Основы управления интлектуальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курса «Основы управления интеллектуальной собственностью» является формирование у студентов базовых представлений об интеллектуальной собственности.
Задачами курса является изучение основных положений, связанных с правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности в экономике, таких как:
- основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;
- принципы предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности в Республике Беларусь и за рубежом;
- способы введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот и распоряжения правами на эти объекты;
- основы экономики интеллектуальной собственности;

Содержание работы

Введение
Тема 1. Введение в интеллектуальную собственность
1. Определение интеллектуальной собственности.
2. Система объектов интеллектуальной собственности.
3. Роль интеллектуальной собственности в развитии общества
Тема 2. Авторское право и смежные права
1. Авторское право
1.1. Понятие и признаки произведения.
1.2. Произведения, охраняемые авторским правом.
1.3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права.
1.4. Авторы произведений. Соавторство.
1.5. Служебные произведения.
1.6. Содержание авторского права.
1.6.1. Личные неимущественные авторские права.
1.6.2. Имущественные авторские права.
1.7. Срок охраны авторского права.
2. Смежные права
2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания.
2.2. Смежное право исполнителей.
2.3. Смежное право производителей фонограмм.
2.4. Смежное право организаций вещания.
Тема 3. Право промышленной собственности
I. Патентное право
1. Объекты патентного права.
1.1. Понятие изобретения. Объекты изобретения. Условия патентоспособности изобретения.
1.2. Полезные модели. Понятие и условия патентоспособности.
1.3. Промышленные образцы. Понятие и условия патентоспособности.
1.4. Сорта растений. Понятие и условия патентоспособности.
1.5. Топологии интегральных микросхем. Понятие и условия предоставления охраны.
2. Субъекты патентного права
2.1. Авторы объектов промышленной собственности.
2. 2. Патентообладатели.
2. 3. Служебные объекты промышленной собственности.
2.3.1. Основания признания объектов промышленной собственности служебными.
2.3.2. Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты промышленной собственности.
2.3.3. Право авторов служебных объектов промышленной собственности на вознаграждение.
3. Патентование объектов промышленной собственности.
3.1. Патент и его функции.
3.2. Понятие и виды приоритета.
3.3. Содержание прав патентообладателей.
3.4. Системы патентования.
3.5. Процедура выдачи патентов.
3.6. Право преждепользования и право послепользования.
3.7. Прекращение действия патента.
II. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ и услуг
1. Правовая охрана фирменных наименований.
2. Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания.
2.1. Понятие и функции товарного знака.
2.2. Виды товарных знаков.
2.3. Порядок регистрации товарного знака. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака.
2.4. Содержание права на товарный знак.
2.5. Прекращение охраны товарного знака.
3. Географические указания.
3.1. Использование географических указаний для индивидуализации товаров.
3.2. Наименование места происхождения товара.
3.3. Указание происхождения товара.
III. Правовая охрана нераскрытой информации.
1. Понятие нераскрытой информации и условия ее охраны.
2. Правовая охрана секретов производства (ноу-хау).
Тема 4. Патентная информация и патентные исследования
1. Патентная информация. Состав патентной информации.
2. Официальные издания патентного органа.
3. Электронные патентно-информационные ресурсы и базы данных.
4. Международные классификации.
5. Патентные исследования.
Тема 5. Использование объектов интеллектуальной собственности
1. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности
1. Оценка рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности. Методы оценки.
2. Использование объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов.
2. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности
2.1. Формы распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности
2.2. Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности.
2.3. Лицензионный договор.
2.4. Авторский договор.
Тема 6. Рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности. Защита прав Интеллектуальной собственности.
1. Досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности
2. Судебное рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.
3. Гражданско-правовая защита прав интеллектуальной собственности.
4. Административная и уголовная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности.
Тема 7. Инфраструктура интеллектуальной собственности
1. Система государственного управления интеллектуальной собственностью в Республике Беларусь. Национальный центр интеллектуальной собственности.
2. Патентные поверенные.
3. Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами
Тема 8. Международная охрана интеллектуальной собственности
1. Роль Всемирной организации интеллектуальной собственности в осуществлении международного сотрудничества государств в сфере охраны интеллектуальной собственности.
2. Международные соглашения в области охраны авторских и смежных прав.
2.1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
2.2. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
2.3. Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.
3. Международные соглашения в области охраны прав промышленной собственности.
3.1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности.
3.2. Договор о патентной кооперации.
3.3. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.
4. Региональные патентные системы.

Файлы: 1 файл

основы управления интлектуальной собственностью.doc

— 660.50 Кб (Скачать файл)

Право на защиту репутации автора призвано, в первую очередь, обеспечить сохранность той формы, которую автор первоначально придал своему произведению, при его дальнейшем использовании. Это выражается в том, что автор может защищать своё произведение, включая его название, от всякого искажения. Помимо этого автор имеет право защищать свое произведение от любых иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора.

Право на обнародование можно определить как право автора самостоятельно решать вопрос о том, станет ли его произведение известно публике, а также выбирать время, место и способ первого доведения произведения до публики.

