Особенности культуры Руси домонгольского периода (IX-XIII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Долгое время русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения, почему так важно обратить внимание на особенности культуры восточных славян до принятия новой религии. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Ведь новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, она не могла обойти представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии и т. п. Поэтому следует отметить принятие православия как переход к следующему этапу в культурном плане.

Содержание работы

Особенности культуры Руси домонгольского периода (IX-XIII вв.) 3
Библиографический список 12

Файлы: 1 файл

Культурлогия Тема Особенности культуры Руси домонгольского периода (IX-XIII вв.).doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)


Культурлогия

Эссе

Тема: Особенности культуры Руси домонгольского периода (IX-XIII вв.)

Содержание

 

 

 

 

Особенности культуры Руси домонгольского периода (IX-XIII вв.)

 

Актуальность исследования определяется тем, что культура народа – неразрывная часть его истории и знание ее открывает способно открыть завесу над многими, если не всеми общественно-политическими и экономическими особенностями жизни возникшего в этот период государственного образования. Становление и развитие культуры определяется теми же факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства, политической и духовной жизни общества.

Долгое время русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения, почему так важно обратить внимание на особенности культуры восточных славян до принятия новой религии. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Ведь новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, она не могла обойти представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии и т. п. Поэтому следует отметить принятие православия как переход к следующему этапу в культурном плане.

В тоже время, безусловно, в жизни  Руси изучаемого периода играл немаловажную роль такой процесс как политическая раздробленность, ослабившую государство перед лицом врага в XIII в., который также нуждается в культурной оценке.

Цель исследования – определить особенности культуры Руси домонгольского периода (IX-XIII вв.).

В IX в. возникло Древнерусское государство – Киевская Русь, которое объединило восточнославянские и некоторые неславянские племена, способствовало их этнической консолидации, формированию единой древнерусской народности и складыванию ее культуры, фундаментом для которой послужила культура восточных славян.

Материальная культура восточных  славян была связана с основными  занятиями и включала в себя орудия труда, технологии производства изделий, различных продуктов. Деревянное строительство дополнялось множеством изделий из дерева. Устное народное творчество было тесно связано с язычеством.

Основной смысл язычества (от «язык» - народ1) как религиозного культа заключался в объяснении отношений человека с природой. Сам термин «язычество» появился уже после принятия христианства, когда язычниками стали называть все нехристианские политеистические культы.

Основной чертой язычества, зародившегося  еще в глубокой древности, было многобожие. В комплекс языческих представлений входили и первобытный анимизм (вера в леших, водяных, болотных духов), и культ предков (почитание мертвых, вера в домовых). Восточные славяне поклонялись деревьям, животным, камням и т. п. Был известен и тотемизм. Наиболее почитаемыми тотемами были среди животных – медведь, конь; среди птиц – сокол, орел, петух.

Следующей сферой религиозных верований был культ земледельческих небесных божеств. Б. А. Рыбаков2 считает, что Род являлся божеством плодородия и земледелия. А многочисленные глиняные фигурки женских божеств - рожаниц (иногда с зернами в составе глины), широко известные в раннеземледельческих культурах изображали покровительниц рода, семьи, домашнего очага. Род также был верховным божеством неба и земли, распоряжавшимся стихиями - солнцем, дождями, грозами, водой. Богом неба был и Сварог – родоначальник богов. Культ Перуна - бога грозы, войны и оружия, появился сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного, элемента в обществе. В IX в. Перун выдвигается на роль верховного божества, покровителя князя и его дружины.

Как утверждает Кузьмин3, славяне заимствовали многие культурные традиции у соседних народов. Например, у славян, также как у латинян, изначально был десятеричный счет, в Северной Италии вплоть до XII в. сохранялся Лигурийский культ Купавона, практически тождественный славянскому культу Купалы. В подтверждение того, что еще в VI в. под именем «славян» жили народы с разными культурными традициями, Кузьмин приводит описания византийского историка этого времени Прокопия Кесарийского, который в одном месте излагает о поклонении славян единому богу, в другом – о множестве божеств, которым славяне приносят жертвы.

В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное искусство. Многие изделия – браслеты, височные кольца, амулеты, обереги, подвески, предметы быта и игрушки были прекрасными произведениями искусства. Бронзовые и серебряные украшения расцвечивались эмалью. Застежки - фибулы, височные кольца - колты, бусы, гребешки с фигурками животных - отмечены развитым вкусом народных мастеров.

В изделиях древних славян орнамент большей частью очень спокоен, а изображения не внушают человеку страха, в искусстве отражено стремление подчеркнуть нерасторжимую связь славян со своими покровителями – фантастическими существами, населявшими бескрайние дебри, воды, болота4.

Древнейшей формой письменности на Руси являлась глаголица. Развивается устное народное творчество. Создаются былины, сказки, песни. На это указывает даже то, что элементы фольклора достаточно ясно проявятся в ранних памятниках письменности Киевской Руси. Обрядовый фольклор включал в себя свадебные песни, похоронные причитания, песни на пирах и тризнах. В домашнем обиходе высоко ценились волшебные и бытовые сказки, а также «бывальщины», рассказывавшие о леших, домовых и других персонажах языческой мифологии5.

