Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 08:57, реферат
Сложившись на базе русской народной речи во всем ее многообразии, литературный язык вобрал в себя все лучшее, все наиболее выразительное из тех средств, которые присущи народной речи. И современный русский литературный язык, который представляет собой вполне сформировавшуюся коммуникативную систему, продолжает черпать выразительные средства - слова, обороты, синтаксические конструкции - из диалектов, просторечия, профессиональных жаргонов. В этом процессе норма играет роль фильтра: она пропускает в литературное употребление все ценное, что есть в живой речи, и задерживает все случайное и временное.
1.Введение ……………………………………………………………………………………. 2
2.Современная устная речь ……………………………………………………………. 3
3.Характеристики хорошей устной речи. Типичные недостатки…… 5
4.Общая характеристика форм речи …………………………………………… 7
5. Понятие разговорной речи и ее особенности ………………………… 7
6.Заключение ……………………………………………………………………………… 17
Содержание
1.Введение
………………………………………………………………………………
2.Современная
устная речь ………………………………………………
3.Характеристики хорошей устной речи. Типичные недостатки…… 5
4.Общая характеристика форм речи …………………………………………… 7
5. Понятие
разговорной речи и ее
6.Заключение
………………………………………………………………………………
7.Список литературы
………………………………………………………………….
1.Введение.
Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации.
Сложившись на базе русской народной речи во всем ее многообразии, литературный язык вобрал в себя все лучшее, все наиболее выразительное из тех средств, которые присущи народной речи. И современный русский литературный язык, который представляет собой вполне сформировавшуюся коммуникативную систему, продолжает черпать выразительные средства - слова, обороты, синтаксические конструкции - из диалектов, просторечия, профессиональных жаргонов. В этом процессе норма играет роль фильтра: она пропускает в литературное употребление все ценное, что есть в живой речи, и задерживает все случайное и временное.
Современный русский литературный язык многофункционален: он используется в различных сферах общественной и индивидуальной деятельности человека для разных коммуникативных целей - передачи информации, освоения опыта, выражения эмоций, побуждения к действию и т.п. Основные сферы использования русского литературного языка: печать, радио, телевидение, кино, наука, образование, законодательство, делопроизводство, бытовое общение культурных людей.
В соответствии
с многообразными функциями средства
литературного языка
В едином и общеобязательном для всех его носителей литературном языке все средства оказываются разграниченными - в зависимости от сферы и от целей общения. В соответствии с этим литературный язык делится на функциональные разновидности. Наиболее общим и в то же время наиболее очевидным является деление литературного языка на книжную и разговорную разновидности.
Литературный язык обслуживает разные сферы человеческой деятельности. Основные из них: политика, наука, культура, словесное искусство, образование, законодательство, официально-деловое общение, неофициальное общение носителей языка (бытовое общение), межнациональное общение, печать, радио, телевидение.
Если сравнить
разновидности национального
Наконец, разговорная речь испытывает влияние книжных стилей литературного языка. В живом непосредственном общении говорящие могут использовать термины, и иноязычную лексику, слова из официально-делового стиля (функции, реагировать, абсолютно, из принципа и под.)
2. Современная устная речь.
Современный литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Они характеризуются особенностями со стороны лексического состава и грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия - слуховое и зрительное. Каждая из них имеет свою специфику и отличается системой средств выражения, характером адресата и восприятия.
Основой в устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Изучением устной речи занимались известные лингвисты и психологи нашей страны и других стран мира, о чем свидетельствуют многие литературные источники.
Устная речь
– это звучащая речь, функционирующая
в сфере непосредственного
Устная
речь может быть подготовленной
(доклад, лекция и др.) и неподготовленной
(разговор, беседа). Подготовленная
устная речь отличается
Устная
речь, так же как, и письменная,
нормирована и
Культурной
считают речь, которая опирается
на кодифицированную норму (
3. Характеристики устной речи. Типичные недостатки.
