Организация библиографической работы в библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 23:33, контрольная работа

Описание работы

Библиографическая работа - органическая часть деятельности библиотеки, независимо от наличия или отсутствия в ней специальной библиографической службы (в последнем случае эту работу выполняют другие подразделения библиотеки или отдельные ее сотрудники). Объем и содержание библиографической работы, ее организация, виды предоставляемых библиографических услуг различны в зависимости от статуса библиотеки.
Базой для организации и ведения библиографической работы являются фонды и справочно-библиографический аппарат библиотек.

Файлы: 1 файл

Библиография..docx

— 29.96 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                    ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА                                                            

                         Факультет заочного обучения

 

 

 

                                                   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                        По дисциплине: Библиография

Тема: «Организация библиографической работы в библиотеке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

                                                            Краснодар 2012 г.

 

    Библиографическая  работа - органическая часть деятельности  библиотеки, независимо от наличия  или отсутствия в ней специальной  библиографической службы (в последнем  случае эту работу выполняют  другие подразделения библиотеки или отдельные ее сотрудники). Объем и содержание библиографической работы, ее организация, виды предоставляемых библиографических услуг различны в зависимости от статуса библиотеки.

    Библиографическая  работа – это совокупность  процессов и операций по подготовке  и использованию разнообразных  библиографических средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями и пользователями. Это достигается путем:

- формирования и ведения  справочно-библиографического аппарата (СБА);

- составления для читателей  библиотеки разнообразных библиографических  пособий – указателей и списков  литературы, всевозможных картотек;

 - подготовки и проведения устных библиографических обзоров;

 - справочно – библиографического обслуживания (обеспечения читателей библиографической информацией по их разовым запросам); 

 - библиографического информирования (обеспечения читателей библиографической информацией по их долговременным, постоянно действующим запросам);

- информационного (библиографического) обучения.

    Все процессы  и операции библиографической  работы взаимосвязаны и взаимозависимы, что, безусловно, влияет на качество (уровень) библиотечного обслуживания  в целом.

    Базой для организации  и ведения библиографической  работы являются фонды и справочно-библиографический  аппарат библиотек.

 

   Организация библиографической работы.

 

Понятие «организация библиографической работы» включает комплекс таких важных вопросов, как планирование всех видов процессов и операций, организация деятельности самостоятельной библиографической службы или распределение ее функций между всеми структурными подразделениями, распределение должностных обязанностей между библиографами (сотрудниками, выполняющими эту работу), учет и анализ, отчетность о выполненной библиографической работе, координация и кооперирование, внедрение современных информационных технологий и использование новейших технических средств.

Планирование должно быть обоснованным, объективным. Оно осуществляется на основе действующих норм времени на работы,  выполняемые в библиотеках, учёта возможностей каждой библиотеки в отдельности и библиотечной системы в целом (численность штата и уровня библиографической квалификации сотрудников, состояния СБА и других особенностей).

План отражает основные виды и процессы библиографической работы, а так же количественные показатели (например, количество библиографических списков и устных обзоров, бесед и консультаций, и др.), сроки и фамилии исполнителей.

Например, библиографическую работу в ЦБС (общедоступных библиотек) ведут все структурные подразделения – центральные библиотеки (ЦБ) и библиотеки-филиалы. Общее руководство возлагается на информационно-библиографический отдел (в некоторых библиотеках он называется методико-библиографическим) или на библиографов, занимающихся обслуживанием читателей. Штат библиографической службы определяется числом читателей, которых обслуживает данная ЦБС (считается, что на каждые 8 тыс. читателей должен быть один библиограф). Библиографическая работа включается в единый план ЦБС, что позволяет управлять ею более эффективно.

Учет и анализ выполненной библиографической работы ведется в течение года. Благодаря учету устраняется дублирование, осуществляется действенный контроль своевременности и качества выполнения намеченной работы. Учет осуществляется в соответствии с имеющимися инструкциями и рекомендациями. Сведения о выполнении библиографической работы всеми подразделениями суммируются и отражаются в квартальных, а затем и в годовых отчетах.

