Особенности режиссуры спортивных праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Для каждого любителя спорта спортивное мероприятие - это всегда праздник. Праздник этот одинаково важен для всех его участников: и для зрителей турнира и для самих спортсменов. Организация спортивного мероприятия проводится для того, чтобы спортсмены могли продемонстрировать свои достижения, ради которых они тренировались годами, а поклонники и любители спорта - получить удовольствие от зрелища. В эмоциональном плане спортивный праздник влияет на душевное состояние человека, принося ему раскрепощение, сброс отрицательной энергии, дарит хорошее настроение, возможность проявления индивидуальных способностей, помогает в реализации присущей всем потребности быть привлекательным, потребности в общении, в приятном отдыхе, в ощущении счастья.

Содержание работы

Введение
1. Место спортивного праздника в системе зрелищных мероприятий
2. Структура спортивного праздника
3. Система внешних и внутренних связей при подготовке праздника
4. Основные функции спортивного режиссера
5. Специфика работы спортивного режиссера
6. Особенности постановки массовых сцен
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВСЕ.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему

 

“Особенности режиссуры спортивных праздников”

 

Студента V курса

 

группы _________

 

Пушкина Алексея

 

Ижевск 2010

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Место спортивного праздника  в системе зрелищных мероприятий

 

2. Структура спортивного праздника

 

3. Система внешних и внутренних связей при подготовке праздника

 

4. Основные функции спортивного  режиссера

 

5. Специфика работы спортивного  режиссера

 

6. Особенности постановки массовых  сцен

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

Введение

Для каждого любителя спорта спортивное мероприятие - это всегда праздник. Праздник этот одинаково важен для всех его участников: и для зрителей турнира и для самих спортсменов. Организация спортивного мероприятия проводится для того, чтобы спортсмены могли продемонстрировать свои достижения, ради которых они тренировались годами, а поклонники и любители спорта - получить удовольствие от зрелища. В эмоциональном плане спортивный праздник влияет на душевное состояние человека, принося ему раскрепощение, сброс отрицательной энергии, дарит хорошее настроение, возможность проявления индивидуальных способностей, помогает в реализации присущей всем потребности быть привлекательным, потребности в общении, в приятном отдыхе, в ощущении счастья. Исследованиями установлено [6], что любой праздник вызывает у человека желание сделать что-либо приятное близким людям, доброе для семьи и т.д.

 

Всем обрядам и праздникам присуще  стремление к зрелищности, к наибольшей эмоциональной выразительности  и желанию обнародовать событие  в наиболее яркой, запоминающейся форме. Праздник в жизни человека - явление многогранное. Оно является неотъемлемой, органической частью всей жизнедеятельности человека и охватывает все стороны его жизни. Народные гулянья и массовые спортивные зрелища - это выражение эмоций, чувств, и настроения, особенно в момент единения тех или иных сообществ, осознание своей значимости, демонстрация красоты тела, силы духа и чувства собственного достоинства (например, празднества Древней Греции и Риме).

 

С укреплением в российском обществе рыночных отношений и глобальным влиянием массовой культуры на сознание людей любое массовое зрелищное мероприятие в той или иной степени должно объективно рассматривается с позиций шоу-бизнеса. Шоу-бизнес - это крупная и быстро развивающаяся сфера мировой экономики, приносящая многомиллиардные доходы[1]. [17] Привлекательность и прибыльность шоу-бизнеса в развитых странах мира обусловлены быстрым расширением сферы услуг в целом, растущими потребностями населения в услугах индустрии развлечений, стремительным развитием научно-технического прогресса и технологий, глобализацией рынков.

 

Популярность спортивных шоу в  России, как и во всем мире, необычайно велика, поскольку ни одно другое шоу  не в состоянии вызывать столь  сильные эмоции, как у зрителей, так и у спортсменов. По этой причине из года в год возрастает внимание к качеству подготовки спортивных шоу, а также методам воздействия на целевую аудиторию потребителей данного вида услуг.

 

 

1. Место спортивного праздника  в системе зрелищных мероприятий

Известный американский исследователь  спорта Р. Браш [6] считает спорт сущностной чертой человеческого бытия. По мнению Р. Браша: "Спорт был естественным результатом всеобщей любви к  игре и изначально присущего человеку стремления к соперничеству с  другими людьми и к превосходству, если не господству над ними". "Игра помогала первобытному человеку освободиться от агрессивности, снимала напряжение, а также служила в качестве отдушины, обезвреживавшей его опасные побуждения"[2].

