Основы саморегуляции и самоконтроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Элементы самоконтроля присутствуют во всех психических процессах, состояниях, свойствах человека. Многообразие механизмов самоконтроля подчинено иерархическому принципу организации, в соответствии с которым они представлены на различных уровнях функционирования психики: от протекания отдельных познавательных процессов до выбора мотивов поведения.

Файлы: 1 файл

кут тема 3.docx

— 32.44 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Основы саморегуляции и контроля за вниманием в процессе умственного труда. Понятия «саморегуляция» и «самоконтроль». Компоненты процесса саморегуляции и их физиологическая основа. Роль внимания в процессах саморегуляции.

знания человека

Самоконтроль относится  к числу обязательных признаков  сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного  психического отражения человеком  своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. Элементы самоконтроля присутствуют во всех психических  процессах, состояниях, свойствах человека. Многообразие механизмов самоконтроля подчинено иерархическому принципу организации, в соответствии с которым  они представлены на различных уровнях  функционирования психики: от протекания отдельных познавательных процессов  до выбора мотивов поведения. Обобщая, можно сказать, что самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Самовоспитание и самосовершенствование личности, обучение и профессиональная деятельность, поведение в обществе предполагают непременную вовлеченность в  них самоконтроля. Несформированность самоконтроля, неумение и нежелание им воспользоваться, пренебрежение его результатами – все это неминуемо влечет за собой негативные последствия (профессиональные неудачи, асоциальное поведение, распад личности).

 

q ^ Роль самоконтроля в нравственном развитии личности

В общественной жизни человека самоконтроль играет огромную роль, регулируя  процессы нравственного (морального) поведения. Этот вид самоконтроля особенно часто  упоминается в широкой, в том  числе и специальной, психологической  литературе и больше известен как  понятие совести. Контролирующую сущность этой этической категории подчеркивают многие авторы. Невыраженность или отсутствие адекватных социальному окружению механизмов нравственного самоконтроля нарушает гармоничность личности, способствует ее душевному разладу. Человек может годами жить с больной совестью, но так и не решиться снять с себя груз переживаемой вины. Иногда человек идет на сделку с совестью, пытается заглушить чувство стыда путем самооправдания (рационализации) своих неблаговидных поступков. Наконец, выраженность некоторых черт характера (таких, например, как угодничество, лицемерие, приспособленчество, трусость) исключает или по крайней мере делает маловероятным поведение человека по велению совести. Деформация нравственного самоконтроля снимает барьер на пути к социально опасному, противоправному действию.

 

2. Сущность и основные  уровни 

психической саморегуляции

 

Внушить человеку человек  может все что угодно, в том  числе и любовь к жизни.

 Д. Льюис

 

q ^ Понятие «саморегуляция» в психологической науке

В современных психологических  исследованиях понятие «саморегуляция» и родственные понятия – самоуправление, самоорганизация, самообучение, самопрограммирование и др. – трактуются по-разному.

Широкий диапазон различий объясняется прежде всего разной степенью общности процессов, которые описываются этими понятиями. Среди основных подходов к сущности саморегуляции выделяются несколько.

Саморегуляция - это:

 

особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;

 

управление человеком  своими эмоциями, чувствами и переживаниями;

 

целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;

 

целенаправленный сознательный выбор характера и способа  действий;

 

«внутренняя» регуляция  поведенческой активности человека;

 

взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении  и деятельности индивида, и т.д.

 

Многозначность термина  «саморегуляция» обусловлена, с одной стороны, многоуровневым строением, множеством аспектов изучения, с другой стороны – двойственным значением корня «само» (указывающего на активность человека, способность совершать сознательные «произвольные» действия и на то, что процессы могут протекать как бы «сами собой», спонтанно).

В современных исследованиях  выделяют более тридцати видов и  уровней саморегуляции, являющихся объектом анализа и изучения: социальная, биологическая, физиологическая, нейрофизиологическая, психологическая, психотическая, произвольная и непроизвольная, сознательная и несознательная, прямая и опосредованная, внешняя и внутренняя, волевая, побудительная, исполнительная, познавательная, личностная, мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, установочная, рефлексивная, скрытая, жесткая и гибкая, индивидуальная и др.

