Отчет оп музейной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:10, отчет по практике

Описание работы

Целью музейной практики является – закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебных дисциплин ″История культуры и искусств″ и ″История дизайна″. Углубление знаний исторического опыта развития мирового искусства и знания его наследия для современности. Формирование эстетического вкуса. Развитие художест-венного мышления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Сущность и социальны функции музеев 5
1.1 Музейное дело в Росси 5
1.2 Виды и социальные функции музеев 11
1.3 Крупнейшие музеи мира 13
РАЗДЕЛ 2. МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА В ЧЕЛЯБИНСКЕ 17
2.1 Челябинский областной краеведческий музей, специфика его деятельности 17
2.2 Структура и выставочная деятельность Челябинского областного музея искусств 20
2.3. Роль Выставочного зала Союза художников России
в пропаганде современного искусства 22
2. 4. Архитектурные комплексы и монументальная скульптура города 23

Файлы: 1 файл

музейная практика.docx

— 60.52 Кб (Скачать файл)

 

 Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Русско-Британский Институт Управления»

(НОУВПО РБИУ)

Факультет очного обучения

Кафедра гуманитарных дисциплин

Специальность 070601.65 Дизайн

 

 

 

 

 

 

 

О Т Ч Е Т  
ПО МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

 

 

Руководитель: Ф.И.О.  
преподавателя

Выполнил: Ф.И.О. студента 
номер группы, подгруппы.

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Сущность и социальны функции музеев                                                                                                                        5

1.1 Музейное дело в Росси                                                                                      5

1.2 Виды и социальные функции музеев                                                             11

1.3 Крупнейшие музеи мира                                                                                 13

РАЗДЕЛ 2. МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА В ЧЕЛЯБИНСКЕ                                 17

2.1 Челябинский областной краеведческий музей, специфика его  деятельности                                                                                                          17

2.2 Структура и выставочная деятельность Челябинского  областного музея искусств                                                                                                                  20

2.3. Роль Выставочного зала Союза художников России                                

в пропаганде современного искусства                                                                22

2. 4. Архитектурные комплексы и монументальная скульптура города         23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Содержание  предмета «музейная практика» как  дисциплины в обучении студентов  следует из определения художественного  музея. «Музеи художественные (от греч. museion – храм муз) – специальные  научно-исследовательские и просветительские учреждения и заповедные зоны, в  которых коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы художественной культуры». Социально-эстетические функции музейного  искусства многообразны. Музеи создают  фонды художественной культуры, предоставляют  материалы для ее изучения, обогащают  внутренний мир человека, формируют  его вкусы, создают особую атмосферу  духовного общения с прошлым  и современниками. Музеи – хранители  ценностей прошлого, без которых  нет будущего культуры. 

Значение  и цели проведения музейной практики. Музейная практика проводится с целью приобретения, углубления и закрепления профес-сиональных навыков по изученным дисциплинам.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хране-нием и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяри-заторской деятельностью.

Целью музейной практики является – закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебных дисциплин ″История культуры и искусств″ и ″История дизайна″. Углубление знаний исторического опыта развития мирового искусства и знания его наследия для современности. Формирование эстетического вкуса. Развитие художест-венного мышления.

Музейная  практика предусматривает решение  следующих задач:Знакомство со спецификой музейной деятельности. Ознакомление с коллекциями крупнейших музеев г. Челябинска. Уяснение основных проблем теории и истории мирового и отечественного искусства на основе представленных в экспозициях музеев произведений искусства. Уяснение закономерностей освоения человеком окружающей среды «по законам красоты». Совершенствование профессиональных навыков и умений, приобретенных в процессе теоретического обучения.

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Сущность и социальны функции музеев                                                                                                                            

1.1 Музейное дело в Росси

 

В дореволюционной  России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному  наследию можно выделить несколько  исторических этапов. Первый из них  связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим  основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими  основаниями выделения предметов  служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем  царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В 14-15 вв. главной  сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы  власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время  татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены  поляками, но позднее восстановлены Романовыми.

На следующем  этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились  по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский  дом, правительство создавали или  материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению  научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и  объектов. Возникают значительные коллекции  произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в  своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для  узкого круга людей.

Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в  Европе) в 19-м в. под влиянием Великой  Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного  собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные  музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование.

В России это проявилось особенно ярко в пореформенное  время, характеризующееся развитием  экономики, углублением процесса национального  самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло  количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия  культурного наследия на все более  широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах  играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие  ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более  широкого и глубокого понимания  культурного наследия. Деятельность П. М. Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н. М. Мартьянова, В. И. Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком  размахе и действенности их усилий.

Осознание того, что памятники искусства  и старины, хранящиеся в музеях и  составляющие достояние всего народа, требуют государственной заботы и охраны, произошло в России примерно в начале 20-го в.

Это положение  относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности  к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначально являлись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся  к этому времени критерии оценки музейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных  целях, идеологическое воздействие  на посетителя и пр.) определялись путем  экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле.

