Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:37, реферат
Для каждого любителя спорта спортивное мероприятие - это всегда праздник. Праздник этот одинаково важен для всех его участников: и для зрителей турнира и для самих спортсменов. Организация спортивного мероприятия проводится для того, чтобы спортсмены могли продемонстрировать свои достижения, ради которых они тренировались годами, а поклонники и любители спорта - получить удовольствие от зрелища. В эмоциональном плане спортивный праздник влияет на душевное состояние человека, принося ему раскрепощение, сброс отрицательной энергии, дарит хорошее настроение, возможность проявления индивидуальных способностей, помогает в реализации присущей всем потребности быть привлекательным, потребности в общении, в приятном отдыхе, в ощущении счастья.
Введение
1. Место спортивного праздника в системе зрелищных мероприятий
2. Структура спортивного праздника
3. Система внешних и внутренних связей при подготовке праздника
4. Основные функции спортивного режиссера
5. Специфика работы спортивного режиссера
6. Особенности постановки массовых сцен
Заключение
Список использованной литературы
Реферат на тему
“Особенности режиссуры
Студента V курса
группы _________
Пушкина Алексея
Ижевск 2010
Содержание
Введение
1. Место спортивного праздника
в системе зрелищных
2. Структура спортивного
3. Система внешних и внутренних связей при подготовке праздника
4. Основные функции спортивного режиссера
5. Специфика работы спортивного режиссера
6. Особенности постановки
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Для каждого любителя спорта спортивное мероприятие - это всегда праздник. Праздник этот одинаково важен для всех его участников: и для зрителей турнира и для самих спортсменов. Организация спортивного мероприятия проводится для того, чтобы спортсмены могли продемонстрировать свои достижения, ради которых они тренировались годами, а поклонники и любители спорта - получить удовольствие от зрелища. В эмоциональном плане спортивный праздник влияет на душевное состояние человека, принося ему раскрепощение, сброс отрицательной энергии, дарит хорошее настроение, возможность проявления индивидуальных способностей, помогает в реализации присущей всем потребности быть привлекательным, потребности в общении, в приятном отдыхе, в ощущении счастья. Исследованиями установлено [6], что любой праздник вызывает у человека желание сделать что-либо приятное близким людям, доброе для семьи и т.д.
Всем обрядам и праздникам присуще стремление к зрелищности, к наибольшей эмоциональной выразительности и желанию обнародовать событие в наиболее яркой, запоминающейся форме. Праздник в жизни человека - явление многогранное. Оно является неотъемлемой, органической частью всей жизнедеятельности человека и охватывает все стороны его жизни. Народные гулянья и массовые спортивные зрелища - это выражение эмоций, чувств, и настроения, особенно в момент единения тех или иных сообществ, осознание своей значимости, демонстрация красоты тела, силы духа и чувства собственного достоинства (например, празднества Древней Греции и Риме).
С укреплением в российском обществе рыночных отношений и глобальным влиянием массовой культуры на сознание людей любое массовое зрелищное мероприятие в той или иной степени должно объективно рассматривается с позиций шоу-бизнеса. Шоу-бизнес - это крупная и быстро развивающаяся сфера мировой экономики, приносящая многомиллиардные доходы[1]. [17] Привлекательность и прибыльность шоу-бизнеса в развитых странах мира обусловлены быстрым расширением сферы услуг в целом, растущими потребностями населения в услугах индустрии развлечений, стремительным развитием научно-технического прогресса и технологий, глобализацией рынков.
Популярность спортивных шоу в России, как и во всем мире, необычайно велика, поскольку ни одно другое шоу не в состоянии вызывать столь сильные эмоции, как у зрителей, так и у спортсменов. По этой причине из года в год возрастает внимание к качеству подготовки спортивных шоу, а также методам воздействия на целевую аудиторию потребителей данного вида услуг.
1. Место спортивного праздника
в системе зрелищных мероприяти
Известный американский исследователь спорта Р. Браш [6] считает спорт сущностной чертой человеческого бытия. По мнению Р. Браша: "Спорт был естественным результатом всеобщей любви к игре и изначально присущего человеку стремления к соперничеству с другими людьми и к превосходству, если не господству над ними". "Игра помогала первобытному человеку освободиться от агрессивности, снимала напряжение, а также служила в качестве отдушины, обезвреживавшей его опасные побуждения"[2].
Как известно [4, 11] праздник - это всегда явление конкретно-историческое. Успех любого праздника зависит от множества факторов - политических, экономических, социальных и т.д. В разные исторические эпохи может происходить смещение акцентов в содержании праздничной и обрядовой культуры того или иного народа, характер ее проявления со временем меняется, она может принимать разные формы, но тем не менее никогда не исчезает. Поэтому для режиссера театрализованных представлений и праздников, в том числе и спортивных, очень важно умение работать с научно-исследовательским материалом, историческими, этнографическими источниками, находить общий язык и пути совместной деятельности с социологами, психологами, политологами. Глубокое понимание сущности праздника и анализ интересов и потребностей современного человека - необходимое условие для успешной реализации любой творческой задумки.
Массовые спортивно-
Рис.1. Количество спортивно-зрелищных мероприятий на крупных спортивных сооружениях г. Санкт-Петербурга в период 2002-2005 гг.