Право на отзыв произведения означает право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения пользователю причинённых таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве; при этом он вправе изъять за свой счёт из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения.

1.6.2. Имущественные  авторские права. 

Статья 983 ГК устанавливает, что обладателю имущественных прав на результат интеллектуальной деятельности принадлежит исключительное право правомерного использования объекта интеллектуальной собственности в любой форме и любым способом.

Данное правило в  отношении объектов авторского права конкретизируется в Законе «Об авторском праве и смежных правах», ст. 16 которого устанавливает, что автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

- воспроизведение произведения;

- распространение оригинала  или экземпляров произведения  посредством продажи или иной  передачи права собственности;

- прокат оригиналов  или экземпляров компьютерных  программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах;

- импорт экземпляров  произведения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора  или иного обладателя авторских  прав;

- публичный показ оригинала или экземпляра произведения;

- публичное исполнение  произведения;

- передачу произведения  в эфир;

- иное сообщение произведения  для всеобщего сведения;

- перевод произведения  на другой язык;

- переделку или иную  переработку произведения.

Воспроизведения произведения определено в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве. Экземпляром произведения является копия произведения, изготовленная в любой материальной форме. Поэтому существенным признаком воспроизведения является изготовление копий произведения в форме материальных объектов.

Распространение оригинала или экземпляров произведения является самостоятельным способом использования произведения, при котором число лиц, знакомых с произведением, увеличивается при переходе права собственности или права владения экземпляром произведения от одного лица к другому. Авторское право имеет территориальный характер, поэтому право на распространение помогает автору ограничить территорию, на которой изготовленные с согласия автора экземпляры произведения будут находится в гражданском обороте. Однако признание за автором исключительного права на распространение экземпляров произведения без установления пределов его осуществления может парализовать их гражданский оборот. Поэтому в отношении права на распространение использует принцип исчерпания, который в том, что экземпляры правомерно опубликованного произведения, введенные с разрешения автора в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности, могут в дальнейшем распространяться на территории Республики Беларусь без согласия автора и без выплаты вознаграждения. Однако исчерпание права на распространение не будет означать прекращение права автора на сдачу произведения в прокат.

Наряду с правом на распространение Закон называет право автора импортировать экземпляры произведения. Выделение данного права необходимо, в первую очередь, для того, чтобы предоставить обладателю авторского права возможность пресекать ввоз в страну контрафактных экземпляров его произведения.

Публичным показом является показ оригинала или экземпляра произведения непосредственно или в виде слайда, кино-, теле- кадра на экране, с помощью любого другого технического средства или иным способом (в отношении аудиовизуального произведения – показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи. Данный способ использования наиболее характерен для произведений изобразительного искусства.

Публичным исполнением является исполнение произведения посредством декламации, игры, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических средств (в отношении аудиовизуального произведения – показ кадров в их последовательности с сопровождением звуком) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи. К публичному исполнению относятся все виды театральных постановок, концерты, цирковые представления, исполнение музыкальных произведений на танцплощадках и дискотеках, клубах, барах, ресторанах и иных общественных местах. К публичному исполнению также относится демонстрация аудиовизуальных произведений в кинотеатрах, видеосалонах и иных общественных местах.   

Передача  в эфир определяется как сообщение произведения для всеобщего сведения посредством беспроволочной передачи, включая передачу через спутник. Данное авторское правомочие представляет особое значение, поскольку предполагает доведение произведения до сведения наиболее широкой аудитории. При этом не имеет значения, какое количество лиц фактически воспринимали переданное в эфир произведение; объектом права является сама возможность воспринимать произведение с эфира.      

Право на сообщение произведения для всеобщего  сведения определяется в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как сообщение для всеобщего сведения как «передачу по проводам или средствами беспроволочной связи изображений или звуков … таким образом, что они  становятся доступными для восприятия лицами, не принадлежащими к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи, в местах, настолько удаленных от места передачи, что без передачи такие изображения или звуки не были бы доступны для восприятия; сообщением произведения для всеобщего сведения также является доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к произведению из любого места и в любое время по их собственному выбору». Таким образом, данное авторское правомочие охватывает как сообщение произведения по кабелю, так и размещение его в сети Интернет.

Право осуществлять или разрешать осуществлять перевод произведения на другой язык является традиционно признаваемым правом автора. По большому счету перевод является частным случаем переработки произведения, а выделение права на перевод в отдельное правомочие является не более чем данью традиции. Поэтому многие исследователи отмечают необходимость объединения указанных правомочий в одно, например, в единое право на преобразование произведения.

Право перерабатывать произведение включает в себя возможность автора самому переработать произведение в другой вид, придать произведению другую форму, перевести его в другой жанр и т.п., а также разрешать другим лицам осуществлять такую переработку и использовать произведение в переработанном виде. Наиболее распространенными способами переработки произведения являются перевод литературного произведения в драматическое произведение, сценарий или иное подобное произведение.

Допускаемые случаи свободного использования охраняемых авторским правом произведений исчерпывающим образом перечислены в статьях 18-21 Закона «Об авторском праве и смежных правах».