Критерии, по которым выделяются те или иные виды реализации весьма разнообразны - как по степени общности описываемых процессов, так и  по их отличительному признаку. Так, социальная, биологическая, нейрофизиологическая, психологическая - как виды регуляции - выделены в соответствии с уровнем проводимого анализа: человек в системе общественных отношений, человек как биологический организм, нервные механизмы регуляции, регуляция посредством психических образов. Непроизвольная/произвольная, неосознаваемая/осознаваемая, рефлексивная – выделены по участию и роли сознания и самосознания в процессах регуляции, внешняя и внутренняя – по характеру средств и факторов регуляции. Индивидуальная, субъективная, личностная, побудительная, мотивационная – виды регуляции, описывающие роль личности и ее отдельных проявлений в регуляции деятельности. Познавательная, интеллектуальная, эмоциональная – описывают механизмы регуляции преимущественно на уровне того или иного психического процесса.

Термин «саморегуляция» используется, с одной стороны, для характеристики функций человека как субъекта деятельности; с другой – применительно к анализу работы мозга (когда мозг рассматривается как саморегулирующаяся система).

Не вдаваясь в более  углубленный анализ исследований по проблеме саморегуляции, отметим, что с практической, прикладной точки зрения важно уяснить:

 

во-первых, саморегуляция - это процесс воздействия на собственное физиологическое и нервно-психологическое состояние;

 

во-вторых, саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами и переживаниями, и как следствие – поведением;

 

в-третьих, способность к  самоуправлению не дается от рождения, а вырабатывается при жизни, т.е. поддается формированию и совершенствованию.

 

2.1. Уровни саморегуляции психической активности

 

Скупой платит дважды, а  невежда всю жизнь.

 А. Ромен

 

В современной психологической  науке существует множество подходов к классификации уровней психической  саморегуляции. Сошлемся на опыт известного отечественного психофизиолога Л.П. Гримака* и рассмотрим следующие уровни саморегуляции психической активности человека: 1) информационно-энергетический; 2) эмоционально-волевой; 3) мотивационный; 4) индивидуально-личностный.

 

* Подробнее о содержании  основных уровней саморегуляции см. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989; Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.

 

2.1.1. Информационно-энергетический  уровень саморегуляции

 

Жить – значит не только меняться, но и оставаться собой.

П. Леру

 

Данный уровень регуляции  обеспечивает необходимую степень  энергетической мобилизации физиологических  систем для оптимального функционирования психики. Нормальная деятельность человека без регуляции энергетического  обеспечения психических функций, поддержания их определенного тонуса практически невозможна. Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и ее соответствующим энергетическим обеспечением. Так, чрезмерная психическая  активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные и физиологические реакции внутренних органов. И наоборот, недостаток психической  активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное  или общее напряжение скелетных  мышц, которые вырабатывают большое  количество нервных импульсов, поступающих  в головной мозг, и тем самым  повышают уровень его бодрствования.

 

q ^ Основные показатели психической активности

Для характеристики психического тонуса человека в каждый текущий  момент известный американский психофизиолог Г. Фримен рекомендовал учитывать следующие показатели: 1) показатель пробуждения (arousal index), отражающий количество энергии, мобилизованной в организме в ответ на воздействующий стимул; 2) показатель разряда (discharge index), соответствующий количеству энергии, истраченной организмом на ответную реакцию; 3) показатель восстановления (recovery quotient), представляющий собой соотношение двух предыдущих показателей и указывающий на скорость восстановления энергии в организме.

 

q ^ Основные типы психической саморегуляции

на информационно-энергетическом уровне

Выявлено три основных типа саморегуляции на информационно-энергетическом уровне: 1) реакция «отреагирования», 2) катарсис, 3) ритуальные действия. Рассмотрим их более подробно.