Следующий этап истории музеев России начался  в 1917 г., когда культурные ценности были объявлены достоянием народа, для  руководства процессом их сохранения и использования были созданы  специальные органы в центре и  на местах. Именно первые годы советской  власти дают наиболее интересные прецеденты выделения особо ценных объектов в культуре. Это были годы, результирующие предыдущий период и заложившие основы будущего развития. Поэтому так важно извлечь уроки этих лет.

Деятельность  первых организаций по руководству  музейным делом и охраной памятников базировалась на трех основных позициях: отношение к музейным ценностям  как национальному достоянию; демократизация музейного дела как необходимое  условие его развития; неприкосновенность коллекций музеев. Эти принципы, выработанные в дореволюционный  период, на первых порах воплощались  в жизнь. Среди форм работы первых государственных органов основными  были: выдача охранных грамот на коллекции  и музеи; прием коллекций на хранение; обследование имений, усадеб, дворцов, помещений государственных учреждений с целью выявления особо ценных предметов и коллекций. Был подготовлен  список усадеб, которые необходимо взять под охрану. В нем перечислены  впервые особо ценные, по мнению музейных деятелей, объекты: пушкинские места (Михайловское, Тригорское, Петровское, Ярополец, Полотняный завод) и дворцовые  ансамбли (Архангельское, Марьино, Отрада и др.). Уже 30 октября (12 ноября) 1917 г. был объявлен музеем Зимний дворец, в 1918 г. были открыты в качестве музеев дворцы Петергофа, Гатчины, Царского Села. Все предложения по музеефикации объектов вносились в органы государственной  власти представителями дореволюционной  художественной интеллигенции, музейными  деятелями, привлеченными к сотрудничеству в музейных органах, и отражали стремление научных и художественных кругов общественности спасти как можно  больше. В первой «Инструкции об охране, учете и регистрации памятников старины и искусства вне Петрограда»  подчеркивалось, что «деятель на ниве народного просвещения вообще работает не столько для текущего дня, сколько  для будущего, и поэтому более  чем кто-либо другой должен стремиться сохранить все культурное богатство  народа, хотя бы оно могло быть вполне использовано только в будущем». Основной формой охраны ценностей стало объявление их государственной собственностью и превращение их в музеи, предусматривался учет и контроль частных коллекций. Процесс национализации культурных ценностей в России был неодномоментным, проходил постепенно, в результате издания целого ряда декретов и постановлений.

Первоначально собственность государства, в том  числе и на историко-культурные памятники, складывалась как результат национализации на основе Декрета о земле, провозгласившего конфискацию помещичьих, удельных, монастырских и церковных земель со всем их инвентарем, усадебными постройками  и всеми принадлежностями. Именно поэтому первый список музейных органов  и касался усадеб и имений, которые  по Декрету о земле национализировались  первыми, а их культурным ценностям  угрожала опасность быть утраченными. В 1918 г. принят ряд декретов, в соответствии с которыми были созданы законодательные  основы для конфискации Наркомпросом дворцов и особняков, представлявших научную и культурную ценность.

К 1923 г. была создана музейная сеть Наркомпроса, утвержденная СНК РСФСР: 220 музеев, из них 49 в Москве, 23 в Петрограде и 148 провинциальных. Остальные музеи (около 180) были признаны музеями местного значения и переданы на местный бюджет. Еще одна попытка выделения особо  ценных музеев. Но и это количество музеев государство не смогло содержать  на централизованные средства и ВЦИКом была создана специальная комиссия по «концентрации музейного имущества». В течение 1923 - 1925 гг. путем анкетного  обследования и выездов экспертов  на места музеи были изучены и  к 1925 г. сеть музеев, финансируемая государством по бюджету, сократилась до 100 музеев и 42 филиалов (присоединенных к выделенным как объединенные). На местном бюджете осталось 143 музея.

С 1923 г. началась перерегистрация принятых на учет государством частных коллекций, закончившаяся  в 1925 - 1926 гг. В год рассматривалось 150 собраний, которые были, в основном, сняты с учета. В Москве на учете  было оставлено только 6 собраний высшей категории, а в остальных - только выборочно учтено около 1000 предметов (на 1923 г. - 10000). Музеям в это же время  было разрешено продавать дублетные  фонды, ветхое имущество и госфонды не музейного значения. Все это привело к оживлению антикварной и аукционной торговли и сделало возможным со второй половины 1920-х гг. распродажу музейных фондов не только внутри страны, но и за рубежом.

Так за десять лет музейное дело прошло путь от спасения гибнущих в революцию и гражданскую  войну ценностей до торговли ими, извлечения государственного дохода. Этот путь не был неизбежен или  неотвратим. На выбор повлияла, главным  образом, политическая борьба в эшелонах власти, их недостаточный культурный уровень, постепенное вытеснение в 1920-х гг.

К концу 1920-х гг. основными критериями оценки культурного наследия делаются представления  об «идеологически нужном» и «идеологически вредном», о возможности применения объектов культуры в идеологической обработке масс, о возможности  использования памятников культуры и объектов природы в вульгарно-социологически понятых воспитательных целях, в  нуждах социалистического строительства.

Информация о работе Отчет оп музейной практике