1.7. Срок охраны  авторского права  

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. При жизни автор самостоятельно осуществляет и защищает свои личные неимущественные права. После смерти автора его личные неимущественные права уже не могут осуществляться, однако подлежат защите от возможных нарушений, - защиту личных неимущественных прав умершего автора осуществляют его наследники, а при отсутствии наследников – специально уполномоченный государственный орган. В настоящее время такие функции возложены на Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. 

Имущественные авторские права действуют в  течение всей жизни автора и 50 лет  после его смерти.

Определенные особенности  установлены в отношении порядка  исчисления срока действия имущественных  прав в отношении произведения, выпущенного  в свет анонимно или под псевдонимом. Срок охраны такого произведения составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения. Если в течение указанного срока автор анонимного произведения или произведения под псевдонимом раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия имущественных прав определяется в соответствии с общими правилами исходя из продолжительности жизни автора.

Имущественные права  на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни  и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Для удобства исчисления все сроки охраны начинаются с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока (смерть автора, опубликование, доведение до всеобщего сведения или создание произведения).

Имущественные авторские права переходят по наследству на срок действия авторского права. Распоряжение произведением наследодателя осуществляется всеми наследниками совместно и только по взаимному согласию. Взаимоотношения наследников в вопросах использования произведения аналогичны взаимоотношениям соавторов при нераздельном соавторстве, за тем исключением, что Закон не предусматривает механизма решения возникающих между ними споров. Сказанное не относится к праву наследников на получение авторского вознаграждения, которое является долевым. Доли каждого из наследников определяются на основании завещания; при отсутствии завещания и специального соглашения между наследниками о размерах долей их доли определяются равными.

2. Смежные права.

2.1. Объекты  смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания

Смежные права как  самостоятельная категория прав интеллектуальной собственности имеют  менее продолжительную историю, чем авторское право. В первой половине XX века в законодательстве об авторском праве отдельных промышленно развитых государств стали появляться нормы, которые в последующем были выделены в самостоятельный правовой институт. Первыми потребовали специальной правовой охраны артисты-исполнители. Технический прогресс на рубеже XIX – XX веков породил проблему незащищенности интересов этой категории творческих работников. Исполнители не создают новые объекты авторского права, однако их деятельность, связанная с доведением произведений до публики носит, несомненно, творческий характер. Если раньше исполнение могло осуществляться только «в живую», то появление звукозаписи, а затем радио и телевидения позволили фиксировать исполнение на различных носителях, а также тиражировать его. В результате живое исполнение стало менее востребованным, что привело к «технологической» безработице многих профессиональных исполнителей, и они стали требовать ввести правовые нормы, защищающие их интересы. Точно так же развитие технологий звукозаписи привело к тому, что представители звукозаписывающей индустрии стали лоббировать принятие законодательства, которое защищало бы их интересы в борьбе с несанкционированным копированием фонограмм. А поскольку фирмы звукозаписи не всегда могли приобрести у авторов записываемых произведений исключительные  авторские права, им необходим был иной, кроме авторского права, правовой инструмент для защиты своих интересов. Третья категория заинтересованных субъектов – организации вещания – требовали охраны своих передач от несанкционированной ретрансляции другими вещательными организациями.  

26 октября 1961 г. в Риме была  подписана Международная конвенция  об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных  организаций, которая унифицировала  подходы в охране смежных прав. Именно поэтому после принятия  Римской конвенции значительное число государств повторили ее нормы об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в своем национальном законодательстве. В большинстве государств нормы, посвященные смежным правам, объединены в одних законодательных актах с нормами авторского права, что объясняется тесной связью этих правовых институтов, выражающейся в зависимом характере смежных прав по отношению к авторскому праву.   

Словосочетание «смежные права» является дословным переводом использованного в тексте Римской конвенции термина «neighboring rights»  (англ. neighboring – смежный, соседствующий), которым была обозначена особая категория прав, примыкающих к авторскому праву.

Институт смежных прав состоит  из норм, обеспечивающих охрану прав трех категорий правообладателей:

- исполнителей;

- производителей фонограмм; 

- организаций эфирного  и кабельного вещания.


Объектом охраны смежного права исполнителя является исполнение. Понятие «исполнение» в Законе «Об авторском праве и смежных правах» не определено. Статья 4 Закона определяет понятие «исполнитель», исходя из которого исполнение можно определить как процесс представления произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или иным образом. Объектом правовой охраны является сама деятельность по исполнению, которая может быть записана и в последующем воспроизведена, передана в эфир, сообщена для всеобщего сведения по кабелю или использована иными способами, позволяющими довести исполнение до публики, непосредственно не воспринимавшей его. 

Объектом охраны смежного права производителя фонограммы является фонограмма. Фонограмма определена в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. Объектом правовой охраны являются любые фонограммы независимо от того, записано ли на них осуществленное артистом исполнение произведения либо записаны иные естественные или искусственно созданные звуки – пение птиц, шум прибоя, звуковые эффекты, производимые техническими устройствами. Фонограммой не признается запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение; однако в случае использования музыкального сопровождения отдельно от фильма, его запись должна рассматриваться в качестве фонограммы.

Информация о работе Основы управления интлектуальной собственностью