Основание Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 23:34, доклад

Описание работы

Основание Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда) зафиксировано с календарной точностью: 16 (27) мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове или по финскому ниеменованию Люст-Еланд (Веселом острове) у разлива Невы на Большую и Малую торжественно заложили шестибастионную крепость. Ее закладка стала кульминацией в цепи взаимосвязанных событий, охватывающих несколько столетий.
Финский залив, его прибрежные территории, Нева, Ладожское и Онежское озера и окружающий их регион занимали узловое положение на скрещении главных водных и сухопутных путей, ведущих из глубины России к Балтийскому морю в страны Западной Европы. Именно поэтому еще в первом тысячелетии н.э. эти земли стали ареной почти непрерывной, ожесточенной борьбы между Новгородом, а затем централизованным расским государством и сопредельными державами, немецкими рыцарскими орденами, литовскими и особенно шведскими королевскими войсками.

Файлы: 1 файл

петербург.docx

— 112.39 Кб (Скачать файл)

Мастером архитектуры модерна был Александр Гоген. Ему принадлежит проект особняка прима-балерины М. Кшесинской, одного из наиболее показательных образцов петербургского модерна. Крупные постройки в духе модерна были вписаны и в ансамбль Невского проспекта, дав сильные и выразительные акценты. Это бывший торговый дом Елисеева (магазин Елисеевский), построенный архитектором Г. Барановским, дом компании “Зингер”, ныне Дом книги (архитектор П. Сюзар), обретший значение высотной доминанты в перспективе Невского проспекта и канала Грибоедова.

В середине 1900-х годов, как антитеза модерну, поднялась волна увлечения архитектурой старого Петербурга. Эта ретроспективная обращенность в поисках новых источников творческого вдохновения особенно сильно выявилась в сооружениях, импровизирующих стилистику русского классицизма, барокко и итальянского ренессанса. Наиболее значительные работы в этом русле создали Иван Фомин, Лев Ильин, Владимир Шуко, Николай Лансере, Андрей Белогруд, Мариан Перетяткович, Мариан Лялевич, Александр Дмитриев.

Продолжались искания и в направлении возращения к национальным истокам русского зодчества, запечатленным в постройках Пскова, Новгорода, Суздаля. В этом направлении трудились архитекторы Владимир Покровский, Степан Кричинский, Герман Гримм, Василий Шауб, Алексей Зазерский, Андрей Оль.

Несмотря на множественность стилистических исканий, всех архитекторов Петербурга-Петрограда связывала общность отношения к городу как к художественному целому. Именно благодаря этому в конечном итоге выкристаллизовалась ансамблевая направленность в застройке Петроградской стороны и более всего Каменноостровского проспекта, который отличается особым композиционно-художественным единством.

После 1917 года в архитектуре Петрограда (так стали именовать Санкт-Петербург с 1914 года) произошел катастрофичечкий разлом. Частная собственность на недвижимость была упразднена. Юридически ликвидировав городскую черту, в 1918-1921 годах переселили тысячи жителей рабочих окраин в центральные районы, нарушив функциональные структуры жилых домов и особняков, что повлекло к частичной утрате или гибели их художественных качеств.

В 1917-1923 годах на Марсовом Поле по проекту Льва Руднева был создан гранитный монумент “Памятник борцам революции”, а по чертежам Ивана Фомина и садостроителя Рудольфа Катцера партерный сад. К 1927 году завершили строительство ансамбля Тракторной улицы, в котором четко проявлены черты стиля конструктивизма.

С главной осью Тракторной улицы увязано здание школы имени 10-летия Октябрьской революции, оригинальное по плану и сочетанию разновеликих объемов. Авторы ансамбля Тракторная улица - школа 10-летия Октября архитекторы А. Никольский, Г. Симонов, А. Гегелло. 

Сооруженный у Нарвских ворот первый в городе Дворец культуры имени Горького стал объемно-пространственной основой формирования Нарвской площади (1925-1927 года, арх. А. Гегелло, Д. Кричинский), которая была вскоре замкнута построенным напротив зданием, совмещающим Универмаг и фабрику-кухню. Эти здания можно назвать классическими образцами конструктивизма с характерной для этого стиля жесткой геометричностью форм и объемов и большими застекленными поверхностями фасадов.

С 1930-х годов направление развития градостроительства и выбор стилистических приемов определился постоновлениями Правительства и указаниями руководящих партийных и советских органов. В 1933-1937 годах был разработан генеральный план развития города. В последующие годы он корректировался и совершенствовался. В рамках этих планов, связанных преемственностью основного замысла, шло разностороннее строительство.

