Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:31, доклад
Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у деятелей Возрождения. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция. Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с ХУ111в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма.
Нужно сказать, что такова была одна из линий судьбы народно-праздничной
традиции в новое время. Придворные празднества с их маскарадами, шествиями,
аллегориями, фейерверком и т.п. жили отчасти и за счет карнавальной
традиции. Придворные поэты были организаторами этих празднеств и знатоками этих форм.
Широкое распространение получили карнавальные маски, особенно в Италии.
Маски - это сложнейший и многозначнейший мотив народной культуры. Маска связана с радостью смен и перевоплощений, с веселой относительностью, с веселым же отрицанием тождества и однозначности, с отрицанием тупого совпадения с самим собой; маска связана с переходами, метаморфозами, нарушениями естественных границ, с осмеянием, с прозвищем (вместо имени); в маске воплощено игровое начало жизни, в основе ее лежит совсем особое взаимоотношение действительности и образа, характерное для древнейших обрядово-зрелищных форм. Исчерпать многосложную и многозначную
символику маски, конечно, невозможно. Нужно отметить, что такие явления, как
пародия, карикатура, гримаса, кривляния, ужимки и т.п., являются по своему
существу дериватами маски.
Маска, оторванная от единства народно-
Но маска сохраняет что-то от своей народно-карнавальной природы; эта природа неистребима в ней. Ведь даже и в условиях обычной современной жизни маска всегда окутана какой-то особой атмосферой, воспринимается как частица какого-то иного мира. Маска никогда не может стать просто вещью среди других вещей.
На карнавале, где каждый веселился как умел, выступали профессиональные "забавники". Такие забавники, как-то пародировали известных людей, птиц, животных – становились профессионалами. Они переезжали из города в город, т.к. карнавалы устраивались в разных местах. В 60-х г. XV в. они стали организовываться в группы, в актерские коллективы. Так возникла "профессиональная комедия". У этого театра были свои своеобразные черты: каждый актер "выполнял одну маску". Эта народная комедия не имела писанного текста, у нее не было своей драматургии. У актеров был только сценарий, где излагался вход и выход на сцену и общий ход событий. В третьих, для придания большего комизма эта комедия пользовалась диалектами – венецианских, падуанских. Обязательной принадлежностью спектакля были трюки – акробатические номера, мизансцены.
В народно-площадной стороне праздника существенное место занимали
всевозможные игры (от картежных до спортивных) и всевозможные предсказания, гадания и пожелания. Игра очень тесно связана с временем и с будущим. Недаром основные орудия игры - карты и кости - служат и основными орудиями гадания, то есть узнавания будущего. В образах игры видели как бы сжатую универсалистическую формулу жизни и исторического процесса: счастье-несчастье, возвышение-падение, приобретение-утрата, увенчание-развенчание. В играх как бы разыгрывалась вся жизнь в . В то же время игра выводила за пределы обычной жизненной колеи, освобождала от законов и правил жизни, на место жизненной условности ставила другую, более сжатую, веселую и улегченную условность. Это касается не только карт, костей и шахмат, но и других игр, в том числе спортивных (игра в кегли, игра в мяч) и детских игр.
Карнавал поглотил не только всю Европу, но расселившись по миру, европейцы привезли карнавал практически на все континенты планеты, и местные жители с удовольствием эту традицию переняли.
Танцы в эпоху возрождения
Значительно
изменяется отношение к танцу
в эпоху Возрождения, идеже начинают
развиваться торговля и промышленность,
растут города, прославляются красота
и разум человека, расцветает искусство.
Танец сызнова стал цениться наряду с
живописью и поэзией. «Добродетель танца
- действие, вырывающиеся вовне движения
души, согласные с гармонией, которая проникает
спустя наши уши к уму и сердцу, возбуждая
сладостные чувства, заточенные наперекор
природе и чрез танец пробвающиеся вовне
и становящиеся явными»- фряжский танцмейстер,
1463г. В эпоху Возрождения светские развлечения
капля по капле становятся все, кому не
лень больше изысканными и усложненными.
Элементы театра и танца проникали во
и стар и млад сферы жизни феодалов - инда
пиры в замках напоминали театральное
представление: в перерывах посередке
подачей отдельных блюд перед гостями
приглашенные артисты, первы и музыканты
разыгрывали небольшие танцевальные и
пантомимические сценки, пели арии и играли
на музыкальных инструментах. К XV веку
танцы немножко изменились - они усложнились,
стали сильнее быстрыми и подвижными,
сегодня исполнялись прыжки и аж легкие
поддержки - рано или поздно дама с помощью
кавалера поднималась в воздух. Появилось
отбою нет новых танцев, всякий имел определенные
движения (па). Причем знать их - и танцы,
и движения - должно было действительно
же годится, каким образом и правила этикета.
