Основные достижения культуры эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:01, реферат

Описание работы

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………стр 3
Причины возникновения культуры Возрождения……………..…стр 3
Периоды эпохи Итальянского Возрождения………………………стр 4
Живопись эпохи Возрождения………………………………………стр 8
Скульптура эпохи Возрождения………………………………..….стр 15
Архитектура эпохи Возрождения…………………………………..стр 17
Заключение……………………………………………….…………..стр 19
Список используемой литературы……………………………..…стр 20

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 8.07 Мб (Скачать файл)

ФГОУ  ВПО  «Санкт-Петербургская государственная  академия ветеринарной медицины»

 

 

 

Реферат

На тему: «Основные достижения культуры эпохи Возрождения»

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка I курса,2 группы

Яковлева  Александра Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

 

  • Введение…………………………………………………………………стр 3
  • Причины возникновения культуры Возрождения……………..…стр 3
  • Периоды эпохи Итальянского Возрождения………………………стр 4
  • Живопись эпохи Возрождения………………………………………стр 8
  • Скульптура эпохи Возрождения………………………………..….стр 15
  • Архитектура эпохи Возрождения…………………………………..стр 17
  • Заключение……………………………………………….…………..стр 19
  • Список используемой литературы……………………………..…стр 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Причины возникновения  культуры Возрождения.

Возникновение культуры Возрождения  было подготовлено рядом общеевропейских  и локальных исторических условий. По своей сущности культура возрождения  была культурой переходной эпохи  от феодального строя к капиталистическому. В это время складываются национальные государства и абсолютные монархии; возвышается буржуазия в борьбе с феодальной реакцией; происходят глубокие социальные конфликты –  Крестьянская война в Германии, религиозные  войны во Франции,  Нидерландская буржуазная революция.

Творцами возрожденческой культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, а ее достижения в гуманитарных знаниях, искусстве, архитектуре стали  достоянием всего общества, хотя в  большей мере – образованной и  состоятельной его части. К новой  культуре проявили интерес и материально  стимулировали ее развитие представители  крупного купечества, феодальной знати, правители европейских государств и папский двор. Однако, далеко не во всех случаях высшие слои привлекала идейная сторона Возрождения, несравненно  большее значение имели для них  высокий уровень образованности, художественные достоинства литературы и искусства, новые формы архитектуры, мода

Идейной основой Ренессанса был  гуманизм, светски- рационалистическое мировоззрение. Слово “humanitas” (человечность) итальянские гуманисты заимствовали у Цицерона (I в. до н. э.), который в  свое время хотел им подчеркнуть, что понятие “человечность”, как  важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось на римской почве. Следовательно, уже в понимании Цицерона гуманизм означал своего рода возрождение человека. Античное наследие сыграло решающую роль в формировании ренессансной культуры. Достижения древних явились точкой отсчета для возрожденцев. Итальянские гуманисты, а вслед за ними и гуманисты других стран нашли в классической древности самостоятельную, независимую от религии философию и науку, замечательную светскую поэзию и искусство, достигшие беспримерной художественной высоты и совершенства, общественные учреждения, построенные на демократических принципах. Вместе с тем, речь шла всякий раз не только об усвоении, но и об оригинальной переработке античной традиции. Происходит ассимиляция античной и средневековой культур.

Складывание новой культуры было подготовлено общественным сознанием. Сильно возрастает роль умственного труда, что нашло  свое выражение в большом росте  числа лиц свободных профессий. Это связано с распадом корпоративно-цеховых  связей в городах и усилением  в них роли индивидуального начала. Эти процессы закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья  купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже – сыновья  ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились  художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями. Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными  и философами.

Ослабляются связи с церковью, так  как многие гуманисты жили на доходы, получаемые от своей профессиональной деятельности, усиливается неприязнь  к официальной учености, пропитанной  церковно-схоластическим духом. Одновременно происходит упадок морально-политического  авторитета папства, связанного с событиями  его “авиньонского пленения” (1309-1375), нередкими расколами католической церкви. 

 

Периоды эпохи  Итальянского Возрождения

Итальянское Возрождение  делят на 5 этапов:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
  5. Северное Возрождение — XVI век

 

Проторенессанс

Проторенессанс тесно  связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в  первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались  на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное  храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

 

 

            Собор Санта Мария дель Фьоре

Ранее всего искусство  проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Период так называемого  «Раннего Возрождения» охватывает собой  в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в  Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в  других странах оно долго держалось  традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

Высокое Возрождение

 

«Ватиканская пьета» Микеланджело (1499): в традиционном религиозном сюжете на первый план вынесены простые человеческие чувства — материнская любовь и скорбь

Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Позднее Возрождение

 

Кризис Возрождения: венецианец Тинторетто в 1594 г. изобразил тайную вечерю как подпольную сходку в тревожных сумеречных отсветах

 

 

Позднее Возрождение в  Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи  причисляют к Позднему Возрождению  и 1630-е, но эта позиция вызывает споры  среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени  настолько разнообразны по своим  проявлениям, что сводить их к  одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически  не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции  принято выделять в отдельное  стилевое направление, имеющее некоторые  различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие  от Италии, в живописи долго сохранялись  традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

Живопись эпохи  Возрождения

Началом ренессансной живописи считают эпоху Дученто, т.е. XIII века. Проторенессанс ещё тесно связан со средневековыми романскими, готическими и византийскими традициями. Художники конца XIII – начала XIV вв. ещё далеки от научного изучения окружающей действительности. Они выражают свои представления о ней, ещё использую условные образы византийской изобразительной системы – скалистые горки, символические деревья, условные башенки. Но иногда облик архитектурных сооружений так точно воспроизведён, что это указывает на существование зарисовок с натуры. Традиционные религиозные персонажи начинают изображаться в мире, наделённом свойствами реальности – объёмом, пространственной глубиной, материальной вещественностью. Начинается поиск приёмов передачи на плоскости объёма и трёхмерного пространства. Мастера этого времени возрождают известный античности принцип светотеневой моделировки форм. Благодаря ей, фигуры и здания приобретают плотность и объём.

По-видимому, первым, кто  применил античную перспективу, был  флорентиец Ченни ди Пепо (сведения с 1272 по 1302), прозванный Чимабуэ. К сожалению, самая его значительная работа – серия росписей на темы Апокалипсиса, жизни Марии и апостола Петра в церкви Сан Франческо в Ассизи дошла до нас почти в разрушенном состоянии. Лучше сохранились его алтарные композиции, которые находятся во Флоренции и в музее Лувра. Они тоже восходят к византийским прототипам, но в них отчётливо проступают черты нового подхода к религиозной живописи. Чимабуэ возвращается от итальянской живописи

XIII века, усвоившей византийские  традиции, к их непосредственным  истокам. Он почувствовал в  них то, что осталось недоступным  его современникам, - гармоническое  начало возвышенную эллинскую  красоту образов.

Информация о работе Основные достижения культуры эпохи Возрождения