Отечественная культура «серебряного века»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

«Серебряный век» стал именно той вехой, которая предрекла грядущие изменения в государстве и отошла в прошлое с приходом кроваво-красного 1917 года, неузнаваемо изменившего людские души.
Живы были большинство поэтов, писателей, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан «Серебряный век», но сама эпоха закончилась. Каждый ее активный участник осознавал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет.

Файлы: 1 файл

культурология кр 27 вариант.docx

— 41.93 Кб (Скачать файл)

Василий Иванович Суриков: Генералиссимус Суворов, [1907],  Портрет княгини Щербатовой, [1913], Портрет Натальи Матвеевой, [1909], Степан Разин, [1903-1907];

Театр. Музыка. Балет.

Серебряный век – это  не только взлёт поэзии, это и  эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своём носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А. П. Чехова и М. Горького.

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда -родоначальника метафорического театра.

В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской, репертуар  которого отражал устремления демократической  интеллигенции. Режиссерское творчество Е.Б. Вахтангова  отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра А.Я. Таиров стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.

Виднейшими представителями  русской вокальной школы, певцами  мирового класса были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П. Павлова. Русское искусство получило мировое признание.

Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы  явилась его опера «Царская невеста» (1898). Он, будучи профессором петербургской  консерватории по классу композиции, воспитал целую плеяду талантливых  учеников: А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и другие.

В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы.

Новые веяния также затронули  балетную сцену. Всемирно известным  становится русский балет. Яркими представителями  отечественной школы классического  танца были М. Ф. Кшесинская и А. П. Павлова, В. В. Нижинский и М. И. Фокин, Организованные С. П. Дягилевым в 1907 – 1914 гг. в Париже и Лондоне «Русские сезоны» - выступления балетных и  оперных звезд – стали поистине триумфом искусства России. Дягилев  открыл публике  композитора И. Стравинского. На его музыку поставили балет  «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Всего до начала первой мировой войны  было показано 22 балета и 10 опер. По словам Дягилева, «мирискусникам» удалось «возвеличить русское искусство на Западе». 

Русская музыка начала XX в. в  целом переживает подъем. Основным её источником и особенностью, как  в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой  культуры вошли произведения оперного жанра (Н. А. Римский-Корсаков), симфонической  и камерной музыки (С. Н. Рахманинов, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, Р. М. Глиэр  и др.)

Заключение

«Серебряный век» стал именно той вехой, которая предрекла  грядущие изменения в государстве  и отошла в прошлое с приходом кроваво-красного 1917 года, неузнаваемо  изменившего людские души.

Живы были большинство поэтов, писателей, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан «Серебряный век», но сама эпоха закончилась. Каждый ее активный участник осознавал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет.

Большим недостатком всего  “серебряного века” русской культуры являлась практическая изолированность самосознания творческой интеллигенции от миросозерцания широких социальных слоев, а отчасти и от объективных проблем народной жизни, что в дальнейшем приведет к тому, что устаревшие идеи XIX и даже XVIII века, распространившиеся в народе, способствуют революции и разрушению высших этажей русской культуры.

Требовались глубокие социальные преобразования для того, чтобы предоставить простор для культурного творчества народа, значительные вложения в развитие духовной сферы общества, технической его базы, на что у правительства не хватало средств. Не спасало и меценатство, частная поддержка и финансирование значительных общественных, культурных мероприятий.

Полотно «Серебряного века»  получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. Оно отразило существующую действительность. И хотя мы зовем это время «серебряным», а не «золотым веком», может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

 

 

 

Тест

Соотнесите между собой  художественные направления и творчество писателей и поэтов конца XIX – начала XX вв.

1. В. Брюсов                                    а. Реализм

2. О. Мандельштам                         б. Символизм   

3. А. Куприн                                    в. Акмеизм

4. В. Маяковский                             г.  Футуризм

5. С. Есенин

6. А. Ахматова

 

1

2

3

4

5

6

б

в

а

г

а

в


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеев А. И., В. С. Измозик, Ю. С. Куликов и др. «Культурология. История культуры России» – СПб.: СЗТУ,2008, 200 с.

2. Балакина Т. И. «История русской культуры» - М., 2010

3. Дмитриев С.С. «Очерки истории русской культуры нач. XX в.», Москва, «Просвещение», 2008

4.  «История самосознания отечественной культуры» - М., 2011

5. Маркова А. Н. «Культурология. История мировой культуры».: «ЮНИТИ», 2008; 600с.

6. Рапацкая Л.А. «Художественная культура России», Москва, «Владос», 2010

7.  http://ru.wikipedia.org

 

 

 

Дата: 29.03.2013                                              Подпись:

 


Информация о работе Отечественная культура «серебряного века»