От культуры первобытного общества до культуры эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый вект(4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил
железный век.

Содержание работы

1. Культура первобытного общества
2. Культура Древнего Рима
3. Культура эпохи Просвещения
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.97 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1.  Культура первобытного общества

2.  Культура Древнего Рима

3.  Культура эпохи Просвещения

4.  Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура  первобытного общества

По материалам, из которых люди изготовляли  орудия,  археологи  делят  историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

      Каменный  век  делится на древний  (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь,  подразделяется  на  три периода: нижний, средний и  верхний  (или  поздний).  Каменный  век  сменил медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем  наступил  бронзовый  вект(4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале  1–го  тыс.  до  н.  э.  его сменил

железный век.

            Впервые  причастность  охотников   и  собирателей  каменного   века   к изобразительному искусству была засвидетельствована  знаменитым  археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости  в  гроте  Ла Мадлен (Франция).

      Характерной   особенностью  искусства  на  самом   раннем   этапе   был синкретизм.

      В результате  открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

      Памятники    палеолитического,    мезолитического    и     охотничьего неолитического  искусства   показывают   нам,   на   чем   в   тот   период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры  из камня, глины, дерева, рисунки на  сосудах  посвящены  исключительно  сценам охоты на промысловых животных.

      Главным   объектом  творчества   палеолитического   мезолитического   и

неолитического времени  были звери.

      И наскальные  рисунки и фигурки помогают  нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы  охотника  направлены  на  то,  чтобы постичь  законы  природы.  От  этого  зависит  и  сама  жизнь  первобытного человека. Охотник до мельчайших  тонкостей  изучил  повадки  дикого  зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел  показать  их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир,  поэтому   так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в  полном  смысле слова палеолитические скульптуры.

      Главной   художественной  особенностью  первобытного   искусства   была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются  как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения  первобытного искусства представляют собой  целые  системы  сложных  по  своей  структуре символов,  несущих  большую  эстетическую  нагрузку,  с   помощью   которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.

        Культура  в  эпоху   палеолита.   Первоначально   необособленное   в специальный вид деятельности и связанное  с  охотой  и  трудовым  процессом первобытное   искусство    отражало    постепенное    познание    человеком действительности, его первые представления об  окружающем  мире.  Некоторые искусствоведы выделяют  три  этапа  изобразительной  деятельности  в  эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой  изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция  из  тушь,  костей, натуральный

макет. Включает в  себя  следующие  моменты:  обрядовые  действия  с  тушей убитого зверя, а позже с его  шкурой,  наброшенной  на  камень  или  выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры.  Элементарной формой творчества  была  звериная  скульптура.   Следующий  второй  этап  –искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта,  которое  выразилось  в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

      Для      третьего     этапа     характерно     дальнейшее     развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с  появлением выразительных  художественных  образов  в  цвете  и  объемном   изображении. Наиболее характерные образы живописи этого  периода  представлены  пещерными росписями. Рисунки нанесены охрой и  другими  красками,  секрет  которых  не найден и поныне.  Палитра  каменного  века  видна,  в  ней  четыре  основные краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые  употреблялись  довольно редко.

      Подобные  этапы можно проследить и   при  изучении  музыкального  пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не  было  отделено  от  движения, жестов, возгласов и мимики.

      Музыкальный  элемент натуральной  пантомимы   включал:  имитацию  звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную  интонационную  форму  – мотивы,  с  зафиксированным  звуковысотным  положением  тона;  интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы.

      В  одном   из  домов  Мизинской  стоянки   был   обнаружен   древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он  предназначался  для воспроизведения шумовых и ритмических звуков.

      Тонкая  и мягкая традиция  тонов,  наложение   одной  краски  на  другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры  шкуры  зверя.  При  всей своей    жизненной    выразительности    и    реалистической    обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно  спонтанным.  Оно  состоит  из отдельных конкретных образов,  в  нем  отсутствует  фон,  нет  композиции  в современном смысле слова.

      Первобытные  художники стали зачинателями  всех  видов  изобразительного искусства: графики (рисунки  и  силуэты),  живописи  (изображение  в  цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из  камня или вылепленные из глины).  Преуспели  они  и  в  декоративном  искусстве  – резьбе по камню и кости, рельефу. Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся  очень широко  уже   в   палеолите.   Геометрическим   узором   покрыты   браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта.  Геометрический  орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент  состоит в основном из множества зигзагообразных линий.

      Что же  означает этот абстрактный узор  и как он возник? Попыток   решить этот вопрос было много. Уж  очень  не  соответствовал  геометрический  стиль блестящим  по  реализму  рисункам  пещерного  искусства.  Изучив  с  помощью увеличительных  приборов  структуру  среза  бивней  мамонта,   исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень  похожих  на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий.  Таким образом,  в основе мезинского  геометрического орнамента оказался  узор,  нарисованный самой природой. Но древние  художники  не  только  копировали  природу,  они

вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.

