Отчет оп музейной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:10, отчет по практике

Описание работы

Целью музейной практики является – закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебных дисциплин ″История культуры и искусств″ и ″История дизайна″. Углубление знаний исторического опыта развития мирового искусства и знания его наследия для современности. Формирование эстетического вкуса. Развитие художест-венного мышления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Сущность и социальны функции музеев 5
1.1 Музейное дело в Росси 5
1.2 Виды и социальные функции музеев 11
1.3 Крупнейшие музеи мира 13
РАЗДЕЛ 2. МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА В ЧЕЛЯБИНСКЕ 17
2.1 Челябинский областной краеведческий музей, специфика его деятельности 17
2.2 Структура и выставочная деятельность Челябинского областного музея искусств 20
2.3. Роль Выставочного зала Союза художников России
в пропаганде современного искусства 22
2. 4. Архитектурные комплексы и монументальная скульптура города 23

Файлы: 1 файл

музейная практика.docx

— 60.52 Кб (Скачать файл)

В последующие  годы развитие музеев и оценка их места  в музейной сети страны протекали  в этой сложившейся парадигме. Выделение  головных, зональных и т. д. музеев базировалось на уже упоминавшихся  принципах. Ведущее место в сети, во влиянии на музейную практику занимали музеи идеологического значения, являвшиеся методическими центрами для всех остальных: Центральный  музей В. И. Ленина, Центральный музей  Революции СССР, Центральный музей Вооруженных сил.

Сложно говорить о каких-либо итогах развития музейного дела в современной  Российской Федерации и выделять периоды, т.к. ее история насчитывает  чуть больше 10 лет. Эти годы стали временем обновления отечественного музейного дела, расширения связей с мировыми системами охраны памятников истории и культуры, создания нового законодательства по музейному делу и охране памятников. В то же время многие тенденции только начинают формироваться и сложно судить об их позитивности или негативности.  

 

 

 

 

1.2 Виды и социальные функции  музеев      

 

Вопрос об общественном предназначении музеев имеет давнюю историю. Однако теоретическая разработка проблемы социальных функций музея стала возможной лишь на определенном этапе развития музееведения. В России эту проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х –начале 1970-х гг. А.М. Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А. Равикович, Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс.

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно  выделяют две исторически сложившиеся  функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре – функцию документирования и функцию образования и воспитания.

Функция документирования. Предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

Функция образования и воспитания. Основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени. Которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

Проблема социальных функций музея  обсуждается отечественными и зарубежными  музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают  неудовлетворенность традиционными  представлениями о том, что музей  характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие полагают, что само понятие «социальная  функция» по отношению к музею  требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального  анализа для понимания роли и  места музея в обществе и определения  путей его дальнейшего развития.

Социальные функции музея тесно  связаны между собой и находятся  в непрерывном взаимодействии. Процесс  документирования продолжается в русле  экспозиционной и культурно-образовательной  деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется  в процессе комплектования музейных пред-метов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

Повышение роли музеев в организации  досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную  деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более  привлекательные для посетителей  экспозиции путем воссоздания в  них интерьеров, помещения в них  действующих моделей и различных  технических средств – звукового  сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании  театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.

1.3 Крупнейшие музеи мира

 

В мире существует множество различных  тематических музеев и выставок. Значительные и не очень, они предлагают своим  посетителям ознакомиться с экспозицией  и сформировать им свое мнение о  том или ином художнике, скульпторе, периоде истории или стране. Есть среди них и те, которые претендуют на безусловное лидерство. Это крупнейшие музеи мира, которые имеют огромнейшее  влияние на остальные и формируют  общественное мнение, а также выступают  законодателями мод.

Одним из наиболее знаменитых является Лувр, расположенный в Париже, столице Франции. Его экспозиция находится в королевском дворце, построенном еще 800 лет назад – да он и сам может выступать в качестве одного из экспонатов. В нем представлены все эпохи и народы, здесь можно найти как ассирийские барельефы, так и современный модерн. В Лондоне находится его старый конкурент – Британский музей, открытый еще в середине 18 века и располагающий такой же коллекцией.

