Основные направления современных молодежных субкультур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 04:01, контрольная работа

Описание работы

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен - "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами. Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….3

1. Строение современной молодежной субкультуры в России…5
1.1 Черты молодежной субкультуры…………………………………..6
1.2 Особенности молодежной субкультуры…………………………..8
1.3 Причины возникновения молодежных субкультур………….…11

2. Неформальные объединения молодежи… ……………………13
2.1 Основные признаки неформальных объединений…………….13
2.2 Причины объединения в неформальные группировки…...…..14
2.3 Основные виды неформальных объединений…………………15

3. Семья в процессе социализации подростков ……………...…20
4. Особенности молодежной субкультуры………………………25

Заключение…………………………………………………………..27
Список литературы ………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

4. Неформалы художественной направленности.

Москвичи и  гости столицы привыкли к выставкам-продажам картин самодеятельных художников на Арбате, в Измайловском парке. Ленинградцы  имеют возможность видеть аналогичную выставку на Невском проспекте рядом с екатерининским садиком. Есть подобные выставки в других городах. Существуют они вполне официально, но позволяют решить незначительную часть проблем, стоящих перед этим видом самодеятельного творчества. А строго говоря, только одну - предоставление молодым художникам возможности выставлять и продавать свои картины. Круг проблем, которые они не решают, достаточно широк.

 Прежде всего, к ним следует отнести отсутствие единого центра, который мог бы стать для самодеятельных художников своеобразной творческой мастерской. Назрела необходимость в установлении отсутствующей до сих пор тесной связи между самодеятельными художниками и местными организациями союза художников. Такое содружество позволило бы существенно обогатить искусство самодеятельных художников, повысить их профессиональный уровень, способствовало бы выявлению более ярких талантов, дарований. Не решен вопрос с информированием общественности о деятельности самодеятельных художников, не проводится обсуждение их картин, разрабатываемых ими направлений творчества. Наконец, выставки хорошо смотрятся в летнее время, но производят крайне жалкое впечатление зимой: крыши над головой (в буквальном смысле) самодеятельные художники не имеют.

Есть и свои проблемы и у коллекционеров. Несмотря на значительное количество всевозможных любительских объединений и клубов (филателистов, нумизматов и т.д.), многие вопросы решаются вне их.

В качестве вывода по неофициальным  объединениям молодежи

Проблема молодёжи, и в частности, молодёжной контркультуры сегодня носит глобальный характер и порождена в первую очередь кризисом всех существующих моделей социализации.

 Мы почему-то  с порога подозреваем, что поползновения  юного акселерата непременно  антисоциальны. А они в большинстве случаев естественны, просты и полностью правомерны.   Неформальное объединение - всего лишь способ достижения целей. Правда формы их достижения бывают спорными... Так что для пятнадцати-шестнадцатилетнего парня новое неформальное течение не забава, а необходимость.

А почему столь  хаотична смена пристрастий, почему после музыки стрижка, а потом  танец, а потом гоняют на мотоциклах, а потом нитка на запястье и  манера жить? Да просто потому, что все  это не имеет значения. Новому поколению  нужен новый фирменный знак, новый флажок, новый клич, на который сбегутся сторонники. Главное, чтобы знак был заметный, а флаг яркий, а клич громкий. Робкий вызов просто не заметят, ношеную перчатку не поднимут. «Металл» - годится, брейк - годится, зеленые волосы -- в самый раз. Разумеется, подростки не собираются на некую конференцию для выработки новой идеи и униформы. Просто из циркулирующих в обществе разнородных идей какая-то начинает одерживать верх, а там уж срабатывает закон толпы, и растерянные новобранцы собираются именно под победное знамя.

 

3. Семья  в процессе социализации подростков.

Одним из основных звеньев социализации детей и  подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими  в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случае растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей.

Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.

Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья  уже не обладает той самодовлеющей  ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.

В 1994 году в школах Москвы и Московской области производились социологические исследования, которые ставили задачей определить, сохраняет ли российская семья свою социализирующую роль и в каком направлении формирует она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были охвачены старшеклассники и их родители, которым было предложено ряд вопросов.

Исследования  показали новые и интересные явления  в нашей жизни. Например, еще десятилетие  назад неработающие женщины трудоспособного  возраста в Москве рассматривались как исключение из правил, однако сегодня - это довольно представительная группа. Новый феномен - семья бизнесмена, находит более практичным занятость домашним хозяйством и воспитание детей, особенно при наличии более одного ребенка. Таким образом, в семье бизнесмена возрождается традиционное распределение супружеских ролей, сложившееся в процессе многовековой практики, где муж - материальная база семьи, а жена - хранительница очага, воспитательница детей.