       На сосудах  каменного века, найденных на  стоянках Урала,  был  богатый орнамент. Чаще всего рисунки  выдавливали  специальными  штампами.  Они  как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских  галек из желтоватого или зеленоватого с блестками  камнями.  По  острым  краям  их наносили прорези, штампы делались также  из  кости,  дерева,  раковин.  Если надавить таким  штампом  на  мокрую  глину,  наносился  рисунок,  сходный  с оттиском гребенки. Оттиск такого  штампа  часто  называют  гребенчатым,  или зубчатым.

            Первобытные художники создавали  и произведения искусства   малых  форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из  них,  вырезанные  из  бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.

      Некоторые  исследователи верхнепалеолитического  искусства считают,  что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они  служили,  были  не только искусством, они имели религиозно магическое  значение,  ориентировали человека в природе.

      В эпоху  неолита и бронзовый век подлинный   рассвет  пережил  орнамент, появились изображения.  Передающие  более  сложные  и  отвлеченные  понятия. Сформировались многие виды  декоративно-прикладного  искусства  –  керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда

      Культура  бронзового века. Начиная с бронзового  века яркие  изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются  сухие  геометрические  схемы. Например, профили горных козлов,  высеченные  на  утесах  гор  Азербайджана, Дагестана,  Средней  и  Центральной  Азии.  Люди  затрачивают  на   создание петроглифов все меньше  усилий,  наспех  процарапывая  на  камне мелкие фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в  наши  дни,  древне  искусство никогда не возродится.  Оно  исчерпало  свои  возможности.  Все  его  высшие достижения в прошлом.

      Последний  этап в развитии племен бронзового  века  на  Северо-западном Кавказе  характеризуются  существованием  крупного   очага   металлургии   и металлообработки.  Велась  добыча  медных  руд,  выплавливалась  медь,  было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).

      В  конце   этого  периода  наравне   с  бронзовыми  предметами  начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

      Развитие  производительных сил приводит  к тому, что  часть  пастушеских  племен переходит к  кочевому  скотоводству.  Другие  же  племена,  продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на  более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят  и  социальные сдвиги среди племен.

      В поздний   период  первобытного  общества  развивались  художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.

      Виды поселений  и погребений. К концу первобытной  эпохи появился  новый вид архитектурных сооружений  –  крепости.  Чаще  всего  это  сооружения  из огромных грубо  отесанных  камней,  которые  сохранились  во  многих  местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со  второй  половины  1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

            Особый вид поселений – римские   террамары – укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель,  вид  ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили  террамары  не на болоте или озере, а на сухом  месте,  а  потом  все  пространство  вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

      Погребения  делятся на два основных  вида:  надмогильными  сооружениями (курганы,  мегалиты,  гробницы)  и грунтовые,  то   есть   без   каких-либо надмогильных сооружений.  В  основании  многих  курганов  ямной  культуры выделялся кромлех - пояс из каменных блоков  или плит,  поставленных  на ребро. Размер  ямных  курганов  очень  внушительный.  Диаметр  их  кромлехов достигает 20 метров, а высота  иных  сильно  оплывших  насыпей  даже  сейчас

превышает 7 метров. Иногда  на  курганах  возвышались   каменные  надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы –  каменные  изваяния  человека  (воинов, женщин).  Каменная  баба  составляла  с   курганом   неразрывное   целое   и создавалась с расчетом на высокий  земляной  пьедестал,  на  обзор  со  всех сторон самых отдаленных точек.

      К древнейшим  по своему происхождению формам  религии относятся:  магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся  в условиях жизни первобытных людей.

 Анимизм.  Верования  в древнем человеческом обществе  были  тесно  связаны  с первобытными мифическими воззрениями и  основывались  они  на  анимизме  (от лат.  anima  – дух,  душа),  наделение природных   явлений   человеческими качествами. В научный  оборот  термин  введен  английским  этнологом  Э.  Б. Тейлором (1832  -  1917)  в  фундаментальном  труде  «Первобытная  культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии  в истории развития  религии. Тейлор  считал  анимизм  «минимумом  религии».  Ядом  этой  теории  является утверждение  о  том,  что  изначально  всякая  религия  произошла  от   веры «философа-дикаря»  в  способность  «души»,  «духа»   отделяться   от   тела. Неопровержимым доказательством этого  были  для  наших  первобытных  предков такие  наблюдаемые  ими  факты,   как   сновидения,   галлюцинации,   случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления. В  культуре  первобытности  анимизм  был  универсальной  формой  религиозных верований,  с  него  начался  процесс  развития  религиозных  представлений, обрядов и ритуалов. Анимистические  представления  о  природе  души предопределили   отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

Магия. Наиболее древней формой религии является магия  (от  греч.  Megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий  и  ритуалов  с заклинаниями и обрядами.

 

Культура  Древнего Рима

Римская культура сложилась  под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли  своих учителей, подняв общий уровень  собственного развития до небывалых  высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

 Римляне, переняв у  греков их сельскохозяйственные  орудия, существенно их совершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску, изобрели  жатку, стали использовать золотильные  цепи и серпы современной формы.  Рим - родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые  рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см.

Информация о работе От культуры первобытного общества до культуры эпохи Просвещения