Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:10, отчет по практике
Целью музейной практики является – закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебных дисциплин ″История культуры и искусств″ и ″История дизайна″. Углубление знаний исторического опыта развития мирового искусства и знания его наследия для современности. Формирование эстетического вкуса. Развитие художест-венного мышления.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Сущность и социальны функции музеев 5
1.1 Музейное дело в Росси 5
1.2 Виды и социальные функции музеев 11
1.3 Крупнейшие музеи мира 13
РАЗДЕЛ 2. МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА В ЧЕЛЯБИНСКЕ 17
2.1 Челябинский областной краеведческий музей, специфика его деятельности 17
2.2 Структура и выставочная деятельность Челябинского областного музея искусств 20
2.3. Роль Выставочного зала Союза художников России
в пропаганде современного искусства 22
2. 4. Архитектурные комплексы и монументальная скульптура города 23
В последующие
годы развитие музеев и оценка их места
в музейной сети страны протекали
в этой сложившейся парадигме. Выделение
головных, зональных и т. д. музеев
базировалось на уже упоминавшихся
принципах. Ведущее место в сети,
во влиянии на музейную практику занимали
музеи идеологического
Сложно говорить о каких-либо итогах
развития музейного дела в современной
Российской Федерации и выделять
периоды, т.к. ее история насчитывает
чуть больше 10 лет. Эти годы стали временем
обновления отечественного музейного
дела, расширения связей с мировыми системами
охраны памятников истории и культуры,
создания нового законодательства по
музейному делу и охране памятников. В
то же время многие тенденции только начинают
формироваться и сложно судить об их позитивности
или негативности.
Вопрос об общественном предназначении музеев имеет давнюю историю. Однако теоретическая разработка проблемы социальных функций музея стала возможной лишь на определенном этапе развития музееведения. В России эту проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х –начале 1970-х гг. А.М. Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А. Равикович, Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс.
В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре – функцию документирования и функцию образования и воспитания.
Функция документирования. Предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.
Функция образования и воспитания. Основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.
Функция организации свободного времени. Которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.
Проблема социальных функций музея
обсуждается отечественными и зарубежными
музееведами уже не одно десятилетие,
ее вряд ли можно считать окончательно
решенной. Одни исследователи высказывают
неудовлетворенность
Социальные функции музея
Повышение роли музеев в организации
досуга людей, в свою очередь, влияет
на экспозиционную и культурно-образовательную
деятельность. Это наглядно проявилось
в тенденции создавать более
привлекательные для
В мире существует множество различных тематических музеев и выставок. Значительные и не очень, они предлагают своим посетителям ознакомиться с экспозицией и сформировать им свое мнение о том или ином художнике, скульпторе, периоде истории или стране. Есть среди них и те, которые претендуют на безусловное лидерство. Это крупнейшие музеи мира, которые имеют огромнейшее влияние на остальные и формируют общественное мнение, а также выступают законодателями мод.
Одним из наиболее знаменитых является Лувр, расположенный в Париже, столице Франции. Его экспозиция находится в королевском дворце, построенном еще 800 лет назад – да он и сам может выступать в качестве одного из экспонатов. В нем представлены все эпохи и народы, здесь можно найти как ассирийские барельефы, так и современный модерн. В Лондоне находится его старый конкурент – Британский музей, открытый еще в середине 18 века и располагающий такой же коллекцией.
Рим, в свою очередь, тоже стремится утвердиться в качестве культурной столицы мира. Италия, колыбель эпохи Ренессанса, подарила свету таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Караваджо, Микеланджело, Рафаэль. Именно их работы и являются центральными в музее Ватикана – Musei Vaticani. Кроме этого, там можно найти и искусство Древнего Мира, а также Средневековья и индустриальной Европы. Иногда администрация организовывает выставки под открытым небом в Колизее, и тогда цена билета возрастает в разы.
