Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 23:34, доклад
Описание работы
Основание Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда) зафиксировано с календарной точностью: 16 (27) мая 1703 года. В этот день на Заячьем острове или по финскому ниеменованию Люст-Еланд (Веселом острове) у разлива Невы на Большую и Малую торжественно заложили шестибастионную крепость. Ее закладка стала кульминацией в цепи взаимосвязанных событий, охватывающих несколько столетий. Финский залив, его прибрежные территории, Нева, Ладожское и Онежское озера и окружающий их регион занимали узловое положение на скрещении главных водных и сухопутных путей, ведущих из глубины России к Балтийскому морю в страны Западной Европы. Именно поэтому еще в первом тысячелетии н.э. эти земли стали ареной почти непрерывной, ожесточенной борьбы между Новгородом, а затем централизованным расским государством и сопредельными державами, немецкими рыцарскими орденами, литовскими и особенно шведскими королевскими войсками.
Преобладание облачной пасмурной погоды
и обычное отсутствие резких теней потребовали
широкого использования в архитектуре
Санкт-Петербурга расцветки здании для
наилучшего выявления их архитектурных
форм и деталей. Разнообразная, продуманная
окраска жилых и общественных зданий,
с использованием зачастую довольно ярких
тонов - желтых, бирюзово-голубых, зеленых,
темно-красных и контрастирующих светлых,
преимущественно белых, тонов для архитектурных
деталей, оживляет облик архитектурных
сооружений, придавая городу своеобразный,
типично русский колорит и живописность.
3. Памятники архитектуры XVIII
в.
Летом 1703 года на Заячьем острове Петром
Великим была заложена Петропавловская
крепость. Вскоре после ее закладки началась
застройка береговой части Городского
острова (нынешний Петроградский остров):
здесь возник порт, развернулось строительство
жилищ, в частности для "работных людей",
был создан первоначальный административный
и торговый центр города со зданиями Сената
и учрежденных позднее Коллегий, Таможни,
торговыми рядами и с Троицким собором.
Там же был построен в 1703 году скромный
деревянный "дворец", известный под
названием домика Петра Великого. Домик
Петра - это единственный уцелевший памятник
столь ранней эпохи. При Екатерине II он
был накрыт каменным колпаком, причем
его не раз основательно чинили. Составить
о нем представление можно скорее по его
описаниям, чем по его внешнему виду. Он
срублен так же, как исстари рубятся избы,
и состоит из двух "светелок", разделенных
"сенцами". Снаружи стены были расписаны
по кирпичному образцу и внутри обиты
холстом".
Петербургские постройки того времени
- жилые дома, административные здания,
церкви и другие сооружения - были вначале
деревянными. Чтобы быстро растущий город
не слишком напоминал Москву, был более
"европейского" образца, деревянные
здания попросту расписывались под камень
и кирпич, на них водружали замысловатой
формы башенки со шпилями. Наивное расписывание
дерева под камень как бы предуказывало
дальнейшее развитие строительной деятельности
Петра, которая затем всецело была направлена
на замену дерева камнем. Упорное тяготение
к камню сказалось на судьбе целого ряда
петербургских построек.
Петропавловская крепость на первых
порах (1703 г.) представляла собой земляной
вал со рвом. В 1704 году на территории крепости
была выстроена церковь святых апостолов
Петра и Павла. Церковь была срублена из
дерева, однако расписана была под каменный
вид желтым мрамором" и украшена шпицами.
В 1706-1787 годах крепостные стены куртин
и бастионов были перестроены, сложены
из кирпича и одеты камнем (архитекторы
Д.Трезини и др.).
Почти одновременно с закладкой Петропавловской
крепости на противоположном берегу Невы
осенью 1704 года было начато строительство
Адмиралтейства, которое представляло
собой вначале судостроительную верфь
с каналом, мастерскими и складами и, будучи
окружено земляным валом, являлось в то
же время и крепостью. В 1711 году (когда
стало развиваться строительство мазанковых
зданий), вместо деревянной башни со шпицем
был выстроен мазанковый корпус с высокой
башней и неизменным шпицем. Вслед за строительством
Адмиралтейства, развернулась и застройка
прилегающего района - так называемого
Адмиралтейского острова, куда постепенно
к 30-м годам 18 века переместился городской
центр.
