Особенности рынка услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 15:25, реферат

Описание работы

Жизнь современного человека трудно представить без телефона, транспорта, магазинов, школ, больниц - иными словами, без сферы обслуживания. Иногда её называют просто "сервис" или "услуги". Здесь трудятся люди самых разных профессий - своеобразная сборная команда, в которой играют преподаватели, милиционеры, банкиры, уборщицы, врачи, почтальоны, продавцы, парикмахеры, дорожные рабочие, программисты, водопроводчики, транспортники и т. д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Малый бизнес в сфере бытовых услуг…………………………………………4
Услуга и её роль в современной экономике……………………………………5
Особенности рынка услуг в России………………………………….................7
Заключение……………………………………………………………………….9
Литература……………………

Файлы: 1 файл

Сервисная деятельность).docx

— 24.60 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

Малый бизнес в сфере бытовых услуг…………………………………………4

Услуга и её роль в современной экономике……………………………………5

Особенности рынка услуг в России………………………………….................7

Заключение……………………………………………………………………….9

Литература…………………………………………………………………….…10

 

Введение.     

Жизнь современного человека трудно представить  без телефона, транспорта, магазинов, школ, больниц - иными словами, без  сферы обслуживания. Иногда её называют просто "сервис" или "услуги". Здесь трудятся люди самых разных профессий - своеобразная сборная команда, в которой играют преподаватели, милиционеры, банкиры, уборщицы, врачи, почтальоны, продавцы, парикмахеры, дорожные рабочие, программисты, водопроводчики, транспортники и т. д.     

СФЕРА УСЛУГ (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.     

Производство  экономических (ограниченных) благ делится  на две сферы – сферу материального  производства и сферу услуг. В  первой сфере потребление созданного блага отделено от его производства, во второй – совмещено.     

Вплоть  до 20 в. сфера услуг вообще исключалась из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит прямо указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда – работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» Эта точка зрения о непроизводительности сферы услуг была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой.      

В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно  материальных благ, однако создает  основополагающие условия для этого  производства. Поэтому в современной  статистике сфера услуг рассматривается  как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).

 

 

 

 

Малый бизнес в сфере бытовых услуг.     

В настоящее время  российский рынок услуг по праву  считается одним из самых перспективных направлений бизнеса.  Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту  и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей.     

Интенсивному  развитию организаций  бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30 % ежегодно и обусловлен, стремлением состоятельных людей, улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.     

В то же время эксперты отмечают, что  российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению  к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения  получило распространение не малое  частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы  быта являются: трудовые коллективы – 63 %, юридические лица – 23 % и физические лица – 13 %. Другая специфичная черта  российского рынка бытового обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает  необходимость выживания в современных  условиях. В ряде случаев предприятия  бытового обслуживания наряду с основной деятельностью активно развивают другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход.     

Сфера услуг, являющаяся составной частью малого бизнеса, сталкивается с проблемами, характерными для большинства предпринимателей:

отсутствие производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения предприятий бытового обслуживания;

трудности в получении кредитных ресурсов и привлечении инвестиций;

нехватка квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий (портные, закройщики, сапожники, специалисты по ремонту сложной техники);

несовершенство правового регулирования отрасли на  федеральном и региональном уровнях;

необходимость повышения уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг;

ценовые барьеры в получении бытовых услуг гражданами со средним и низким достатком;

недостаточная информированность населения о предприятиях бытового обслуживания и оказываемых ими услугах.

 

Услуга и ее роль в современной экономике.     

Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся  отраслей экономики. Сегодня уже  практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени  не оказывали бы услуги, или, по крайней  мере, не соприкасались бы с ними.      

Услуга  – это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат.     

Один  из классиков в области маркетинга Ф. Котлер, дает следующее определение услуги:     

«Услуга – любая деятельность, которую  одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом».      

Услуга  по своей сути является неосязаемой  и не приводит к передаче собственности. Посещение парикмахерских, визиты к  врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники  – все это относят к услугам.      

Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда  предприятий непроизводственной сферы.     

Исторической  предпосылкой возникновения рынка  услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему  товарному рынку, и долгое время  эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после  бурного роста промышленности. К  тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при  недостатке заказов либо параллельно  с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров  и исполнение услуг выделились в  самостоятельные сферы деятельности.      

