Основные особенности культуры эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:31, доклад

Описание работы

Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у деятелей Возрождения. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция. Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с ХУ111в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма.

Файлы: 1 файл

Основные особенности культуры эпохи Возрождения.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Основные  особенности культуры эпохи Возрождения

Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось  осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого  процесса явилась античность, чем  и вызван особый интерес к ней  у деятелей Возрождения. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция. 
 
Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с ХУ111в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако, истоки такого толкования культуры берут начало в самой культуре. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово humanitas (в переводе с латинского – человеческая природа, человеческое достоинство). 
 
Можно спорить о том, является ли Возрождение мировым феноменом или это культурный феномен присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других народов. 
 
Основными чертами культуры Возрождения являются:

  • Антропоцентризм
  • Гуманизм
  • Модификация средневековой христианской традиции
  • Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии
  • Новое отношение к миру

Названные черты тесно  между собой связаны и их стоит  рассматривать все вместе. 
 
С определение основных черт связана и хронология эпохи итальянского возрождения (ренессанса). Время, в которое указанные черты только едва проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс) или в обозначении столетий – дученто (Х111 в.) и треченто (Х1У в.) Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам прослеживается четко, получила название раннего Возрождения (кватроченто – ХУ в.) Время ставшее расцветом идей и принципов Возрождения, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким возрождением (чинквеченто – ХУ1 в.) 
 
С чем связана ориентация на человека в культуре Возрождения. Не последнюю роль в процессе самоутверждения человека сыграли социально-экономические факторы, в частности развитие простого товарно-денежного хозяйства. Во многом причиной независимости человека, его нарождавшегося свободомыслия была городская культура. Города Италии славились разнообразными ремеслами и в тоже время были крупными торговыми транзитными городами. Поскольку Средиземное море было средоточием торговых путей, от этого почти все жители получали выгоду. Особенно в этом помогли как ни странно крестовые походы, решающим для Венеции стал 1У крестовый поход, завершившийся разграбление Константинополя. 
 
Люди Возрождения не перестали быть людьми средневековья, хотя время заставило их осознать свою значимость и ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности. Что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая во многом была прерогативой верхов общества. Во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность. 
 
Что стояло за обращением к античности? Почему так часто объектом исследования мыслителей и художников становились учения Платона и Плотина? Почему античное искусство так притягивало внимание художников. Новое мироощущение человека, определенный оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, чем и выступала античность. Антропологический возрожденческий неоплатонизм, с одной стороны, старается утвердить материальный мир, но у него много общего с культом универсальной и самостоятельной личности. В результате мир. В котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом, а человек предстает личностью, стремящейся абсолютизировать, осуществить себя в своем гордом индивидуализме. 
 
Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из творческих задач людей эпохи возрождения. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен богом. А что лучше всего может помочь ему как ни собственные чувства. Человеческий глаз в этом смысле, по мнению возрожденцев, не знает равных. Пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. Поэтому в эпоху возрождения особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач. Поэтому эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо художественный характер. 
 
Ощущение человеком трагичности своего существования. В эту эпоху совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека. Христианское сознание греховности этого мира и христианская жажда искупления плюс теургическое задание художникам. 
 
Историческое значение эпохи возрождения связывают с идеологией и художественной практикой гуманизма, провозгласившего величие и достоинство человека, его красоту и совершенство, и утвердившего незыблемость прав человека на счастливую жизнь, творческую деятельность. Гуманисты подчеркнули самоценность человеческой личности, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, способность человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных способностях. Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они видели его предназначение в активном созидательном действии, познании и преобразовании, в украшении своим трудом, развитии искусств, наук и ремесел. 
 
Эпоха Возрождения – беспокойное время, «когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами - самые низкие инстинкты. 
 
Кроме Итальянского Возрождения следует поговорить и о Северном, отразившемся, прежде всего, на культуре Нидерландов и Германии. Здесь также экономический фактор сыграл не малую роль. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание. Влияние античности здесь менее заметно, северное возрождение больше связано с реформацией. Лидирующим видом искусств была живопись.

О каруселях

30 июня 1559 года на Королевской Площади Парижа состоялся турнир в честь подписания мирного договора с Испанией. Король Генрих II любил турниры и всегда был их активным участником, как и полагалось монархам того времени. К эпохе ренессанса турниры считались уже сравнительно безопасными занятием, турнирные доспехи делались таким образом, что нанести телесные повреждения противнику было практически невозможно... Однако, когда король сошелся в поединке с графом Монтгомери — случилось несчастье: копье графа сломалось, а щепка застряла в глазнице шлема Генриха II. Король в муках умирал в течении 10 дней, после его смерти турниры остались в прошлом, сначала во Франции, а позже и в остальных государствах Европы.