После победы в Полтавской битве (1709 г.)
и освобождения Выборга от шведов (1710 г.),
когда безопасность Петербурга упрочилась,
город застраивался значительно быстрее.
С новой силой развернулись работы по
застройке города после победы над шведской
эскадрой у мыса Гангут (27 июля 1714 г.). Для
ускорения строительства новой столицы
был издан указ от 9 октября 1714 года запрещавший
возведение новых каменных зданий по всей
России, кроме Петербурга. Большую роль
в застройке города сыграл также указ
от 24 октября 1714 года о доставке каждым
приезжающим в Петербург определенного
количества камней. Застройка города шла
главным образом по берегам Невы и ее рукавов.
Уже к 1716 году от башни Адмиралтейства
расходились радиальные направления новых
улиц, легших в основу будущей трехлучевой
системы планировки центральной части
города. После 1709 года началось строительство
и на берегу Васильевского острова. Там
были построены дворец Меншикова (1710-1716
гг., архитектор Дж.М.Фонтана, закончен
архитектором Г.И.Шеделем), Кунсткамера
(1718-1734 гг., архитекторы Г.И.Маттарнови,
затем Г.Кьявери; завершил строительство
здания, придав ему дошедшие до нас формы,
М.Г.Земцов), здание Двенадцати коллегий
(1722-1742 гг., архитектор Д.Трезини) и ряд
особняков. На Адмиралтейском острове
был в 1704 году разбит Летний сад (арх. И.Матвеев
и садовый мастер Ян Розен), в котором в
1710-1714 годах возник каменный Летний дворец
Петра I (архитекторы Д.Трезини, А. Шлютер
и другие). В Петропавловской крепости
на смену деревянной церкви архитектором
Д.Трезини при участии И.Устинова, М.Г.Земцова
и других (1714-1733 гг.) был выстроен Петропавловский
собор с высоким шпилем на колокольне,
сооруженным плотниками Коровиным, Трофимовым
и другими По плану это западноевропейская
трехнефная базилика, совершенно прямоугольная,
без всяких обычных в стиле барокко закруглений.
В 1710-х годах по проекту Д.Трезини началось
строительство ансамбля Александро-Невской
лавры, завершенного к 1790-м годах И.Е.Старовым.
Архитектура Петербурга в петровское
время отличалась своим скромным, деловым
и вместе с тем выразительным обликом,
логичностью композиции, простотой и сдержанностью
в применении декоративных элементов.
4. Стилистические метаморфозы
в архитектуре города
В 1737 году после опустошительных пожаров
1736 года и лета 1737 была создана "Комиссия
о Санкт-Петербургском строении", на
которую было возложено руководство всей
застройкой города и его благоустройством.
В нее вошел крупнейший градостроитель
и один из наиболее просвещенных людей
своего времени П.М.Еропкин, разработавший
в 1737-1740 годах вполне реальный, глубоко
продуманный план перестройки и развития
Петербурга, по которому продолжалась
застройка города в течение нескольких
следующих десятилетий. В основу его была
положена трехлучевая планировочная система
центральной части города, намеченная
еще зодчими петровского времени, в соответствии
с которой в 1738 году была проложена между
уже существовавшими проспектами Невским
(1711 г.) и Вознесенским Гороховая улица.
Основные элементы планировки города,
его улицы и площади, намеченные этим планом,
были впоследствии осуществлены и в основном
сохранились до нашего времени.
Монументальные здания, сооруженные
по проектам Растрелли и современных ему
русских зодчих, отличаются пышностью,
богатством декоративного убранства,
имеют ярко выраженный торжественный
характер. Их самобытный архитектурный
стиль, является своеобразным сочетанием
переработанных классических архитектурных
форм и национального русского декоративного
искусства.
