Особенности режиссуры спортивных праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Для каждого любителя спорта спортивное мероприятие - это всегда праздник. Праздник этот одинаково важен для всех его участников: и для зрителей турнира и для самих спортсменов. Организация спортивного мероприятия проводится для того, чтобы спортсмены могли продемонстрировать свои достижения, ради которых они тренировались годами, а поклонники и любители спорта - получить удовольствие от зрелища. В эмоциональном плане спортивный праздник влияет на душевное состояние человека, принося ему раскрепощение, сброс отрицательной энергии, дарит хорошее настроение, возможность проявления индивидуальных способностей, помогает в реализации присущей всем потребности быть привлекательным, потребности в общении, в приятном отдыхе, в ощущении счастья.

Содержание работы

Введение
1. Место спортивного праздника в системе зрелищных мероприятий
2. Структура спортивного праздника
3. Система внешних и внутренних связей при подготовке праздника
4. Основные функции спортивного режиссера
5. Специфика работы спортивного режиссера
6. Особенности постановки массовых сцен
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВСЕ.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Рис.5 Основные функции спортивного  режиссера

 

Исследования [3, 8, 9] деятельности спортивного режиссера показали ее многофункциональность. Вышеперечисленные функции спортивного режиссера неразрывно связаны в единое целое и составляют структуру его деятельности. Каждый из аспектов деятельности связан с другими и требует от специалиста по спортивной режиссуре большего или меньшего внимания и напряжения в зависимости от уровня подготовленности и мастерства.

 

Основными задачами в деятельности спортивного режиссера является создание и проведение спортивно-художественного представления. Их решение осуществляется посредством выполнения режиссером частных функций, которые перечислены выше.

 

Экспертная оценка деятельности ведущих  режиссеров массовых представлений  и праздников, проведенные российскими  исследователями [3, 10], позволили выявить определяющие виды его деятельности - творческую и организационную. Так 62,5% респондентов поставили на первое место творческую функцию, а 37,5% - организационную. При этом все респонденты отметили необходимость постоянного развития и совершенствования организаторских умений и способностей режиссера.

 

В таблице 6 приведены результаты опроса участников нескольких спортивных праздников (режиссеров, руководителей спортивных сооружений, заказчиков, студентов - будущих  режиссеров) об аспектах, которые в большей степени влияют на успех проводимого мероприятия.

 

Таблица 6

Участники

опроса

Кол-во, чел

Компоненты

творчество

организация

финансирование

приоритет

(проценты)

Ведущие

Режиссеры

8

2

(28%)

1

(49%)

3

(23%)

Студенты  специальных ВУЗов

25

1 (43,75%)

3

(18,75%)

2

(37,5%)

Руководители  спортивных сооружений

12

1

(62,3%)

2

(23,5%)

3

(14,2%)

Заказчики праздника

28

1 (51,52%)

3

(15,15%)

2

(21,21%)


 

Приведенные результаты наглядно демонстрируют, что при огромной роли творческого  начала - зрелищной части мероприятия, его организационная и финансовая сторона оказывают существенное влияние на успешность всего мероприятия в целом, а, по мнению ведущих режиссеров (49% ответов), именно организационная сторона, в первую очередь, влияет на успешность проводимого мероприятия. Недаром слово "режиссер" (от лат. regere) означает - организовывать, управлять.

 

Полученные данные позволяют сделать  заключение, что современному спортивному  режиссеру для успешного проведения спортивно-художественного представления необходимо обладать:

 

·  творческим началом, то есть креативными  способностями, чтобы создавать "идею" праздника, сделать его зрелищным;

 

·  организаторскими способностями, чтобы организовать и успешно  провести праздник;

 

·  осведомленностью в экономических вопросах, финансовом планировании, материально-техническом обеспечении, чтобы "продать" праздник заказчику, рассчитать экономический эффект мероприятия.

 

Деятельность современного спортивного  режиссера - это сложный комплекс работ, включающий в себя творческую составляющую (креативные способности, инновационное мышление, владение современными технологиями услуг шоу-бизнеса и т.д.) и управленческую составляющую (включающую все организационные и административно-управленческие функции). Режиссер является не только постановщиком представления, но также организатором и "продавцом" своего праздника, на него ложится много дополнительных, порой несвойственных и непредвиденных обязанностей. Все это вызывает большого количества сложностей в его работе. Результаты статистического исследования [3] приведены в таблице 7.