 

Реакция «отреагирования»

· Общность реакции «отреагирования». Она заключается в усилении двигательной или психической активности. Человек в таком состоянии буквально «не находит себе места», беспрестанно двигается, ходит, стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком. В основе такой реакции лежит механизм установления соответствия, определенного соотношения между активностью задержанной, т.е. циркулирующей в мозге, и активностью, выходящей из мозга. Если соотношение между задержанной импульсацией и импульсацией, «выходящей» из мозга, отклоняется в сторону задержки, то возрастающее напряжение так называемого уровня бодрствования уменьшает приток внешней информации в центральную нервную систему и тем самым предотвращает перевозбуждение организма.

· Своевременное переключение нервной активности – важнейшая  функция мозга. Своевременное цикличное  переключение нервной активности –  необходимое условие для нормального  осуществления всех основных функций  мозга. Этот процесс обеспечивает образование  кратковременной и оперативной  памяти, отсчет времени и т.п. Другими  словами, циркулирующая, то есть задержанная  в мозге, активность обеспечивает непрерывную  психическую деятельность организма  в целом.

Однако при сильном  и внезапном воздействии в  головном мозге развивается настолько  высокая активность, что она не может быть срочно уравновешена в  собственных системах и потому большая  ее часть переключается на внешние  двигательные и речевые реакции, то есть двигательное «отреагирование» носит охранительный характер. Человек, конечно, способен волевым усилием ослабить или подавить двигательные реакции, но для образования нервных «тормозов» в этих случаях просто не хватает времени. Если же такие «тормоза» выработаны заранее, то даже очень сильный и внезапный раздражитель может и не вызвать такой бурной реакции. Например, сильное болевое или резкое звуковое воздействие способно вызвать чрезвычайно сильную двигательную реакцию человека. Своевременное предупреждение о таком воздействии нередко полностью снимает остроту подобной реакции.

· Причины навязчивых состояний. Довольно часто, воспринимая внезапные  и сильные эмоциональные раздражители отрицательного характера, человек  по тем или иным причинам должен затормаживать естественные двигательные и голосовые компоненты ответных реакций. Избыток нервной активности головного мозга в результате действия механизма компенсации  направляется к внутренним системам организма и вызывает их сильное  напряжение, проявляющееся в повышении  кровяного давления, учащении сердцебиения, дыхания и т.п. Кроме того, неполноценное  отреагирование на отрицательные воздействия нередко вызывает застойное психическое напряжение. Человек не может отделаться от мысли о пережитом, эмоциональная ситуация вновь и вновь возникает перед его мысленным взором, усиливая психическое напряжение, рождая всевозможные варианты ответов на отрицательное воздействие. Нормальная ситуация «общения в памяти» переходит в принципиально иную по характеру, так называемую навязчивую ситуацию, навязчивое состояние.

Своеобразным способом регуляции  многих тяжелых состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию. Психологическая  природа этого эффекта, который  переживается как «очищение», «возрождение»  и т.п., еще до конца не понята. Тем не менее, его практическое использование  в повседневной жизни достигло весьма широкого распространения.

 

Катарсис как разновидность  психологической саморегуляции

 

Катарсис – (от греч. katharsis – очищение) психическое явление, известно еще со времен античности.

· История термина «катарсис» вкратце такова. Пифагор и его  последователи рассматривали эстетические переживания при слушании музыки как средство для очищения души. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнем. Платон выдвинул учение о катарсисе как освобождении души от тела, от страстей или наслаждений. Аристотель отметил воспитательное и очистительное значение искусства. Благодаря искусству, считал он, люди получают облегчение и очищаются  от напряжения своих страстей. Так, определяя, например, сущность трагедии, Аристотель писал: «Трагедия есть подражание действия важному и законченному, имеющему определенный объем, производимое речью, услышанной по-разному в различных ее частях, производимое в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей». (Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 651).

· Вклад Л.С. Выготского в разработку теории катарсиса. Значительный вклад в разработку психологических основ катарсиса как эстетической реакции внес выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, заложив фундаментальную основу для дальнейшего исследования этого явления, в том числе и в сфере психологии активности. «Мы, - писал Л.С. Выготский, - все же полагаем, что никакой другой термин из употребляющихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращаются в противоположные и что эстетическая реакция как таковая, в сущности, сводится к такому катарсису, то есть сложному превращению чувств... В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции». (Л.С. Выготский, 1968).

Информация о работе Основы саморегуляции и самоконтроля