Рим, в свою очередь, тоже стремится  утвердиться в качестве культурной столицы мира. Италия, колыбель эпохи  Ренессанса, подарила свету таких  мастеров, как Леонардо да Винчи, Караваджо, Микеланджело, Рафаэль. Именно их работы и являются центральными в музее Ватикана – Musei Vaticani. Кроме этого, там можно найти и искусство Древнего Мира, а также Средневековья и индустриальной Европы. Иногда администрация организовывает выставки под открытым небом в Колизее, и тогда цена билета возрастает в разы.

Метрополитен-музей, в отличие от предыдущих двух, находится уже не в Старом, а в Новом Свете, если еще точнее, в Нью-Йорке. В нем  собраны произведения художников Западной Европы и Америки, а также памятники  культуры народов Африки, Азии, Дальнего и Ближнего Востока. Его экспозиция включает не только живопись, но и графику, скульптуру и даже декоративно-прикладные ремесленные изделия. Музей относительно молод, поэтому его экспонаты  близки почитателям современных  направлений искусства.

Испанский музей Прадо расположен в Мадриде и входит в перечень самых крупных музеев мира. Коллекция  настолько велика, что публике  из-за нехватки места на стенах представлена лишь ее незначительная часть. Кроме  живописи, в Прадо есть скульптуры и ювелирные изделия.

В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей  –Эрмитаж. В его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов – произведений живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного  искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других ценностей, созданных многими  народами мира с древнейших времен до наших дней.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина, бывший Музей изящных искусств имени  императора Александра III) — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства.

Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и  публичное хранилище слепков  и копий с классических произведений мирового искусства. В качестве инициатора создания музея в 1893 г. выступил заслуженный  профессор МГУ, доктор римской словесности  и историк искусства И. В. Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911—1913).

Государственная Третьяковская галерея. Художественный музей в Москве, основанный в 1856 купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных и значительных в мире коллекций российского изобразительного искусства. Экспозиция в инженерном корпусе «Русская живопись XI — начала XX в» является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.

Русский музей самый обширный музей русского искусства в мире. Находится в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца. Филиалы музея расположены в Михайловском замке и Мраморном дворце. В ведении музея находятся также Михайловский и Летний сад.

Государственный Русский музей - первый в стране государственный  музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II.

Русский музей сегодня - это уникальное хранилище  художественных ценностей, известный  реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр  художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России. К моменту открытия коллекция  Русского музея насчитывала около 2000 экземпляров: графика, живопись, скульптура, произведения древнерусского искусства. Сегодня Русский музей, кроме  Михайловского замка, занимает Мраморный  и Строгановский дворцы, Летний сад  с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад и является уникальным хранилищем образцов русского изобразительного искусства, чье собрание составляет около 400 000 экземпляров.

 

Конкурируют ли эти музеи между собой? В  некотором роде, да. Но сотрудничество, все же, ставится превыше всего: искусство  не терпит прагматизма. Чтобы содержать  мировое культурное наследие, нужно  быть истинно преданным в первую очередь именно этому делу, а не коммерции.

 

РАЗДЕЛ 2. МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА В ЧЕЛЯБИНСКЕ  

2.1 Челябинский областной краеведческий  музей, специфика его  
деятельности 

 

