Основы управления интлектуальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курса «Основы управления интеллектуальной собственностью» является формирование у студентов базовых представлений об интеллектуальной собственности.
Задачами курса является изучение основных положений, связанных с правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности в экономике, таких как:
- основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;
- принципы предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности в Республике Беларусь и за рубежом;
- способы введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот и распоряжения правами на эти объекты;
- основы экономики интеллектуальной собственности;

Содержание работы

Введение
Тема 1. Введение в интеллектуальную собственность
1. Определение интеллектуальной собственности.
2. Система объектов интеллектуальной собственности.
3. Роль интеллектуальной собственности в развитии общества
Тема 2. Авторское право и смежные права
1. Авторское право
1.1. Понятие и признаки произведения.
1.2. Произведения, охраняемые авторским правом.
1.3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права.
1.4. Авторы произведений. Соавторство.
1.5. Служебные произведения.
1.6. Содержание авторского права.
1.6.1. Личные неимущественные авторские права.
1.6.2. Имущественные авторские права.
1.7. Срок охраны авторского права.
2. Смежные права
2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания.
2.2. Смежное право исполнителей.
2.3. Смежное право производителей фонограмм.
2.4. Смежное право организаций вещания.
Тема 3. Право промышленной собственности
I. Патентное право
1. Объекты патентного права.
1.1. Понятие изобретения. Объекты изобретения. Условия патентоспособности изобретения.
1.2. Полезные модели. Понятие и условия патентоспособности.
1.3. Промышленные образцы. Понятие и условия патентоспособности.
1.4. Сорта растений. Понятие и условия патентоспособности.
1.5. Топологии интегральных микросхем. Понятие и условия предоставления охраны.
2. Субъекты патентного права
2.1. Авторы объектов промышленной собственности.
2. 2. Патентообладатели.
2. 3. Служебные объекты промышленной собственности.
2.3.1. Основания признания объектов промышленной собственности служебными.
2.3.2. Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты промышленной собственности.
2.3.3. Право авторов служебных объектов промышленной собственности на вознаграждение.
3. Патентование объектов промышленной собственности.
3.1. Патент и его функции.
3.2. Понятие и виды приоритета.
3.3. Содержание прав патентообладателей.
3.4. Системы патентования.
3.5. Процедура выдачи патентов.
3.6. Право преждепользования и право послепользования.
3.7. Прекращение действия патента.
II. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ и услуг
1. Правовая охрана фирменных наименований.
2. Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания.
2.1. Понятие и функции товарного знака.
2.2. Виды товарных знаков.
2.3. Порядок регистрации товарного знака. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака.
2.4. Содержание права на товарный знак.
2.5. Прекращение охраны товарного знака.
3. Географические указания.
3.1. Использование географических указаний для индивидуализации товаров.
3.2. Наименование места происхождения товара.
3.3. Указание происхождения товара.
III. Правовая охрана нераскрытой информации.
1. Понятие нераскрытой информации и условия ее охраны.
2. Правовая охрана секретов производства (ноу-хау).
Тема 4. Патентная информация и патентные исследования
1. Патентная информация. Состав патентной информации.
2. Официальные издания патентного органа.
3. Электронные патентно-информационные ресурсы и базы данных.
4. Международные классификации.
5. Патентные исследования.
Тема 5. Использование объектов интеллектуальной собственности
1. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности
1. Оценка рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности. Методы оценки.
2. Использование объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов.
2. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности
2.1. Формы распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности
2.2. Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности.
2.3. Лицензионный договор.
2.4. Авторский договор.
Тема 6. Рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности. Защита прав Интеллектуальной собственности.
1. Досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности
2. Судебное рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
3. Гражданско-правовая защита прав интеллектуальной собственности.
4. Административная и уголовная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности.
Тема 7. Инфраструктура интеллектуальной собственности
1. Система государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь. Национальный центр интеллектуальной собственности.
2. Патентные поверенные.
3. Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами
Тема 8. Международная охрана интеллектуальной собственности
1. Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности в осуществлении международного сотрудничества государств в сфере охраны интеллектуальной собственности.
2. Международные соглашения в области охраны авторских и смежных прав.
2.1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
2.2. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
2.3. Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.
3. Международные соглашения в области охраны прав промышленной собственности.
3.1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
3.2. Договор о патентной кооперации.
3.3. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
4. Региональные патентные системы.

Файлы: 1 файл

основы управления интлектуальной собственностью.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 33 Закона «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» патент на указанные объекты промышленной собственности может быть признан недействительным полностью или частично в случаях:

1) несоответствия охраняемых  изобретения, полезной модели, промышленного  образца условиям патентоспособности;

2) наличия в формуле  изобретения, полезной модели  признаков, отсутствовавших в  первоначальном описании (формуле);

3) неправомерного указания  в патенте автора (соавторов) или  патентообладателя (патентообладателей).

