Особенности древнерусской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Цель моей работы – выяснить, что же такое культура и что является предметом истории русской культуры.
На мой взгляд, выбранная мною тема актуальна в наше время, потому что культура любой страны, любого народа всегда имела повышенный интерес, тем более к Древней Руси. Актуальность данной темы объясняется еще и тем, что культурные особенности цивилизации в начале ее развития могут дать общее представление о менталитете и богатстве внутреннего мира народности

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Корни древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Особенности древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Религиозный характер древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . 9
Изолированность древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Проблема традиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Культура низов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 37.14 Кб (Скачать файл)

Департамент образования

Московский  городской педагогический университет

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Культурология»

на  тему «Особенности древнерусской культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента  3 курса

Степанов  Максим Сергеевич

Отделение – экстернат

Профиль  «Государственное и муниципальное управление»

I полугодие

 

 

 

 

Москва 2011

 

Содержание:

 

  1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  2. Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
    1. Корни древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
    1. Особенности древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
    2. Религиозный характер древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . 9
    3. Изолированность древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
    4. Проблема традиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
    5. Культура низов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
  1. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
  1. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1.     Введение.

 

     В моем реферате речь пойдет о древнерусской культуре. Прежде чем написать реферат, необходимо дать определение «культуры». Итак, культура (лат. cultura — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном под культурой понимают области человеческой деятельности связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Культура является предметом изучения культурологии. Культура - это определенный способ деятельности индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.  В современной культурологии выделяют два основных понятия «культуры»:

     - повседневный (или обыденный);

     - научный (специализированный).

     Цель моей работы – выяснить, что же такое культура и что является предметом истории русской культуры.

     На мой взгляд, выбранная мною тема актуальна в наше время, потому что культура  любой страны, любого народа всегда имела повышенный интерес, тем более к Древней Руси. Актуальность данной темы объясняется еще и тем, что культурные особенности цивилизации в начале ее развития могут дать общее представление о менталитете и богатстве внутреннего мира народности.

     Перед написанием реферата, я  хотел бы поставить перед собой важные для меня задачи:

  1. проникнуть в культуру Древней Руси;
  2. понять суть культуры и изучить ее;
  3. дать определение «культуры».

     Отечественная  культура  на  протяжении  всех  веков  ее   формирования

неразрывно  связана   с   историей   России.   Наше   культурное   наследие,

складывалось  в процессе становления и развития  национального  самосознания, постоянно  обогащалось собственным и  мировым  культурным  опытом.  Оно  дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в  мировую  культуру.

     Особенности формирования российской культуры видятся в  таких  основных факторах: необходимость освоения огромного географического пространства,  на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические  Группы  и народности;  утверждение  православия   как   особой   ветви   христианства, сосредоточенной  на  духовности,   приверженности   устоявшимся   традициям; длительная  временная  изолированность   развития   от   западно-европейских цивилизационных  процессов  и  напряженная  борьба  за   преодоление   такой замкнутости;   превалирование   идеи   приоритета   государственности    над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства.

     Культура и ее познание было актуально во все времена. Особенно интересна Древней Руси, так как от современной эпохи ее отделяет значительный промежуток времени, многое изменилось, но некоторые моменты связывают нас с той эпохой и по сей день.

     Русская культура - это, по выражению  Д.С.  Лихачева,  громадное разнообразие возможностей,  идущее  от  множества  истоков-учителей. Среди последних - дохристианская культура восточных  славян, благотворное отсутствие единства (русская культура восточных  славян, благотворное отсутствие единства (русская культура  при  рождении  была комбинацией культур многих центров Киевской земли),  свобода (прежде всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и  как  разрушение) и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того, в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развивались равномерно. В то же время русская культура в каждом веке  и  на протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обогащает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1. Основная часть.

 

  1. Корни древнерусской культуры.

 

     Русская средневековая культура  имеет два корня — византийский (христианский) и восточнославянский (языческий). Из Византии с принятием  христианства Русь получила письменность, литературу, архитектуру, живопись, музыку, книжное дело. Однако до христианизации восточные славяне на протяжении многих веков имели свою самобытную, языческую культуру. Обе религии долгое время боролись между собой за культурное господство. Христианство взяло верх, но полностью вытеснить язычество не смогло. Многочисленные пережитки язычества сохранились, например, в крестьянском быту.

 

                             2. Особенности древнерусской культуры.

 

     Цементирующая основа всякой  культуры — мировоззрение. Для  культуры Древней Руси это прежде всего христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была выразить языком образов и символов средневековая культура.

     К моменту принятия христианства  Русью христианская культура  насчитывала не один век своего  существования. Отсюда огромная  роль Византии, ставшей культурной  наставницей Древней Руси.

     Влияние византийского искусства  многогранно. Особенно оно ощутимо  в XI—XII вв., когда традиции античности  и христианства соединялись с  духовной жизнью народа Древней  Руси. Благодаря Византии Русь  получила возможность познакомиться  с христианской культурой в  ее классической форме, воспринять  зрелую технику церковного зодчества,  иконописания. Однако само восприятие восточного христианства и его образного художественного языка произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания.

