Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:01, контрольная работа
Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия как основного звена народного хозяйства. Рынок поставил организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партерами, работниками. В связи с эти меняются отношения межу руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. В связи с этим развитие социальной среды организации, вопросы управления персоналом играют немаловажную роль. Эту среду образует сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам.
Введение ..................................................................................................................3
1. Организационный конфликт и его сущность ..................................................5
1.1 Особенности организационного конфликта ..................................................5
1.2 Типы конфликтов ............................................................................................8
1.3 Основные причины конфликтов в организациях ........................................11
1.4 Методы разрешения конфликтов ..................................................................13
2. Практическая часть ..........................................................................................15
Заключение ...........................................................................................................16
Словарь терминов .................................................................................................18
Список литературы ...............................................................................................19
Первым в классификации по уровням идет горизонтальный конфликт - взаимоотношения равных по своему должностному статусу оппонентов. Типичные горизонтальные конфликты - конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между двумя учредителями. В данной системе наиболее частыми являются следующие проблемы, которые и приводя к конфликтным взаимодействиям:
1. Распределение задач
и ответственности. Очень
2. Разные цели и
интересы отделов с различными
функциями. К примеру,
3. Зависимость от общих
служб и ресурсов. Возникает тенденция
создавать "дубликаты" - свои
собственные службы, к примеру,
иметь свою бухгалтерию и
4. Различия в престижности работы, Внутри фирмы одни отделы более одобряются, другие - менее. К примеру, в привилегированном положении могут оказаться брокеры в финансовой компании или сотрудники отдела продаж, которые "для всех" зарабатывают деньги людей или групп.
Вертикальный конфликт возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие “способы” воздействия на руководство: утаивают от руководителя информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют “круговую поруку”, создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость. Конфликты, имеющие «вертикальный» характер, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками через призму этого конфликта. Наиболее распространены конфликты вертикальные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных.
Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувственный характер. Его разрешение связано с улучшением отношений руководством и специалистами.
Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание.
"На предприятии
конфликт является обычным
В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть все время согласованными2. Основными точками рассогласования являются: интересы; цели; права; отсутствие баланса между правами и ответственностью.
Основные причины конфликтов в действующих организациях:
-"распределение ресурсов
(не имеет значения каких) —
даже в самых крупных
-взаимозависимость задач
- возможность конфликта
-различия в представлениях и ценностях - вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и ее аспекты, которые, по их мнению, благоприятны для группы или реализации личных потребностей;
-различия в манере повеления и жизненном опыте, в возрасте, уровне и специфике образования, в манере одеваться - люди могут вести себя так, как не принято в коллективе, например, агрессивно и враждебно, готовы оспаривать каждое слово, что создает вокруг них атмосферу, чреватую конфликтом;
-увеличение потребности
в специалистах и зависимость
руководителей от
Например, с увеличением значения технических знаний и опыта во всех областях деятельности организации, роль технических специалистов все более расширяется, что приводит к обострению конфликтов между техническим и административным персоналом, но все увеличивающаяся степень сложности, специализации и конкуренции в деятельности большинства организаций приводит к том что, такие конфликты становятся основной заботой руководства при управлении поведением организации как единого целого;
-"неудовлетворительные
коммуникации - такие причины, как
неоднозначные критерии
Возникновение точек рассогласования интересов является постоянным процессом, поэтому конфликтные ситуации, а следовательно, и конфликты неизбежны и неотвратимы. Они являются естественным фрагментом жизни любого коллектива, поэтому возникновение конфликта - это нормально. Полное отсутствие конфликта внутри организации - условие не только невозможное, но и нежелательное
Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. При определенных условиях конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости организации Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и так же однозначно оценивать.
Одна из сложнейших в практическом отношении задач, которая стоит перед руководителем, - разрешение конфликта. Здесь важны как многосторонние знания, так и опыт, мастерство, искусство находить нестандартные решения.
Важно сосредоточить
внимание на управлении теми конфликтами,
в которые руководство организа
"Управление конфликтами
— это процесс
При управлении конфликтом основное внимание следует сосредоточить на предмете конфликта и позициях его участников, не делая акцента на их личностных особенностях.
Существует не один способ управления конфликтной ситуацией. Все способы можно разделить на две категории: структурные и межличностные. К структурным относятся:
-разъяснение требований к работе. Руководитель доводит их до подчиненных с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации; разъясняет, каких результатов ждут от каждого сотрудника и каждого подразделения; кто предоставляет и кто получает различную информацию, у кого какие полномочия и ответственность;
-координационные и
интеграционные механизмы. Это
означает установление
-общеорганизационные
комплексные цели. Эффективное осуществление
этих целей требует совместных
усилий двух или более
-структура системы
вознаграждений. Она должна быть
такой, чтобы прежде всего
Важно также, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций на основе учета психологии участников конфликта. К ним относятся беседа, убеждение, принципиальные переговоры, психотренинги и психотерапия.
2. Практическая часть
В школе освобождается место заместителя директора. На эту должность претендуют 2 преподавателя одинакового уровня квалификации. Каждый желает занять это место.
Объект – место заместителя директора;
Предмет – стремление каждого занять это место;
Конфликтная ситуация – отсутствие системы подготовки и продвижения кадров, что вызвало противоречие между преподавателями;
Инцидент – освободившаяся должность;
Оппоненты – оба преподавателя;
Причины – социально-психологические;
Формула: Б КС+И=КФ
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что когда возникает конфликт, не следует уходить от него. Очень важно уметь не переводить конфликтную ситуацию в конфликт. Нужно помнить, что конфликтом надлежит умело управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. У многих людей нет специальных навыков управления конфликтами, им нужны рекомендации и соответствующая практика.
Под организационным конфликтом обычно имеют в виду не всякий конфликт, происходящий в рамках организации, а такой, который вызван какими-либо специфическими ее свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями.
Среди конкретных причин организационных конфликтов обычно выделяют следующие:
-Неточность правил, регламентов как таковых, так как они разрабатываются людьми;
-Расхождение, различие
или пересечение интересов
-Различие в ценностных
ориентациях. Индивидуальные и
групповые ценности могут
-Различные формы экономического и социального неравенства;
-Неудовлетворенность
отношениями между отдельными
структурными единицами
-Нечеткое распределение прав и обязанностей членов организации;
-Неправильные действия одного или нескольких членов организации, наносящие ущерб общему делу или срывающие достижение общей цели;
Современная точка зрения на сущность организационного конфликта заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но иногда даже желательны.
Следовательно, конфликт, в том числе и организационный, вечен, потому что невозможно создание такой общественной системы, при которой потребности всех были бы полностью удовлетворены.
Словарь терминов
Конфли́кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм.
Конфликтная ситуация - ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, конфликт.
Инцидент – стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта
Организационно-управленческий конфликт - это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующими в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а так же ее результатов и социальных последствий.
Список литературы
Информация о работе Организационные конфликты: сущность и причины