Пришедший на смену барокко русский классицизм
вполне отвечал новым задачам и новым
эстетическим вкусам передовых людей
того времени. В сооружениях классицизма
красота простых, строгих архитектурных
форм сочеталась с требованиями удобства
планировки. Большой вклад в формирование
классицизма в архитектуре России, в частности
Петербурга, на первом этапе развития
этого стиля сделали его основоположники
- великий русский зодчий В.И.Баженов, по
проекту которого архитектор В.Ф.Бренна
построил Михайловский (Инженерный) замок
(1797-1800), и И.Е.Старов, создатель Таврического
дворца (1783-1789) и Троицкого собора Александро-Невской
лавры (1778-1790). В развитии классицизма в
русской архитектуре большую роль сыграл
в конце XVIII - начале XIX вв. Дж.Кваренги:
им построены главное здание Академии
наук (1783-1789), здание Ассигнационного банка
на Садовой ул. (1783-1790), Эрмитажный театр
с аркой через Зимнюю канавку (1783-1787 гг.),
Смольный институт (1806-1809 гг.), Малый Гостиный
двор (1790-е гг.) и другие сооружения. Е.Т.Соколов
выстроил здание Публичной библиотеки
на углу Невского проспекта и Садовой
ул. (1796- 1801 гг.). Наивысшего расцвета градостроительство
эпохи русского классицизма достигло
в первой трети XIX в., когда в Петербурге
был создан ряд выдающихся произведений
русской и мировой архитектуры - монументальных
общественных зданий и дворцов, были завершены
главнейшие, начатые еще в XVIII в. ансамбли
в центре города.
5. История некоторых
архитектурных памятников города
Меншиковский дворец
Филиал Государственного Эрмитажа. Университетская набережная,
15. Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова
на Васильевском острове - одно из первых
каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно
хорошо сохранившееся до нашего времени,
это здание является ценнейшим памятником
гражданской архитектуры петровского
времени. Постройка дворца была начата
в 1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана
и продолжена архитектором Г. Шеделем.
Первоначально дворец состоял из основного
корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших
с севера, запада и востока небольшой двор,
окруженный открытой галереей на колоннах.
На прилегавшей ко дворцу обширной территории
был разбит регулярный сад со скульптурой,
фонтанами, гротом и оранжереями, а со
стороны Невы устроена пристань, что позволяло
малым судам причаливать близ парадного
подъезда. Архитектурное убранство фасадов
главного корпуса и боковых крыльев с
поэтажно расположенными пилястрами,
резными из камня капителями, междуэтажными
тягами и простыми наличниками окон типично
для русской архитектуры петровского
времени. Центральная часть дворца завершалась
аттиком со скульптурой, боковые ризалиты
- изогнутыми фронтонами, увенчанными
княжескими коронами. Здание Меншиковского
дворца на протяжении XVIII века претерпело
ряд переделок. В начале 1720-х годов архитектором
Г. Шеделем был пристроен двухэтажный
западный корпус и заложен симметричный
ему восточный корпус. Постройка последнего
осуществилась лишь в 1758-1760 годах. Новые
изменения во внешний облик здания были
внесены в 1730-1740-х годах, вскоре после передачи
дворца в ведение Сухопутного шляхетского
корпуса. В 1739 году кровля с переломом
была заменена обычной двускатной крышей.
Несколько позже, в связи с приспособлением
центрального "ассамблейного" зала
под церковь, изменена обработка центральной
части главного фасада, где уничтожено
членение тягами но горизонтали на этажи
и применен большой ордер. Во второй половине
XVIII века при переделке помещения церкви
окна второго этажа были расширены и получили
полуциркульное завершение, а окна третьего
этажа превращены в овальные. Колонны
центрального подъезда заменены массивными
столбами. Изменениям подверглись и помещения,
но часть из них сохранила отделку петровского
времени. Так, осталась неприкосновенной
изразцовая облицовка степ в нескольких
комнатах второго этажа, изразцовые голландские
печи, а также живописный плафон и деревянные
резные панно с инкрустацией в бывшем
кабинете Меншикова. Центральный вестибюль
с парадной лестницей сохранил типичное
для начала XVIII века архитектурное решение.