 
 

Вдова Генриха II, флорентийка Екатерина Медичи, хотя и запретила турниры, пыталась найти им достойную замену, поскольку подобные праздники наглядно демонстрировали величие и силу монарха в глазах подданных. В то время законодательницей моды была Италия, и вот на смену средневековым военным праздников пришла эстетика праздников итальянского ренессанса и пышных аллегорических действ. Двор Медичи к тому времени нашел подходящую замену турнирам — конные карусели: масштабные преставления на античные или легендарные сюжеты, из десятков придворных всадников, которые разыгрывали конные балеты и выполняли всяческие упражнение на ловкость, не вступая в прямые поединки друг с другом.

Так конные карусели, появившись при  флорентийском дворе, скоро распространились и во Франции, а оттуда уже по всем государствам Европы.

С началом эпохи барокко Франция начинает диктовать моду на праздники. Король Людовик XIV не отличался  могучим телосложением и ростом, не был он и великим полководцем, в отличие от своих маршалов. Однако праздники Версальского двора были поставлены с таким мастерством, что король, их самый активный участник, казался настоящим божеством для своих подданных. Многочисленные эскизы и гравюры праздников той эпохи демонстрируют фантастические и величественные образы, в которых выступали король и его свита.

Одним из праздников той эпохи, определившим моду более чем на столетие вперед, стала масштабная карусель, устроенная в Париже перед дворцом Тюильри в 1662 году. Хотя самого дворца уже давно нет, площадь перед ним до сих пор так и называется «площадь Карусель» в память об этом грандиозном событии.

Праздник эпохи ренессанса и барокко — это космос в миниатюре, поэтому главной темой карусели было избрано состязание пяти наций со всех концов света. Тут были Турки, Персы, Индусы, Римляне, возглавляемые королем, и даже кадриль Американских индейцев. Естественно в каждой конной процессии участвовали не жители далеких стран, а придворные французского короля, облаченные в экзотические «карусельные» костюмы, имевшие к реальным этнографическим костюмам весьма отдаленное отношение. Костюм прежде всего демонстрировал богатство владельца, поэтому десятки всадников сияли золотом, бриллиантами и гигантскими плюмажами в половину человеческого роста, к удивлению простых парижан, которые до этого не видели ничего подобного. Праздник был запечатлен на гравюрах, которые быстро разошлись по дворам Европы.

 
 
 

 

 

Элементы цирка  в мистерии

Термин «мистерия» происходит от латинского слова «церковная служба». Разыгрывалось  действие, в отличие от литургий, на рыночной площади.

Возникновение мистериального театра

Мистерия распространилась по многим странам Западной Европы в эпоху  Возрождения. Наибольшего расцвета мистериальный театр достиг на территории Италии. 
 
Постановка представлений мистерии требовала больших финансовых затрат и сил. В выступлениях всегда участвовали многие горожане-любители. Драматургия основывалась на событиях Ветхого и Нового Заветов, Деяний апостолов. Использовалась также церковно-монашеская литература – молитвы, гимны, духовные легенды. 
 
Спектакли мистерии часто были очень длительными. Рекордное время представление происходило в городе Валансьене, Франции, где мистерия длилась 25 дней и охватывала события от сотворения мира до всемирного потопа. 
 
В мистерии активно использовались элементы рыночных гуляний, в настоящее время присущие цирковому действию – народные песни и танцы, акробатика, клоунада, выступление скоморохов ижонглеров.

Персонажи мистерии

Главными комическими героями  мистерии всегда был Сатана и его  слуги-черти. Их удел – оставаться в  дураках, быть осмеянными. Были в мистерии и другие комические герои – всевозможные шарлатаны и плуты. 
 
Известной частью мистерии являлись «бесовские действа». Они представляли собой сцены, насыщенные импровизацией и шутовскими проделками, взятыми из народных сказок, практики карнавальных ряжений. Такие номера разбавляли религиозный характер мистерии. В них заключались элементы сатиры, черный юмор и иногда даже эротика. 
 
Мистерия стремилась к натурализму. Создатели старались максимально изобразить всякие чудеса. Например, черти должны были изрыгать пламя, потоп должен быть достоверным, животные настоящими, ангелы действительно летали, закрепленные на веревках. В сценах казней изображалось большое количество крови, отрубленные головы, сожжение. При постановке «Ноева Ковчега» на сцене находился настоящий зверинец: овцы, собаки, быки, медведи, львы, тигры и другие доступные животные. 
 
Организацией мистерий занимались городские власти или различные союзы и кружки («братства»). Актеры мистерий должны были владеть способностями к литургии, жонглированию. Причем вторая использовалась в комических сценах и включала элементы клоунады, акробатики, пантомимы, танца.

Заслуги мистерии

Заслугами мистерии является то, что  она стала основой большого количества самых различных театральных  и цирковых номеров. 
 
