Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:31, контрольная работа
Долгое время русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения, почему так важно обратить внимание на особенности культуры восточных славян до принятия новой религии. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Ведь новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит, она не могла обойти представления о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии и т. п. Поэтому следует отметить принятие православия как переход к следующему этапу в культурном плане.
Особенности культуры Руси домонгольского периода (IX-XIII вв.) 3
Библиографический список 12
Но в древнерусских храмах проявляются
и своеобразные черты:
многоглавие (13 глав Софийского собора
в Киеве), ступенчатое расположение сводов
и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар,
паперти-галереи с трех сторон. По предположениям
П. А. Раппопорта11,
русские городские храмы должны были вмещать
большое количество людей. В Византии
же к данному времени процесс развития
феодальных отношений зашел уже очень
далеко и церкви строили как замкнутые
вотчинные или монастырские храмы, предназначенные
для незначительного числа людей.
Политическая раздробленность отнюдь не означала упадка, регресса. Удельные князья лучше заботились о своих княжествах, более эффективно управляли относительно небольшими территориями, стремились поддерживать ремесленников, купцов, привлекать на свои земли крестьян. Подъем производительных сил сопровождался быстрым развитием культуры. Не только Киев, но и центры каждого княжества украшались прекрасными храмами, дворцами, которые должны были подчеркнуть величие и мощь княжества. И, конечно, в каждом имелись свои особенности (таблица 2).
Таблица 2. Особенности архитектуры Киевской Руси периодов централизованного государства и политической раздробленности
ВЕК |
АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ |
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЗОДЧЕСТВА |
X-XI вв. |
Десятинная церковь, Софийские соборы в Новгороде, Киеве, Полоцке и др. |
Каменное строительство, крестово-купольная планировка, многоглавие |
XII – XIII вв. |
Успенский собор, церковь Покрова на Нерли, Дмитровский собор и др. |
Каменная резьба (аркатура), одноглавые церкви, использование природного ландшафта, шлемовидные купола |
По словам З. И. Пастуховой12, климат разных регионов России, местные строительные материалы (плинфа, белый камень, известняк) дали возможность русским архитекторам создавать новые художественные образы, объяснять свое мировосприятие. Но неустойчивые границы княжеств не были существенными преградами для взаимного культурного общения. Татарское нашествие прервало развитие архитектуры почти во всех регионах.
Соборы – это памятники не только зодчества, но и изобразительного искусства. Живопись носила церковный характер. В недрах православной церкви развивалась иконопись. Наиболее известны сохранившиеся «Благовещение Устюжское» (XII в.), «Спас Нерукотворный» (около 1191 г.), «Святой Дмитрий Солунский» (около 1212 г.) и др.
Фрескам, мозаикам были присущи и бытовые русские сюжеты: борьба ряженых, охота на медведя и т. д. Даже Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197), построенный при Всеволоде Большое Гнездо, был покрыт исключительно тонкой и невероятно затейливой резьбой во многом светского характера. Из 566 резных камней только 46 изображений связаны с христианской символикой. Здесь множество фантастических и сказочных растений, птиц и зверей, сцены борьбы, охоты, скульптурная иллюстрация к популярной в Древней Руси повести об Александре Македонском, изображающая его вознесение на небо. Большое количество львов, барсов, орлов, сказочных двуглавых зверей, порой и крокодилов служит олицетворением с ними княжеской власти13.
Как утверждает Б. А. Рыбаков14, высокий уровень художественной выразительности, достигнутый древнерусской живописью, отчасти объясняется тем, что восприятие византийского мастерства было подготовлено развитием славянского народного искусства еще в языческий период. Красочные сочетания узоров на тканях, сложные орнаментальные композиции из цветов, деревьев, птиц и животных идут из глубокой древности.
В целом христианство создало широкую основу для объединения народов на духовной основе. Христианство постепенно вытесняло языческие обряды и традиции, происходила гуманизация общества. Но как писал тот же академик Б. А. Рыбаков, «…угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв наподобие древнего Минотавра, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-варожичу, справляли старинные праздники. Язычество слилось с христианством»15.
В литературе, начиная с XIX в. много
говорится о двоеверии –
В народе содержание культов христианских святых редко осознавалось. Например, 22 марта связывалось с прилетом жаворонков. В христианской традиции – это праздник в честь сорока святых мучеников. Крестьяне же связывали число сорок как предупреждение о сорока морозах.16
Для Киевской Руси был характерен культ Богородицы, по утверждению Кузьмина17, т. к. он восходил через Параскеву-Пятницу к древним земледельческим культам. Недаром именно Богородице посвящались на Руси многие храмы. «София» изначально также воспринималась как женское существо, и отождествлялось с Богородицей.
Языческие праздники часто
Таким образом, первоначально христианство уживалось с язычеством, которое также внесло свою лепту в развитие культуры данного этапа, путем внесения самобытных черт. Связи с Византией и государствами Восточной Европы позволили культуре Киевской Руси подняться на достаточно высокий уровень для своего времени. За время существования Киевской Руси сформировалась древнерусская народность, которая характеризовалась общностью языка, культурных традиций.
Политическая раздробленность в культурном отношении отнюдь не означала упадка. В каждом княжестве продолжалось активное строительство каменных сооружений, написание летописей, других литературных произведений (великим памятником периода раздробленности является «Слово о полку Игореве»), развивалось декоративно-прикладное искусство и т. д.