     Обращение к русскому искусству  XII—XIII вв. позволило исследователям  культуры говорить о том, что  духовная жизнь древнерусского  народа и разнообразные художественные  формы ее выражения носили  печать самобытного и своеобразного  переживания христианства. Для культуры  зрелой Византии свойствен суровый  аскетизм, для древнерусского искусства  — гармония и человечность. Культура  Руси окрашена в иные, более  мягкие и светлые тона. Связано  это с особенностями культурного  развития.

     Древнерусское искусство является  частью средневекового христианского  искусства. К какому бы жанру  и виду этого искусства мы  ни обратились, везде увидим двойственное  восприятие мира, известный дуализм  земного и небесного, божественного  и мирского. В культуре преобладает  синтез, стремление к единству  и гармонии.

     Мир средневековым художником  и его современником воспринимался  совсем не так, как воспринимаем  его мы. Поэтому восприятие творений  прошлого требует еще и знания  самого прошлого, той системы  ценностей и тех средств и  образов выражения, к которым  прибегали древнерусские мастера  и писатели.

     Древнерусское искусство, как  всякое средневековое искусство,  глубоко символично. Символизм был  одним из главных средств решения  главнейшей задачи средневековой  культуры — достижения духовного  единства, соединения божественного  и человеческого, мирского и  небесного. Каждая деталь иконы,  каждый элемент храма были  полны для человека Древней  Руси глубокого смысла. Само искусство  было знаком, символом, выражением  высшего и священного. Отсюда и безымянность большинства древнерусских памятников искусства, такая непонятная нам и такая естественная для их авторов.

     Принятие христианства способствовало  распространению письменности и  письменной культуры. Существенным  было то, что православие допускало  богослужение на национальных  языках. Это и создавало благоприятны условия для развития письменности. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла и первый литературный язык — церковнославянский.

     Об образованности городского  населения свидетельствуют берестяные  грамоты — уникальные источники  для изучения Древней Руси (число  найденных грамот в Новгороде  перевалило за 750, всего же обнаружено  более 800 грамот). Их разнообразие  — бесспорное доказательство  того, что грамотность была широко  распространена среди различных  слоев посадского населения, включая  не только мужчин, но и женщин. В руки археологов попали даже  ученические «тетради» новгородских  школьников.

     Существовали различные учебные  заведения. Естественно, образование  находилось в руках церкви  и школы возникали преимущественно  при монастырях и церквях.

     «Книжность», как большую добродетель,  поощряли и прославляли. «Велика ведь бывает польза от учения книжного!» — восклицал летописец. Источники называют имена таких книжников, как Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл. Надо, однако, заметить, что само отношение к книге в религиозной культуре было отлично от привычного нам. Книга предназначалась для душеспасительного чтения; ее не читали — «вкушали». Столь же трепетным было отношение к книге древнего переписчика: работа над книгой начиналась и кончалась омовением рук и чтением молитвы.

     Древнерусская литература. Несмотря  на безвозвратные утраты, литература  Древней Руси поражает своим  богатством и разнообразием. Огромный  ее пласт представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно жития святых и исторические  сочинения.

     Больших высот достигла и оригинальная  древнерусская литература. В начале XII в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский летописный свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора, для которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило свое развитие и местное летописание — новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые житийные циклы, посвященные русским святым — Борису и Глебу, Феодосию Печерскому.

     Вершина древнерусской литературы — знаменитое «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Частный случай — выступление искавшего славы князя Игоря и его союзников — под пером гениального автора поэмы обрел эпическое значение: спасение Руси — в единстве действий ее правителей, которые должны «вступить в стремя за Русскую землю».

     Культура эпохи средневековья  характеризовалась медленными темпами  развития, что связано с замедленностью  всего исторического процесса  того времени; отсутствием научных  знаний, которые будут формироваться  на основании накопленных в  период средневековья экспериментальных  знаний; решающим значением христианства  в определении мировоззрения.

 

               3. Религиозный характер древнерусской культуры.

 

     Древнерусская культура мало  похожа на современную. Главное ее отличие заключается в том, что она была религиозной по своему характеру. Что определяло лицо средневековой живописи? Икона и храмовая фреска. А архитектуры? Главным образом храм. Литературы? Богословская книга.

  А разве в быту люди не  испытывали влияния религии? Христианство  сопровождало человека в течение  всей его жизни: от крещения  до отпевания. А между этими  крайними вехами — чуть ли  не ежедневные посещения храма,  молитвы, посты, поклонение иконам, чтение религиозной литературы  и т. д.

     Почти вся культура, все виды  искусства развивались в рамках  христианской религии. Вместе  с тем большое влияние на  бытовую культуру народа, как  вы знаете, имело язычество.

Информация о работе Особенности древнерусской культуры