 

Как известно [4, 11] праздник - это всегда явление конкретно-историческое. Успех любого праздника зависит от множества факторов - политических, экономических, социальных и т.д. В разные исторические эпохи может происходить смещение акцентов в содержании праздничной и обрядовой культуры того или иного народа, характер ее проявления со временем меняется, она может принимать разные формы, но тем не менее никогда не исчезает. Поэтому для режиссера театрализованных представлений и праздников, в том числе и спортивных, очень важно умение работать с научно-исследовательским материалом, историческими, этнографическими источниками, находить общий язык и пути совместной деятельности с социологами, психологами, политологами. Глубокое понимание сущности праздника и анализ интересов и потребностей современного человека - необходимое условие для успешной реализации любой творческой задумки.

 

Массовые спортивно-художественные представления, как составная часть  массовых праздников, являются для  современного человека относительно новым  жанром зрелищного искусства. Спортивные праздники и выступления выполняют не только рекреационные[3], но воспитательные и образовательные функции. Развитие спортивного шоу-бизнеса сегодня является перспективным направлением в деле пропаганды физической культуры и спорта. Последнее десятилетие характеризуется значительным увеличением числа проводимых спортивных соревнований и культурно-зрелищных мероприятий на стадионах и других спортивных сооружениях. Это можно проиллюстрировать на примере количества проводимых спортивных праздников и соревнований в г. Санкт-Петербурге с использованием крупнейших спортивных сооружений города. На рисунке 1 приведены данные [3] за период 2002-2005 гг.

 

 

Рис.1. Количество спортивно-зрелищных  мероприятий на крупных спортивных сооружениях г. Санкт-Петербурга в период 2002-2005 гг.

 

Для того чтобы спортивное представление, стало настоящим праздником и  превратилось в красочное шоу, оно  должно быть построено с использованием декораций, костюмов, спецэффектов и  т.п. зрелищность, яркость, красочность, обилие световых и звуковых эффектов, превращений - непременные признаки услуг сферы шоу-бизнеса. Качество и зрелищность таких эффектов со временем будут постоянно возрастать, что связано с постоянным развитием технологической базы шоу-бизнеса. Задача организаторов спортивного представления - вовлечение всех участников в ситуацию праздника, ведь процесс раскрепощения, заражения зрителя действием тоже имеют свою логику развития, свое начало и свой наивысший эмоциональный всплеск.

 

Массовый спортивный праздник, как один из наиболее востребованных видов шоу, вобрал в себя весь арсенал выразительных средств, творческих принципов и методов, рожденных в различных видах искусства и воплощенных великими мастерами. "Много света, радости, грандиозности, заражаемости, вовлечение публики в действие." Как близки нам эти задачи! Это писал В. Мейерхольд о своей театральной программе, которая предполагала массовость действия. Великий мастер сцены стремился к ее реализации в поиске самых разных выразительных средств. Концертные номера, цирковые трюки, песни, пляски, музыка, пластика, свет, цвет - казалось, он пробовал все, лишь бы достичь того драгоценного эффекта - "возбуждения в зрителях радости бытия"[4].

 

При организации любого шоу-действия, а спортивные праздники относятся именно к такой категории, следует учитывать закономерности работы с массовым зрителем. Известно, что объектом в системе шоу-бизнеса выступает услуга. Услугой в данном случае является зрелище, удовлетворяющее потребности массового зрителя в развлечении. Услуги в сфере шоу-бизнеса всегда нацелены на привлечение максимально широкой зрительской аудитории. Для этого организаторам спортивного праздника, как и любого другого массового зрелища, с коммерческой точки зрения необходимо обеспечить выполнение двух основных условий[5] [15]:

 

режиссер спортивный праздник массовый

 

1)  услуга должна быть проста  и понятна большинству потенциальных  потребителей, то есть зрелищные  продукты должны подчиняться  вкусам большинства;

 

2)  услуга должна быть легкодоступна  как с помощью организаций, непосредственно осуществляющих показ зрелищ, так и с помощью средств коммуникации. При этом круг людей, обращающихся к средствам массовой информации, как правило, гораздо больше, чем тех, кто пользуется услугами соответствующей организации в сфере шоу-бизнеса.

 

 

 

2. Структура спортивного праздника

Структура спортивного праздника  складывается из трех основных элементов:

 

1)  заказчика - того, кто диктует  условия;

 

2)  собственно праздника, который  проводят те, кто создает, воплощает  идеи заказчика (постановочная группа, спортсмены и артисты со своими новейшими технологиями, спортивные сооружения, спонсоры);

 

3)  зрителей - воспринимающей стороны.

