Основы управления интлектуальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курса «Основы управления интеллектуальной собственностью» является формирование у студентов базовых представлений об интеллектуальной собственности.
Задачами курса является изучение основных положений, связанных с правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности в экономике, таких как:
- основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;
- принципы предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности в Республике Беларусь и за рубежом;
- способы введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот и распоряжения правами на эти объекты;
- основы экономики интеллектуальной собственности;

Содержание работы

Введение
Тема 1. Введение в интеллектуальную собственность
1. Определение интеллектуальной собственности.
2. Система объектов интеллектуальной собственности.
3. Роль интеллектуальной собственности в развитии общества
Тема 2. Авторское право и смежные права
1. Авторское право
1.1. Понятие и признаки произведения.
1.2. Произведения, охраняемые авторским правом.
1.3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права.
1.4. Авторы произведений. Соавторство.
1.5. Служебные произведения.
1.6. Содержание авторского права.
1.6.1. Личные неимущественные авторские права.
1.6.2. Имущественные авторские права.
1.7. Срок охраны авторского права.
2. Смежные права
2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания.
2.2. Смежное право исполнителей.
2.3. Смежное право производителей фонограмм.
2.4. Смежное право организаций вещания.
Тема 3. Право промышленной собственности
I. Патентное право
1. Объекты патентного права.
1.1. Понятие изобретения. Объекты изобретения. Условия патентоспособности изобретения.
1.2. Полезные модели. Понятие и условия патентоспособности.
1.3. Промышленные образцы. Понятие и условия патентоспособности.
1.4. Сорта растений. Понятие и условия патентоспособности.
1.5. Топологии интегральных микросхем. Понятие и условия предоставления охраны.
2. Субъекты патентного права
2.1. Авторы объектов промышленной собственности.
2. 2. Патентообладатели.
2. 3. Служебные объекты промышленной собственности.
2.3.1. Основания признания объектов промышленной собственности служебными.
2.3.2. Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты промышленной собственности.
2.3.3. Право авторов служебных объектов промышленной собственности на вознаграждение.
3. Патентование объектов промышленной собственности.
3.1. Патент и его функции.
3.2. Понятие и виды приоритета.
3.3. Содержание прав патентообладателей.
3.4. Системы патентования.
3.5. Процедура выдачи патентов.
3.6. Право преждепользования и право послепользования.
3.7. Прекращение действия патента.
II. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ и услуг
1. Правовая охрана фирменных наименований.
2. Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания.
2.1. Понятие и функции товарного знака.
2.2. Виды товарных знаков.
2.3. Порядок регистрации товарного знака. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака.
2.4. Содержание права на товарный знак.
2.5. Прекращение охраны товарного знака.
3. Географические указания.
3.1. Использование географических указаний для индивидуализации товаров.
3.2. Наименование места происхождения товара.
3.3. Указание происхождения товара.
III. Правовая охрана нераскрытой информации.
1. Понятие нераскрытой информации и условия ее охраны.
2. Правовая охрана секретов производства (ноу-хау).
Тема 4. Патентная информация и патентные исследования
1. Патентная информация. Состав патентной информации.
2. Официальные издания патентного органа.
3. Электронные патентно-информационные ресурсы и базы данных.
4. Международные классификации.
5. Патентные исследования.
Тема 5. Использование объектов интеллектуальной собственности
1. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности
1. Оценка рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности. Методы оценки.
2. Использование объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов.
2. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности
2.1. Формы распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности
2.2. Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности.
2.3. Лицензионный договор.
2.4. Авторский договор.
Тема 6. Рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности. Защита прав Интеллектуальной собственности.
1. Досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности
2. Судебное рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
3. Гражданско-правовая защита прав интеллектуальной собственности.
4. Административная и уголовная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности.
Тема 7. Инфраструктура интеллектуальной собственности
1. Система государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь. Национальный центр интеллектуальной собственности.
2. Патентные поверенные.
3. Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами
Тема 8. Международная охрана интеллектуальной собственности
1. Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности в осуществлении международного сотрудничества государств в сфере охраны интеллектуальной собственности.
2. Международные соглашения в области охраны авторских и смежных прав.
2.1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
2.2. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
2.3. Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.
3. Международные соглашения в области охраны прав промышленной собственности.
3.1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
3.2. Договор о патентной кооперации.
3.3. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
4. Региональные патентные системы.

