Ораторское искуство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. “Царицей искусств” называли античные греки риторику, настолько сильным было ее влияние на решение государственных дел, на формирование общественного мнения. Еще в III в. до н. э. в Греции, а немного позже и в Риме стали формироваться риторские школы, в которых молодёжь, готовясь к государственной службе и общественной дёятельности, изучала риторику, логику, правоведение, философию, историю и литературу.

Содержание работы

1. Краткая история ораторского искусства.
2. Принципы и законы риторики.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
4. Требования, предъявляемые к оратору.
5. Практическое задание.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Работа на докоммуникативном  этапе носит характер учета и  оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей.

Состояние аудитории  и обстановка также не выбираются выступающим. Следует помнить, что выступление имеет три составляющие:

Задача, или цель, речи;

Тема или проблема;

Метод выступления.

 

Цель речи состоит  в том, чтобы представить новую  информацию, которая требует осмысления и убедить - побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.

Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, понятна  для аудитории. Оратор должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Необходимо учесть, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Речь должна быть ясной, четкой, по возможности краткой. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес.

Итак, подготовка к выступлению  заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее  условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определить, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них впечатления.

Анализ аудитории может  идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.

Коммуникативная фаза - это  произнесение речи, ответы на вопросы  слушателей, ведение дискуссии и  т.д.

 

4. Требования, предъявляемые к оратору.

 

По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и  способным  вызвать уважение аудитории. Оратор также должен быть физически развит, проявлять умеренность в еде, чтобы выглядеть пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне.

Эти требования особенно важны в ораторике, когда оратор выступает перед аудиторией впервые  и только один раз. Слушатели его  еще  не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе.

Оратор всегда должен быть самим собой. Он должен быть представителем определенной идеи, которую отстаивает всей жизнью. По образу оратора судят о содержании речи.

История человечества и  наша современность знает множество  примеров, когда сила ораторского  слова использовалась для того, чтобы  установить свою власть, обмануть людей. Но успех таких “хороших ораторов” всегда оказывался временным, а история всё расставляла на свои места.

Поэтому мы бы назвали  с большой оговоркой “хорошими  ораторами” тех людей, как Гитлер, Муссолини и других диктаторов, которые  добивались только личного успеха и  в конечном итоге обратили во зло для своих народов искусство красноречия. Кошанский определял такое искусство оратора как “злоупотребление красноречием”.

Вот почему следует ещё  раз вспомнить формулу Квинтилиана: “чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком”. Настоящий оратор думает не о временном успехе своей речи, а о том, как его “слово отзовётся” впоследствии. Для него невозможна формула “после нас – хоть трава не расти” (“после нас хоть потоп”), он размышляет о том, какими будут долговременные последствия его слов.

Но быть хорошим человеком  – хотя и основное, но слишком  общее и расплывчатое требование. Чтобы быть подлинным оратором, нужны  талант, природное дарование. Вот  как об этом писал Цицерон: “Первое  и важнейшее условие для оратора  есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным”.

Образ оратора – результат достаточно большой работы над собой независимо от меры ораторского таланта, отпущенного человеку природой.

Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит  в повышении знаний и образованности оратора. “Красноречием можно овладеть, лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми” (Цицерон). Одним из средств приобретения красноречия Ломоносов предлагал освоение других наук. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.

Для создания ораторского  образа необходима богатая практика. Наблюдения показывают, что воспитание красноречия сильно изменяет не только нервную конституцию говорящего, но и его внешность, формирует  разные типы личности.

Ораторскому искусству можно обучиться! Открыть свой потенциал, научиться  произносить речь перед публикой, обрести уверенность в себе могут  практически все желающие. (Ведь владение словом дано человеку!)

 

 

 

5. Практическое задание.

«Эвтаназия: право  на легкую смерть»

Термин эвтаназия происходит от греч. - хорошо и - смерть и означает сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий. Эвтаназия как новый способ медицинского решения проблемы смерти (прекращения жизни) входит в практику современного здравоохранения под влиянием изменяющихся ценностей и моральных приоритетов в современной цивилизации с ее идеей "прав человека" в центре внимания.

Человек смертен, и смерть неизбежна. Удел врачевателя, в чьей власти избавить человека от страданий, представляется высшим видом самореализации, каковая и перед лицом смерти  не оборачивается тщетной и суетной. Бывают ситуации, где действия врача противоречат пониманию неизбежности смертельного исхода. И все же врач старается продлить каждый день и час больного. Часто это бывает выше логики. Мы помним  Клятву  Гиппократа:  "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства  и  не  покажу пути подобного замысла". Приведу в пример слова больной  Ю., 39 лет, умницы, широко эрудированной личности, мучительно умиравшей от рака  поджелудочной железы :

"Дорогой доктор! Врач  обязан бороться за жизнь, но  не за страдания. Мои мучения  невыносимы. Это выше человеческих  сил. Мне ничто не может помочь. Самое большое и самое желанное - это прекратить мои  терзания. Продолжение страданий смертельно больного - это зло. Ведь медицина - это сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие. Может ли она мириться с тем, чтобы быть причиной продолжения мучений ? Закон не в праве запретить больному человеку распоряжаться собственной жизнью, если эта жизнь превратилась в одни страдания. Прав Вольтер:  "Если все потеряно и нет надежды, жизнь - это позор, а смерть - долг". Я молю вас помочь мне умереть".

Конечно же, прекратить жизнь самому себе - смертный грех. Душу имеет право забрать только тот, кто её дал. Как бы жутко ни жилось, нельзя покончить с собой. Сказано в  Святом писании:  " ...не по своей воле ты создан, и не по своей воле ты родился, и не по своей воле ты живешь, и не по своей воле ты умираешь, благословенен  Он".

Опросы общественного  мнения в Нидерландах показали, что 75% населения поддерживают право  человека на смерть. во Франции  85 % населения выступает за легализацию эвтаназии. В Швейцарии и Германии эвтаназия не узаконена, но помощь по уходу из жизни неизлечимым страдающим больным не считается преступлением.

Пока дискуссия об эвтаназии продолжается, и мало признаков  того, что она близка к завершению.

 

Список  литературы

1. Баева, О.А.  Ораторское искусство и деловое  общение: Учеб. пособие / О.А.Баева. - Мн.: Новое знание, 2005.

2. Зельдович Б. 3.  Деловое общение: Учебное пособие/ Б. 3. Зельдович - М.: «Альфа-Пресс», 2007

3. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М.Жуков. - М.: Гардарики, 2004.

4. Колтунова, М.В. Язык делового общения / М.В.Колтунова. - М.: Изд-во Экономическая литература, 2003.

5. Андреев, В. И. Деловая риторика / В. И. Андреев. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1993.

6. Русский язык и культура общения для деловых людей / Саратов : Слово, 1998.

7. Культура русской речи : учеб. для вузов / под ред. Л. К. Граулино, Е. Н. Ширяева. М. : Норма-ИНФРА-М, 1998.

8. Александров, Д. Н. Риторика / учеб. пособие для вузов / Д. Н. Александров. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

 


Информация о работе Ораторское искуство