Несколько отличается перечень оснований для признания недействительным патента на сорт растения. Согласно ст. 22 Закона Республики Беларусь «О патентах на сорта растений» патент в течение всего срока его действия может быть оспорен любым гражданином или юридическим лицом и признан недействительным в случаях:

1) если будет установлено,  что на дату выдачи патента  не были выполнены условия  патентоспособности в отношении  новизны и отличимости охраняемого  сорта;

2) если будет установлено,  что на дату выдачи патента  не были выполнены условия патентоспособности в отношении однородности и стабильности охраняемого сорта, а решение экспертизы основывалось главным образом на информации и документах, представленных заявителем;

3) неправильного указания  в патенте автора или патентообладателя,  если только патент не передается лицу, имеющему на это право.

3.7. Право преждепользования  и право послепользования.

Право преждепользования  – это право лица, которое до даты приоритета защищенного патентом объекта промышленной собственности независимо от его автора создало и добросовестно использовало тождественное решение или сделало для этого необходимые приготовления, использовать это решение независимо от патентообладателя без расширения объема такого использования. Право преждепользования применяется в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

Право преждепользования  возникает при одновременном  наличии нескольких условий. Во-первых, тождественное решение должно быть получено другим лицом независимо от автора запатентованного объекта. Во-вторых, тождественное решение должно быть применено лицом, претендующим на право преждепользования, либо, по крайней мере, это лицо должно сделать необходимые приготовления к использованию (разработать образец, подготовить технологическую документацию и т.п.). При этом такое использование или приготовление к использованию должно иметь место на территории Республики Беларусь. В-третьих, создание тождественного решения и его использование (приготовление к использованию) должны иметь место до даты приоритета защищенного патентом объекта промышленной собственности. Данное условие является объективной гарантией добросовестности лица, претендующего на право преждепользования.

Право преждепользования  носит безвозмездный характер. Лицо, пользующееся данным правом, не обязано платить вознаграждение патентообладателю. При этом право преждепользования ограничивается тем объемом  применения запатентованного, который был достигнут на дату приоритета, либо, если имело место только приготовление к использованию – объемом, соответствующим сделанным на дату приоритета приготовлениям.

Право преждепользования  не может быть передано другому лицу. В то же время это право переходит  к новому владельцу в случае продажи  предприятия как имущественного комплекса.    

Право послепользования – это право лица, которое в период с момента прекращения действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец и до его восстановления использовало защищенный патентом объект или сделало необходимые к этому приготовления, в дальнейшем использовать это решение без расширения объема такого использования. Речь идет о случаях прекращения действия патента в связи с неуплатой патентообладателем ежегодной пошлины за поддержание патента в силе.

В отношении права  послепользования законодатель также устанавливает требование о нерасширении объема использования. Право преждепользования может быть передано другому физическому или юридическому лицу только совместно с предприятием, на котором имело место использование тождественного решения или были сделаны необходимые к этому приготовления.

 

 

 

II. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ, услуг.

1. Фирменные  наименования.

Норма ст. 50 ГК устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Фирменное наименование – это то наименование, под которым  коммерческая организация выступает  в гражданском обороте и которое  индивидуализирует его среди  других участников предпринимательской  деятельности.

В фирменном наименовании выделяют две части: корпус фирмы и добавления. Корпус фирмы - обязательная часть фирменного наименования, в которой сообщается об организационно-правовой форме коммерческого юридического лица (открытое акционерное общество, частное унитарное предприятие, производственный кооператив и др.). Корпус фирмы дополняется добавлением, которое позволяет отличить данную коммерческую организацию от других организаций

Фирменное наименование юридического лица определяется его  учредителями при образовании юридического лица, указывается в его учредительных  документах и подлежит регистрации  путем включения в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, открытый для всеобщего ознакомления.

Выбранное учредителями коммерческой организации наименование подлежит обязательному предварительному согласованию с органами Министерства юстиции. Перечень оснований, по которым  может быть отказано в согласовании наименования, определен в Положении о согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденном постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.12.2002 г. № 37.

Коммерческая организация, фирменное наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, проводимых на территории Республики Беларусь.

Поскольку юридическому лицу предоставлено исключительное право использовать фирменное наименование, оно вправе требовать от любого третьего лица воздержания от совершения каких-либо действий, нарушающих права на фирменное наименование обладателя таких прав. Незаконное использование фирменного наименования может повлечь значительный ущерб деловой репутации юридического лица, фирменное наименование которого было использовано без его разрешения, и негативно влиять на честь и достоинство учредителей (участников) юридического лица, а в конечном счете привести к убыткам владельца фирменного наименования. Тот, кто использовал фирменное наименование юридического лица, обязан возместить убытки понесшего их юридического лица.

