Основы Конститиуционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе Россия превращается в демократическое правовое государство. Принятая в 1993 году Конституция при всех своих недостатках имела серьезнейшее достоинство – она закрепила этот прорыв в будущее, которое рождается уже сегодня. Наше будущее – в людях, которые не просто наделены многочисленными свободами, которые не просто слышали о своем праве на власть, но дорожат этим правом и умеют им пользоваться.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
I. Понятие и участники законодательного процесса………………………..5
II. Стадии законодательного процесса……………………………………….9
2.1.Подготовка проекта…………………………………………………….…9
2.2. Законодательная инициатива и порядок рассмотрения проекта федерального закона в Государственной Думе…………………………….11
2.3. Порядок одобрения закона в Совете Федерации………………………14
2.4. Рассмотрение законов в согласительной комиссии……………………20
2.5. Порядок подписания и опубликования федерального закона Президентом Российской Федерации………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая кпрф.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

I. Понятие и участники законодательного процесса………………………..5

II. Стадии законодательного процесса……………………………………….9

2.1.Подготовка проекта…………………………………………………….…9

2.2. Законодательная инициатива  и порядок рассмотрения проекта федерального закона в Государственной Думе…………………………….11

2.3. Порядок одобрения закона в Совете Федерации………………………14

2.4. Рассмотрение законов в  согласительной комиссии……………………20

2.5. Порядок подписания и опубликования  федерального закона Президентом Российской Федерации………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………27

Список использованной литературы………………………………….……28

Приложение……………………………………………………………..……30

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном  этапе Россия превращается в демократическое  правовое государство. Принятая в 1993 году Конституция при всех своих недостатках имела серьезнейшее достоинство – она закрепила этот прорыв в будущее, которое рождается уже сегодня. Наше будущее – в людях, которые не просто наделены многочисленными свободами, которые не просто слышали о своем праве на власть, но дорожат этим правом и умеют им пользоваться.

Россия стремится  стать правовым демократическим  государством. Это означает, что  государственная власть в любой  своей ипостаси должна контролироваться обществом и быть зависимой от него. Одним из путей к этому идеалу является принцип разделения властей, согласно которому у каждой ветви власти – свои собственные, четко определенные задачи и цели. Судебная власть отвечает за правосудие, исполнительная – за исполнение законов, а законодательная власть создает законы и представительствует.

Законодательная власть ответственна за то, насколько  полно она представляет общественные интересы, отражая их в соответствующих  законах страны. Закон обязателен для всех именно в силу того, что он является актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп. Но из общеобязательности законов вытекает и обратное: они должны соответствовать интересам общества, тем многочисленным и разнообразным чаяниям и потребностям, отстаивание которых становится целью разнообразных общественных объединений.

Таким образом, законодательный процесс в Российской Федерации напрямую затрагиваем  интересы каждого гражданина нашей  страны.

Актуальность  выбранной темы, на мой взгляд, состоит в том, что законодательный процесс является одной из самых главных государственных задач, состоящей в повышении качества законотворчества как на федеральном, так и на региональном уровнях. Главное в законодательной деятельности – поиск и формулирование компромиссных решений, снижающих уровень общественных противоречий и обеспечивающих классовый мир, с одной стороны, а с другой – позволяющих органам исполнительной власти в рамках действующего законодательства принимать достаточно эффективные управленческие решения.

 Цель курсовой работы - исследовать особенности законодательного процесса в Российской Федерации определив его этапы.

В рамках указанной  цели были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие законодательного процесса, определить его участников;
  2. Проанализировать стадии законодательного процесса;

         Объектом данного исследования являются общественные отношения, затрагивающие процесс законотворчества в РФ.

 

I. ПОНЯТИЕ И УЧАСТНИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому Конституция РФ и Регламенты палат детально регламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ.

С общепринятой точки зрения Конституция РФ содержит неточное понимание «принятия» федеральных законов. Она устанавливает, что эти законы принимаются Государственной Думой (ч. 1, ст. 105), создавая тем самым впечатление, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубликует его, законопроект становится законом, т. е. может считаться принятым. Однако такое понимание процесса перерастания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользоваться закрепленной в Конституции терминологией.

Конституционный Суд РФ в одном из своих решений  внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что понятие «принятый федеральный закон», содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.

В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

 — законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,

  • рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,
  • рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой,
  • рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,
  • повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,
  • повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,

— повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ,

— подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Разумеется, некоторые  из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.