«Бесовские действия» стали образцом для возникновения большого количества сатирических сцен. Мистерия была стимулом к образованию комического театра, репертуар которого в основном был представлен фарсом. Наиболее интенсивно этот процесс шел в конце XIV – начале XV веков на территории Голландии, Франции и Германии.

 

Каранавал 

История карнавалов пережила множество взлетов и падений. Их традиция берет свое начало от языческого, еще дохристианского, праздника  Римских Сатурналий. На время Сатурналий различия между господами и рабами как бы упразднялись - господин подносил рабу вино, а тот напивался, подобно  свободным римлянам. На время праздника  выбирали лжекороля - прообраз будущего шута, который в конце Сатурналий либо совершал самоубийство, либо погибал от ножа, огня или петли.

  

Когда на смену язычеству  пришло христианство, на многие "варварские" обычаи, традиции и празднества был  наложен запрет. Но прошли столетия, и наступила эпоха Возрождения. А вместе с ней - действительное возрождение  народных нерелигиозных праздников.  

 

В 1495 году в Венеции создается  ежегодный фонд для проведения карнавала. Площадь Сан Марко становится ареной, где специально натренированные  собаки сражаются с быками. После  кровавого зрелища на площадь  высыпают акробаты, шуты и танцоры. Представление завершается пышным фейерверком. Поглазеть на праздник и поучаствовать в нем собирается все население Венеции - и чернь, и дворянство. А чтобы не омрачать карнавал сословными предрассудками и, как во времена древнего Рима, уравнять раба и господина, все надевают маски. Именно Маски - основные действующие  лица венецианского карнавала. Но наивысшего расцвета и наибольшего блеска венецианские карнавалы достигли в XVIII веке  

Танцы на площадях и роскошные, шитые золотом и драгоценными камнями карнавальные костюмы становятся истинными образцами высокой  моды. Появляются сотни игорных домов, где проигрываются огромные состояния и где при неверном свете свечей и под покровом масок целуются, любят, изменяют законным мужьям и женам венецианки и венецианцы. (Не совершить грехопадение в карнавальные дни и ночи, когда падает бдительность суровой католической церкви, считалось неприличным). 

 

Именно тогда персонажи  итальянской "комедии дель арте" превращаются в основных действующих лиц карнавала. На улицы выходят сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне.

   

А прелестная Коломбина становится эмблемой карнавала. С тех пор  и по наши дни он начинается одинаково - с колокольни собора Сан Марко  слетает привязанная к тонкой нити бумажная голубка - Коломбина.

Карнавальная культура Возрождения.    

То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением новых идеалов. В эпоху Возрождения возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались искусства и светское мировоззрение, ослабившее духовный диктат церкви.   

Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Эти явления казались возрождением науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, особенно у греков.   

Стремление  к обновлению и новому рождению, "жажда  новой  юности"  проникали собой  карнавальное  мироощущение  и  находили  многообразное  воплощение  в конкретно-чувственных формах народной культуры (и в обрядово-зрелищных, и  в словесных). В этом была вторая праздничная жизнь средневековья.   

Карнавальные шествия, излюбленное  развлечение в Средние века, особенно распространились в эпоху Возрождения. Карнавал объединил под одним  понятием ряд местных празднеств разного происхождения, приуроченных к разным срокам, но имеющих некоторые  общие черты народно-праздничного веселья. Этот процесс объединения  словом "карнавал" разнородных  местных явлений и поведение  их под одно понятие соответствовал и реальному процессу, протекавшему в самой жизни: различные народно-праздничные  формы, отмирая и вырождаясь, передавали ряд своих моментов – обрядов, аксессуаров, образов, масок – карнавалу.      

 Все  народно-праздничные  образы  были  поставлены   на   службу   новому

историческому ощущению - от простых переодеваний и мистификаций до  более  сложных  карнавальных форм. Происходит  мобилизация  всех  веками  выработанных  форм веселых проводов зимы, поста, старого года, смерти и веселых  встреч  весны, жирных  дней,  убоя  скота,  свадеб,  нового  года  и  т.п.  -  всех  веками отстоявшихся образов смены и обновления, роста и изобилия.    

 В эту эпоху  (собственно,  со  второй  половины  XVII  века)  совершается процесс постепенного сужения, измельчания и обеднения обрядово-зрелищных карнавальных  форм  народной  культуры.   Происходит,   с   одной   стороны, огосударствление праздничной жизни, и она становится парадной, с другой – бытовизация ее, то есть она уходит в частный, домашний, семейный быт. Былые

привилегии  праздничной площади все  более  и  более  ограничиваются.  Особое

карнавальное  мироощущение с его  всенародностью,  вольностью, утопичностью,

устремленностью  в  будущее  начинает  превращаться  просто  в   праздничное

настроение.   Но  в то же время  образы с народной площади перекочевали в придворный маскарад, и стиль и  осмысление их здесь, конечно, соответственно изменились.

Информация о работе Основные особенности культуры эпохи Возрождения