Римские мастера усовершенствовали
колесный транспорт: повозку дополнили
поворотный передок и оглобли.
Судьба культуры зависит от
того уровня социального развития,
на котором
под влиянием внешних
воздействий сформировано данное
государство. Римские боги не
имели человеческого облика, не
вступали в сложные взаимоотношения,
обозначались лишь именами и
отвечали за различные конкретные
явления и функции. Такая же
жесткая и расписанная регламентация
лежит в основе организации
государства, зафиксированная и
развитая в форме римского
права; членение любого действия
или процесса на отдельные
фазы и функции, соотнесенность
каждой из них с определенным
богом привело, очевидно, к возникновению
последовательного мышления,
названного позже рациональным.
Демократизация римского общества
представляла собой не что
иное, введение имущественной иерархии
(реформа Сервия Туллия) с целью обеспечить
содержание армии - регламентировать участие
в его снаряжении
в зависимости от
дохода. В искусстве ведущую роль
играла архитектура. Главенствующий
принцип целесообразности, четкость
и смелость инженерного мышления
давали возможность удовлетворять
и бытовые потребности многочисленного
населения, и изощренный эстетический
вкус аристократов (их виллы с парками
и дворцы имели баснословную стоимость).
Этрусские традиции в архитектуре и изобретение
бетона позволили римлянам перейти от
простых балочных перекрытий к аркам,
сводам и куполам. Римляне вошли в историю
как выдающиеся строители. Они возводили
монументальные сооружения, даже развалины
которых до сих пор поражают
воображение. К ним
относятся амфитеатры, цирки, стадионы,
термы (общественные бани), дворцы
императоров и знати. В Риме
строили многоквартирные дома - инсулы
- в 3 - б, з порой и в 8 этажей. Римские строители
широко использовали бетон. Почти целиком
из бетона построен храм Пантеон (11 в.),
купол которого диаметром 43 м сохранялся
неповрежденным до середины ХIХ а, Из 6етона
был вооружен фундамент Колизея (1 в.) глубиной
в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты,
акведуки, портовые молы, дороги и т. д.
В начале нашей эры
римляне изобрели водяные мельницы
с колесом, которое в течение
многих веков, вплоть до нового
времени, оставалось основой энергетики.
Бытовая утварь была более
разнообразна, широко использовалась
бронзовая и стеклянная посуда.
Были специальные приспособления для
подогрева воды и отапливания помещений,
принципом действия напоминающие самовар.
Одежда, как и в Греции, была не сшитая
(у мужчин - туника и тога, у женщин -туника
и стола); широкое распространение получили
разнообразные плащи.
Достижения римской
материальной культуры стали
основой технического развития
Западной Европы в эпоху средневековья.
Пересечение садов породило знаменитую
крестово-купольную систему с
четырьмя столбами в центре; возникает
полукупол, опиравшийся на полуцилиндрический
выступ стены - зпсида: так родились основные
элементы будущих христианских храмов.
Поскольку в римских постройках несущим
элементом является стена,
колонны и их украшения
выполняют лишь декоративную
функцию. Чаще всего использовался
коринфский ордер, в также тосканский
- гладкие колонны на основании. В императорский
период возникают комбинации различных
капителей. Древнейший тип римского храма
- круглый.
Во время правления
Августа (27 г. до н. э. - 14 г
н. э.) Рим стал мировой столицей.
Начался небывалый расцвет искусства
и строительства. Здания украшались
портиками и рельефами. Поражают
своими размерами частично сохранившиеся
дворцы Юлиев, Флавиев, Северов.
Колонны и триумфальные арки
возводились даже в провинции.
Достижением римской скульптуры является
портрет. Начало этому жанру в Европе положили
этрусские, у которых изображение головы
покойного прикрывало урну с прахом; в
этой традиции - не только стремление сохранить
память об облике человека, но и отношение
к великой личности
как социально значимому
идеалу. Индивидуализация черт исключала
возможность эстетического любования,
поэтому в жанре скульптурного
портрета на первый план вышла
идея красоты духовной. Поскольку
духовные, нравственные идеалы в
обществе подвергались постоянному
пересмотру эволюционировал и портрет.
Скульптурным образам республиканской
эпохи
свойственны лаконичные
формы, резкость линий. Императорский
Рим Августа вернулся к художественным
идеалам Греции, привнеся в них
постепенно свою рассудочность,
парадность и помпезность. В
дальнейшем эти две тенденции
соединились и родился новый жанр - смелые
обобщенные портреты, которые передавали
индивидуальные черты и в то же время создавали
целостный образ личности. Портрет сделал
доступным внутренний мир человека. Скульпторы
отказались от фронтальных композиций
и постепенно - от излишней детализации:
в лице вьделялось самое характерное,
скупые линии и крупные формы делали портрет
монументальным и экспрессивным одновременно.