Развитие театрального
танца в эпоху Ренессанса связано главным
образом с Северной Италией, по крайней
мере капельку после, рано или поздно танец
распространился по Европе, источником
его изысканной стилизации и барочной
красоты стали французские дворы. Правители
итальянских городов-государств, такие,
как-либо Медичи, Сфорца, Эсте и Гонзага,
по сию пору в основном внимания уделяли
пышным зрелищам. Постепенно сложился
набор танцевальных приемов с под самым
носом обязательных правил. Оживленный
деревенский танец не подходил придворным
дамам и кавалерам. Их одеяния, тем или
иным способом и залы сиречь сады, в которых
они танцевали, собственнолично строй
их мыслей радикально не допускал неорганизованного
движения. Чтобы навести порядок и усилить
дисциплину, имелись специальные танцмейстеры,
чтобы которых танец был воплощением сдержанности
и утонченности. В немой ныне не оставалось
удовлетворительный «народного»; танец
становился век сильнее театральным.
Профессиональные
танцмейстеры загодя репетировали с дворянами
отдельные па и фигуры и режиссировали
движения групп танцующих, а зрителями
были другие придворные.
Развитие музыкального
искусства в эпоху Ренессанса было вплоть
связано с развитием танца, так как приближенно
по сей день крупные композиторы в своих
сочинениях ориентировались на танец.
Традиция контрастного сопоставления
медленного танца-шествия и живого прыжкового
танца породила такую музыкальную форму,
сколь сюита, которая, в свою очередь, оказала
влияние на становление сонатной формы.
Маскарады, момерии
и карнавальные шествия, излюбленные развлечения
в Средние века, предпочтительно распространились
в эпоху Возрождения. В 15 и 16 вв. такие представления
устраивались в дворянских домах и по
мере их усложнения превратились в дорогостоящие
празднества. Больше будь здоров в эпоху
Ренессанса увлекались маскарадами, т.е.
танцами в масках, вдобавок маски имели
в эту эпоху особое значение. Люди, желавшие
сохранить свое инкогнито, путешествовали
в масках; представители враждующих знатных
семейств скрывали свои лица под масками
– сколько это представлено, взять хоть,
в шекспировской трагедии Ромео и Джульетта,
идеже ювенильный любовник в маске проникает
на бал к Капулетти.
Большой вклад
в танец персонаж общественное развлечение
вносили и карнавалы. Самыми пышными из
них были т.н. триумфы (trionfi), представления
на мифологические сюжеты с квалифицированно
выполненными декорациями. Несколько
сильнее скромными были карри (carri, от итал.
carro – «повозка») – маскарады ремесленников
и купцов в итальянских городах: тогда
толпы людей в масках шествовали за декоративными
символами своих профессий. Триумфы во
владениях Медичи являли собою роскошные
спектакли вовне стен дворца. Медичи приглашали
чтобы их оформления лучших художников,
в том числе архитектора Филиппо Брунеллески.
В ту же эпоху во время придворных пиров
и праздничных собраний в Италии и Франции
выступали небольшие группы танцоров;
во Франции такие выступления называлиcь
entremets, в Италии – intrоmessi (в буквальном
смысле слова «междушествия»). Первоначально
их позволительно было видеть на балах,
а по времени в театрах, под названием
«интермеццо» возможно ли «интерлюдия».
Именно танцевальная
интерлюдия превратилась в 17 в. в очень
популярную самостоятельную форму балетного
антре (т.е. «выхода»).
Самым же распространенным
придворным танцем эпохи являлся бас-данс
(фр. basse danse, ит. bassa danza – «низкий танец»),
его в эпоху Ренессанса называли королем
танцев. Это был эластичный беспрыжковый
танец в спокойном темпе. Одна из его форм
– павана – стала излюбленным танцем
16–17 вв. Павана соответствовала этикетному
поведению кавалеров и богатым, тяжелым
одеяниям дам; ее трудно-важный склад лафа
подходил к церемонии открытия придворного
бала. Позднее павана по контрасту чередовалась
с сильнее оживленными танцами – заведенным
порядком гальярдой.
Другим популярным
придворным танцем в течение долгого времени
был мориско (итал. «мавританский»); в период
посредь 1550 и 1650 мориско был непременным
атрибутом любого значительного придворного
празднества. Танец, проделывавшийся в
один и группами, возник из романтических
воспоминаний о временах господства мавров.
