Особенности древнерусской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Цель моей работы – выяснить, что же такое культура и что является предметом истории русской культуры.
На мой взгляд, выбранная мною тема актуальна в наше время, потому что культура любой страны, любого народа всегда имела повышенный интерес, тем более к Древней Руси. Актуальность данной темы объясняется еще и тем, что культурные особенности цивилизации в начале ее развития могут дать общее представление о менталитете и богатстве внутреннего мира народности

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Корни древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Особенности древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Религиозный характер древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . 9
Изолированность древнерусской культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Проблема традиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Культура низов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 37.14 Кб (Скачать файл)

     В центре внимания современной  культуры находится человек. В  древнерусской культуре он занимал  довольно скромное место. Да  и человек этот был чаще  всего религиозный подвижник,  все поступки которого измерялись  его отношением к Богу, к христианской  вере.

 

                       4. Изолированность древнерусской культуры.

 

     Мы живем в век свободного  культурного обмена. Благодаря радио,  телевидению, газетам, международной  компьютерной сети все лучшее, создаваемое в области культуры  в одном государстве, тут же  становится известно в другом.

      В средние века было не так. Господствовала культурная изолированность. Вспомните, часто ли русская культура подвергалась влияниям извне. Только в начале своего исторического пути Русь получила мощный культурный толчок из Византии. Все другие, более поздние влияния периода средневековья были слабыми и эпизодическими.

     Что мешало этому? С одной стороны, экономическая и политическая обособленность средневековых государств. С другой — различия в вероисповедании: противостояние католического Запада и православной Руси, христианства и ислама.

 

                                          5. Проблема традиции. 

 

     Характерной особенностью древнерусской живописи было строгое следование традиции (канону). Это в полной мере можно отнести ко всей средневековой культуре.

     Следование традиции предопределило медленную изменчивость средневековой русской культуры. Столетиями бытовали одни и те же сюжеты в живописи. За века мало изменился облик православного храма.

     При изучении древнерусской культуры бросается в глаза особенность - древнерусская культура во многом безымянна.

     И дело не только в том, что до нас дошло слишком мало письменных источников того времени. По средневековым религиозным представлениям творцом всего сущего признавался Бог. Он даровал человеку талант, способность к творчеству. Человек не может присвоить себе чужое, лично ему не принадлежащее. Вот почему авторские подписи под произведениями древнего искусства встречаются крайне редко.

 

                                          6. Культура низов. 

 

     Едва ли приходится говорить  о единстве средневековой культуры. Сословная неоднородность, свойственная  феодальному обществу, делала и  культуру неоднородной. Выделялась  культура элитарных, образованных  слоев, к которым можно причислить  часть духовенства и светских  феодалов, горожан. Исследователи  европейского средневековья такую  культуру называют «высокой».  Несомненно, что Киевская и удельная  Русь давали немало образцов  подобной «высокой» культуры.

     «Высокая» культура пронизана христианскими ценностями. В этом смысле ей противоположна культура «низов». Эта народная культура причудливо сохранила и соединила элементы христианские и языческие; в ней ощущаются и настроения оппозиции церкви и государству, и воспоминания о родовых порядках, этнической самобытности. Культ духовности и аскетизма христианской культуры соседствовал с бурными проявлениями культуры народной.

     Особенно это проявлялось в представлениях скоморохов, истоки творчества которых покоятся во временах былинных.

 

     Древняя Русь — Русь простого земледельца и горожанина, труженика и защитника — предстает перед нами в устном народном творчестве. Фольклор сохранил нам пускай и сильно измененные последующими наслоениями памятники культуры далекого прошлого. Особенно ощутимо оно в былинах — эпических сказаниях Древней Руси.

     К киевской эпохе исследователи относят такие былины, как «Добрыня и змей», «Алеша и Тугарин», и др. Героический былинный эпос был своеобразным средством ритуально-символического осмысления народом своего прошлого и настоящего. В былинах хорошо видно, о каких князьях и каких заступниках-богатырях мечтал народ, какими идеалами и представлениями он жил.

     Между «высокой» культурой и культурой народной не было неодолимой стены — одно питало другое: героический былинный эпос послужил источником вдохновения автора «Слова о полку Игореве». Народная психология, образность, представления и стереотипы — все это ощутимо во многих древнерусских литературных произведениях, в изобразительном искусстве — это питательная среда для культурного развития.

     Конечно, в этом взаимодействии далеко не все нам понятно. Хотя бы потому, что народная культура в своем проявлении преимущественно бесписьменная, устная. Трудно даже представить, сколько утрачено, а сколько искажено. И все же специалисты справедливо видят в народной культуре элемент основополагающий. Здесь в первую очередь стоит вспомнить, что народ — создатель и хранитель языка, основы любой культуры.

 

 

 

    

 

            1. Заключение.

 

     Выше мы рассмотрели особенности развития древнерусской культуры. Можно подвести итог. В заключении своей работы хочу сказать, что все цели и задачи, которые были поставлены в начале  моего реферата, были достигнуты. Я дал определение культуры и что является предметом истории русской культуры. После написания своего реферата я проникнул в культуру Древней Руси, изучил и понял ее суть.

     К числу наиболее общих черт древнерусской культуры относится сильное влияние религии на все сферы культуры. Это налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру.

     Другой существенной особенностью  является традиционализм древнерусской культуры – черта, связанная с господством консервативных форм хозяйствования основной массы земледельческого населения Руси.

     Русская культура развивалась под влиянием внешних контактов. Но, восприняв новые формы, русские зодчие, иконописцы, летописцы, мастера-ремесленники обогатили их своими национальными чертами.

     Как материальная культура, так и духовная отражают прогрессивную, поступательную направленность в развитии социально-экономической и политической жизни русского государства.

     Памятники, сохранившиеся до настоящего времени, позволяют сделать вывод о высоком уровне развития культуры Руси и поставить ее в один ряд с наиболее развитыми государствами того времени. Свидетельством тому является высокий уровень грамотности среди русского населения, широкое распространение переводной литературы и создание оригинальных памятников русской литературы; развитие всех видов искусства.

     Вся древнерусская культура была очень тесно связана с бытом, с повседневными делами и работой. Орудия труда, одежда, фольклор - во всём отображался быт.

     Деревянное народное зодчество  для нас непросто драгоценное  наследие, не «мертвый капитал», а один из животворных источников  развития современной архитектуры.

     Древнерусские города сыграли  исключительную роль в развитии  русской государственности, в  распространении на Руси просвещения  и искусства. Они являлись цитаделью  русского национального зодчества,  животворным источником и рассадником  самобытной культуры нашего народа, способствовали становлению и  развитию ремесленного производства.

     Сохранившиеся до нашего времени  древнерусские города - это живая  летопись прошлого, бесценные сокровища  материальной и духовной культуры, переданные нам далекими предками.

     «Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства,- писал И.Э. Грабарь,- приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм,- словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              IV. Список используемой литературы.

 

  1. http://ru.wikipedia.org;
  2. Культура славян и Русь.- М.: Наука, 1999.-541с.;
  3. Культурология./Под ред. А. А. Радугина. - М.: ЮНИТИ, 2003;
  4. А.В. Муравьев, А.М. Сахаров "Очерки истории русской культуры", 2001.

 


Информация о работе Особенности древнерусской культуры