К числу наиболее древних услуг  относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а  также отдельные виды бытовых  услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и  торговли.      

Рынок услуг абсолютно не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому  оценить услугу, а тем более  дать ей какую-либо оценку до ее получения  – невозможно. Сравнению здесь  могут только подлежать ожидаемые  и полученные выгоды. Во-вторых, услугам  свойственна высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.     

Спрос на услуги, особенно бытовые, по мере насыщения  рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве  развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых  видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.     

Рост  значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло  не пройти бесследно: свыше 40 % размещенных  в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли услуг в ВВП развитых стран 70 % при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 – 90 % прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.      

Особенностью  экспорта и импорта услуг является то, что результаты их предоставления, даже материальные, не пересекают таможенную границу страны, поэтому при мировой  торговле услугами отсутствуют таможенные пошлины. Экспорт и импорт услуг  осуществляются путем открытия филиалов предприятий – исполнителей услуг  в других странах.     

В мировой торговле услугами доминирующее положение занимают промышленно  развитые страны Северной Америки, Европы, а также Япония и Южная Корея, предоставляющие преимущественно  финансовые, телекоммуникационные, информационные, образовательные и медицинские  услуги. На долю этих стран приходится более 50 % мировой торговли услугами. Удельный вес развивающихся стран  в мировой торговле услугами значительно  меньше, при этом они предоставляют  в основном транспортные, туристские и финансовые (оффшорные) услуги.      

Россия  является импортером и экспортером  услуг. Она входит в состав 30 стран  – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом  экспорте и импорте услуг пока невысока, вместе с тем возрос удельный вес туристских услуг, особенно их экспорта. К тому же Россия представляет интерес для зарубежных инвесторов в области оказания таких услуг, как посреднические, аудиторские, консалтинговые, туристские, общественного питания, торговли, гостиничной индустрии, рекламы и образования.

 

Особенности рынка услуг в России.      

По  своей сути, рынок услуг, развивающийся  по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка  и вместе с этим, имеет ряд специфических  черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой  деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.     

Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:     

•      в высокой динамичности рыночных процессов (предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);     

•      в территориальной сегментации (формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);     

•      в высокой скорости оборота капитала (одно из основных пре имуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более коротко го производственного цикла);      

•      в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);      

•       в специфике организации производства услуг (обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцента ми услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.     

Анализируя  нынешнее положение предприятий  сферы бытовых услуг можно  констатировать следующее:     

1. В последние годы российский рынок услуг активно развивается. Объем рынка оценивается в 400-500 млн. долларов. В 2006 году рост рынка составил 5,9 %.      

2. Интенсивному развитию организаций  сервиса способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. Спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30 % ежегодно. Однако целевой аудиторией для предоставления качественных бытовых услуг в России в настоящее время выступают лишь 10-15 % наиболее обеспеченного населения. В этой связи уже в ближайшие один-два года тенденция бурного роста может приостановиться, поскольку рынок бытовых услуг столкнется с ограничениями спроса.     

3. Одной из наиболее актуальных  проблем для современного российского рынка услуг выступает невысокая рентабельность, величина которой находится в пределах 5-10%. Повышение рентабельности и быстрый рост для компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, в современных условиях обеспечивают, в частности, постоянная диверсификация бизнеса и экспансия в регионы.      

4. Одними из наиболее перспективных  форм ведения бизнеса, связанного  с организацией бытового обслуживания  населения, являются сопутствующая  и сетевая формы. Сетевая модель  бизнеса позволяет игрокам не  только выдержать конкуренцию,  но и создавать новые сегменты  рынка бытовых услуг. Именно  сетевые компании в значительной  мере формируют современный рынок  бытовых услуг в России, в будущем  роль этих компаний еще более  усилится.     

5. Необходимо  совершенствование законодательной базы и механизмов для выполнения законодательных норм  в сфере услуг     

6. В целом для поднятия и развития сферы услуг в России важна социально ориентированная государственная политика, в рамках которой предусмотрены значительные расходы на социальную сферу.  
 

Литература.

1. Демидова Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике. – Мировая экономика и международные отношения. 1999, № 2  
2. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Тт. 1–3. Под ред. Ю.В.Свириденко. М., 2001  
3. Кликич Л.М. Экономика сферы услуг: проблемы методологии и анализ. Уфа: БПАУ, 2004

 

 

 


Информация о работе Особенности рынка услуг в России