Исходная форма танца предусматривает
плохо ряда по шести танцоров в каждом,
вдобавок некоторые из них должны были
зачернять лица. Обычно танцоры надевали
маскарадные костюмы, привязывали на ноги
колокольчики и помахивали платками. Это
был мужеский танец, значившийся не столечко
из движений во всем телом, почем из взмахов
руками и ногами. Мориско сохранил свою
популярность в простонародье и до этих
пор иным часом исполняется в Испании
и на Британских островах (англ. morris dance).
Правила застолья
В эпоху Возрождения еще большее, чем прежде, значение приобретали не только кухня, но и само застолье: сервировка стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом, манеры, застольные развлечения, общение.
Столовая посуда обогатилась новыми предметами и стала значительно изящнее. Разнообразные судки объединялись под общим названием «нефы». Встречались судки в форме сундуков, башен, зданий. Они предназначались для пряностей, вин, столовых приборов. Генрих III Французский в один из таких нефов клан перчатки и веер, Сосуды для вина назывались «фонтаном», имели различную форму и обязательно краны внизу. Подставками для блюд служили треножники. Почетное место на столах занимали солонки и конфетницы из драгоценных металлов, камня, хрусталя, стекла, фаянса. В Венском художественно-историческом музее хранится знаменитая солонка, выполненная для Франциска I Бенвенуто Челлини.(рис.32)
Тарелки, блюда и сосуды для питья делались металлическими: у королей и знати — из серебра, позолоченного серебра, а иногда из золота. Увеличился спрос на оловянную посуду, которую научились обрабатывать и украшать не хуже золотой и серебряной. Но особенно важным изменением можно считать распространение с XV в. фаянсовой посуды, секрет изготовления которой открыли в итальянском городе Фаэнце. Больше стало посуды из стекла — одноцветного и цветного.
Нож по-прежнему оставался главным орудием за столом. Большими ножами нарезали мясо на общих блюдах, с которых каждый брал для себя кусок своим ножом или руками. И хотя в лучших домах подавали салфетки и почти после каждого блюда гостей и хозяев обносили посудой с ароматизированной водой для мытья рук, скатерти приходилось менять не один раз в течение обеда. Почтенная публика не стеснялась вытирать о них руки. Столовой ложкой стремились обеспечить уже каждого из сидящих за столом. Но случались дома, в которых ложек не хватало на всех — и гости или приносили ложку с собой, или как в старину твердую пищу брали руками, а в соус или похлебку погружали свой кусок хлеба. Вилка прижилась раньше всего у итальянцев.
Пользование вилками несколькими гостями при дворе французского короля Генриха II послужило предметом грубого высмеивания. Не лучше обстояло дело с бокалами и тарелками. Все еще бытовал обычай ставить одну тарелку для двух гостей. Но случалось, что суп продолжали черпать своей ложкой из супницы.
Банкеты. Интерьер по этому случаю специально оформлялся. Стены зала или лоджии увешивались тканями и гобеленами, богатым шитьем, цветами и лавровыми гирляндами, увитыми лентами. Гирляндами украшали стены и обрамляли семейные гербы.
В зале ставили три стола в форме буквы «П», оставляя в середине пространство, как для разносчиков блюд, так и для увеселений.
Гости рассаживались с внешней стороны стола — иногда попарно дамы с кавалерами, иногда отдельно. За главным столом располагались хозяин дома и высокие гости. В ожидании трапезы присутствовавшие пили легкое вино, закусывали его сухими фруктами, слушали музыку.
Главная идея, которую преследовали устроители пышных застолий, — показать великолепие, богатство семьи, ее власть. От банкета могла зависеть судьба предстоящего брака, имеющего цель объединить процветающие семьи, или судьба делового соглашения и т.п. Богатство и могущество демонстрировались не только перед, равными себе, но и перед простолюдинами. Для этого было как раз удобно устраивать пышные пиры в лоджии. Мелкий люд мог не только поглазеть на великолепие власть имущих, но и приобщиться к нему. Можно было послушать веселую музыку, потанцевать, принять участие в театральной постановке. Но самое главное — «на дармовщинку» выпить и закусить, ибо было принято раздавать бедным оставшуюся еду.
Времяпрепровождение за столом в компании становилось обычаем, широко распространившимся во всех слоях общества. Таверны, трактиры, постоялые дворы отвлекали посетителей о; монотонности домашней жизни.