 

Таблица 7

Сложности в работе спортивного режиссера

Наименование

Частота проявления

недостаток  отведенного времени на подготовку праздника

100%

недостаточное финансирование

92,3%

защита  сценарного плана перед заказчиком

84,6 %

ограниченные  возможности репетиционных баз

84,6 %

работа  со спонсорами

76,9 %

творческое  решение праздника

69 %

разработка  сметы праздника

61,5%

отбор специфических средств

61,5%

разработка  сценарного плана

53,8 %

проведение репетиций со спортсменами

46,1%

поиск субподрядчиков и работа с ними

46,1%

соблюдение  графика тренировок и репетиций

38,5%

взаимодействие  с работниками спортивного сооружения

38,5%

составление окончательного финансового отчета

23 %

непосредственный контроль за ходом праздника

23%

подбор  административно-постановочной группы

15,3%

представление отчета заказчику

15,3%


 

Среди перечисленных сложностей на первом месте оказалась нехватка отведенного времени на подготовку спортивного праздника. В такой ситуации режиссеру приходится мобилизовать все свои не только творческие, но, в большей мере, организаторские способности, чтобы своевременно подготовить и провести праздник. С необходимостью реализовать свои организаторские способности, связан также ряд других трудностей, перечисленных в таблице 7:

 

·  ограниченные возможности снятия репетиционных баз;

 

·  привлечение к репетициям спортсменов;

 

·  поиск субподрядчиков и работа с ними;

 

·  составление и соблюдение графика тренировок и репетиций;

 

·  подбор административно-постановочной группы;

 

·  постоянный контроль за ходом  организации праздника.

 

Большое количество сложностей у спортивного режиссера возникает  и при решении вопросов финансово-экономического характера (недостаточное финансирование, работа со спонсорами, разработка сметы праздника и т.д.).

 

В проведенных в Санкт-Петербурге исследованиях [3] среди основных причин возникающих сложностей сами режиссеры  назвали:

 

·  одновременную загруженность  несколькими проектами - 60% ответов;

 

·  недостаток опыта при принятии финансово-экономических решений (60%), и недостаток знаний по данным вопросам (80%);

 

·  недостаточные знания по вопросам технического оснащения  праздника (60% ответов);

 

·  недостаточный опыт при решении организационных  вопросов (30%);

 

·  недостаточный уровень  культурного кругозора (отслеживание современных тенденций в мире кино, музыки, хореографии, драматургии, литературе, живописи и новых видах  спорта (30%);

 

·  недостаточность знаний по вопросам драматургии и сценарного мастерства (30%);

 

·  несобранность в  работе, отсутствие твердой воли (30%) и др.

 

 

 

5. Специфика работы спортивного  режиссера

Постановка сценического произведения - зрелища - это конкретный акт личного творчества, за итоги  которого несет полную ответственность  создатель. Мастерство людей творческих профессий в большей степени зависит от величины креативности в их мышлении, а масштаб творчества - объективно пропорционален этой величине. Развитие креативных способностей достаточно актуально для режиссеров шоу-бизнеса, чья деятельность связана с нестандартным, в большей мере, творческим подходом к решению профессиональных задач, поиску всевозможных альтернатив, генерирования идей, формирования гипотез и созидания нового. Режиссеров массовых спортивно-художественных постановок и мероприятий относят к специалистам творческих профессий. Им в своей деятельности приходится решать профессиональные задачи, большинство из которых требуют творческого подхода, как в постановочном, так и в организационном плане с использованием всех основных характерологических параметров творчества [7].

 

Постановка массовых спортивно-художественных представлений требует от ее режиссера наличия не только огромного творческого таланта, но и выдающихся организаторских способностей. Организацией спортивных соревнований и спортивных праздников сегодня занимаются люди самых разных профессий - спортсмены, режиссеры, актеры, представители административного аппарата, менеджеры, что приводит к многочисленным подходам при решении вопросов организации и проведения данных мероприятий. Отсутствие четко сформулированных, логически завершённых организационных структур снижает эффективность работы при создании спортивно-художественного представления. Проведение такого представления требует высококвалифицированной работы специалиста - спортивного режиссера.

