Основы Конститиуционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе Россия превращается в демократическое правовое государство. Принятая в 1993 году Конституция при всех своих недостатках имела серьезнейшее достоинство – она закрепила этот прорыв в будущее, которое рождается уже сегодня. Наше будущее – в людях, которые не просто наделены многочисленными свободами, которые не просто слышали о своем праве на власть, но дорожат этим правом и умеют им пользоваться.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
I. Понятие и участники законодательного процесса………………………..5
II. Стадии законодательного процесса……………………………………….9
2.1.Подготовка проекта…………………………………………………….…9
2.2. Законодательная инициатива и порядок рассмотрения проекта федерального закона в Государственной Думе…………………………….11
2.3. Порядок одобрения закона в Совете Федерации………………………14
2.4. Рассмотрение законов в согласительной комиссии……………………20
2.5. Порядок подписания и опубликования федерального закона Президентом Российской Федерации………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая кпрф.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Федеральный конституционный  закон считается принятым, если он одобрен большинством, не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.7

Одобренный  Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления в пятидневный срок направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации и не рассмотренный палатой в четырнадцатидневный срок, на пятнадцатый день со дня поступления его из Государственной Думы направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации  палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.8

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон  считается принятым, если при повторном  голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.9

Если при  повторном рассмотрении Государственной  Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная  Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, соответствующий комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении закона без обсуждения. Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации, либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

2.4. Рассмотрение законов в согласительной комиссии

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, создается согласительная комиссия. Комиссия может быть создана как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Она образуется на паритетных началах из представителей двух палат. Члены согласительной комиссии и ее сопредседатели от каждой палаты избираются палатами, и образуют их депутации в комиссии.

Согласительная  комиссия рассматривает лишь те положения  закона, по которым возникли разногласия  между Советом Федерации и  Государственной Думой, стремясь выработать согласованные предложения в  виде единого текста соответствующих  положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей рассматриваемого закона. Решения согласительной комиссии принимаются путем раздельного голосования представителей Совета Федерации и Государственной Думы. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации. Если согласительная комиссия добивается преодоления возникших разногласий, то решение об этом вносится на рассмотрение Государственной Думы. Если Дума после отклонения одного или нескольких  предложений согласительной комиссии предложит Совету Федерации продолжить ее работу, Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии, либо отказаться от участия в ее работе. Если согласительная комиссия приходит к выводу о невозможности преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии, закон передается на рассмотрение Совета Федерации и Государственной Думы.

В таких случаях  Совет Федерации вправе отменить свое постановление об отклонении принятого  Государственной Думой федерального закона и одобрить его в ранее принятой редакции, изменить предложения по редакции отдельных положений, разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей, изменить состав депутации в согласительной комиссии, отказаться от участия в работе согласительной комиссии.

Постановление о принятом решении не позднее  чем через пять дней направляется в Государственную Думу.

Может возникнуть ситуация, когда Государственная  Дума не соглашается с созданием  согласительной комиссии либо отвергает  внесенные ею поправки. В этом случае Государственная Дума повторно рассматривает закон в прежней редакции, и он считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Тем самым преодолевается вето Совета Федерации, и закон направляется Президенту для подписания и обнародования.

2.5. Порядок подписания и опубликования федерального закона Президентом РФ

Принятый Государственной  Думой и Советом Федерации  закон вместе с постановлением Совета Федерации в 5-дневный срок направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.10

Принятый Государственной  Думой федеральный закон может  не рассматриваться Советом Федерации  в течение 14-ти дней (кроме обязательного  рассмотрения в соответствии со ст. 106), и на 15-й день со дня поступления федерального закона направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, о чем уведомляется Государственная Дума.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Однако Президент обладает правом отлагательного вето, т.е. он может не подписать закон, в чем проявляется система «сдержек и противовесов» в разделении власти. Возвращенный в Государственную Думу закон подлежит повторному рассмотрению. При этом Государственная Дума может согласиться с замечаниями Президента, а может и не согласиться11. Для преодоления вето Президента необходимо 2/3 голосов в Государственной Думе (300 депутатов) и 2/3 голосов в Совете Федерации (120 членов Совета Федерации). Таким образом, если закон при повторном рассмотрении будет одобрен Государственной Думой и Советом Федерации в ранее принятой редакции, то он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 7 дней и обнародованию12.