В 1936 году одновременно развернулась застройка в четырех районах – Автово, по Московскому проспекту, в Щемиловке и на Малой Охте, где создавались новые жилые районы. Проектирование вели архитекторы, чей практический опыт сложился в начале XX века – Андрей Оль, Лев Ильин, а также Евгений Катонин, Александр Гегелло, Григорий Симонов, Лев Тверской, Евгений Левинсон, Игорь Фомин, Александр Юнгер.

Значительный вклад в формирование архитектурного Ленинграда 1930-х – 1940-го года внес архитектор Ной Троцкий. По его проекту построено здание Кировского райсовета, определившее масштаб и глубину площади, идейно-композиционным центром стал памятник С.М. Кирову (скульптор Николай Томский, 1938 год). Авторские группы, возглавляемые Троцким, выполнили проекты таких значительных зданий, как Дворец Культуры имени Кирова на Васильевском острове, Административное здание на Литейном проспекте (1936-1940 гг.) и, наконец, грандиозный Дом Советов на Московском проспекте (так называемый “Большой дом”). В последнем проекте явственно проступает возращение к ордерной системе, трактованной в колоссальных масштабах и преувеличенно монументальных формах.

Основные ориентирующие направления послевоенного градостроительного развития Ленинграда были определены Генеральным планом 1948 года, откорректированным спустя три года и действовавшим до 1966 года. По этому плану, при сохранении исторических районов центр города развивался не только, как предусматривалось в 1930-х годах, на юг, но строительство охватило северное и западное направление и вышло к берегам Финского залива. В 1960-х годах сформировали главную площадь в микрорайоне Автово - Комсомольскую.

К 1962 году сложилась композиция площади, архитектурной доминантой которой стал Театр юных зрителей (арх. А. Жук), а скульптурной – памятник А.С. Грибоедову (ск. В. Лишев, арх. В. Яковлев). Массовое жилищное строительство распространилось на обширные пространства, до того мало освоенные – Дачное, правый берег Невы, Полюстрово и Гражданский проспект. Продолжалась застройка на всем протяжении Московского проспекта, предмостных площадей у Большого Охтинского моста и моста Володарского. Велась ансамблевая застройка Новоизмайловского проспекта.

В 1966 году завершилось создание мемориального ансамбля на Пискаревском кладбище с монументальной гранитной стеной-стеллой, скульптурой Матери-Родины, горельефами, траурным партером, бассейном и павильонами (архитекторы Александр Васильев, Евгений Левинсон). В аналогичноч духе сочетания лаконичных форм, скульптуры и слова трактован мемориальный ансамбль на Серафимовском кладбище (архитектор Яков Лукин).

15 июля 1966 года Совет Министров  СССР утвердил генеральный план  развития Ленинграда. Этот третий  градостроительный документ был  рассчитан на 20-25 лет, т.е. до 2005 года (арх. Каменский, А. Наумов, Г. Булдаков и др.). В последующие годы свормировались и продолжают развиваться обширные жилые массивы во всех направлениях от исторического ядра XVIII – начала XX веков и районов, сложившихся в 1930-1950-х годах. Одним из кардинальных, направляющих замыслов этого генерального плана – решительный выход к берегам Финского залива и формирование здесь комплекса взаимосвязанных ансамблей.

Строительство конца 60-х, а затем семидесятых и восьмидесятых годов развивалось по дуге побережья Финского залива и по всему периметру прежних направлений на северо-запад и на юг. Благодаря этому отдельные “градостроительные пятна” перефирийных районов слились в единую объемно-пространственную систему.

Обширные градостроительные образования сложились за эти годы в микрорайонах, тяготеющих к Муринскому ручью, Гражданскому проспекту и проспекту Науки. Здесь интересными архитектурными решениями отмечены жилой район у проспекта Шверника, площадь Мужества, Красногвардейская площадь.

В ансамбль Московского проспекта, являющегося своего рода экспозицией развития архитектуры Ленинграда, начиная с 1930-х годов, коллектив проектировщиков под руководством Сергея Сперанского в 1960-х годах внес сильные архитектонические акценты, построив жилые дома у площади Победы, центром которой стал мемориальный ансамбль с многофактурной скульптурной композицией (ск. М.К. Аникушин, арх. В. Каменский, С. Сперанский), воздвигнутый в память обороны Ленинграда. Четкие архитектурные комплексы сложились в районах Дачное, Ульянка, Сосновая Поляна. На северо-западной части Васильевского острова формировался жилой массив, который, выйдя к морю, образует часть морского фасада города. Здесь выразительностью отличается семиэтажное здание морского вокзала, построенное на самом берегу Финского залива по проекту архитектора В. Сохина. “Парусные” завершения охтинских проемов и башня с 78-метровым шпилем прекрасно означили обращенность Ленинграда к морю и связали морскую эспланаду Васильевского острова с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью – изначальными высотными доминантами города на Неве.