Так, повторное рассмотрение закона в Государственной Думе возможно только в случае неодобрения этого закона Советом Федерации или отклонения Президентом РФ, то же самое - в отношении повторного рассмотрения закона в Совете Федерации и создания двухпалатной согласительной комиссии. Однако Конституция РФ и Регламенты палат предусматривают для каждого такого случая порядок, составляющий самостоятельную стадию законодательного процесса. В соответствии с Конституцией РФ особый порядок предусмотрен для одобрения в обеих палатах федеральных конституционных законов (эти законы соответствующим большинством одобряются двумя палатами и после этого подлежат подписанию Президентом и обнародованию, т. е. без возможности вето Президента).

В последнее  время Федеральное Собрание Российской Федерации уделяет большое внимание юридической форме принимаемых законодательных актов, их простоте, точности и компактности. Более четко и единообразно оформляется структура законов, упрощается стиль изложения нормативных предписаний, упорядочивается терминология. Наблюдается тенденция принятия новой редакции законов, не отвечающих изменившимся условиям, вместо неоднократного внесения в них многочисленных изменений и дополнений.

Вместе с  тем коренные изменения, происходящие в обществе, предъявляют повышенные требования к законодательной технике. Не секрет, что эффективность действия поспешно разработанных и принятых нормативных актов без строгого соблюдения юридической формы намного снижается, и более того - они способны приводить к существенным противоречиям всей системы российского законодательства, его отставанию от веления времени, к коллизиям правовых норм.

Требования  к законодательной технике своеобразно сформулировал еще Петр I: «Все прожекты зело исправны должны быть, дабы казну изрядно не разорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты будет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю - в назидание потомкам». Надо думать, подобные меры возымели бы свое действие и на нынешних чиновников, занимающихся правотворчеством.

Анализируя  качество принятых за последнее время федеральных законов, В.В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. указал на то, что позитивные результаты в законотворчестве не могут оправдать принятия законов, часто противоречащих друг другу. Одни законы, будучи принятыми, не исполняются. Другие же постоянно подвергаются изменениям, иной раз, даже не вступив в силу.

А.С. Пиголкин определяет законодательную технику как систему «основанных на практике правотворчества и теоретически осмысленных принципов и правил (приемов) оформления наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний мысли законодателя, доступность и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, внутреннюю согласованность и непротиворечивость системы законодательства»1.

В законодательном  процессе участвуют Президент Российской Федерации, Совет Федерации и другие субъекты права законодательной инициативы, Государственная Дума. В этом процессе участвуют также полномочные и официальные представители Президента в Государственной Думе и Совете Федерации, представители Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, представители федеральных министерств (статс-секретарь в ранге заместителя министра), работники Администрации Президента Российской Федерации, аппаратов Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания, ученые, эксперты.

 

II. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Подготовка  проекта

Первый этап правотворчества — предварительное  формирование государственной воли (подготовка проекта). Этот этап начинается с принятия решения о подготовке проекта и находит воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения Правительству РФ либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента РФ, Правительства РФ, других органов и лиц, обладающих правом законодательной инициативы.

До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в нормативном регулировании  соответствующей сферы общественных отношений. Прежде всего, определяется, каково фактическое состояние той  области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы), к которой относится предлагаемый акт, суть вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования.

Проекты нормативных  актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.

На данном этапе  осуществляется сбор информации о действующем законодательстве по теме проекта, анализируется его состояние, практика применения.

Анализ состояния  законодательства по проблемам, относящимся  к теме проекта, помогает ответить на вопрос, можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, экологические и другие, а также возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, доходы, издержки и т.п.

На начальной  стадии работы над проектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение  поставленных задач, достижение требуемых  результатов, а также устранение недостатков действующего по данному вопросу законодательства. Для законопроекта и проекта другого важного акта в ряде случаев необходима разработка его научной концепции.

Следующая стадия — подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов.

В подготовке проектов обязательно участие юридических  подразделений органов и организаций, разрабатывающих проект. Это обеспечивает высокую юридическую культуру проекта, правильное его оформление и соблюдение правил законодательной техники, стыковку с действующим регулированием по теме проекта.

Все законопроекты  обычно предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии.

Подготовленные  проекты подвергаются всесторонней правовой, финансовой, экологической  и иной специализированной экспертизе, призванной способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.

Информация о работе Основы Конститиуционного права