На принятый федеральный конституционный закон  правом вето Президент не обладает, так как он одобряется не менее  чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (132 голоса) и не менее чем 2/3 голосов депутатов Государственной Думы (300 голосов), а это количество голосов, которое требуется для преодоления «вето» Президента.13

Принятый федеральный  конституционный закон в течение 14-ти дней подлежит подписанию Президентом  Российской Федерации и обнародованию14.

Обнародование означает сообщение в средствах  массовой информации о подписании закона и его содержании, а также его  официальное опубликование.

Следует иметь  в виду, что в Конституции имеется  определенный пробел в части обязательности подписания Президентом федерального конституционного закона. В 1997 г. принятый в июне федеральный конституционный закон Президентом Б.Н. Ельциным не подписывался в течение 6-ти месяцев без каких-либо объяснений. Очевидно, что ст. 108 Конституции РФ следует дополнить нормой об обнародовании и введении в действие такого закона Советом Федерации или Государственной Думой по истечении 14-дневного срока в случае, если Президент его не подпишет.15

Обязательность  опубликования законов — одно из важнейших конституционных требований. Статья 15 часть 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную  регистрацию в Министерстве юстиции  Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Они вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Процедура опубликования  регулируется Федеральным законом  «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»16. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, федерального конституционного закона — день одобрения его палатами в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Закон должен быть опубликован в течение 7 дней после дня его подписания в порядке, установленном Конституцией. Акты палат публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Законы и акты палат вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами не указан другой порядок. Источники официального опубликования — «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Парламентская газета».

Порядок опубликования  и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации и нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти установлен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.

Акты Президента и Правительства официально публикуются  в «Российской газете» или  «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после  их подписания.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства  Российской Федерации, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие  правовой статус федеральных органов  исполнительной власти, вступают в  силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования и регулируются в разделе III Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. и в части второй Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 февраля 1996 г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем итог нашего исследования.

Участниками законодательного процесса являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации и другие субъекты права законодательной инициативы, Государственная Дума. В этом процессе участвуют также полномочные и официальные представители Президента в Государственной Думе и Совете Федерации, представители Правительства Российской Федерации в палатах Федерального Собрания, представители федеральных министерств (статс-секретарь в ранге заместителя министра), работники Администрации Президента Российской Федерации, аппаратов Правительства Российской Федерации и палат Федерального Собрания, ученые, эксперты.

Принятие закона состоит из нескольких последовательно  следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

В Российской Федерации  законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

  1. законодательная инициатива и предварительное рассмотрение,
  2. рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой,
  3. рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой,
  4. рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий,
  5. повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации,
  6. повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ,
  7. повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ,
  8. подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Разумеется, некоторые  из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ.- М.: Омега-Л, 2012.
  2. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 21.10.2011) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят ГД ФС РФ 25.05.1994).
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 N 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации».
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 N 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации».

Публикации  в периодических изданиях:

  1. Звягин Ю. Г. Право безотлагательного вето Президента - на весах конституционного правосудия. Заметки с заседания Суда //Российское право. - 1998. - N 6.
  2. Колюшин Е. И. Скрытые полномочия или присвоение власти?

// Российское право. - 1998. - N 7.

  1. Нуянзин А.Н. О праве Президента РФ возвращать принятые федеральные законы. //  Российское право.-  2001.- № 10.

Книги и монографии:

  1. Дорохов Н.И., Чихладзе Л.Т. Конституционное (государственное) право России. Часть 2.- М., 2009.
  2. Минюк Н.В. Законотворчество как форма выражения правовой политики.- М.: Гос. и право, 2007.
  3. Окуньков Л.А. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.- М.: Издательство, 2007.
  4. Пиголкин А.С. Законотворчество в Российской Федерации. - М., 2011

Интернет-источники:

  1. http://www.gduma.ru/parlamentarizm_3.htm – статья с официального сайта Государственной Думы РФ «Парламентаризм: теория и практика»
  2. http://www.vedomosti.ru/glossary/ - Экономический онлайн словарь ВЕДОМОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Пиголкин А.С. Законотворчество в Российской Федерации: Научно-практическое и методическое пособие. - М., 2000. - С.241.

Информация о работе Основы Конститиуционного права