Изменялся портрет и по передаваемому
настроению: от силы и
жестокости в эпоху
борьбы с варварами - до религиозной
покорности судьбе к V в. н.э.
Начало римской литературе
положили греки своими переводами
на латынь «Одиссеи» и других
произведений классики (Ливий Андроник,
Луцилий). Первым действительно вьдающимся
литератором (комедиографом) стал Тит
Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной
веселостью, используя прием упрощения
характеров до гротеска, создавая классические
сюжеты комедии
положений. Более психологичны
характеры и сюжеты в комедиях Публия
Теренция Афра. Его «серьезная» комедия
представляет собой переработку греческой
(например, Менандра). Но если в «родных»
комедиях зрителю все было известно с
самого начала и его забавляло неведение
персонажей, то Теренций ставил зрителя
в такое же положение, что и героев пьесы,
появился элемент непредсказуемости.
Однако современники ценили Теренция
более как стилиста - за чистоту языка.
Различие культур греческой
и римской проявлялось в стадиях
развития и в качестве личностного
сознания. Ориентации на греческие
культурные эталоны Сципионов противостояла
италийская ориентация Катона. В своем
творчестве он не только упорно сохранял
приемы народного красноречия, но и защищал
римский уклад жизни от эллинской изнеженности
роскошью.
Воспринимая литературу
прежде всего как средство передачи социально
значимой информации, Катон не понимал
общее гуманитарное содержание греческой
культуры.
Авторы римской лирики
были уже далеки от песенной
народной традиции, и свои духовные
переживания они облекали в
готовые эллинистические формы.
Отсюда погружение в александрийскую
ученость, использование уже отработанных
выразительных средств. Первым
из плеяды выдающихся лириков
был Катулл. Как и другие поэты
его круга, он писал большие
«ученые» произведения и легкие
небольшие стихотворения. И в
тех, и в других особое внимание
он уделял отделке формы. Содержание
составляли вариации на темы
малоизвестных мифов, которые
позволяли развивать любовную
тематику.
В течение последующих
лет расцвет литературы был
связан с именами Вергилия, Горация,
Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к
формализму и легкость сменяются углублением
содержания и обращением к классической
гармонии. Интерес к литературе возрос,
т. к. политическая борьба, поглощавшая
ранее все духовные интересы общества,
потеряла всякий смысл. Август стремился
управлять литературным процессом, заставить
литературу
выполнять социальные
функции по своему собственному
заказу. Как исполнение государственного
заказа можно расценивать создание
Вергилием «Энеиды» - эпической поэмы
о мифическом божественном предке
римской аристократии и самого
Августа. Как «Илиада» - идеологическое
осмысление единства греческой
нации, так «Энеида» - это осознание
единства Рима с Италией. Однако
именно в «Энеиде» впервые
чистой нотой зазвучал подлинный
национальный патриотизм. Поэты
лирики продолжали катулловское
направление, стояли в оппозиции Вергилию
и Горацию (последний стал теоретиком
официозного классицизма).
У Овидия сама мифология
служит стилистическим приемом,
который поднимает любовную игру
до уровня обожествления (а
значит, выше государственного). В
условиях, когда Август провозгласил
возврат к суровым обычаям
предков, возрождение семьи и
нравственности (33, 348), любовные элегии
расценивались как кощунство
- остаток жизни Овидий провел
в ссылке.
Воспитатель императора
Нерона, знаменитый философ Сенека,
внес значительный вклад в
развитие трагедийного жанра.
Именно эту античную трагедию
драматургии Нового времени избрали
в качестве образца для подражания.
Трагедии Сенеки написаны в
духе «нового стиля»: затянутые
патетические монологи, громоздкие
метафоры и сравнения предназначены
скорее для читателя, чем для
зрителя.
Развитие искусства
красноречия, стремление его сохранить
содействовали развитию прозы.
Плодотворным итогом софистической
практики явилось возникновение
малых прозаических форм - писем
(художественных и псевдоисторических),
описаний. И в Греции, и в Риме
появился роман.
Исторические повествования,
ставшие весьма распространенными
в Риме, были призваны компенсировать
отсутствие собственной мифологии.
Развитие личного лирического
начала в литературе, а такое
преобладание обыденного утилитарного
сознания в духовной жизни
породили интерес к вполне
земным приключениям и любовным
переживаниям («Дафнис и Хлоя*’ Лонга).