В конце года подводятся итоги библиографической работы, анализируются ее результаты. Подобный анализ позволяет получить данные об эффективности отдельных видов или процессов, скорректировать технологические карты на основные библиографические процессы, выявить и устранить недостатки. Особенно важно сопоставлять показатели выполненных библиографических услуг (по объему, видам, качеству, срокам) с плановыми, проводить сравнения реализации планов по годам (за несколько последних лет), намечать перспективы расширения библиографических услуг, в т.ч. платных. Полученные результаты помогут выявить причины отказов в обслуживании читателей и наметить пути совершенствования библиографического обслуживания в соответствии с современными требованиями.

При этом важно учитывать органическую взаимосвязь библиографического обслуживания и процессов рекомендации и выдачи литературы (библиотечного обслуживания). Сотрудники отделов обслуживания обычно имеют возможность установить так называемую обратную связь с читателями, столь необходимую для изучения качества библиографического обслуживания и повышения его уровня.

Библиографическую работу организуют таким образом, чтобы каждое структурное подразделение имело определенные обязанности по реализации единого плана. Если в структуре библиотеки предусмотрена специальная библиографическая служба (отдел, сектор, группа), то она выполняет большую часть запланированной работы. К такой работе относится формирование и ведение СБА, текущая работа с картотеками и плановое их редактирование, комплектование справочно-библиографического фонда, организация дежурства по библиографическому обслуживанию читателей, выдача справок различных видов по разовым запросам, организация библиографического информирования и библиографического обучения. В тех библиотеках, где нет выделенной библиографической службы, руководство должно обеспечить выполнение библиографической работы, возложив эти обязанности на наиболее квалифицированного сотрудника (например, заведующего читальным залом или старшего библиотекаря абонемента) с учетом его готовности и желания заниматься ею.

При распределении обязанностей по выполнению библиографической работы принимаются во внимание не только специальное образование и практический опыт работника, но и его интересы, склонности к ведению той или иной работы, психологические особенности, прежде всего умение общаться с читателями, достойно и квалифицированно вести диалог с ними. Обязанности между сотрудниками, выполняющими библиографическую работу, могут распределяться по-разному.

Специфическим является разделение библиографического труда по отраслям знания. Например, отраслевая специализация предусматривается, как правило, в информационно-библиографическом отделе (ИБО) областной универсальной научной библиотеки (ОУНБ). Функциональное распределение

библиографического труда характерно для крупных библиотек (ЦГБ или ЦРБ). При этом управленческие функции выполняют руководители отдела, сектора (при их наличии), библиографы отвечают за основные виды библиографической работы, а вспомогательный персонал – за остальные процессы и операции (предварительную обработку или расстановку карточек и пр.). Технологическое разделение труда внутри ИБО происходит между библиографами с учетом способностей, склонностей и квалификации каждого из них: специализация на выполнении определенных видов библиографического обслуживания (СБО, библиографическое информирование, библиографическое обучение) или на отдельных процессах (подготовка и проведение устных обзоров, ведение карточек, составление списков литературы и пр.). Так, например, в составе ИБО ЦГПБ им.В.В. Маяковского (г. Санкт-Петербург) выделено четыре сектора:

- библиографический (отвечает за ведение традиционного СБА);

- краеведческий  (ведет краеведческие картотеки, участвует в подготовке совместного с РНБ библиографического указателя «Литература о Санкт-Петербурге»);

- сектор автоматизации  библиографических процессов (основан  за счет внутренних резервов ИБО в 1996 году);

- справочно-информационный  сектор (анализирует справочно-библиографическое  обслуживание, изучает читательский  спрос). Обязанности распределены  таким образом, что аналитической  росписью периодических изданий  и сборников, ведением и редактированием  картотек, обслуживанием читателей  у традиционных каталогов, электронного  каталога и БД о статьях занимаются все сотрудники ИБО. Помимо этого, каждый библиограф выполняет и другие обязанности, связанные с работой в определенном секторе (анализ справок, редакция краеведческих картотек и пр.).