Метрополитен-музей, в отличие от предыдущих двух, находится уже не в Старом, а в Новом Свете, если еще точнее, в Нью-Йорке. В нем собраны произведения художников Западной Европы и Америки, а также памятники культуры народов Африки, Азии, Дальнего и Ближнего Востока. Его экспозиция включает не только живопись, но и графику, скульптуру и даже декоративно-прикладные ремесленные изделия. Музей относительно молод, поэтому его экспонаты близки почитателям современных направлений искусства.
Испанский музей Прадо расположен в Мадриде и входит в перечень самых крупных музеев мира. Коллекция настолько велика, что публике из-за нехватки места на стенах представлена лишь ее незначительная часть. Кроме живописи, в Прадо есть скульптуры и ювелирные изделия.
В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей –Эрмитаж. В его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов – произведений живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших дней.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина, бывший Музей изящных искусств имени императора Александра III) — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства.
Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства. В качестве инициатора создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911—1913).
Государственная Третьяковская галерея. Художественный музей в Москве, основанный в 1856 купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных и значительных в мире коллекций российского изобразительного искусства. Экспозиция в инженерном корпусе «Русская живопись XI — начала XX в» является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.
Русский музей самый обширный музей русского искусства в мире. Находится в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца. Филиалы музея расположены в Михайловском замке и Мраморном дворце. В ведении музея находятся также Михайловский и Летний сад.
Государственный Русский музей - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II.
Русский
музей сегодня - это уникальное хранилище
художественных ценностей, известный
реставрационный центр, авторитетный
научно-исследовательский
Конкурируют ли эти музеи между собой? В некотором роде, да. Но сотрудничество, все же, ставится превыше всего: искусство не терпит прагматизма. Чтобы содержать мировое культурное наследие, нужно быть истинно преданным в первую очередь именно этому делу, а не коммерции.
Старейшее учреждение культуры города, был открыт 1 июля 1923 г. Интересна история его создания. Представители местной интеллигенции неоднократно делали попытки организовать в Челябинске музей. Однако их усилия не раз прерывались: сначала первой мировой войной, затем последующими социальными потрясениями и наконец, гражданской войной. Только с осени1919 г. Возобновляется целенаправленная работа по сбору материалов для будущего музея. Ее возглавил замечательный исследователь – краевед, человек высокой внутренней культуры и глубоко преданный своему делу И.Г. Горохов /1884-1970гг./. Именно он явился организатором и первым директором музея, отдавшим ему более 40 лет жизни. Благодаря его энтузиазму и поддержке единомышленников, уже с самого начала своей деятельности музей располагал рядом интересных и ценных коллекций: это коллекции по археологии, нумизматике, ботанике, минералогии и этнографии. В эти годы в музее работали известные ученые С. Н. Дурылин /1923-1924 гг./ и К.В. Сальников / 30-е гг./. До 1929 г. музей располагался в бывшем купеческом особняке, а затем, до 1989 г., в здании бывшей Св. Троицкой церкви. Все годы своего существования, даже самые трудные, музей не прерывал своей работы.
В настоящее время Челябинский областной краеведческий музей является одним из крупнейших в регионе хранилищ естественно-научных и культурных ценностей. Его фонд составляет более 250 тыс. единиц хранения. С первых дней своего возникновения музей четко определил свой профиль: краеведческий, т.е. музей комплексный, хранящий коллекции естественно-научные исторического и художественного значения. Челябинский областной краеведческий музей – уникальная сокровищница историко-культурного и духовного наследия края. Его фонды насчитывают более 270 тысяч единиц хранения, среди которых немало предметов, имеющих общероссийское значение. Один из старейших в регионе музей – в этом году он отмечает свой 85-летний юбилей. Два года назад (29.06.06г.) состоялось открытие нового музейного здания, которое построено по уникальному проекту директора института Челябгражданпроект С. Ф. Якобюка, и является одним из красивейших архитектурных сооружение города. Знаковым является и тот факт, что здание расположено на том месте, где находилась Челябинская крепость, поэтому внешние очертания музея напоминают крепостные башни и стены.
Вновь возведенное
здание современно во всех отношениях
– технические условия