Заметная деградация личности и чувств
нашли отражение в литературе, переживания
ее героев - это страдания собственника,
лишенного собственности. Вершиной античной
прозы можно назвать роман сатирический,
роман-пародию (Лукиака, Апулея, Петрония).
Сознание политически активных слоев
общества, особенно в эпоху республики,
непосредственно участвовавших в борьбе
за власть, не только было эклектичным
само по себе, но придерживалось зклектики
как доктрины.
Фактически политические
деятели готовы были использовать
любую теоретическую установку
в процессе ораторской практики.
Такую позицию можно оценить
и как крайне субъективистскую. Вполне
закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом,
особенно в эпоху империи, когда
политическая борьба
потеряла былую остроту. Смыкался
с субъективизмом и упрощенный
материализм, оправдывающий погоню
за удовольствиями в личной
жизни и пассивность, покорность
судьбе в жизни общественной (эпикуреизм).
Впрочем, как среди патрициев
можно было встретить воинствующую
нравственность (Цицерон), так и среди
псевдоэпикурейцев
скрывался подлинный
материализм (Лукреций). Существование
строго материалистического мировоззрения
было необходимо для поддержания
закона и законности, культ которой
не угасал, вернее, не угасало
стремление соблюсти ее видимость.
Но материализм Лукреция
и субъективизм объединяла борьба
против фатализма, понятия рока,
т. е. против объективного идеализма.
Между тем в обществе преобладала
тенденция к объективному идеализму,
как преобладало по численности
население, жизнь которого не
зависела от него
самого, а зачастую
не принадлежало человеку и
собственное тело. Оправдание (и
даже похвалу) собственного бессилия
и вынужденногоаскетизма римляне находили
в стоицизме, сторонниками которого были
крупнейшие римские философы вместе с
Сенекой, и император Марк Аврелий.
Склонялись к стоицизму
Цицерон, убийца Цезаря Брут, энциклопедист
Варрон, представители высших слоев. Хотя
в стоицизме много общего с субъективным
идеализмом и он тоже искал
решение внешних проблем
в изменении к ним своего
отношения, юристы-стоики настаивали
на незыблемости внутренних нравственных
законов, вытекающих, впрочем, из
договорных отношений между людьми.
Целью законов являлась защита
частной собственности, точнее, права
на частную собственность, к
которому сводилось моральное
равенство людей. Субъективизм
был ответом на невозможность
противостоять внешнему существу,
которое Сенека не решался
назвать как-нибудь определенно
(богу, року).
В эпоху империи
все больше распространялись
различные учения мистического
характера - неопифагореизм, неоплатонизм,
которые постепенно приближали рациональную
философию к религии. Весьма популярными
были религии Востока, египетские культы.
Поисками единственно необходимой религии
была занята большая часть населения огромной
империи.
Культура
эпохи Просвещения
Глубокие изменения в социально-политической
и духовной жизни Европы, связанные
с зарождением и становлением
буржуазных экономических отношений
обусловили основные доминанты культуры
XVIII века. Особое место этой исторической
эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах:
“век разума”, “эпоха Просвещения”.
Секуляризация общественного сознания,
распространение идеалов протестантизма,
бурное развитие естествознания, нарастание
интереса к научному и философскому знанию
за пределами кабинетов и лабораторий
ученых — это лишь некоторые наиболее
значимые приметы времени. XVIII столетие
громко заявляет о себе, выдвигая новое
понимание основных доминант человеческого
бытия: отношение к Богу, обществу, государству,
другим людям и, в конце концов, новое понимание,
самого Человека.В целом можно рассматривать
художественную культуру XVIII века как
период ломки воздвигающейся веками грандиозной
художественной системы, в соответствии
с которой искусство создавало особую
идеальную среду, модель жизни более значительной,
чем реальная, земная жизнь человека. Эта
модель превращала человека в часть более
высокого мира торжественной героики
и высших религиозных, идейных и этических
ценностей. Эпоха Возрождения заменила
религиозный ритуал светским, возвела
человека на героический пьедестал, но
все равно искусство диктовало ему свои
нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась
пересмотру. Ироническое и скептическое
отношение ко всему, что почиталось избранным
и возвышенным прежде, превращение возвышенных
категорий в академические образцы снимали
ореол исключительности явлений, которые
веками почитались как образцы. Перед
художником впервые открылась возможность
небывалой свободы наблюдения и творчества.
Искусство эпохи Просвещения использовало
старые стилистические формы классицизма,
отражая при их помощи уже совершенно
иное содержание.