Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 23:33, контрольная работа
Библиографическая работа - органическая часть деятельности библиотеки, независимо от наличия или отсутствия в ней специальной библиографической службы (в последнем случае эту работу выполняют другие подразделения библиотеки или отдельные ее сотрудники). Объем и содержание библиографической работы, ее организация, виды предоставляемых библиографических услуг различны в зависимости от статуса библиотеки.
Базой для организации и ведения библиографической работы являются фонды и справочно-библиографический аппарат библиотек.
Современные библиотеки не могут не учитывать изменяющиеся интересы, потребности читателей и стремятся обеспечивать их полной, достоверной и разнообразной информацией, в том числе на основе новейших технологий.
Современные информационные технологии в библиографической работе библиотек.
Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно – технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу и распространение информации.
Внедрение информационных технологий, основанных на использовании компьютеров, современных средств связи и распространения библиографической информации, мультимедиа технологий, электронных средств расширения доступа к информационным ресурсам, коренным образом меняют уровень обслуживания и характер общения читателей с библиотекой: библиотека становится более привлекательной и число новых читателей и пользователей возрастает.
Внедрение новых технологий осуществляется по двум направлениям:
- автоматизация
- вхождение библиотеки
в открытое информационное
Эта работа ведется под руководством специалистов в области информатики и начинается с создания системы, охватывающей все подразделения библиотеки (в том числе и библиографическую службу), выбора оптимального для неё программного обеспечения, обучения сотрудников и читателей работе с той или иной программой, создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) для них.
Во многих библиотеках компьютеризация начиналась с создания электронного каталога (ЭК) на новые поступления и ввода информации о них в базу данных (БД). Благодаря этому с определенного периода (например с 1 января определенного года) о любой книге, поступившей в библиотеку, читатели узнавали только с помощью ЭК. Данные о новых книгах вводят обычно сотрудники комплектования и обработки (ОКиО), а о статьях, других публикациях из номеров журналов и периодических сборников – библиографы ИБО или сотрудники, отвечающие в библиотеке за библиографическую работу(при отсутствии самостоятельной библиографической службы или должности библиографа). Практикуются новые формы библиографического обслуживания: с использованием ЭК, когда ведется поиск по любому элементу библиографического описания – по автору, заглавию, области знания, ключевому слову или по сочетанию нескольких параметров одновременно; дистанционное библиографическое обслуживание, когда для читателей организуется не только внутренних ЭК и БД, но и внешних информационно – библиографических ресурсов – баз и банков данных крупнейших информационных и библиотечных центров РФ: ИНИОН, РГБ, РНБ, РКП (на коммерческой основе).
Возможности получения информации для читателей библиотек, имеющих доступ в Интернет, безграничны: в их распоряжении разнообразные газеты и журналы, которые они могут прочитать, данные из многих областей – статистики, медицины, культуры, искусства, юриспруденции, туризма, политики… Читатели могут узнать о литературе по интересующим их темам и о фондах крупнейших библиотек мира.
Внедрение новейших информационных технологий связано с применением в работе оперативных средств тиражирования подготавливаемой библиотекой библиографической информации. В библиотеках появились настольные издательско – редакционные комплексы, включающие компьютер, лазерный принтер, ксерокс, современную переплетную машину. Это позволяет быстро подготавливать и издавать нужные читателям и сотрудникам методические и библиографические пособия, рекламные буклеты о предоставляемых библиографических услугах и информационных продуктах (платных и бесплатных), путеводители по библиотеке, объявления и афиши, приглашения и другие материалы; с помощью новейшего оборудования можно ремонтировать книги и журналы, переплетать библиографические пособия прошлых лет, частично устаревшие по идеологическим соображениям.
Большое будущее у медиатек, современных аналогов читального зала и абонемента, фонды которых включают компьютерные программы, видеофильмы, аудиокассеты, компакт-диски, электронные справочные издания и прочие источники информации. Первая в РФ медиатека с мультимедиа-фондом была создана в библиотеке им. Н.А.Добролюбова (г. Москва) более 5 лет назад. Организационные формы работы медиатек разнообразны, что позволяет легко приспосабливать их структуру к нуждам и особенностям конкретной библиотеки в том или ином регионе и использовать их возможности в разных целях (в т.ч. и в библиографическом обслуживании). Главное заключается в том, что созданная медиатека с мультимедиа-фондом – это совершенно иная предметно - информационная среда, которая позволяет читателям работать с информацией любого вида и на любом носителе одновременно. Внедрение новейших информационных технологий в библиографическую работу требует участия высококвалифицированных специалистов и, прежде всего, библиографов. Поэтому необходимы специальные программы обучения сотрудников, предусматривающие: изучение теории и практики создания БД, обучение работе на компьютере и методике поиска информации, а также изучение других вопросов. В результате профессия библиотекаря и библиографа приобретает новые качества, повышается их квалификация и уровень обслуживания в целом, а в итоге изменяется сама роль библиотеки в современных условиях.
Список литературы:
1. Диомидова Г.Н. Библиографоведение. Учебник. – СПб., 2003.
2.Гордукалова Г.Ф. Информационные ресурсы гуманитарных наук: Экономика. СПб., 2000.
3.Диомидова Г.Н. Библиография. Общий курс. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжная палата, 2004. – 360с.
4.Кушнаренко Н.Н. Документоведение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев, 2003. – 460с.
Информация о работе Организация библиографической работы в библиотеке