Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 15:25, реферат
Жизнь современного человека трудно представить без телефона, транспорта, магазинов, школ, больниц - иными словами, без сферы обслуживания. Иногда её называют просто "сервис" или "услуги". Здесь трудятся люди самых разных профессий - своеобразная сборная команда, в которой играют преподаватели, милиционеры, банкиры, уборщицы, врачи, почтальоны, продавцы, парикмахеры, дорожные рабочие, программисты, водопроводчики, транспортники и т. д.
Введение…………………………………………………………………………3
Малый бизнес в сфере бытовых услуг…………………………………………4
Услуга и её роль в современной экономике……………………………………5
Особенности рынка услуг в России………………………………….................7
Заключение……………………………………………………………………….9
Литература……………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Малый бизнес в сфере бытовых услуг…………………………………………4
Услуга и её роль в современной экономике……………………………………5
Особенности рынка услуг в России…………………………………...........
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Жизнь современного человека трудно представить без телефона, транспорта, магазинов, школ, больниц - иными словами, без сферы обслуживания. Иногда её называют просто "сервис" или "услуги". Здесь трудятся люди самых разных профессий - своеобразная сборная команда, в которой играют преподаватели, милиционеры, банкиры, уборщицы, врачи, почтальоны, продавцы, парикмахеры, дорожные рабочие, программисты, водопроводчики, транспортники и т. д.
СФЕРА УСЛУГ (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.
Производство экономических
(ограниченных) благ делится на две сферы – сферу
Вплоть до 20 в. сфера услуг вообще исключалась из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит прямо указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда – работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» Эта точка зрения о непроизводительности сферы услуг была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой.
В развитых странах уже в 19 в.
начали понимать, что сфера услуг хотя и не
производит непосредственно материальных
благ, однако создает основополагающие
условия для этого производства. Поэтому в современной
статистике сфера услуг рассматривается
как полноценная часть
Малый бизнес в сфере бытовых услуг.
В настоящее время российский рынок услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.
Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30 % ежегодно и обусловлен, стремлением состоятельных людей, улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.
В то же время эксперты отмечают,
что российский рынок бытового обслуживания
во многом своеобразен по отношению к европейскому
рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания
населения получило распространение не
малое частное предпринимательство, не
семейный бизнес, как на Западе, а коллективные,
кооперативные формы
Сфера услуг, являющаяся составной частью
малого бизнеса, сталкивается с проблемами,
характерными для большинства
отсутствие производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения предприятий бытового обслуживания;
трудности в получении кредитных ресурсов и привлечении инвестиций;
нехватка квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий (портные, закройщики, сапожники, специалисты по ремонту сложной техники);
несовершенство правового регулирования отрасли на федеральном и региональном уровнях;
необходимость повышения уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;
ценовые барьеры в получении бытовых услуг гражданами со средним и низким достатком;
недостаточная информированность населения о предприятиях бытового обслуживания и оказываемых ими услугах.
Услуга и ее роль в современной экономике.
Сфера услуг является одной
из наиболее перспективных и
Услуга – это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат.
Один из классиков в области маркетинга Ф. Котлер, дает следующее определение услуги:
«Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом».
Услуга по своей сути является неосязаемой и не приводит к передаче собственности. Посещение парикмахерских, визиты к врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники – все это относят к услугам.
Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.
Исторической предпосылкой
возникновения рынка услуг явилось развитие
товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился
в дополнение к уже существовавшему товарному рынку,
и долгое время эти два вида рынка не были
дифференцированы так, как это произошло после
бурного роста промышленности. К тому же
многие товары, являющиеся материальным
результатом услуг, попадали на товарный
рынок. Так, ремесленник мог шить одежду
или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо
параллельно с ними – для продажи на рынке.
Лишь позднее производство товаров и исполнение
услуг выделились в самостоятельные сферы
К числу наиболее древних услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а также отдельные виды бытовых услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и торговли.
Рынок услуг абсолютно не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить услугу, а тем более дать ей какую-либо оценку до ее получения – невозможно. Сравнению здесь могут только подлежать ожидаемые и полученные выгоды. Во-вторых, услугам свойственна высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
Спрос на услуги, особенно бытовые, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.
Рост значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло не пройти бесследно: свыше 40 % размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли услуг в ВВП развитых стран 70 % при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 – 90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.
Особенностью экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг осуществляются путем открытия филиалов предприятий – исполнителей услуг в других странах.
В мировой торговле услугами
доминирующее положение занимают промышленно
развитые страны Северной Америки, Европы,
а также Япония и Южная Корея, предоставляющие
Россия является импортером и экспортером услуг. Она входит в состав 30 стран – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом экспорте и импорте услуг пока невысока, вместе с тем возрос удельный вес туристских услуг, особенно их экспорта. К тому же Россия представляет интерес для зарубежных инвесторов в области оказания таких услуг, как посреднические, аудиторские, консалтинговые, туристские, общественного питания, торговли, гостиничной индустрии, рекламы и образования.
Особенности рынка услуг в России.
По своей сути, рынок услуг, развивающийся
по законам рыночной экономики, является
разновидностью товарного рынка и вместе
с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый
подход к предпринимательской и
Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:
• в высокой динамичности рыночных процессов (предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);
• в территориальной сегментации (формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);
• в высокой скорости оборота капитала (одно из основных пре имуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более коротко го производственного цикла);
• в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);
• в специфике организации производства услуг (обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцента ми услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);
Заключение.
Анализируя нынешнее положение предприятий сферы бытовых услуг можно констатировать следующее:
1. В последние годы российский рынок услуг активно развивается. Объем рынка оценивается в 400-500 млн. долларов. В 2006 году рост рынка составил 5,9 %.
2. Интенсивному развитию
3. Одной из наиболее актуальных проблем для современного российского рынка услуг выступает невысокая рентабельность, величина которой находится в пределах 5-10%. Повышение рентабельности и быстрый рост для компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, в современных условиях обеспечивают, в частности, постоянная диверсификация бизнеса и экспансия в регионы.
4. Одними из наиболее
5. Необходимо совершенствование законодательной базы и механизмов для выполнения законодательных норм в сфере услуг
6. В целом для поднятия и развития
сферы услуг в России важна социально
ориентированная государственная политика,
в рамках которой предусмотрены значительные
расходы на социальную сферу.
Литература.
1. Демидова Л.С. Сфера услуг
в постиндустриальной экономике. – Мировая
экономика и международные отношения.
1999, № 2
2. Сфера услуг: проблемы и перспективы
развития. Тт. 1–3. Под ред. Ю.В.Свириденко.
М., 2001
3. Кликич Л.М. Экономика сферы услуг: проблемы
методологии и анализ. Уфа: БПАУ, 2004