Фирменное наименование неотделимо от юридического лица, поэтому  отчуждение и переход права на фирменное наименование не допускается, кроме случаев реорганизации  юридического лица и отчуждения предприятия в целом. Право на фирменное наименование действует бессрочно; его действие прекращается с ликвидацией юридического лица или с изменением его фирменного наименования.

2. Товарные  знаки и знаки обслуживания

2.1. Понятие  и функции товарного знака

Товарный знак (знак обслуживания) - это обозначение, способствующее отличию товаров  или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»).


Назначение и правовой режим товарного знака и знака обслуживания одинаковы. Их единственное отличие состоит в том, что товарный знак используется для отличия товаров, а знак обслуживания – для отличия работ и услуг. Поэтому в дальнейшем будет использоваться единый термин – «товарный знак», обозначающий и собственно товарные знаки, и знаки обслуживания.

Функции товарного знака:

идентификационная – товарный знак обеспечивает отличие товара одного производителя от аналогичного товара другого производителя;

информационная – товарный знак обеспечивает донесение до потребителя товара сведений и качестве товара, позволяя потребителю делать осознанный выбор;

рекламная -  товарный знак является инструментом продвижения товара на рынке.

2.2. Виды товарных  знаков 

Классификация товарных знаков может быть проведена по нескольким основаниям:

1) по форме выражения различаются словесные, изобразительные, объемные, комбинированные, звуковые, обонятельные, световые знаки.

2)  по числу субъектов права на использование товарного знака знаки делятся на индивидуальные и коллективные;

3)   по степени известности среди потребителей товарные знаки подразделяются на обычные и общеизвестные.

Рассмотрим эти классификации  более подробно.

1. Классификация  товарных знаков по форме выражения. Несмотря на существующее многообразие форм выражения товарного знака действующее законодательство Республики Беларусь содержит ограничительный подход.  Согласно ст.1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» в качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены в графической форме: словесные, включая имена собственные, буквенные, цифровые, изобразительные, сочетания цветов, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений.

Наиболее распространенными являются словесные товарные знаки. По оценкам специалистов на словесные обозначения приходится около 80% всех используемых в мире товарных знаков. Примерами словесных товарных знаков являются существующие слова, придуманные слова, имена, числа, аббревиатуры.

Изобразительные товарные знаки представляют собой различного рода обозначения, воспринимаемые только визуально. Примерами изобразительных товарных знаков могут быть обозначения с отвлеченным символическим содержанием, изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, комбинации линий или фигур на плоскости.  

Объемные  товарные знаки представляют собой трехмерные формы, относящиеся к товару либо его упаковке (форма бутылки, форма детского мыла в виде фигурки животного и др.).

Комбинированные товарные знаки представляют собой обозначения, создаваемые на основе возможных сочетаний словесных, изобразительных и объемных обозначений. Наиболее распространенными являются комбинированные товарные знаки, сочетающие словесные и изобразительные элементы.

2. Классификация  товарных знаков по числу субъектов  права на использование. Индивидуальным является товарный знак, право на использование которого принадлежит только одному лицу.

Коллективным является товарный знак объединения юридических лиц, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак призван индивидуализировать продукцию, полученную в результате совместной деятельности на рынке нескольких производителей.

3. Классификация  товарных знаков по степени  известности среди потребителей. В отличие от обычных, общеизвестные товарные знаки  пользуются высокой степенью известности у потребителей, что требует предоставления таким знакам особых условий охраны. Недобросовестное использование общеизвестных знаков может вызвать отрицательные последствия в виде введения покупателей в заблуждение относительно товара или его производителя, соответственно, правовая охрана общеизвестных знаков устанавливается, в первую очередь,  с целью пресечения недобросовестной конкуренции.

В Республике Беларусь признание  товарного знака общеизвестным  осуществляется в административном порядке. Решение принимается Апелляционным советом при патентном органе по результатам рассмотрения заявления о признании соответствующего товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь. В заявлении должна содержаться информация об обстоятельствах, на основании которых можно сделать вывод о том, что товарный знак является общеизвестным. Такая информация, в частности, может быть представлена сведениями о степени известности или признания товарного знака в соответствующем секторе общества, об узнаваемости товарного знака фактическими и (или) потенциальными потребителями соответствующего товара, о продолжительности использования товарного знака, об объеме реализации товаров (услуг), обозначенных товарным знаком, и др.

Признание товарного  знака общеизвестным влечет предоставление такому знаку абсолютной правовой охраны. Владелец общеизвестного товарного знака вправе препятствовать регистрации в качестве товарного знака обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с его знаком в отношении любых категорий товаров и услуг, а также преследовать каждого, кто использует такое обозначения в отношении любых категорий товаров и услуг. 

2.3. Порядок регистрации  товарного знака. Абсолютные и  иные основания для отказа  в регистрации товарного знака. 

Правовая охрана товарного  знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в патентном органе. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.

Информация о работе Основы управления интлектуальной собственностью