Современные русисты, в частности, специалисты по культуре речи (Е.Н. Ширяев, Л.К. Граудина, О.Л. Дмитриева и другие) говорят о том, что русский язык — наше национальное достояние, но не такое, которое можно положить в сундук и любоваться им время от времени: отражая наши национальные достоинства, язык не менее ярко показывает и все наши беды. Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Простые примеры: современные политики в своих публичных выступлениях нередко прибегают к жаргону криминальных группировок. Можно выделить множество параметров, характеризующих хорошую речь с разных точек зрения: правильность (нормативность – лексическая, грамматическая, фонетическая, акцентологическая); богатство и разнообразие словаря говорящего (активный словарь современного человека включает около 10 тысяч слов, у А.С. Пушкина, например, встречается в произведениях и письмах около 21 тыс. слов; образность и выразительность – использование синонимов, антонимов, средств языковой образно-эмоциональной выразительности для воздействия на чувства и воображение слушателей; чистота (отсутствие штампов, слов-паразитов, сорняков), ясность (понятность) – все слова и выражения должны быть общепринятыми, литературными (неологизмы, архаизмы, заимствования, термины должны быть объяснены слушателям, их употребление должно быть мотивированным); смысловая насыщенность, лаконизм (краткость); точность – употребление слов в их общепринятом значении, различение оттенков значения синонимов, различение паронимов, омонимов, корректное употребление терминов и т.д.; благозвучность – избегать стечения гласных, согласных звуков, двусмысленных сочетаний на стыке слов и т.д.
Основные
ошибки и недостатки (лексические,
грамматические и
•
употребление слова в
• неразличение оттенков значения синонимов (сравни думать – мыслить, просить – клянчить, знаменитый – известный – замечательный – большой – выдающийся и т.д.);
•
нарушение лексической или
• смешение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию, но различных по значению (тема и тематика, неверие и неверность, дипломат и дипломант. диалектный и диалектический, удачливый – удачный, эффектный – эффективный. гололед – гололедица и т.д.);
• плеоназм – сочетание в одном предложении слов, очень близких по значению, поэтому логически излишних (стихи и поэзия Пушкина прекрасны; они сидели молча без слов);
• тавтология – сочетание однокоренных слов (работать на работе, характерная черта характера), повторное обозначение одного и того же понятия другими словами или выражениями, близкими по значению {единственная ахиллесова пята, биография жизни);
• употребление слов-паразитов, не несущих никакой информации, но часто и неуместно используемых оратором (значит, так сказать, в том-то все и дело, собственно говоря, в общем, видите ли, понимаете ли, это самое, ну, такие вот дела, э...);
•
использование штампов и
• употребление "окаменевших острот" или "блуждающих бессмыслиц" чаще всего из известных литературных произведений, художественных фильмов, рекламы, например, х/ф "Бриллиантовая рука" (куй железо не отходя от кассы, "Федя, дичь!"), "Джентльмены удачи" (нехороший человек – редиска, кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста: пасть порву, моргалы выколю), "Особенности национальной охоты" (горячие финские парни, ну, вы, блин, даете,), романы Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев", "Золотой теленок" (утром – деньги, вечером – стулья, знойная женщина – мечта поэта) и др.;
• смешение стилей (употребление слов иной стилистической окраски): форум доярок, возведение коровника;
• использование жаргонизмов (завязать "закончить", пристегнуть "прибавить", штука "1000 рублей"), вульгаризмов (заткнуть глотку, дать в лету);
•
неоправданное употребление
•
неоправданное употребление
•
оговорки (обмолвки), многословие, однообразие
в построении предложений (
• неправильный порядок слов (зашел вчера, собираясь на работу, по пути, в магазин).
Кроме
перечисленных ошибок и
4.Общая характеристика форм речи
Литературная
устная речь представлена
5. Понятие разговорной речи и ее особенности
Разговорная речь — особая функциональная разновидность литературного языка. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют единую кодифицированную основу, то разговорная речь противопоставляется им как некодифицированная сфера общения.
Информация о работе Основные характеристики устной речи, формы разговорной и кодификационной речи