Файлы: 1 файл

основы управления интлектуальной собственностью.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Использованием географического  указания согласно ст. 13 Закона считается  применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, а  также иным образом в связи с введением товара в гражданский оборот. Таким образом, нарушителем права на географическое указание будет лицо, незаконно осуществляющее вышеперечисленные действия. Кроме того, не допускаются использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "вид", «род», «тип», «стиль», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

Определенные особенности  имеет защита нераскрытой информации. Согласно ст. 1011 ГК лицо, без законных оснований получившее или распространившее нераскрытую информацию либо использующую ее, обязано возместить тому, кто ею правомерно обладает, убытки, причиненные незаконным использованием. В данном случае убытки должны определяться в соответствии с правилами ст. 14 ГК: обладатель нераскрытой информации может либо обосновать размер своей упущенной выгоды либо требовать взыскать ее в размере, не меньшем чем полученный нарушителем доход.

Следует обратить внимание на то, что в отношении нераскрытой информации законодатель использует понятие «добросовестный приобретатель»; если приобретатель информации не знал и не должен был знать о том, что предоставившее информацию лицо не имело право ее распространять, правомерный обладатель нераскрытой информации вправе потребовать от приобретателя возмещения убытков только за использование информации, имевшее место после того, как пользователь узнал о незаконном характере ее использования.

4. Административная  и уголовная ответственность  за нарушения прав интеллектуальной собственности

Наряду с возможностью обладателей авторских и смежных  прав, прав на объекты промышленной собственности использовать гражданско-правовые способы защиты, действующее законодательство Республики Беларусь предусматривает меры административной и уголовной ответственности в отношении лиц, нарушающих права интеллектуальной собственности.

Статья 9.21. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  устанавливает ответственность  в виде штрафа на виновное лицо за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы. При этом размеры штрафов дифференцируются в зависимости от того, кто совершил правонарушение – физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Статья 201 Уголовного кодекса  Республики Беларусь устанавливает  ответственность за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав. Данная статья предусматривает несколько составов преступления. Первый относится к присвоению авторства либо принуждение к соавторства. Второй состав включает незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере. В качестве наказания предусматривается штраф, ограничение свободы и лишение свободы.

Тема 7. Инфраструктура интеллектуальной собственности 

1. Система государственного  управления интеллектуальной собственностью  в Республике Беларусь. Национальный  центр интеллектуальной собственности. 

Действующую в Республике Беларусь систему государственного управления интеллектуальной собственностью можно представить следующей схемой:

 

Рис. 4.  Система государственного управления интеллектуальной собственностью

              в Республике Беларусь

Комиссия по обеспечению охраны прав и противодействию  нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров  Республики Беларусь является постоянно действующим, координационным органом, обеспечивающим взаимодействие министерств, других республиканских органов государственного управления, государственных и иных организаций в целях реализации единой государственной политики в области охраны прав и противодействия нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.

Комиссия действует  на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2003 г. № 403. В соответствии с Положением основными задачами Комиссии являются разработка предложений по совершенствованию законодательства об интеллектуальной собственности, по развитию международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности, а также разработка мер по противодействию незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности.

Государственный комитет по науке и технологиям  Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования и управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.

Национальный  центр интеллектуальной собственности является государственным учреждением, подчиненным Государственному комитету по науке и технологиям Республики Беларусь. Основной задачей Национального центра интеллектуальной собственности является выполнение функций патентного органа: выдача патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, регистрация топологий интегральных микросхем, товарных знаков и наименований мест происхождения товаров.

Кроме того, на центр возложены  задачи по обеспечению коллективного  управления имущественными авторскими и смежными правами, осуществлению  информационной и издательской деятельности в области охраны прав на объекты  интеллектуальной собственности, организация подготовки (переподготовки) и повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности, а также осуществлению международного сотрудничества, обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.

2. Патентные  поверенные. 

Патентным поверенным является гражданин Республики Беларусь, которому в соответствии с законодательством  предоставлено право на представительство  физических и юридических лиц перед патентным органом в вопросах получения правовой охраны объектам промышленной собственности.


Основной задачей патентного поверенного является оказание квалифицированной  помощи лицам, желающим получить правовую охрану объектам промышленной собственности.

Патентный поверенные выполняет  следующие функции:

- дает консультации  по вопросам правовой охраны  изобретений, полезных моделей,  промышленных образцов, товарных  знаков, сортов растений, топологий  интегральных микросхем и других  объектов охраны промышленной собственности

- выполняет поручения  доверителей и оказывает практическую  помощь в оформлении заявок  на получение охранных документов  на объекты промышленной собственности;

- дает консультации  и представляет доверителей при  реализации права распоряжения охраняемыми объектами промышленной собственности, в том числе при заключении лицензионных договоров, а также при передаче неохраняемых технических достижений;

- представляет доверителей  в Национальном центре интеллектуальной  собственности, судах и других органах, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов;

- дает консультации  по вопросам оспаривания охранных  документов на объекты промышленной  собственности, выданных третьим  лицам, а также осуществляет  другие виды консультационной  деятельности и представительство в области промышленной собственности.