В дальнейшем развитие торговых и политических связей Древней Руси со странами Востока и Запада предопределило широту и многообразие ее культурных контактов, предопределило и обращение к религиозно-идеологическому опыту. Наиболее многогранными были культурные связи с Византией, усилившиеся после принятия Русью христианства.

Если в католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг писались на этом же языке, то православие, утверждавшееся в славянской Болгарии на тот момент, не связывало себя языковыми канонами.

Религия - не просто вера в каких-либо богов и духов, система обрядности, это «образ жизни, определенная система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире»6. С верованиями связаны брачные и семейные отношения, нравственные нормы и т. д. Поэтому процесс христианизации означал ломку сложившегося образа жизни, мировосприятия, культуры, быта. Князю Владимиру, его дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, а иногда и применить прямую силу для того, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни. Неоднократно поднимались восстания против христианизации. Истории известны наиболее крупные из них: в Суздале, Киеве, Новгороде.

Значительную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, появившиеся  на ее территории в середине XI в. Монастыри играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия.

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. После принятия христианства распространяется кириллица. Появляются первые рукописные книги. Грамотность среди городского населения была высокой, о чем свидетельствуют найденные в Новгороде берестяные грамоты. Появляются школы для мальчиков. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха - Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

«Почитание книжное» в Киевской Руси считалось престижным7. При этом грамотность по сравнению с Западной Европой была на высоком уровне. Например, известен тот факт, что дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна королева Франции, как отмечал летописец, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), в то время как ее муж, французский король ставил вместо подписи крест.

Известны были даже, как сейчас бы назвали, надписи «граффити» - еще  одно свидетельство грамотности на Руси. Их выцарапывали на стенах церквей. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий»8.

Ярослав Мудрый большое внимание уделял созданию мастерских по переписке книг, переводу их с греческого языка на русский. Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.

Произведения литературы, дошедшие до нас, дают представление о жизни того времени.

Например, «Повесть временных лет» принадлежит эпохе, в которой ясно определились характерные черты феодализма, но еще живы были и старые традиции эпохи древнерусского государства. Уже отчетливо деление общества на господствующую феодальную верхушку и закабаленные низы городского и сельского населения, но еще живо воспоминание о патриархально-общинных отношениях в рассказах о пирах Владимира, равно открытых для всех. Уже утрачено политическое единство Русской земли, втянутой в процесс феодализации, уже обособились Новгород, Полоцк, Галицко-Волынская земля, Смоленское и Владимиро-Суздальское княжества, но еще действенно сознание единства Руси.

 «Повесть  временных лет» не просто перечень  событий, она отражает моральную  идеологию. В летописи можно увидеть позицию автора, который негативно относится к ослаблению власти великого князя. Он считает, что Русь может существовать только под главенством Киева.

В состав «Повести временных лет» также включаются предания. Например, рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа.

В период раздробленности появляется множество центров летописания, начинается использование летописей в политической борьбе, из летописей исчезает общероссийская история.

Внимание древнерусских  авторов было обращено к житиям русских (не византийских) «святых». В деятельности первого киевского митрополита Иллариона, в своем произведении восхвалявшего не только князя Владимира, крестившего Русскую землю, но и всю Русскую землю можно обнаружить подъем национального чувства. И не только христианин Владимир прославлялись в литературе, но и язычники - Игорь, Святослав и другие мужественные воины. Во всем сквозит стремление подчеркнуть самобытность, самостоятельность своей страны, рост национального самосознания.

Народный фольклор Киевской Руси был представлен циклом былин о подвигах богатырей, защитников русской земли. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, - боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них был как бы выразителем народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита от лютых врагов. В былинах вымышленные персонажи переплетались с реально существовавшими людьми. Например, прототипом князя Владимира Красное Солнышко являются князья Владимир I Святой и Владимир II Мономах, в роли «Тугарина Змеевича» выступает половецкий хан Тугоркан, а «Идолища Поганого» - хан Итларь.

Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи.

Очагом культуры являлись города. В городах строились двух- и трехэтажные деревянные здания, выкладывались деревянные мостовые. Стали строится мельницы ветряные и водяные. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками, теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Ремесленники русских городов достигали высокого совершенства, особенно в кузнечном, оружейном, ювелирном деле. Насчитывалось более 60 ремесленных специальностей. Использовались различные техники (таблица 1).

 

Таблица 1. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси

ЧЕРНЬ

СКАНЬ

ЗЕРНЬ

ФИНИФТЬ

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ

специальное чернение серебряных изделий

узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую пластинку

узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на пластинку

нанесение особого вида художественной эмали

заполнение пространства между сканными перегородками цветной эмалью


 

С православием на Руси началось каменное храмовое зодчество. Известно более 150 каменных памятников архитектуры, дошедших до нашего времени домонгольского периода9.

Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная  по указанию князя Владимира Крестителя (не сохранилась). Были построены Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и другие. Соборы украшались иконами, фресками (картинами, написанными красками на сырой штукатурке), мозаикой (изображениями из цветного стекла). Развивалось и каменное оборонительное строительство (крепостные стены, знаменитые Золотые ворота в Киеве и др.).

Первые каменные сооружения были построены  под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых сооружений и принципов строительства храмов: Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству, прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Купол (голова храма) посажен был на барабан («шея храма»), через окна которого в храм поступал дневной свет10.

Информация о работе Особенности культуры Руси домонгольского периода (IX-XIII вв.)