Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:01, контрольная работа
«Серебряный век» стал именно той вехой, которая предрекла грядущие изменения в государстве и отошла в прошлое с приходом кроваво-красного 1917 года, неузнаваемо изменившего людские души.
Живы были большинство поэтов, писателей, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан «Серебряный век», но сама эпоха закончилась. Каждый ее активный участник осознавал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Заочный финансово-экономический институт
по дисциплине «Культурология»
Вариант № 27
Тема: Отечественная культура «серебряного века»
студента |
Латыповой Екатерины Минировны |
Номер личного дела |
100.01/120060 |
Направление |
Менеджмент |
Курс |
1 |
Поток |
7 |
Форма обучения |
вечер |
Руководитель |
к.и.н., доцент Шумилов В.В. |
Архангельск 2013
Содержание
1. Введение……….………………………………………………
2. Литература……….…………………………………………
3. Живопись…….…………………………………………………
4. Театр. Музыка. Балет………………………………………………………..11
5. Заключение……………………………………………………
6. Тест...……………………………………………………………
7. Список литературы……………………………………………………
Введение
«Серебряный век» в русской
культуре, хоть и оказался удивительно
коротким (конец XIX- начало ХХ вв.), но он
оставил свой след в истории России. Я
считаю эту тему актуальной, так как за
этот период русская культура сумела достигнуть
мирового уровня. Культура России «серебряного
века» отмечена высоким развитием, многими
достижениями и открытиями.
Великие потрясения, которая пережила
наша страна за сравнительно небольшой
исторический период, не могли не отразиться
на ее культурном развитии. Русская культура,
не теряя своего национального лица, все
более обретала черты общеевропейского
характера. Возросли ее связи с другими
странами.
Цель в моей контрольной работе – изучить и проанализировать «серебряный век» в русской культуре. Для того чтобы подойти к этой цели, необходимо решить некоторые поставленные мною задачи. Я хочу рассмотреть все то, что происходило в период «серебряного века» в литературе, живописи, театре, музыке. В литературе появляются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм. Театр и музыка достигают высшего уровня среди других стран. Появляются великолепные композиторы. В «серебряном веке» присутствовал стиль «модерн», который имел народные корни, опираясь на передовую промышленную базу, и вобрал в себя достижения мировой архитектуры.
Теперь необходимо решить
все поставленные мною задачи, тем
самым я смогу выполнить цель в своей
контрольной работе.
Литература.
Источником вдохновения для творческих интеллигентов рассматриваемого времени служило философское и поэтическое наследие В.С. Соловьева, который подал пример мистической романтики и теоретического своеволия относительно вековых религиозных, национальных, культурных традиций.
Этот период характеризовался такими особенностями, как:
1) модернистское мышление творцов культуры;
2) сильное влияние
3) меценатство.
Для духовной жизни России была характерна напряженная борьба различных направлений, течений, «всеобщая переоценка ценностей». Очень хорошо отразил эту обстановку Д. С. Мережковский, причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием – мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения».
Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус, - пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты, А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьев, на первый план выдвигали философские и теософские искания.
Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.
Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами.
К 1910 г. на смену символизму в русской литературе пришёл акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила). Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего О. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.
Отрицания традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» - таковы были декларации футуристов (от лат. futurum – будущее). Футуризм распадался на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.
Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство — игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством.
Были в поэзии этого
времени яркие
М. Цветаева до эмиграции
выступала в сборниках «
В лучших произведениях М.
Волошина – чувство любви к
природе как к космическому целому,
трагическое переживание
Н. Клюев был поэтом – певцом крестьянской патриархальности. Он затрагивал религиозные мотивы, испытывал пристрастие к архаизму, фольклору; присутствует в его творениях мистическая символика.
В конце XIX века, когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство, явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в.
Поздние сочинения писателей:
Лев Николаевич Толстой: Холстомер [1886] , Смерть Ивана Ильича [1886] , Дьявол [1889] , Крейцерова соната [1890] , Отец Сергий [1890], Хаджи-Мурат [1896], Отец Сергий (варианты) [1890] ;
Антон Павлович Чехов: У знакомых, Ионыч, Человек в футляре, Крыжовник, О любви, Случай из практики, По делам службы, Душечка, Новая дача, Дама с собачкой, В овраге, На святках, Архиерей, Невеста. (1898 – 1903);
Александр Иванович Куприн: Лимонная корка [1920], Сказка [1920], Однорукий комендант [1923], Дочь великого Барнума [1926], Инна [1928], Ночная фиалка [1933], Последние рыцари [1934] ;
Иван Алексеевич Бунин: Мистраль [1944], Три рубля [1944], Памятный бал [1944], Ловчий [1946], Полуденный жар [1947], Темные аллеи [1949];
Живопись
Сложные общественные процессы
конца XIX – начала XX вв. обусловили появление
новых форм и способов отражения
в художественной культуре. Стремясь
к гармонии и красоте мира, художники
видели задачу искусства в воспитании
чувства прекрасного в
На рубеже веков взамен реалистичного метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.
В этот период новое слово в живописи сказал В. А. Серов. Портреты Серова – вершина этого жанра в период «серебряного века», как бы итог его предшествующей истории. Для них свойственен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветов и рефлексов, композиционная целостность (портреты «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем», К. Коровина, З. Юсуповой, М. Н. Ермоловой, О. К. Орловой и др.). Занимался мастер также и пейзажами, и жанровыми, и историческими сюжетами.
Один за другим вошли в
русскую культуру два мастера
живописного символизма, создавшие
в своих произведениях
Искусство лирика и мечтателя Борисова-Мусатова – это реальность, превращенная в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами, которые испытывали многие люди того времени, «когда общество жаждало обновления, и очень многие не знали, где его искать». Его стилистика развивалась от импрессионистических световоздушных эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма. В русской художественной культуре рубежа XIX-XX вв. творчество Борисова-Мусатова – одно из самых ярких и масштабных явлений.
Далекая от современности тематика, «мечтательный ретроспективизм» является основной объединения петербургских художников «Мир искусства». Среди них были, помимо В. Серова и М. Врубеля, А. Бенуа, К. Коровин, М. Нестеров, А. Головин, Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, С. Малютин, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Л. Бакст и др. Отвергая академически-салонное искусство и тенденциозность передвижников, опираясь на поэтику символизма, «мирискусники» занимались поиском художественного образа в минувшем. За столь откровенное неприятие современной действительности «мирискусников» критиковали со всех сторон, обвиняя в бегстве в прошлое.
Заслугой «Мира искусства» было создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность.
В 1910-х гг. появляются различные направления русского авангарда. Художники «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Мишени», кубофутуристы, супрематисты, стремясь к новой живописной выразительности, экспериментировали в области цвета и формы, использовали опыт Сезанна, и кубистов (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Лентулов, М. Ф. ЛАрионов). Идеи абстракционизма нашли выражение в работах В. В. Кандинского и К. С. Малевича.
Художники «Бубнового валета» отрицали академическое и реалистическое искусство, для их творчества были характерны фовизм, кубизм, а также стилизация русского народного лубка.
Кубизм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Фовизм – направление, которое в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Как направление просуществовало недолго — примерно с 1898по 1908 год.
Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.
Супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – разновидность абстрактного искусства: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже наложенные на плоскость объемные формы.
Поздние картины художников:
Илья Ефимович Репин: Портрет пианистки Софии Ментер, [1887], Портрет баронессы Штейнгель, [1895], Портрет Алексея Толстого, [1896], Портрет княгини Тенишевой, [1896], Портрет артистки Беллы Горской, [1910];
Информация о работе Отечественная культура «серебряного века»