Анализируя  возможные последствия возвращение семей к традиционному распределению ролей между супругами. Прежде всего, можно предположить позитивный эффект такого процесса на осуществление семьей воспитательной функции: повышается социальный контроль за детьми, они растут более здоровыми, ухоженными, мать уделяет больше внимания их образованию и воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней среде сужает ее кругозор, замыкает ее интересы на домашних делах. В результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать компетентные рекомендации.

Как показывают исследование, сегодня авторитет  матери как советчицы очень велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей  советуются именно с матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что эту нишу, возникающую в связи со снижением авторитета матери, займет отец. С таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института социализации ребенка.

 Следует  также обратить внимание на  весьма высокий процент детей,  предпочитающих не обращаться  за советом ни к кому, полагаться  только на себя. Причем в Москве  таких детей значительно больше, чем в Подмосковье, разрыв составляет 13%, а учитывая, что Москва город с ограниченной возможностью социального контроля за детьми, такая высокая самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.

Столь же рискованным  является очень популярное среди  подростков обращение за советом  к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников  также могут привести подростка  к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава возможных советчиков, в то время как по признании 36% детей, они пользуются услугами друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с товарищами, неизвестными их родителям.

Другой опрос  устанавливающий место семьи  в системе социализирующих факторов подростков, является оценка старшеклассниками  каждого родителя как образца  для подражания.

Исходя из исследований, что не смотря на высокий авторитет матери в качестве советчика, лишь 1/4 детей Москвы выбирают ее образцом для собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 москвичей отвергают обоих родителей как пример для подражания, можно предположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

Семья в новых  для России социально-экономических  условиях продолжает оставаться основным агентом социализации подростков. Однако отмечается не достаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот результат связан с резким изменением социального положения в государстве.

В последние  годы, в результате отсутствия в  стране четкой государственной концепции  развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения.

 Бесспорно, логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием.

Второе место  среди проблем старшеклассников занимает озабоченность личными  интимными переживаниями, что традиционно  связано с возрастными особенностями подростков.

Представляет  интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор - обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи.

Следующее место  в ряду своих проблем, подростки  считают конфликтные отношения  с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением.

 Главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.

В общем, сравнивая  ответы школьников Москвы и Подмосковья, выяснилось, что школьники столицы  ориентируются на высокооплачиваемый труд, нерегламентированный рабочий день и престижную работу, школьникам же области предпочтительнее независимость самостоятельность в осуществлении трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты труда, гарантиям от безработицы.

Теперь интересно  сопоставить эти данные с другим опросом, который выявлял конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя с мнением родителей).

Прежде всего, следует отметить: практически ни кто из респондентов не хочет, что - бы его ребенок стал рабочим. Такую же позицию занимают и сами подростки. Желающие скорей видеть своих детей государственными служащими или служащими в какой либо фирме. Довольно близки, к этим позициям и жизненные планы самих подростков. Настораживает тот факт, что около 3% родителей и подростков предпочли бы, чтобы последние вообще не работали.

Полученные  данные свидетельствуют также о  том, что резко упал престиж научной  работы. На этот вид деятельности нацелено около 8% родителей и практически  вдвое меньше подростков. Такие ориентации, несомненно, не могут сказаться негативно  на престиже общего среднего образования и планах на продолжение обучения в средней школе. Кстати, сами респонденты отмечают: их выбор во многом связан с тем, что положение в обществе и место жизни, по их мнению, сегодня ни как не связано с уровнем образования.

Следует также  отметить довольно высокий престиж  предпринимательской деятельности, причем в большей степени это  отмечается среди подростков.

 

4. Особенности  молодежной субкультуры.

У современной  молодежи отдых и досуг - ведущая  форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство).

    Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

"Уйти в  неформалы" побудили молодых  людей внутреннее одиночество,  потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше".

Молодежная  субкультура во многом носит суррогатный  характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.

Видно, что резко сменились ценностные ориентации подростков по сравнению даже с концом восьмидесятых: сегодня ведущими интересами у подростков стали спорт и мода. Достаточно велико число тех, кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве, сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем родители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно ниже самих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой информации.

Информация о работе Основные направления современных молодежных субкультур