 

Такая структура предложена в работе [3] и представлена схематично на рис.2.

 

 

Рис.2. Структура спортивно-художественного праздника

 

Подготовка к спортивному празднику  начинается задолго до проведения самого мероприятия. Эти периоды условно  можно разделить на несколько  этапов. Исходя из анализа теоретических  трудов, педагогических наблюдений, опроса специалистов и личного опыта соискателя в организации спортивно-художественных праздников, было выделено четыре этапа:

 

1.  Подготовительный.

 

2.  Организационный

 

3.  Этап проведения.

 

4.  Заключительный этап.

 

На каждом из этапов выполняются  различные виды деятельности силами специалистов, ответственных за эти виды работ. Общее количество, длительность и содержание этапов спортивного праздника зависит от масштабов проводимого мероприятия и возможностей материально-технической базы. Например, при подготовке чемпионатов мира подготовительный этап занимает от одной до двух недель, организационный - от месяца до полугода, этап проведения - 1…7 дней, заключительный этап - от недели до месяца.

 

Анализ поэтапной подготовки, сделанный  в ряде отечественных исследований [3, 10, 13], а также анализ результатов проведения спортивных праздников за последнее десятилетие позволил определить затраты времени спортивного режиссера на основные виды деятельности: творческую и организационную (табл.3).

 

Таблица 3. Соотношение творческой и организационной сторон деятельности режиссера в процессе подготовки и проведения спортивно-художественного праздника

Этапы

Творческая  составляющая

(% от общего  времени этапа)

Организационная составляющая

 (% от общего времени этапа)

Подготовительный

25

75

Организационный

15

85

Этап проведения

5

95

Заключительный

10

90


 

 

Полученные данные говорят о  том, что при подготовке специалистов по спортивной режиссуре, процесс овладения  мастерством режиссуры должен быть направлен на приобретение ключевых профессиональных компетенций, связанных с подготовкой и проведением праздника, на развитие организационных, административно - управленческих умений, способностей в не меньшей мере, а может и в большей, чем на развитие творчества.

 

 

 

3. Система внешних и внутренних связей при подготовке праздника

Массовые спортивно-художественные праздники требуют высокой ответственности  и самостоятельности в деятельности каждого участника данного мероприятия. Но при этом основная ответственность  ложится именно на режиссера, решающего творческие, организационные, административно-хозяйственные и финансовые вопросы.

 

К настоящему времени сложилась [3] определенная система видов выполняемых  работ и ответственных за ее выполнение лиц на каждом этапе спортивных праздников.

 

Подготовка спортивно-художественного  праздника требует обстоятельной  разноплановой, целенаправленной работы главного режиссера. И чем более  мелкого масштаба проводится мероприятие, тем больше функций возлагается  на главного режиссера и на директора  мероприятия (иногда ответственным является одно лицо - главный режиссер).

 

 

Рис.4. Система внешних и внутренних связей при подготовке спортивно-художественного  праздника на спортивном сооружении

 

 

4. Основные функции спортивного  режиссера

Возможности режиссера массовых праздников и зрелищ в плане формы их воплощения безграничны. Если в режиссуре театра главное выразительное средство - актер, его пластика и слово, а музыка, свет, звук играют вспомогательную роль в создании художественного образа, то в режиссуре театрализованного зрелища равноправными компонентами построения действия могут быть абсолютно все виды искусств: литература, музыка, хореография, цирк, кино, живопись, архитектура, скульптура и т.д.

 

В арсенал выразительных средств  режиссуры зрелища входит и место действия: природный ландшафт - открытая местность, лес, горы, скалы, водная акватория, стадион, спортивный дворец, воздушное пространство; специальные сконструированные или передвижные площадки [14].

 

Яркими, сильно воздействующими художественными средствами в руках режиссера становятся технические средства, новые световые и звуковые эффекты (машины, самолеты, пароходы, пиротехника, лазерные установки, система фонтанов и многое другое). Сценарий театрализованного представления и праздника - это четкая фиксация действия и сопровождающих его постановочных приемов [12].

 

В результате социологических опросов, проведенных исследователями в  период проведения крупных спортивных мероприятий в Санкт-Петербурге и в целом по России (2002-2006 гг.) было определен ряд наиболее важных функций, выполняемых спортивным режиссером в процессе подготовки и проведения спортивного праздника [3]. На рисунке 5 показаны основные функции спортивного режиссера.

Информация о работе Особенности режиссуры спортивных праздников