Старейшее учреждение культуры города, был открыт 1 июля 1923 г. Интересна история его  создания. Представители местной  интеллигенции неоднократно делали попытки организовать в Челябинске музей. Однако их усилия не раз прерывались: сначала первой мировой войной, затем последующими социальными потрясениями и наконец, гражданской войной. Только с осени1919 г. Возобновляется целенаправленная работа по сбору материалов для будущего музея. Ее возглавил замечательный исследователь – краевед, человек высокой внутренней культуры и глубоко преданный своему делу И.Г. Горохов /1884-1970гг./. Именно он явился организатором и первым директором музея, отдавшим ему более 40 лет жизни. Благодаря его энтузиазму и поддержке единомышленников, уже с самого начала своей деятельности музей располагал рядом интересных и ценных коллекций: это коллекции по археологии, нумизматике, ботанике, минералогии и этнографии. В эти годы в музее работали известные ученые С. Н. Дурылин /1923-1924 гг./ и К.В. Сальников / 30-е гг./. До 1929 г. музей располагался в бывшем купеческом особняке, а затем, до 1989 г., в здании бывшей Св. Троицкой церкви. Все годы своего существования, даже самые трудные, музей не прерывал своей работы.

В настоящее время Челябинский областной краеведческий музей является одним из крупнейших в регионе хранилищ естественно-научных и культурных ценностей. Его фонд составляет более 250 тыс. единиц хранения. С первых дней своего возникновения музей четко определил свой профиль: краеведческий, т.е. музей комплексный, хранящий коллекции естественно-научные исторического и художественного значения. Челябинский областной краеведческий музей – уникальная сокровищница историко-культурного и духовного наследия края. Его фонды насчитывают более 270 тысяч единиц хранения, среди которых немало предметов, имеющих общероссийское значение. Один из старейших в регионе музей – в этом году он отмечает свой 85-летний юбилей. Два года назад (29.06.06г.) состоялось открытие нового музейного здания, которое построено по уникальному проекту директора института Челябгражданпроект С. Ф. Якобюка, и является одним из красивейших архитектурных сооружение города. Знаковым является и тот факт, что здание расположено на том месте, где находилась Челябинская крепость, поэтому внешние очертания музея напоминают крепостные башни и стены.

Вновь возведенное  здание современно во всех отношениях – технические условия экспонирования отвечают требованиям ведущих музеев России (системы вентиляции и кондиционирования, все рубежи охраны, специализированное оборудование, поставленное ведущей  С.- Петербургской фирмой «Раритет» из Германии, Чехии, от лучших российских производителей). По итогам II Межрегионального конкурса «Музей года. Евразия - 2007» (на конкурс была представлена экспозиция «Детский музей») Челябинский областной краеведческий музей был награжден Золотой медалью. Золотую медаль за поддержку и развитие музейного дела России получил и Губернатор Челябинской области Петр Иванович Сумин. Весомый вклад П.И.Сумина в развитие музейного дела также был отмечен Дипломом 9-го Всероссийского фестиваля «Интермузей-2007». В 2007 году по результатам социологического опроса Челябинский областной краеведческий музей назван горожанами лучшим учреждением культуры Челябинска. Сотрудники музея, хранители материальной и духовной культуры, понимают, что именно предметы старины, свидетели истории человечества, становятся связующей нитью между людьми разных поколений. За очень короткий период времени обновленный музей стал не только центром сбора информации о развитии человеческой цивилизации, но и местом, где эта информация передается новым поколениям. Посещаемость за 2007 год составила 134 552 человека. За этот период в музее проведено 5839 экскурсий. В 2007 году экспонировались следующие крупные выставки - "Сокровища земли Уральской", "Павел и Сергей Третьяковы. К истории коллекции", "Валенсийские праздники. Традиции и культура" (Музей этнологии г. Валенсии (Испания), «Наша школьная страна», «Мой внутренний мир» (графика французского модельера Пако Рабанна), «Церемонии и праздники Японии» и др. Всего в 2007 году в музее было организовано 43 выставки, из них 10 – передвижные, экспонирующиеся в музеях Челябинской области на безвозмездной основе. К юбилею музея были открыты для посетителей три зала основной краеведческой экспозиции. Несмотря на предельно сжатые сроки, вся экспозиция построена на высоком художественном уровне, на основе современных музейных технологий.

Информация о работе Отчет оп музейной практике