Два ряда гладких приземистых колонн поддерживают
своды перекрытия вестибюля. Лестничное
помещение во втором этаже декорировано
колоннами и пилястрами с пышными барочными
"коринтическими" капителями. Большой
интерес для истории русской архитектуры
и строительной техники начала XVIII века
представляют сводчатые перекрытия помещений
подвального и первого этажей. Несмотря
на переделки и достройки, Меншиковский
дворец сохранил в основных чертах первоначальный
облик; это определяет его историко-художественное
значение.
Шереметевский дворец
Набережная Фонтанки, 34. Усадьба Шереметевых на Фонтанке, так
называемый Фонтанный дом, - замечательный
памятник русского зодчества середины
XVIII столетия. В его создании приняли участие
выдающиеся русские зодчие С. И. Чевакинский
и Ф. С. Аргунов - один из представителей
высокоодаренной семьи крепостных художников
Аргуновых. Обширный участок на берегу
Фонтанки, смежный с Итальянским дворцом
Екатерины I, был в 1712 году отведен фельдмаршалу
Б. П. Шереметеву. Здесь он построил небольшой
деревянный дом. В конце 1730-х - начале 1740-х
годов на его месте сооружен обширный
каменный одноэтажный дворец на невысоком
цокольном этаже. В 1750-1755 годах архитектор
Чевакинский надстроил здание до двух
этажей. Дворец расположен в глубине участка
и обращен главным фасадом к реке. За дворцом
и его флигелями находился регулярный
сад, простиравшийся до "Литейной перспективы".
Архитектор Аргунов построил в саду грот,
павильон "Эрмитаж", китайскую беседку
и другие сооружения, не дошедшие до нашего
времени. По планировке и общему композиционному
замыслу усадьба Шереметевых была близка
к другим дворцам-усадьбам, построенным
на берегах Фонтанки в первой половине
XVIII века, таким как Аничковский, Воропцовский,
Юсуповский и др. В гармоничности, равновесии
и четкости членений, а также в плоскостной
декоративной обработке фасадов дворца,
созданного Чевакинским, сказались традиции
зодчества петровского времени. Уступкой
требованиям художественных вкусов середины
XVIII столетия явилось богатое лепное убранство:
лепные головки, вкомпоно-ванные в фигурные
окопные обрамления, сложные по рисунку
капители, украшенные львиными масками,
и превосходно вылепленные орнаментальные
композиции. Внутренняя отделка, выполненная
в конце 1750-х - начале 1760-х годов Аргуновым
по собственным чертежам, но сохранилась.
Дворец внутри неоднократно переделывался,
причем в разработке проектов участвовали
такие выдающиеся зодчие, как И. Е. Старов,
Д. Кваренги и А. Н. Воронихин. В 1837-1840 годах
внутренняя отделка была изменена архитектором
И. Д. Корсики. По его же проекту перед зданием
на набережной сооружена эффектная чугунная
ограда.
В соответствии с композиционными принципами,
выработанными в русской архитектуре
первой половины XVIII века, нижнему этажу
дворца придавалось второстепенное значение:
он отводился под служебные помещения.
Второй этаж, или бельэтаж, был большим
по высоте, и здесь располагались парадные
апартаменты. Они образовывали две анфилады:
одну вдоль лицевого фасада центрального
объема и другую вдоль садового фасада.
В примыкавших к центральному корпусу
боковых крыльях размещались жилые покои
и домовая церковь. Из помещений дворца
интересна так называемая "серебряная
столовая", сохранившая элементы отделки,
выполненной но проектам архитектора
Д. Корсини и относящейся ко второй половине
XVIII века. Двери здесь выполнены по рисункам
Я. Е. Старова. Возможно, к тому же времени
относится отделка парадной лестницы.
