адресата
- особенности личности, психологии и восприятия
слушателя. Все четыре закона, о которых
пойдет речь, связаны именно с фактором
адресата и показывают, каким образом
обеспечивается гармония между основными
участниками речевой ситуации - говорящим
и адресатом.
Первый закон риторики
- закон гармонизирующего диалога
гласит: эффективное речевое общение возможно
только при диалогическом взаимодействии
участников речевой ситуации.
Раскроем сущность этого закона.
Термин "диалог" в современной риторике
имеет иной, более общий и широкий смысл.
Риторика принципиально отрицает возможность
"речи, обращенной к самому себе".
Такая речь риторику просто не интересует.
В риторике не только говорящий, но и слушатель
понимается как лицо активное, деятельное.
Такими видел отношения между говорящим
и адресатом еще Аристотель. Это видение
особенно близко русскому речевому идеалу.
Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать,
внимать, ответствовать, соглашаться и
т.д. В этом диалоге человек участвует
весь и всею жизнью: глазами, губами, руками,
душой, духом, всем телом, поступками. Он
включает всего себя в слово, и это слово
входит в диалогическую ткань Человеческой
жизни.
Итак, закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория - не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача - "пробудить собственное внутреннее слово" слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.
Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения.
Первый принцип - внимание к адресату.
Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего, необходимо представить себе слушателя, собеседника. Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать.
Риторика рекомендует, обдумывая речь, заранее составить "социальный портрет слушателя (аудитории)". Он создается в результате ответов на следующие вопросы:
1) социальное положение
слушателя или социальный
2) размер аудитории (количество человек);
3) возраст;
4) круг особых интересов
адресата и набор "запретных
тем", личные особенности
5) почему и зачем
люди собрались; что будут
6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата;
8) как они будут
использовать полученные от
Еще раз хочется подчеркнуть, что работа по составлению портрета адресата очень полезна в любой ситуации: и при подготовке к беседе личного или делового характера, и при подготовке к публичному выступлению. Анализ аудитории поможет продумать ход беседы, поможет диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного выступления - использование риторических вопросов, обращение к слушателям.
Второй принцип диалогизации речи - это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата. Предварительно оценив и представив себе аудиторию, необходимо продумать те факты, примеры, образы, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Природа человека такова, что он острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко.
Представьте себе, что случилось чрезвычайное происшествие: где-то за рубежом; в вашем городе; в вашем доме. Эксперименты показывают, что понимание текста напрямую зависит от того, насколько его содержание близко интересам адресата. Поэтому риторика рекомендует на протяжении всей беседы или выступления показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.
Третий принцип - конкретность.
Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания.
Обязательно должны быть примеры - конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей.
Обратите внимание на образность речи.
Отбирайте слова: лучше употребить не родовое понятие, а видовое (не головной убор, а шляпа; не транспорт, а троллейбус). Продумывая структуру речи, формулируйте тему или отдельные вопросы как можно конкретнее.
Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.
Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен "все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не "застревая "и не возвращаясь к тому, что уже пройдено".
Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое понятие как период, о котором Аристотель писал так: "Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить - неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу..."
Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.
Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, "чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует"
Еще древние риторики говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное из них - это метафора. Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.
Четвертый закон риторики - закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, "загадок", которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов - вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю - это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.
При публичном выступлении
не нужно забывать о том, что адресат
воспринимает речь на слух, что он должен
постоянно концентрировать
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений. С незапамятных времен выступлению перед публикой придавалось особое значение. Этим искусством в совершенства владели политики, артисты и учёные прошлого. Сегодня важность публичного выступления всё больше возрастает. Во многом успешность доклада зависит от уровня подготовки к нему и наличия определенного опыта.
Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. планирование и подготовку выступления и коммуникативную - реализацию выступления.