 

 

 

6. Особенности постановки массовых  сцен

Перед постановщиком массового спортивного представления всегда встает одна из сложнейших технологических задач режиссуры - создание силами большого количества исполнителей художественного образа. "Постановка народной сцены по трудоемкости, по тому, какого опыта и культуры она требует от режиссера, всегда считалась и считается экзаменом на полную зрелость режиссерского мастерства"[6], - писал А.Д. Попов [18]. Подробная разработка массовых сцен, создание точной партитуры движения больших групп людей, репетиций, построение выразительного рисунка массовых мизансцен - вот далеко не полный перечень специфических трудностей, с которыми сталкивается режиссер. В процессе преодоления этих трудностей рождается яркий, впечатляющий образ людской массы, действующей ритмично, синхронно и четко, как один человек. Здесь каждый отдельный исполнитель - деталь огромной, хорошо отлаженной машины.

 

"Условия, в которых рождаются  массовые зрелища, не дают практической  возможности сделать всех исполнителей  участниками творческого процесса, потому что масштаб их использования громадный"[7] [19]. От участников массовых сцен бесполезно добиваться правдивого психологического перевоплощения в образ, если это многотысячная масса непрофессиональных участников. В случае спортивного праздника речь может идти только о ярком пластическом образе, для создания которого нужна в первую очередь "солдатская дисциплина"[8] всех участников и точная режиссерская партитура перестроений.

 

Участник массового спортивного  представления чаще всего используется чисто функционально - в качестве статиста, в качестве дублера, в качестве носителя условного образа - маски, необходимого по сценарию. Отдельно выступающий, солирующий актер является только представителем массы, выразителем взглядов какой-то большой группы людей или типичным (почти типажным), легко узнаваемым "героем своего времени". Но в этом случае лучше приглашать участвовать в представлении подлинного героя событий, "живого" человека, а не "исполнителя роли". В случае спортивного праздника, например, олимпийского чемпиона и т.д.

 

"Массовое спортивное театрализованное  представление в гораздо большей  степени, нежели драматический  спектакль или даже опера, подчиняется  требованиям пластической организованности  действия. Если многочисленные участники  тех или иных эпизодов представления не проникнутся единым чувством ритма, общим пониманием задачи, если они не будут способны к синхронному движению или не сумеют существовать в особо сложных по внутренней организации условиях полиритмии, никакой режиссер не добьется впечатляющего результата"[9] [20].

 

Репетиции проводят обычно с отдельными группами исполнителей и по фрагментам всей пластической композиции. Для  этого вся масса исполнителей делится на группы (технически лучше  всего эти группы определять по территориально-производственному признаку). В каждой группе назначается руководитель, и к каждой группе прикрепляется режиссер - ассистент. Желательно, чтобы это был специалист по какому-то из видов сценического движения - танцу, пантомиме и т.д. С руководителем и ассистентом подробно оговаривается задача группы, рисунок движения, ритм. В массовом представлении режиссер-постановщик практически не может позволить себе творческих поисков на площадке, изменений рисунка или ритма. Все должно быть четко продумано заранее, выверено с музыкальным руководителем и ассистентами, расчерчено на плане, расписано в партитуре. Исполнителю массовой сцены нет необходимости знать весь замысел композиции. (Хотя с общей задачей всего представления участники должны быть знакомы). Он должен лишь твердо помнить, по какой реплике (сигналу, музыкальной фразе) куда он идет, что делает и в каком ритме. На репетиции с руководителями группы надо несколько раз прослушать фонограмму, разложить музыку, на такты, пройти схему движения под музыку, и под счет, прорепетировать рисунок перестроений на плане, а если возможно, то и на площадке. Затем руководители и ассистенты репетируют каждый со своей группой. Желательно, чтобы у них был магнитофон и фонограмма номера, но начинать репетиции все равно лучше под счет. Репетировать надо по фрагментам: выход на исходную позицию - точка - перестроение на первую позицию - точка и т.д. Режиссер-постановщик может контролировать работу, но, как правило, всю массу исполнителей он видит впервые на сводной репетиции. Здесь уже не до отдельных движений, необходимо свести воедино все группы, добиться полной синхронности и четкости. Ни в коем случае не следует давать исполнителям сложных движений, тем паче трюковых. Сложным может быть только общий рисунок перестроения массы (в котором каждая группа имеет достаточно простой рисунок в каждом отдельном фрагменте), а движения каждого человека должны быть предельно просты. И жест при этом должен быть не бытовым, достоверным, а условно-спортивным, четким. Здесь весь эффект в одновременности, синхронности и четкости выполнения: "следует иметь в виду, что зритель воспринимает массу исполнителей "суммарно", не замечая деталей"[10]

Информация о работе Особенности режиссуры спортивных праздников