Оформляющий парадный двор одноэтажный
флигель дворца с воротами, украшенными
гербом Шереметевых, построен архитектором
Н. Л. Бенуа в 1867 году. Автор искусно воспроизвел
мотивы и формы архитектуры барокко. В
начале 1910-х годов были сломаны грот и
ворота па Литейном проспекте, построенные
Аргуновым. На их месте возведены доходные
дома с магазинами.
Академия художеств
Университетская набережная,
17. Здание Академии художеств -
одно из самых выдающихся произведений
русского зодчества XVIII века, глубокое
по замыслу и по оригинальности планового
решения. В архитектурном пейзаже Университетской
набережной ему принадлежит очень важное
место. Великолепный вид на здание открывается
с противоположного берега Невы - с набережной
Красного Флота. Построенное в 1764-1788 годах,
оно является одним из первых в России
сооружений, созданных в архитектурных
формах раннего классицизма. В начале
XVIII века участок на Васильевском острове
между 3-й и 4-й линиями занимали дома петровских
вельмож - Г. И. Головкина, В. Л. Долгорукова
и А. Г. Долгорукова. После основания Академии
эти дома были переданы в ее пользование,
а затем снесены для постройки нового
здания но проекту, разработанному архитекторами
А. Ф. Кокориповым и Ж.-Б. Валлеп-Деламотом.
В первую очередь были возведены корпуса,
обращенные в сад и на 3-ю и 4-ю линии, а также
дворовые корпуса. В 1788 году здание было
закончено постройкой, но фасады и некоторые
внутренние помещения в большей своей
части не были отделаны. Строительные
работы закончились только в 1810 году. Плановое
решение здания своеобразно: в основной
прямоугольник вписаны парадный круглый
и четыре прямоугольных служебных двора.
Расположение внутренних помещений, разнообразных
по размерам и конфигурации, тщательно
продумано. Парадные помещения - вестибюль
нижнего этажа, парадная лестница, залы
бельэтажа - отличаются богатством оформления
п совершенством композиции. Из четырех
фасадов здания наиболее торжественно
решен главный. Его центр отмочен ризалитом
и портиком из тосканских колонн, несущих
треугольный фронтон. Здесь нашли свое
отражение мотивы, характерные для архитектуры
барокко. Криволинейным в плане выступам
первого этажа противопоставлены изогнутые,
плавные линии боковых частей ризалита,
венчающего карниза и аттика над ним. Круглый
двор (диаметром около 40 метров) вначале
был связан с набережной сквозным проездом,
превращенным в 1817 году в вестибюль - единственное
помещение, сохранившее до настоящего
времени свой первоначальный облик. Верхний
парадный вестибюль частично перестроен.
В его композицию включена ионическая
колоннада, поддерживающая хоры. Рядом
с вестибюлем расположена чугунная лестница,
сооруженная в 1817-1820 годах по проекту А.
А. Михайлова 2-го. Стены расписаны по эскизам
А. Е. Егорова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева
и украшены барельефами работы В. И. Демут-Малиновского,
И. П. Мартоса, С. С. Пименова и И. П. Прокофьева.
Художественный интерес представляет
анфилада залов второго этажа вдоль главного
фасада, так называемые Рафаэлевские и
Тициановские залы, отделанные в 1830-1834
годах по проекту К. А. Тона, центральный
круглый конференц-зал (переделанный А.
И. Резановым в 1864 году, но сохранивший
живописный плафон работы В. К. Шебуева),
боковые восьмигранный и круглый залы.
К. А. Тон является также автором проекта
домовой церкви (ныне клуба), законченной
в 1837 году. Оформление залов библиотеки
было выполнено по проекту Д. И. Гримма
(1860-е годы) и В. А. Щуко (1914 год).