Для того чтобы спортивное представление, стало настоящим праздником и превратилось в красочное шоу, оно должно быть построено с использованием декораций, костюмов, спецэффектов и т.п. зрелищность, яркость, красочность, обилие световых и звуковых эффектов, превращений - непременные признаки услуг сферы шоу-бизнеса. Качество и зрелищность таких эффектов со временем будут постоянно возрастать, что связано с постоянным развитием технологической базы шоу-бизнеса. Задача организаторов спортивного представления - вовлечение всех участников в ситуацию праздника, ведь процесс раскрепощения, заражения зрителя действием тоже имеют свою логику развития, свое начало и свой наивысший эмоциональный всплеск.
Массовый спортивный праздник, как один из наиболее востребованных видов шоу, вобрал в себя весь арсенал выразительных средств, творческих принципов и методов, рожденных в различных видах искусства и воплощенных великими мастерами. "Много света, радости, грандиозности, заражаемости, вовлечение публики в действие." Как близки нам эти задачи! Это писал В. Мейерхольд о своей театральной программе, которая предполагала массовость действия. Великий мастер сцены стремился к ее реализации в поиске самых разных выразительных средств. Концертные номера, цирковые трюки, песни, пляски, музыка, пластика, свет, цвет - казалось, он пробовал все, лишь бы достичь того драгоценного эффекта - "возбуждения в зрителях радости бытия"[4].
При организации любого шоу-действия, а спортивные праздники относятся именно к такой категории, следует учитывать закономерности работы с массовым зрителем. Известно, что объектом в системе шоу-бизнеса выступает услуга. Услугой в данном случае является зрелище, удовлетворяющее потребности массового зрителя в развлечении. Услуги в сфере шоу-бизнеса всегда нацелены на привлечение максимально широкой зрительской аудитории. Для этого организаторам спортивного праздника, как и любого другого массового зрелища, с коммерческой точки зрения необходимо обеспечить выполнение двух основных условий[5] [15]:
режиссер спортивный праздник массовый
1) услуга должна быть проста
и понятна большинству
2) услуга должна быть
2. Структура спортивного
Структура спортивного праздника складывается из трех основных элементов:
1) заказчика - того, кто диктует условия;
2) собственно праздника, который проводят те, кто создает, воплощает идеи заказчика (постановочная группа, спортсмены и артисты со своими новейшими технологиями, спортивные сооружения, спонсоры);
3) зрителей - воспринимающей стороны.
Такая структура предложена в работе [3] и представлена схематично на рис.2.
Рис.2. Структура спортивно-художественного праздника
Подготовка к спортивному
1. Подготовительный.
2. Организационный
3. Этап проведения.
4. Заключительный этап.
На каждом из этапов выполняются различные виды деятельности силами специалистов, ответственных за эти виды работ. Общее количество, длительность и содержание этапов спортивного праздника зависит от масштабов проводимого мероприятия и возможностей материально-технической базы. Например, при подготовке чемпионатов мира подготовительный этап занимает от одной до двух недель, организационный - от месяца до полугода, этап проведения - 1…7 дней, заключительный этап - от недели до месяца.
Анализ поэтапной подготовки, сделанный в ряде отечественных исследований [3, 10, 13], а также анализ результатов проведения спортивных праздников за последнее десятилетие позволил определить затраты времени спортивного режиссера на основные виды деятельности: творческую и организационную (табл.3).
Таблица 3. Соотношение творческой и организационной сторон деятельности режиссера в процессе подготовки и проведения спортивно-художественного праздника
Этапы |
Творческая составляющая (% от общего времени этапа) |
Организационная составляющая (% от общего времени этапа) |
Подготовительный |
25 |
75 |
Организационный |
15 |
85 |
Этап проведения |
5 |
95 |
Заключительный |
10 |
90 |
Полученные данные говорят о том, что при подготовке специалистов по спортивной режиссуре, процесс овладения мастерством режиссуры должен быть направлен на приобретение ключевых профессиональных компетенций, связанных с подготовкой и проведением праздника, на развитие организационных, административно - управленческих умений, способностей в не меньшей мере, а может и в большей, чем на развитие творчества.
3. Система внешних и внутренних связей при подготовке праздника
Массовые спортивно-
К настоящему времени сложилась [3] определенная система видов выполняемых работ и ответственных за ее выполнение лиц на каждом этапе спортивных праздников.
Подготовка спортивно-
Рис.4. Система внешних и внутренних связей при подготовке спортивно-художественного праздника на спортивном сооружении
4. Основные функции спортивного режиссера
Возможности режиссера массовых праздников и зрелищ в плане формы их воплощения безграничны. Если в режиссуре театра главное выразительное средство - актер, его пластика и слово, а музыка, свет, звук играют вспомогательную роль в создании художественного образа, то в режиссуре театрализованного зрелища равноправными компонентами построения действия могут быть абсолютно все виды искусств: литература, музыка, хореография, цирк, кино, живопись, архитектура, скульптура и т.д.
В арсенал выразительных средств режиссуры зрелища входит и место действия: природный ландшафт - открытая местность, лес, горы, скалы, водная акватория, стадион, спортивный дворец, воздушное пространство; специальные сконструированные или передвижные площадки [14].
Яркими, сильно воздействующими художественным
В результате социологических опросов, проведенных исследователями в период проведения крупных спортивных мероприятий в Санкт-Петербурге и в целом по России (2002-2006 гг.) было определен ряд наиболее важных функций, выполняемых спортивным режиссером в процессе подготовки и проведения спортивного праздника [3]. На рисунке 5 показаны основные функции спортивного режиссера.
Информация о работе Особенности режиссуры спортивных праздников