Во многом сформировался ансамбль набережных на правом берегу Невы. Здесь выделяется удачно найденным масштабом и ритмом ансамбль крупных зданий Свердловской набережной (ведущий архитектор А.В. Васильев). Среди наиболее крупных и выразительных архитектурных сооружений 1960-1980 годов – киноконцертный зал (1967 год, арх. В. Каменский, Ж.Вержбицкий, Г.Влацин, А. Жук), дворец спорта “Юбилейный”, гостиница “Москва” (арх. Д. Гольдгор), гостиница “Пулковская” (арх. С. Сперанский, В. Волоксович), аэровокзал “Пулково” (арх. Н. Матусевич, Е. Савицкая, Ф. Фадеев), универсальный спортивно-концертный зал за Московским парком Победы (арх. И. Чайко, Ф. Яковлев).

Принципиальные изменения государственных структур и экономической политики, возрождение многих ранее запретных традиций дали архитекторам большую свободу творчества, вернули возможность создания индивидуальных проектов. Это уже проявилось в появлении зданий, отмеченных пластичностью объемов, оригинальностью общего решения и изысканностью современного декора интерьеров.

Архитектура Санкт-Петербурга не застыла – она в движении и поиске стиля, отвечающего традициям города и потребностям времени.

Список литературы

1) Раскин А.Г. “Весь Петербург”, 1995

2) Горбачевич К. С., Хабло Е.П. “Достопримечательности Ленинграда ”, Л.: Лениздат, 198

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kartograff.spb.ru/

Введение

Тема предлагаемой работы - «Архитектура С.-Петербурга XVIII века». Выбор данной тематики обусловлен несколькими причинами. Прежде всего – это ее актуальность. В 2003 году в жизни северной столицы произойдет значительное событие – городу исполнится ровно 300 лет. В связи с близостью этого события взгляды многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного города.

Рассмотрению этого вопроса посвящена первая глава предлагаемой работы. В ней, кроме того, были рассмотрены новые тенденции, веяния и стили, наблюдавшиеся в архитектуре и повлиявшие на формирование облика С.-Петербурга.

Следующая глава посвящена рассмотрению основных особенностей архитектурных ансамблей С.-Петербурга.

В третьей главе были рассмотрены особенности стилей, применявшихся зодчими при создании своих творений. В последней главе изучена история основных памятников архитектуры города.

В заключении подводятся итоги и аккумулируются общие выводы.

При подготовке данной работы были использованы различные источники: как научно-популярная литература, так и монографии авторов, занимавшихся вопросами архитектуры Петербурга рассматриваемого нами периода. Особенно хотелось бы отметить монографии Евсиной Е.И., посвященные рассмотрению архитектурных стилей и ансамблей С.-Петербурга.

1. Архитектурные стили XVIII века

 

В ходе рассмотрения вопроса, обозначенного в заглавии работы, необходимо обозначить основные особенности архитектурных стилей, которые использовались при застройке города.

Сложившийся в русском искусстве первой половины XVIII века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В.В.Растрелли. Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1754) и в Петергофе (1746-1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757). Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота – все это поражало воображение зрителей, вызывая их искренне восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на все искусство середины XVIII века. В Петербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных русских зодчих – крепостной архитектор Ф.С.Аргунов, С.И.Чеванский, А.В.Квасов и др.

Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, который зародился в Европе еще в начале XVIII века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Влияние классицизма с его пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот стиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В.М.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Е.Старов, создавший такие крупнейшие постройки, как Таврический дворец в Петербурге (1783-1789), дворец в Пелле под Петербургом (1785-1789), архитертор Д.Кваренги, автор здания Академии наук, Ассигнационного банка в Петербурге и др. построек.

Усилиями этих и других зодчих в XVIII веке многие русские города (не только Петербург) застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приемы внутреннего и внешнего оформления зданий.

 

2. Основные особенности  архитектурных ансамблей города

 

За три столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц, набережных, парков. Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у Невы; постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве. Так, уже в первой половине 18 века сложилась ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где она разделяется на два рукава - Большую Неву и Малую Неву, - комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей - Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города.

Информация о работе Основание Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда)