Особенности культуры Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

В период VIII в. до н. э. в окрестностях Рима жили три народа - это латины, которые поселились на месте Палатинского холма в Х в. до н. э., уже упоминавшиеся этруски и сабины (сабиняне). Сперва были заселены холмы - Палатин, Целий, Эсквилин, Квиринал, Вилинал, Капитолий, Авентин. Между холмами образовалась площадь - Форум Романум - центр Рима. Но скоро все 7 поселений разрослись и объединились в одно поселение.

Содержание работы

1.Особенности культуры Древнего Рима 3
2.Глобальныепроблемы современного мира 13
3.Христианство 25
4.Аристотель 30

Файлы: 1 файл

Культурология, вариант № 8.docx

— 65.05 Кб (Скачать файл)

2) понятие  о Боге как абсолютно совершённом  Духе, не только абсолютном Разуме  и Всемогуществе, но и абсолютной  Благости и Любви (Бог есть  любовь);

3) учение  об абсолютной ценности человеческой  личности как бессмертного, духовного  существа, созданного Богом по  Своему образу и подобию, и  учение о равенстве всех людей  в их отношениях к Богу: все  равно возлюблены Им, как дети  Отцом Небесным, все предназначены  к вечному блаженному бытию  в соединении с Богом, всем  подаются средства к достижению  этого предназначения — свободная  воля и божественная благодать; 

4) учение  об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном,  всестороннем, духовном усовершенствовании (будьте совершенны, как совершенен  Отец ваш Небесный);

5) учение  о полном господстве духовного  начала над материей: Бог —  безусловный Владыка материи,  как её Творец: человеку Им  вручено господство над материальным  миром, чтобы через материальное  тело и в материальном мире  осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно

6) одинаково  далеко как от материализма  метафизического и морального, так  и от ненавистничества по отношению  к материи и материальному  миру как таковым. Зло не  в материи и не от материи,  а от извращённой свободной  воли духовных существ (ангелов  и человека), от которых оно  перешло на материю («проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму; при творении же всё было «добро зело»).

7) учении о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире и

8) во втором  кардинальном догмате христианства  — в учении о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и  вочеловечившемся для спасения  людей от греха, проклятия и  смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью  с её Основателем, Иисусом Христом. Таким образом, христианство при всей безупречной своей идеалистичности есть религия гармонии материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они — только средства к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме этих черт, несокрушимости христианской религии  способствуют:

1) существенная  метафизичность её содержания, делающая  её неуязвимой для научно-философской  критики и 

2) для католических  церквей Востока и Запада —  учение о непогрешимости церкви  в вопросах догмата в силу  действующего в ней во все  времена Духа Святого — учение, в правильном понимании охраняющее  её, в частности, от критики  исторической и историко-философской. 

Эти черты, пронесённые  христианством сквозь два тысячелетия, несмотря на бездну недоразумений, увлечений, нападок, подчас неудачных оборон, несмотря на всю ту бездну зла, которая делалась и делается якобы во имя христианства, ведут к тому, что если христианское учение всегда можно было принимать  и не принимать, веровать в него или  не веровать, то опровергнуть его нельзя и никогда возможно не будет. К  указанным чертам привлекательности  христианской религии необходимо присоединить ещё одну и отнюдь не последнюю: несравненную Личность её Основателя. Отречься от Христа, может быть, ещё много труднее, чем отречься от христианства.

В наши дни  в христианстве существуют следующие  основные направления:

Католицизм.

Православие

Протестантизм

Католици́зм или католи́чество (от греч. καθολικός — всемирный; впервые по отношению к церкви термин «η Καθολικη Εκκλησία» применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе веры) — крупнейшая по числу приверженцев (более 1 млрд) ветвь христианства, сформировалaсь в I тысячелетии на территории Западной Римской империи. Окончательный разрыв с восточным православием произошёл в 1054.

Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — «правильное суждение, прославление»)

Термин может  использоваться в 3-х близких, но отчётливо  различных значениях:

1. Исторически,  а также в богословской литературе, иногда в выражении «православие  Иисуса Христа», обозначает апробированное  вселенской Церковью учение —  в противоположность ереси. Термин  вошёл в употребление в конце  IV и в доктринальных документах  часто употреблялся как синоним  термина «кафолический» (в латинской  традиции — «католический»)(καθολικός).

2. В современном  широком словоупотреблении обозначает  направление в христианстве, оформившееся  на востоке Римской Империи  в течение первого тысячелетия  н. э. под водительством и  при заглавной роли кафедры  епископа Константинополя — Нового  Рима, которое исповедует Никео-Цареградский  символ веры и признаёт постановления  7-и Вселенских Соборов. 

3. Совокупность  учений и духовных практик,  которые содержит Православная  Церковь. Под последней понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение (лат. Communicatio in sacris).

Лексикологически неверно в русском языке употреблять термины «ортодоксия» или «ортодоксальный» в каком-либо из приведённых значений, хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской литературе.

Протестанти́зм (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католицизмом (см. Папство) и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Литература

1. Кудрявцев В.В. Лекции по  истории религии и свободомыслия. Учебное пособие. М., 1997.

2. Поликарпов В.С. История религий.  Лекции и хрестоматия. М., 1997.

3. Культурология. Учебное пособие. Под ред. Драч Г.В. Ростов-на-Дону, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аристотель

АРИСТОТЕЛЬ Стагирит (384–322 до н.э.) – великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.

Родился в  Стагире, греческом городе на восточном побережье п-ова Халкидика. Его отец Никомах был придворным врачом и личным другом македонского царя Аминты Второго, и их погодки дети, юный Аристотель и наследник престола Филипп, не раз проводили время вместе. Когда Аристотелю было 15 лет, отец его умер, опекуном был назначен его дядя Проксен, который, вероятно, и рассказал Аристотелю про Платона и его Академию. В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем – в качестве преподавателя. После смерти Платона уезжает из Афин и почти 14 лет (347–334) проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского (с 343/342 по 340/39). В 334 Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу – Ликей. Умер от болезни в изгнании, покинув Афины перед угрозой со стороны антимакедонски настроенной общественности. Согласно завещанию, был похоронен в родной Стагире.

Сочинения. Наследие Аристотеля составляли два вида сочинений: 1) подготовленные им к публикации и предназначенные для широкой публики, т.н. «экзотерические»; и 2) т.н. «эзотерические» – лекционный материал, предназначенный для слушателей, не один год проведших в школе. От первой группы сочинений (в основном, это были диалоги), сохранились незначительные фрагменты, вторая группа сочинений (в основном, это научные трактаты) составляет современный корпус аристотелевских сочинений. При жизни Аристотеля эзотерические тексты не публиковались и вообще были мало доступны для изучения до тех пор, пока их впервые не издал в сер. I в. до н.э. александрийский ученый-перипатетик Андроник Родосский.

В аристотелевский  корпус входят сочинения по логике: Категории, Герменевтика, Аналитики, Топика (все вместе называемые Органон); физике: Физика, О небе, О возникновении и уничтожении, Метеорологика; цикл трактатов по зоологии (История животных, О возникновении животных, О частях животных и др.) и психологии (О душе, О чувственном восприятии, О памяти и др.), первой философии (Метафизика), этике и политике (Никомахова этика, Евдемова этика, Политика, Афинская полития), риторике и поэтике. Ряд произведений Аристотеля безвозвратно утрачен, в современном корпусе в качестве аристотелевских присутствует ряд псевдо-аристотелевских трактатов (О мире, О цветах, О неделимых линиях, О добродетели и др.)

Андроник не только издал и отредактировал рукописи, но и заново сформировал отдельные произведения. Наиболее яркий пример представляет создание из нескольких тематически близких книг одного произведения под названием Метафизика (по-греч. «книги, идущие после физики»).

УЧЕНИЕ 

Аристотель  разделял философию на три части  – теоретическую, практическую и  творческую, а инструментом, с помощью  которого ведется исследование, является логика (греч. «органон» – орудие, инструмент). Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна», в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина – ложь, а с понятиями добро – зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное – риторику и поэтику). Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.

Логика и методология. Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает отдельное имя (Категории), суждение как связь имен (Герменевтика), доказательство как особая связь суждений (Аналитики – научная силлогистика, Софистические опровержения – диалектическая силлогистика). В первом трактате корпуса Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью которых происходит описание и выяснение смысла предмета: сущность, количество, качество, место, время, отношение, состояние, обладание, действие, страдание. Аристотель вошел в историю как создатель научной силлогистической логики. Доказательство – силлогизм – есть специфический метод науки, в отличие от опыта и искусства, основанных преимущественно на наблюдении. Те первоначала, из которых исходит силлогизм, сами недоказуемы и могут быть даны только в непосредственном умосозерцании или из опыта путем индуктивного обобщения.

Знание связано  со знанием первопричин вещи. Аристотелевское  противопоставление «первое для  нас» и «первое по природе» связано  с противопоставлением вещей, более  понятных и очевидных «нам» как  познающим субъектам – а таковы вещи единичные, воспринимаемые чувствами, сложные по своему составу – и  вещей, менее понятных для нас, но более близких к фундаментальным  основам бытия, «первым по природе». По Аристотелю, таково простое, общее, постигаемое разумом, а не чувствами. Таковы начала и причины

Литература

1. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. М., 1975 2. Аристотель. Риторика. В кн.: Античные риторики . М., 1978  
3. Аристотель и античная литература. М., 1978  
4.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982


Информация о работе Особенности культуры Древнего Рима