Названные формы общения,
как бы они не отличались друг от
друга, свидетельствуют о том, что
общество преодолевало былую относительную
замкнутость и становилось
Театр эпохи возрождения
Театр эпохи Возрождения – одно из самых ярких и значительных явлений в истории всей мировой культуры; это мощный исток довольно театрального искусства – на все времена. Новый крупный театр родился из потребности возможно перелить молодую энергию в действо. И если задать себе вопрос, в какую сферу искусств было постоянно вылиться это действо, это безграничное море веселья, то ответ светёл: конечно, в сферу театра. Карнавальная игра, уже не могла оставаться на своей былой стадии стихийной самодеятельности и вошла в берега искусства, став творчеством, обогащённым и бесценным опытом древних и новых литератур.Я попытаюсь описать более театрального искусства абсолютно нового времени, проследить, как и где появился грандиозный крупный театр эпохи Возрождения.В Италии – впервые в Европе – на сцену поднялись актёры-профессионалы и поразили мир яркой, сильной игрой, рождающейся тут же, на глазах у зрителя, и чарующей своей волей, азартом, блеском и остроумием.Так в Италии было положено начало большому искусству нового времени. Произошло это в середине XVI века.Своей верхушки крупный театр Возрождения достиг в Англии. Теперь он воистину вобрал в себя все сферы жизни, проник в глубины бытия. Могучая когорта талантов потом поднималась будто из-под земли. И главным и великим чудом века был человек из Стратфорда, пришедший в Лондон, чтобы писать пьесы для крупного театра «Глобус». Громкое название и крупного театра оправдалось – в творениях Шекспира открылся мир: виднелись все исторические дали прожитого, выяснялись основные правды настоящего столетия и чудодейственно, сквозь пелену времени, проглядывали контуры грядущего.В величественную эпоху Ренессанса, в эпоху Данте, Леонардо и Микеланджело, маленький флаг, развевающийся над «Глобусом», возвестил о грандиозном свершении. Гений Шекспира слил всё ранее достигнутое в драме и на сцене. Теперь за два-три часа на шести-восьми весьма квадратных метрах можно было вновь узреть миры и эпохи.
Брачные обычаи в Эпоху Возрождения
Брачная церемония в эпоху
Возрождения была довольно простой.
Церковное венчание еще не было обязательным
для того, а чтобы брак считался
законным, достаточно было простого обещания,
договоренности. В это время брак
рассматривался больше как деловая
сделка, а не единение двух сердец или
религиозное действо. Поэтому большинство
обычаев проходило публично и
официально.Свадьба
Например, в Германии для заключения брака
было достаточно взаимного согласия жениха
и невесты, ни согласия родителей, ни брачного
контракта. После обряда публичного разделения
ложа, брак считался состоявшимся.
ОБРЯД ПУБЛИЧНОГО
РАЗДЕЛЕНИЯ ЛОЖА
Этот обряд был широко распространен как
в среде аристократии, так и у простолюдинов.
Жених привозил невесту с приданым к себе
домой, вносил двуспальную кровать, укладывал
невесту в постель в присутствии свидетелей,
ложился рядом и целовал ее. Так он символически
утверждал главную цель брака – появление
наследников.
Свадьба и в эпоху Возрождения была семейным
праздником, на который приглашали всех
родственников до седьмого колена, а праздновать
могли от нескольких дней до нескольких
недель. На свадьбе много ели, много пили
и шутили, причем все шутки носили грубый
эротический характер, но тогда это было
явлением привычным.
ЭРОТИЧЕСКИЕ ОБЫЧАИ
составляли основу свадьбы эпохи Возрождения.
Во время пира друг жениха мог залезть
под стол и попытаться снять одну из повязок
с ноги невесты, чтобы жених этого не заметил.
Невеста была в сговоре с похитителем
и всячески ему помогала сделать всё быстро
и незаметно. Если подвязка оказывалась
у друга, то жених должен был ее выкупить
вином. Изюминка обычая была в том, что
под столом похититель мог позволить себе
любую вольность в отношении невесты,
а она с улыбкой его прощала, в то время,
как жених ничего не знал.
Еще один такой обычай заключался в том,
что гости похищали невесту из толпы танцующих
и уводили в трактир, где пили за счет жениха,
который готов был платить за все угощения,
чтобы выкупить невесту. Но тут ему просто
деньгами откупиться не удавалось, похитители
обязательно требовали поцелуя невесты.
Самой популярной и самой необычной традицией
на свадьбах были танцы, которые заключались
в диких прыжках, в бешеном кружении и
вращении. Они полностью раскрепощали
танцоров иногда до наготы. Пляска была
самым излюбленным занятием на свадьбах
в эпоху Возрождения, наряду с играми,
песнями и хороводами, которые не проходили
без легкого эротизма или откровенного
сладострастия, но без них просто немыслим
дух самой эпохи Возрождения.
Информация о работе Основные особенности культуры эпохи Возрождения