  Технологическое разделение труда практикуется также между библиографами и небиблиографами, совмещающими в силу производственной необходимости процессы библиотечного и библиографического обслуживания. Библиографы организуют и ведут СБА, выполняют значительную часть справок (прежде всего сложных), осуществляют библиографическое информирование, составляют библиографические пособия для читателей своей библиотеки. Они возглавляют всю библиографическую работу в библиотеке и отвечают за уровень библиографического обслуживания в целом. Но им приходится выполнять и небиблиографическую работу: заниматься комплектованием справочно-библиографического фонда, выдавать из него нужные читателям издания, что необходимо для нормального функционирования ИБО.

Разделение обязанностей внутри ИБО с учетом квалификации его работников позволяет более целенаправленно использовать их знания и опыт, содействует повышению производительности библиографического труда. Назначение на должности завотделом, главного библиографа, ведущего библиографа, библиографов разных категорий производится с учетом уровня образования, практического стажа, деловых и других качеств. В соответствии с этим разграничиваются обязанности между сотрудниками ИБО по выполнению тех или иных видов библиографической работы: ведение СБА, просмотр и библиографическая обработка периодических изданий, справочно-библиографическое обслуживание, участие в составлении библиографических пособий и библиографическом обучении читателей, оказание методической помощи другим библиотекам по вопросам организации библиографического обслуживания. Эти обязанности оговариваются в должностных обязанностях, что позволяет в документальной форме установить, кто и за что отвечает в библиотеке (отделе) по выполнению плана библиографической работы.

Таким образом, должностные инструкции содействуют не только четкому распределению круга обязанностей и контролю за их выполнением, но и обеспечивают преемственность в работе, исполнение принимаемых методических решений.

Координация и кооперация способствуют улучшению библиографического обслуживания, рациональному использованию материальных средств, позволяют избежать дублирования и разобщенности в деятельности библиотек разных систем и ведомств. Например, в ЦБС прежде всего должна быть скоординирована библиографическая работа внутри системы- между центральной библиотекой и библиотеками- филиалами: по формированию СБА, организации справочно- библиографического обслуживания, составлению списков литературы к памятным и юбилейным датам, подготовке устных обзоров литературы, разработке программ занятий по основам библиографических знаний и решение организационных вопросов.

Библиотеки координируют свою библиографическую работу с другими организациями и учреждениями: учебными заведениями, редакциями местных газет, радио и телевидения, краеведческими музеями.

Кооперация усилий разных библиотек по библиографическому обслуживанию практикуется при подготовке и проведении таких мероприятий, как выставка-просмотр, «День информации», «День специалиста», когда привлекаются издания из нескольких фондов и участниками являются читатели всех библиотек. Для достижения более высокой эффективности этой работы предварительно оговариваются обязанности сторон, объём работы, условия и сроки выполнения заданий. В современных условиях корпоративность в библиографической деятельности библиотек (как и во всей деятельности библиотек) значительно важнее: на корпоративных началах проводится подписка на периодические издания (для библиографической обработки и ведения аналитических БД), приобретаются компьютеры и организуются КомБи (компьютерные библиотеки), организуются деловые библиотеки и т.д., и библиографическое обслуживание в них организуется совершенно иначе.

До последнего времени библиотеки работали преимущественно с источниками информации на печатной основе – книгами, газетами, журналами и т.п. Понятно, что книга будет оставаться основным источником информации еще долго, но она же перестала быть единственным: видео- и аудио - материалы, мультимедиа и телекоммуникационные сети разрушили «информационную монополию» книги и активно внедряются во все сферы нашей жизни.

С учётом информатизации, современного развития технологий и задач по воспитанию грамотных, активных членов общества  библиотеки вряд ли сегодня должны предлагать своим читателям только один, притом далеко не самый оперативный и наглядный, источник получения информации. Кроме того, информатизация (в частности, информационное обеспечение) тесно сопряжена с потребностями, возможностями и особенностями микросоциальной среды (микрорайона, района, конкретного учебного заведения и т.д.). Именно поэтому так важно развитие информационной структуры, четко ориентированной на запросы реального местного потребителя.

Информация о работе Организация библиографической работы в библиотеке