Нашествие монголо-татар в XIII в. частично остановило это развитие. Но не покончила с ним. До нас дошел призыв того времени: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!»18 - первым откликом на бедствие стало «Слово о погибели Русской земли» XIII в. По свежим следам Батыева нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем» - призыв к пусть безнадежному, но активному сопротивлению, к тому чтобы погибнуть, но не покориться захватчику.
1 Кузьмин, А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. завед. : в 2 кн. / А. Г. Кузьмин. – М. : Гуманитарн. издат. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1 – 447 с. – 30 000 экз. - ISBN 5-691-01047-6. - ISBN 5-691-01048-4 (Кн. 1). - С. 288.
2 Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси [Текст] : монография / Б. А. Рыбаков. – М. Наука, - 1987. – 783 с. - ISBN 5-220-00452-2. – С. 578.
3 Кузьмин, А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. завед. : в 2 кн. / А. Г. Кузьмин. – М. : Гуманитарн. издат. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1 – 447 с. – 30 000 экз. - ISBN 5-691-01047-6. - ISBN 5-691-01048-4 (Кн. 1). – С. 291.
4 Сопоцинский, О. И., Колпинский, Ю. Д., Вейрман, Б. В., Банк, А. В. [и др.] Всеобщая история искусств. [Текст] / под ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. - Том 2, книга первая. - М. : ИСКУССТВО, - 1960. – С. 359.
5 Гринцер, П. А., Мелетинский, Е. М., Робинсон, А. Н., Эйдлин, Л. З. [и др.] История всемирной литературы [Текст] / под ред. А. Д. Михайлова, Х. Г. Когорлы [и др.]. - в 8 томах. Т. 2. – М. : Наука, - 1984. - С. 409.
6 Радугин, А. А. История России (Россия в мировой цивилизации) [Текст] : курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М. : Центр, - 2001. - 352с. - 20000 экз. - ISBN 5-88860-041-5. – С. 54.
7 Павленко, Н. И., Андреев И. Л., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История России с древнейших времен до 1861 года [Текст] : учебник для вузов / Н. И. Павленко, В. Б. Кобрин, И. Л. Андреев, В. А. Федоров ; под ред. Н. И. Павленко.- 3-е изд., перераб. - М. : Высш. шк., 2004. - 536 с. – 10 000 экз. : ил. - Библиогр.: с. 533-536. - ISBN 5-06-005130-7. – С. 59.
8 Боханов, А. Н., Шестаков, В. А., Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до наших дней [Текст] / А. Н. Боханов, А. Н. Сахаров, В. А. Шестаков. - В 2 томах.- Т. 1. – М. : Проспект. – 2013. - 544 с. – 2000 экз. - ISBN 978-5-392-09127-0. – С. 132.
9 Фортунатов, В. В. История [Текст] : учеб. пособие / В. В. Фортунатов. - СПб. : Питер, - 2012. - 464 с. - 4000 экз.- ISBN 978-5-459-00632-2. – С. 84.
10 Страхова, Н. П. Русская культура X-XVII вв. [Текст] : учебное пособие / Н. П. Страхова. - Волгоград : ВолГУ, - 2001. – 216 с. – ISBN 5-85534-497-5. - С. 13.
11 Раппопорт, П. А. Зодчество Древней Руси [Текст] / П. А. Раппоторт. – Ленинград : Наука, - 1986. – С. 23.
12 Пастухова, З. И. Шедевры русского зодчества [Текст] / З. И. Пастухова. - Смоленск : Русич, – 2003. – 240 с. – 5000 экз. - ISBN 5-8138-0164-2. - С. 6
13 Павленко, Н. И., Андреев И. Л., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История России с древнейших времен до 1861 года [Текст] : учебник для вузов / Н. И. Павленко, В. Б. Кобрин, И. Л. Андреев, В. А. Федоров ; под ред. Н. И. Павленко.- 3-е изд., перераб. - М. : Высш. шк., 2004. - 536 с. – 10 000 экз. : ил. - Библиогр.: с. 533-536. - ISBN 5-06-005130-7. – С. 62.
14 Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси [Текст] : монография / Б. А. Рыбаков. – М. Наука, - 1987. – 783 с. - ISBN 5-220-00452-2. – С. 732.
15 Рыбаков, Б. А. Мир истории. Начальные века русской истории [Текст] / Б. А. Рыбаков. – 2-е изд. – М. : Молодая гвардия, - 1987. – 352 с. – 155 000 экз. – С. 132.
16 Кузьмин, А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. завед. : в 2 кн. / А. Г. Кузьмин. – М. : Гуманитарн. издат. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1 – 447 с. – 30 000 экз. - ISBN 5-691-01047-6. - ISBN 5-691-01048-4 (Кн. 1). – С. 296.
17 Кузьмин, А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. завед. : в 2 кн. / А. Г. Кузьмин. – М. : Гуманитарн. издат. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1 – 447 с. – 30 000 экз. - ISBN 5-691-01047-6. - ISBN 5-691-01048-4 (Кн. 1). – С. 295.
18 Павленко, Н. И., Андреев И. Л., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История России с древнейших времен до 1861 года [Текст] : учебник для вузов / Н. И. Павленко, В. Б. Кобрин, И. Л. Андреев, В. А. Федоров ; под ред. Н. И. Павленко.- 3-е изд., перераб. - М. : Высш. шк., 2004. - 536 с. – 10 000 экз. : ил. - Библиогр.: с. 533-536. - ISBN 5-06-005130-7. – С. 63.
Информация о работе Особенности культуры Руси домонгольского периода (IX-XIII вв.)