Аттестация и регистрация  патентных поверенных осуществляется Национальным центром интеллектуальной собственности.

3. Коллективное  управление имущественными авторскими  и смежными правами. 

Коллективное управление - это осуществление авторского права и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени правообладателей.


Термин «управление на коллективной основе» заимствован из зарубежной практики. Система управления имущественными авторскими и смежными правами называется «коллективной», поскольку управление осуществляется одновременно правами большого количества правообладателей.

Необходимость создания специализированных организаций, управляющих имущественными авторскими и смежными правами, обусловлена тем, что в ряде случаев автор и лицо, использующее его произведение, не могут заключать договор на право использования произведения в индивидуальном порядке. Такими сферами, в которых пользователи одновременно используют большое количество охраняемых авторским правом произведений являются телевидение и радиовещание, театральная и концертная деятельность, публичное исполнение произведений на дискотеках и т.п.

Решением проблемы является создание специализированных организаций, представляющих интересы авторов, исполнителей, иных обладателей авторского права и смежных прав в отношениях с лицами, использующими их произведения, исполнения и фонограммы. Деятельность по управлению авторскими и смежными правами базируется на общих принципах, поэтому сказанное в отношении управления  правами авторов применимо также в отношении управления правами исполнителей и производителей фонограмм.

Деятельность организаций по коллективному  управлению состоит в том, что  они заключают с авторами или  иными обладателями авторских прав договоры, по которым принимают на себя обязательства управлять их правами; от своего имени заключают договоры с лицами, использующими произведения авторов, правами которых они управляют; собирают и распределяют авторское вознаграждение; защищают права авторов в суде.

Практика коллективного управления авторскими правами в различных  странах различна и зависит от особенностей правовой системы конкретного  государства и существующих в  данной области традиций. В то же время можно выделить несколько общих принципов, не зависящих от национальных особенностей, на которых строится работа по управлению авторскими правами на коллективной основе.    

Во-первых, организации по коллективному  управлению действуют на основании  полномочий, предоставленных на договорной основе самими обладателями авторских прав, а также зарубежными авторско-правовыми организациями. 

Во-вторых, наиболее распространенной является форма негосударственной  некоммерческой организации, создаваемой  самими авторами, подконтрольной и подотчетной им. Это позволяет не только избежать вмешательства государства в частную сферу, но и позволяет авторам непосредственно влиять на работу организации, управляющей их правами.

В-третьих, общим правилом является недопущение конкуренции этих организаций в целях предотвращения возможного ущерба интересам авторов. Существование нескольких организаций, управляющих правами одной категории авторов, может привести к тому, что один пользователь должен будет выплачивать вознаграждение нескольким организациям, что, в свою очередь, не только создаст сложности для определения размера вознаграждения, выплачиваемого каждой из организаций, но и условия для того, что вынужденно конкурирующие организации по коллективному управлению будут снижать ставки авторского вознаграждения.

В-четвертых, деятельность организаций  по коллективному управлению подлежит специальному регулированию со стороны  государства – законодательство определяет особый порядок создания таких организаций, а также предусматривает  меры контроля за их деятельностью. Помимо контроля государство может также выполнять функции арбитра, разрешая споры между организациями по коллективному управлению и ассоциациями пользователей о тарифах, по которым должно выплачиваться авторское вознаграждение.  

В результате организация, управляющая авторскими правами на коллективной основе, представляет собой субъект права со специальной правоспособностью, основными функциями которой являются заключение договоров с авторами и иными правообладателями на управление их правами, согласование с пользователями размеров авторского вознаграждения и заключение договоров на право использования находящихся в управлении произведений, сбор авторского вознаграждения, распределение его между авторами, оказание авторам юридической помощи, защита их интересов в суде и т.п. 

В Республике Беларусь вопросы  деятельности организаций, управляющих  авторскими и смежными правами, законодательно не урегулированы. Закон «Об авторском  праве и смежных правах» содержит отсылку на иное законодательство, которое должно определять порядок создания и деятельности таких организаций. Основным нормативным актом, который можно отнести к этому иному законодательству, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8.05.1997 г. № 452 «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства». Согласно п.1 постановления осуществление и охрана имущественных авторских и смежных прав на коллективной основе отнесены к исключительной компетенции Государственного комитета по науке и технологиям.

Информация о работе Основы управления интлектуальной собственностью